Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и кодирование информации

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.. 3

1.1. Информация и данные. 3

1.2. Классификация информации по разным признакам.. 3

1.3. Методы классификации информации. 4

1.4. Система кодирования. 6

1.5. Практикум по кодированию информации. 8

1.6. Классификаторы.. 9

1.7. Общероссийские классификаторы (ОК) 10

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС) 11

2.1. Система. Общие понятия о системе. 11

2.2. Общие понятия об информационных системах (ИС) 11

2.3. Основные задачи информационных систем (ИС) 12

2.4. Этапы развития информационных систем.. 13

2.5. Классификация ИС по выполняемым функциям (исторический аспект) 13

2.6. Современные информационные системы (ИС) 16

2.7. Пользователи информационных систем (ИС) 16

2.8. Процессы в информационных системах - ИС.. 18

2.9. Необходимость создания ИС(АСОИ) 19

2.10. Роль структуры управления в ИС.. 19

3. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 20

3.1. Уровни процесса управления. 20

3.2. Операции и процедуры.. 22

3.3. Функции управления. 23

3.4. Принципы управления. 27

3.5. Информационные технологии и системы управления. 30

4. Структура ИС.. 34

4.1. Виды обеспечений ИС.. 34

4.1.1. Информационное обеспечение ИС.. 35

4.1.2. Техническое обеспечение ИС.. 38

4.1.3. Математическое и программное обеспечение ИС.. 39

4.1.4. Методическое и организационное обеспечение ИС.. 40

4.1.5. Правовое обеспечение ИС.. 40

4.1.6. Лингвистическое обеспечение ИС.. 41

4.1.7. Эргономическое обеспечение ИС.. 41

4.1.8. Кадровое обеспечение ИС.. 41

4.2. Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления. 42

4.3. Принципы и методы создания ИС.. 45

4.4. Классификация информационных систем - ИС.. 48

4.4.1. Классификация ИС по масштабности применения. 50

4.4.2. Классификация ИС по признаку структурированности задач. 51

4.4.3. Классификация ИС по функциональности. 53

4.4.4. Классификация ИС по характеру обработки информации. 55

4.4.5. Классификация ИС по оперативности обработки данных. 55

4.4.6. Классификация ИС по квалификации персонала и управления. 56

4.4.7. Классификация ИС по степени автоматизации. 58

4.4.8. Классификация ИС по характеру использования информации. 58

4.4.9. Классификация ИС по сфере деятельности. 60

4.4.10. Классификация ИС по концепции построения. 60

4.4.11. Классификация ИС по режиму работы.. 61

4.4.12. Классификация ИС по сфере применения. 62

5. жизненнЫЙ цикл ИС.. 63

5.1. Модели жизненного цикла (ЖЦ) ИС.. 63

5.2. Стандарты на проектирование ИС.. 65

5.3. Процессы ЖЦ ПО.. 66

5.4. Каноническое проектирование ИС.. 69

5.5. Содержание технического задания на ИС.. 72

5.6. Содержание технического проекта ИС.. 74

5.7. Типовое проектирование ИС.. 76

5.8. Обзор рынка программных продуктов. 79

6. Технология создания информационных систем (ИС) 83

6.1. Требования к инструментальным средствам.. 83

6.2. Что такое CASE-средства?. 83

6.3. Подходы к проектированию ИС.. 84

6.4. Методы структурного проектирования. 84

6.5. Методы объектно-ориентированного проектирования. 85

6.6. Пример взаимодействия CASE-средств. 85

6.7. Развитие методологий проектирования. 86

6.8. Методология функционального моделирования IDEF0. Общие положения. 86

6.9. Синтаксис графического языка. 87

6.9.1. Блок. 87

6.9.2. Стрелка. 87

6.10. Семантика языка IDEF0. 87

6.10.1. Семантика блоков и стрелок. 87

6.10.2. Контекстная диаграмма. 88

6.10.3. Дочерние диаграммы.. 89

6.10.4. Граничные стрелки. 91

6.10.5. Тоннелирование стрелок. 91

6.11. Правила построения диаграмм.. 91

6.12. Методика разработки функциональных моделей в среде IDEF0. 91

6.12.1. Общие положения. 91

6.12.2. Классификация видов функций. 92

6.12.3. Классификация механизмов. 93

6.12.4. Классификация управляющих воздействий. 93

6.12.5. Типизация функциональных моделей. 94

6.12.6. Выводы по методологии функционального моделирования. 94

Учебники к курсу.. 95

Список литературы... 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Постановка задачи. 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Инструментальная среда BPwin. 98

 


 

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Информация и данные

 

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиций материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Наряду с информацией употребляется понятие данные. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности в чем-либо, эти данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Особенности экономической информации:

1.Отражает деятельность предприятия через систему, в основном, натуральных и стоимостных показателей.

2.Она возникает рассредоточено, в низовых точках объекта небольшими порциями.

3.Большая часть данных фиксируется в первичных документах, непригодных для автоматизированного ввода, поэтому возникает необходимость набора данных вручную (из документа на клавиатуре).

4.Она характеризуется большими объемами данных для обработки и простыми алгоритмами расчетов (преобладают 4 арифметических действия: +, -, *, /).

5.Она характеризуется повторяемостью циклов возникновения и обработки в установленных временных пределах.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.

Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации реальному состоянию объекта или процесса. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации зависит правильность принятия решений человеком.

 

Система кодирования

 

Система кодирования – это совокупность правил кодового обозначения объектов.

Применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации.

Код – это условное обозначение объекта или явления в виде знака или системы знаков, построенная по определенным правилам. (второй раз дается определение, см. выше)

Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов.

Код характеризуется:

-длиной – число позиций в коде;

-структурой – порядок расположения в коде символов, используемых для обозначения классификационного признака.

Процедура присвоения объекту кодового обозначения называется кодированием.

Основные причины кодирования экономической информации:

1.Обеспечение однозначной идентификации объекта.

2.Сокращение объемов работ при решении задач.

Основные требования к кодам:

-min значности и простота построения;

-наличие резерва;

-коды должны разрабатываться на длительный период времени;

-коды каждой отдельной номенклатуры должны иметь одинаковую значность;

-коды должны по возможности дублировать уже сложившиеся обозначения;

-коды должны учитывать специфику программных и технических средств;

-коды должны помехозащищены.

В системе кодирования используются 2 группы методов:

- в классификационной системе кодирования необходима предварительная классификация объектов на основе иерархической или фасетной системы;

- регистрационная система кодирования предварительной классификации объектов не требует.

Система кодирования

Классификационная Регистрационная

Последовательная Параллельная 1.Порядковая Серийно-порядковая

(для иерархической (для фасетной 2.Серийная

классификации) классификации) 3.Десятичная

4.Шахматная (матричная)

5.Повторения

Последовательное кодирование: сначала записывается код старшей группировки 1-го уровня, затем 2-го, 3-го и т.д.

Пример. 1310 – студенты коммерческого факультета свыше 30 лет, мужчины; 2221 – студенты факультета информационных систем, от 20 до 30 лет, женщины, имеющие детей.

Параллельное кодирование используется для фасетной системы классификации. Все фасеты кодируются независимо друг от друга; для значения каждого фасета выделяется определенное количество разрядов кода.

Пример. 1 разряд – пол, 2-й – наличие детей у женщин, 3 - возраст, 4 – факультет. 2135 – женщины свыше 30 лет, имеющие детей, студенты математического факультета; 1021 – 1021 – мужчины возраста 20-30 лет, студенты радиотехнического факультета.

Регистрационное кодирование

Наименование материалов Порядковая система кодирования Серийная система кодирования Десятичная система кодирования
I.Черные металлы 1.Чугун 2.Сталь 3.Прокат   1-15 3 (4-15 резерв)   103 (104-199 резерв)
II.Цветные металлы 1.Аллюминий 2.Медь 3.Серебро 4.Свинец   16-24 19 (20-24 резерв)   24 (25-29 резерв)

1.Порядковая система кодирования предполагает кодирование позиций числами натурального ряда в порядке возрастания без пропусков.

Достоинства: малозначность и простота построения.

Недостатки:

-невозможность расширения позиции номенклатуры без нарушения принятой системы классификации;

-трудности при подведении итогов, приходится запоминать с какого номера начинается и каким заканчивается каждая группа позиций;

-при кодировании не учитывается количество признаков.

2.Серийная система является продолжением порядковой системы. На каждую группу позиций номенклатуры, объединенную одним общим признаком, выделяется серия порядковых номеров с учетом резерва. Размер серии произвольный.

Достоинства: наличие резерва, простота построения.

Недостатки: не всегда можно правильно определить размер серии, трудности при расшифровке, т.к. приходится запоминать с какого номера начинается и каким заканчивается каждая серия.

3.Десятичная система – наиболее широко применяется в практике обработки информации. Здесь для каждого кодируемого признака выделяется один или несколько десятичных разрядов.

Структура кода: Х Х Х


группа порядок

материала следования

в группе

Достоинства: возможность кодирования многопризначных номенклатур; автоматическое формирование резервов; простота расшифровки.

Недостатки: не всегда обоснованные резервы; многозначность кода.

4.Шахматная (матричная) система. Она не является самостоятельной системой, а представляет форму изображения серийного или десятичного кода для двупризначных номенклатур.

 

Вид вклада Вид операции До востребования Срочный Накопительный  
1.Приход 2.Расход 3.Зачисление 4.Списание       11-20 21-30 31-40 41-50

Структура кода: Х Х

 

вид вид

операции вклада

5.Система повторения (коды повторения). Эта система предполагает использование уже сложившихся цифровых обозначений: номера месяцев, разряды работ и рабочих, номера счетов в бухгалтерском учете и др.

 

Классификаторы

 

При обмене информацией между различными информационными системами для обеспечения сопоставимости данных применяется единая система классификации и кодирования (ЕСКД).

Классификаторы и кодификаторы имеют различные сферы действия:

- локальные (внутрисистемные) классификаторы – действительны только в рамках информационной системы (ИС) или предприятия;

- отраслевые классификаторы – действительны для всех ИС (предприятий) одной отрасли народного хозяйства;

- региональные (республиканские, городские, областные) классификаторы – действительны для всех ИС (предприятий) одного региона;

- общероссийские классификаторы – действительны для ИС (предприятий), принадлежащих субъектам Российской Федерации;

- международные классификаторы.

Чем выше уровень действия классификатора, тем более общими являются заложенные в нем признаки объектов и тем шире номенклатура объектов.

Помехозащищенность кода обеспечивается за счет включения в код избыточных контрольных чисел, значение которых вычисляется по определенному алгоритму. Наиболее традиционным является метод "остаток по модулю простого числа" и использование весовых коэффициентов разрядов кода.

где k – контрольное число;

a – весовой коэффициент разряда;

b – значение разряда кода;

q – простое число.

Например, исходный код 48005, в качестве весовых коэффициентов разрядов кода выбраны числа 3,5,7,11,13. "Простое" число – 11.

Вычисляется сумма произведений значений разрядов кода на их "веса":

4´3+8´5+0´7+0´11+5´13=117.

Находится остаток по модулю 11 для вычисленной суммы: (117)11=7. Строится помехозащищенный код – 48005 7.

Для обнаружения ошибок выполняется повторное вычисление контрольного разряда. Если рассчитанное значение отличается от контрольного разряда, значит, есть ошибка. Как правило, однократные ошибки имеют наибольший удельный вес, и они хорошо обнаруживаются; ошибки большей кратности, хотя и маловероятны, могут не обнаруживаться.

Классификаторы и кодификаторы – это наиболее представительная часть нормативно-справочной информации ИС, большое значение уделяется обеспечению высокого качества информации классификаторов. Качество информации определяется следующими факторами (свойства классификаторов):

- полнота номенклатуры классификаторов и кодификаторов;

- правильность (безошибочность) кодов и наименований классификационных группировок;

- актуальность информации классификаторов и кодификаторов.

Информационные технологии создания и ведения классификаторов и кодификаторов должны обеспечивать удобство ввода и корректировки больших объемов информации, контроль достоверности и формата значений кодов, а редактирование классификаторов и кодификаторов должно быть санкционированным.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС)

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Одним из основоположников теории управления, сформулировавший основные функции управления, является Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. Еще в 1916 г. был опубликован его основной труд "Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль", который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления.

Целенаправленные процессы, выполняемые человеком для удовлетворения различных потребностей, представляют собой организованную и упорядоченную совокупность действий – операций, которые делятся на два основных вида: рабочие операции и операции управления. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Для правильного и качественного выполнения рабочих операций необходима технология управления, посредством которых обеспечиваются в нужные моменты начало, порядок следования и прекращение рабочих операций, выделяются необходимые для их выполнения ресурсы, придаются нужные параметры самому объекту. Технология управления - совокупность методов, реализуемых в процессе функционирования системы, которые обеспечивают сохранение ее структуры и поддерживают режимы ее деятельности.

Предприятие является частным случаем иерархической системы. Это значит, что в структуре предприятия можно выделить несколько уровней. Управление предприятием предназначено для сохранения его миссии и осуществляется путем противодействия разрушению предприятия в результате его взаимодействия с внешней средой. Весь процесс управления распределен по уровням. К задаче верхнего уровня относится координация нижнего уровня. Выделяют следующие типовые уровни.

 

Уровни процесса управления

 

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня управления: операционный, функциональный и стратегический, которые определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой - более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.

На рисунке отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Персонал организации

Это сотрудники разной степени квалификации и уровней управления – от секретарей, выполняющих типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

Квалификация персонала по уровням управления

1) Стратегический – менеджеры высшего звена (стратегическое планирование, координация внутрифирменной тактики).

2) Функциональный (тактический) – менеджеры среднего звена и специалисты (тактическое управление, решение основных функций в сфере деятельности).

3) Операционный (оперативный) – исполнители, менеджеры низшего звена (оперативное реагирование на изменение ситуации).

Прочие элементы организации

Стандартные процедуры в организации – точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях.

Субкультура любой организации – совокупность представлений, принципов, типов поведения.

 

Операции и процедуры

 

Все элементы объекта управления связаны между собой через труд в рамках определенной кооперации. Поэтому главным в процессе управления является управление системой совместного труда.

Разделение труда

Разделение труда - один из главных принципов организации процесса управления. Он основан на функциональном, профессиональном, квалификационном и операционно-технологическом разделении труда. Функциональное разделение труда в процессе управления основано на иерархии функций управления предприятием (исследовательские, проектные, нормативные, плановые, технические, организационные, координационные, обеспечивающие, учетные и сбытовые) и представляет собой сочетание определенных групп, комплексов операций, устойчиво повторяющихся при их выполнении. Профессиональное разделение труда в процессе управления обусловлено усложнением управленческой деятельности и дифференциацией функций управления, что потребовало привлечения в сферу управления различных специалистов. Квалификационное разделение труда в процессе управления предполагает наличие различных по уровню сложности процедур и операций. Это требует использование различных должностных категорий в штате управленческого аппарата. Содержание труда упомянутых категорий работников определяется процессами. Операциями, приемами труда, существующими связями в системе управления, которые возникают при выполнении тех или других функций управления.

Рациональное комбинирование операций обеспечивает сочетание операций во времени и в пространстве. Операцию управления расчленяют на отдельные элементы, выполнение которых необходимо для выполнения всей операции. Научный подход к анализу и проектированию управленческих операций возможен при условии разработки организационной модели, достаточно хорошо отражающей свойства и характеристики объекта и пригодной для изучения ее качественными и количественными методами. Закономерное, последовательное прохождение операции во времени и пространстве в совокупности составляет процесс управления предприятием. Таким образом, управленческий процесс складывается из большего или меньшего числа последовательных или параллельных операций и процедур, составляющих в целом технологию управления.

Большое значение имеет анализ, исследование организационных операций, описание их, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления. Смена операций, их сочетание, взаимосвязь, переход друг в друга определяется процедурами, которые представляют собой совокупность разнообразных управленческих операций, выполняемых по определенной схеме (алгоритму).

Процедура

Понятие "процедура" отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления, предписание о порядке выполнения какой-либо работы в аппарате управления. Понятие "технология управления" тесно связано с процессом алгоритмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системы. Алгоритм исследуемого (проектируемого) организационного или информационного процесса представляет собой правила последовательной организации определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен и которые должны быть осуществлены для достижения цели, стоящей перед данной управляющей системой. При этом весь процесс как бы разлагается сверху вниз, т.е. от конкретной функции управленческого аппарата к подфункции (части функции), от подфункции к конкретной процедуре и далее к операции. Управленческая процедура представляет собой систему последовательно реализуемых предписаний (правил) о выполнении в определенном порядке организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед системой управления.

Операции и процедуры различаются по ряду признаков и подразделяются на:

· по должностным признакам: творческие; логические; технические. Удельный вес творческих операций у руководителей составляет до 60%, у специалистов - 40%, у технических исполнителей - до 20%.

· по содержанию: информационные; логико-мыслительные; организационные.

· по степени повторяемости: повторяющиеся; неповторяющиеся.

· по уровню механовооруженности: ручные; механизированные; автоматизированные; машинно-ручные.

· по характеру сочетания во времени: последовательные; параллельные; последовательно-параллельные.

 

Функции управления

Под управлением понимают обеспéчение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования.

Управление – целенаправленный процесс, включающий в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как основные функции управления. В практике управления различают два вида функций управления.

Виды функций управления

· основные – весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование; организация; планирование; мотивация; контроль; учет; анализ; подготовка и принятие управленческих решений

· конкретные – более обособлены, представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта.

Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Все функции управления можно разделить на внешние и внутренние; главные, основные и вспомогательные, полезные и вредные; неестественные; дублирующие. Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение, например производственный отдел машиностроительного предприятия:

· установление тесных контактов с отделом исследований и разработок;

· подготовка новой продукции к запуску в производство;

· планирование приобретения оборудования и подготовка к работе;

· стимулирование развития инициативы работников к рационализации;

· анализ стоимости работ, использования ЭВМ и бюджета отдела.

Функция производственного отдела можно декомпозировать и определить подфункции:

· рациональное использование производственных мощностей, инструментов и приспособлений;

· определение норм времени на изготовление продукции;

· обеспечение качества работ;

· подготовка производственной документации;

· определение сумм капитальных вложений;

· разработка форм обслуживания потребителей продукции;

· разработка форм повышения квалификации и переподготовки кадров.

Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.

А. Файоль выделил пять функций управления: учет; анализ; планирование; контроль; регулирование, которые дают основу для анализа информационных систем.

Функция управления - учет

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

Учет - процесс получения объективной информации о складывающейся на объекте ситуации путем сбора фактических значений параметров и их обработки по заданным алгоритмам. После доведения планов до исполнителя, часто оказывается, что предприятие отклоняется от плана. Причины могут быть разными: влияние среды, неточность и неверность исполнения, несовершенство самого планирования. Для того, чтобы вывести предприятие на плановую траекторию, нужно регулировать его деятельность. А для этого нужно собрать данные о работе этого предприятия. Сбором данных для формирования, отчетности занимается фаза учета. Учет использования ресурсов, учет выпускаемой продукции, учет выполнения внешних заказов, учет финансов и многие другие.

Данная функция управления предназначена для фиксации состояний объекта управления, получение полной информации об объекте в интересующем аспекте, а также формулировку целей, т.е. чего именно требуется достичь. Четко сформулированные цели играют важную роль в управлении и планировании. Цель – идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности; желаемый результат, которого стремится добиться человек или целое предприятие, ставящие перед собой эту цель. Были сформулированы некоторые правила постановки целей: цели должны быть конкретными; реальными; гибкими и способными к корректировке; совместимыми; понимаемыми людьми.

Учет обеспечивает часть системы, управляющую информацией. Это самый трудный этап, т.к. его нельзя формализовать.

Анализ - функция управления

Анализ или аналитическая функция связана с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.п. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела – менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом – экономистом.

Анализ - процесс генерирования альтернатив на основании складывающейся на объекте ситуации и желаемых значений параметров, задаваемых на фазе "Планирование", с одной стороны, и постановка диагноза и выявление причин отклонения движения системы от заданной траектории, с другой стороны. На основе учтенных данных формулируются выводы о различных сторонах работы предприятия.

Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана, сколько времени уйдет на его выполнение, являются ли затраты ресурсов приемлемыми, а также невозможно определить нужно ли планирование вообще и, следовательно, невозможно построить план.

После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.

Планирование - функция управления

Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.п. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе "Анализ". В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой. По мнению многих авторов, планирование – одна из важнейших функций управления.

Процесс планирования проходит в 4 этапа.

Этапы процесса планирования

· разработка общих целей;

· определение конкретных, детализированных целей на заданный,

· сравнительно короткий период времени;

· определение задач и средств их решения;

· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из назначения и основных принципов предприятия, формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

Пример

Любая серьезная экономическая система стратегического управления должна включать в себя управляющую (информационную) подсистему, обрабатывающую и актуализирующую стратегическую информацию об инновационных мероприятиях, о состоянии рынков товаров, услуг и ценных бумаг, о ресурсном обеспечении, о финансовых условиях и критериях, о принципах и методах управления и др.

Результаты планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана". Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит данные о виде и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырья, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.

Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения. Полезными оказываются математические методы планирования. В 1975 г. Нобелевскую премию по экономике получили советский математик Леонид Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс (родился в Нидерландах). Премия была присуждена за разработку теории оптимального использования ресурсов, которая составляет важную часть математического арсенала плановика.

Типы контроля

· организационные решения – связаны с реорганизацией предприятия, бизнес процесса. характерны тем, что происходят в течение долгог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.012 с.)