Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на достижения цивилизации, животные занимают существенное место в жизни человека. Значительно возрастает роль животных в жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья, поскольку давно замечены терапевтические эффекты от общения с ними. Животные и внешне, и внутренне участвуют в развитии ребенка. Они входят в жизнь человека очень рано, сначала – как образы животных. Какой‑то предмет, например игрушка, может быть для ребенка объектом‑посредником, который необходим ребенку, поскольку он еще недостаточно развит, чтобы быть автономным и самостоятельным. Как отмечает известный специалист в области иппотерапии П. Матиас (2000), чтобы ребенку расти и развиваться, ему надо преодолеть связь с мамой, но это угрожает чувству безопасности и сдерживает инициативу и самостоятельность ребенка. Присутствие животного в нашей жизни – в виде образов, игрушки – дает ощущение безопасности, поскольку прикосновение к такому предмету дает ребенку уверенность в себе. Во всем мире, во всех культурах дети используют игрушки из мягкой материи, причем почти всегда эта игрушка – животное. В дальнейшем в жизни ребенка появляются реальные животные – мышки, кролики, черепахи, птички. Их можно ласкать, трогать, и одновременно получать важную для ребенка информацию. Животные подчиняются правилам, у них есть иерархия, и они учат детей представлениям о социальных правилах. Потом в нашу жизнь входят более сложные животные – кошки и собаки, а у тех, кто проживает в сельской местности, – домашние животные (куры, гуси, овцы, коровы, лошади и др.). Взаимодействие с животными – это работа над отношениями, которые являются очень важными в психологии. Например, взаимодействуя с лошадью, ребенок устанавливает с ней множество разных отношений: через поводья, прикосновение, эмоциональное отношение, отношение символическое. Так, лошадь является символом силы, свободы. Поэтому, взаимодействуя с ней, ребенок косвенно касается всех основных тем, волнующих человека и человечество. Таким образом, взаимодействие с животными имеет огромное значение в жизни человека. Занятия по адаптивной двигательной рекреации, построенные на деятельности, предусматривающей взаимодействия с животными, дают очень хороший результат, несут в себе огромный терапевтический потенциал. Поэтому при малейшей возможности необходимо стремиться включать в рекреационную деятельность взаимодействие с животными. Деятельность по управлению животными часто является содержанием (предметом) соревнований. Например, в ЕВСК (2001–2005) включены такие виды спорта, как конный спорт, а также виды, объединенные союзом «Российская лига кинологов»[28] (ездовой спорт, зимнее и летнее двоеборье, гонка‑буксировка на лыжах, санях, нартах и др.). Присутствует конный спорт и в программах современных Паралимпийских и Специальных олимпийских игр. Наиболее известны и изучены взаимодействия инвалида с лошадью, которые реализуются в иппотерапии, лечебной верховой езде, конном спорте. Об этом написано много работ, продолжаются научные исследования этой проблемы. Очень хорошие результаты получены от использования взаимодействий лошади и лиц с ПОДА (особенно с последствиями ДЦП) и интеллекта. П. Гурвич (2000) отмечает следующие психологические аспекты взаимодействий лошади с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Радость человека, пересевшего из коляски на лошадь, чувство гордости, охватывающее его, когда он управляет большим и красивым животным, то, что теперь он может смотреть на окружающих не снизу вверх, а оказаться выше самого высокого из окружающих; возможность ощутить красоту и свободу движения наполняют его чувством собственного достоинства. Это изменяет точку зрения окружающих на инвалида – родители, знакомые начинают по‑другому смотреть на него. Они видят, что из зависящего от них ребенка он превращается в человека, который сам отвечает за лошадь и заботится о ней. Он становится самостоятельным. Для людей с умственной отсталостью очень серьезно стоит вопрос социализации, интеграции в обществе, и тут одинаково важны и готовность общества принять таких людей, и возможность адаптации самих умственно отсталых к условиям современной жизни. Нам всем приходится приспосабливаться к окружающим, считаться с ними, находить общий язык, и этому мы учимся всю жизнь. Человеку с умственной отсталостью или психическими нарушениями трудно научиться этому.
Лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром – взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае – лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, инвалид, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь «передает послания» инвалида и инструктора друг другу. Одновременно у ребенка складываются личные отношения с лошадью. В симпатиях и антипатиях лошадь и инвалид могут находить общий язык. Оба нуждаются и в любви, и в ограничениях. Лошадь очень ясно дает понять взаимосвязь между поступком и ответной реакцией. Эмоционально не оценивая команду всадника, она отвечает на действие соответственно определенным правилам поведения. Например, если всадник хочет остановить идущую лошадь, он должен выполнить по порядку определенные действия: потянуть повод так, чтобы лошадь остановилась, а потом немного ослабить. Всадник может колотить лошадь, кричать на нее, гладить по шее, но это не приведет к выполнению команды. Все это является одним из важных уроков взаимоотношений, которые всадник потом переносит на отношения с людьми. И ценность конной терапии, в частности, заключается в перенесении навыков владения своим телом, общения со сверстниками, животными, инструктором и коноводами в ежедневную жизнь. Как отмечает в своей работе О. А. Сочеванова (2003), конноспортивные игры повышают интерес ребят к занятиям верховой ездой и способствуют выработке у них необходимых для конника качеств: смелости, ловкости, выносливости, силы, находчивости, инициативы, решительности, воли к победе. Кроме того, игры всесторонне развивают и укрепляют организм. Точное выполнение правил игры, стремление преодолеть все преграды и трудности, добиться победы – дисциплинируют ребят, воспитывают у них чувство товарищества, повышают умение управлять лошадью. Игры могут доставлять удовольствие, однако в программе верховой езды основной задачей игры является повышение мотивации. Возможность всадников воспользоваться приобретенными в ходе программы физическими, интеллектуальными, а также социальными навыками выявляется в совместных действиях. Поскольку у каждого всадника свои индивидуальные трудности и возможности, то и мотивация участия в программе у каждого своя. В игры можно включать упражнения для всех видов нарушений. Часто всаднику легче выполнять упражнения в игре, чем осознанное выполнение заданных упражнений. Боязливые всадники могут с радостью выполнить то упражнение, которое до этого они отказывались делать. Развивающие игры могут помочь в достижении улучшений в следующих областях: – самосознание, отношение с товарищами и социальные навыки; – ориентация и пространственные отношения; – умение воспринимать и выполнять команды; – планирование и последовательное выполнение движений; – овладение грубыми и точными движениями; – различение символов (цифр, букв, рисунков). Игры являются кульминацией занятия, они не только помогают развлечься, но и должны способствовать достижению общей цели занятия. Например, если стоит цель – обучение остановке лошади, а затем – возобновление движения, то можно использовать игру «Тише едешь – дальше будешь». Если всаднику требуется дополнительная мотивация для обучения управления лошадью посредством шейных поводьев, хорошую помощь в этом окажет игра «Гонка за лидером» при огибании стоек. Всаднику с высокой мотивацией и стремлением к освоению навыков верховой езды игра поможет расслабиться и отвлечься от сосредоточенной, осознанной работы. Для всадников с нарушением интеллекта характерны не только различной степени нарушения коммуникативных навыков и обучаемости, но и заниженная самооценка, повышенная подверженность разочарованиям. Поэтому для таких всадников желательно выбирать игры, гарантирующие успех. Во время рекреационных занятий рекомендуется применять следующие игры: «Равновесие с мешочком крупы», «Гонка за лидером», «Дорожные знаки», «Стойло», «Метание в цель», «Найди пару», «Эстафета», «Гонки со снаряжением», «Тише едешь – дальше будешь» и др. Таким образом, при взаимодействии с животными (лошадьми, собаками, птицами и др.) деятельность, направленная на управление их поведением, может и должна составлять современные программы по адаптивной двигательной рекреации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.116 (0.025 с.) |