Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие с использованием свободного движения с заданным ритмом

Поиск

Вводная часть. Задачи – налаживание контакта с пациентами, создание мотивации к работе, активация.

В начале занятия дается информация о теме и форме занятия, проделываются разминочные упражнения. Выбираются музыкальные инструменты (кастаньеты, маракасы, бубны, колокольчики и др.).

Упражнение «Знакомство». Исходное положение – все стоят или сидят в кругу.

Инструкция: «Каждый участник по очереди пропевает два‑три раза свое имя, аккомпанируя себе на инструменте (ритмическое сопровождение). Равноценной заменой инструменту являются хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы и др. Группа внимательно слушает, а затем повторяет, как эхо. Представлявшийся участник слушает».

После упражнения обмениваются впечатлениями.

Упражнение «Вспомнить всех». Инструкция: «Назвать имена по кругу в присущем им ритме – по желанию (2–3 человека)».

Как вариант используется детское имя, или прозвище.

Основная часть. Задачи – развитие внимательности, эмпатии, чувства ритма, повышения биологического тонуса.

Упражнение «Выбор музыки». Задачи – осознать свои желания, сделать выбор, суметь договориться друг с другом, скоординировать движения с ритмом музыки, исследовать свои ощущения и возможности.

Инструкция: «Предлагаются на выбор несколько музыкальных отрывков, различных по ритму и темпу. Затем исполняется выбранный отрывок, участники выполняют свободные движения под музыку. Затем производится новый выбор (до 5)».

Суммарная продолжительность – 1–15 мин.

После окончания упражнения обмениваются впечатлениями.

Упражнение «Сохрани ритм». Инструкция: «У нас есть три музыкальных отрывка: медленный, быстрый и медленный. Начиная двигаться, войдите в медленный ритм, при переключении музыки на быструю постарайтесь какое‑то время сохранять медленное движение, затем перейдите на быстрое. При переключении музыки на медленную постарайтесь сохранить быстрый темп и затем перейти на медленный. Наблюдайте за своими ощущениями при удержании ритма».

Продолжительность – 10 мин.

После окончания обмениваются впечатлениями.

Упражнение «Движение в своем и чужом ритме». Инструкция: «Когда будет включена музыка, вы можете двигаться в любом ритме, например, в ритме вашего имени. Двигайтесь какое‑то время так. По сигналу (но по желанию) попробуйте двигаться в ритме шагов другого человека. Через некоторое время вы можете вернуться к своему ритму или исследовать другой, более быстрый либо более медленный ритм, чем ваш. Почувствуйте, что вам приятнее».

Продолжительность – 10 мин.

После окончания обмениваются впечатлениями.

 

Заключительная часть. Задачи – выравнивание эмоционального состояния, снятие избыточного возбуждения, нормализация частоты сердечных сокращений и дыхания.

Упражнение «Движение с шарфом». Инструкция: «Представьте себе, что у вас в руках шарф (или возьмите шарф). При вашем вдохе шарф взлетает вместе с вашими руками, на выдохе – опускается. Выполняйте под медленную музыку 5–7 мин. При необходимости – дополнительная релаксация в движении или сидя под звуки “шум прибоя”».

 

В занятиях танцевальной терапией рекомендуется сочетать элементы спонтанных и структурированных танцев и гимнастики. Занятия спонтанными танцами можно использовать для высвобождения и реагирования внутренних переживаний, пробуждения творческого потенциала, расширения осознания собственного тела, развития способностей невербального взаимодействия, а занятия структурированными танцами – для развития двигательных навыков и совершенствования социальных умений.

При использовании только одного вида воздействия возникают определенные трудности. На спонтанных танцах больные могут чрезмерно погрузиться в фантазийный мир, уйти от реальности, за счет чего усиливаются их замкнутость и социальная отгороженность. Также нужно отметить, что уход в собственные переживания приводит к дезорганизации и снижению общего уровня активности в группе. Использование только структурированных танцев подавляет творческое начало и, как показывают исследования, нередко вызывает негативные реакции.

При выполнении спонтанных упражнений рекомендуется больше времени отводить работе в паре или группе. Тщательно подбирать музыкальное сопровождение, учитывая, что чрезмерно эмоциональная музыка, музыка минорных тональностей могут вызвать достаточно сильные внутренние реакции.

Музыка является мощным эмоциональным стимулом, и важно правильно оценить: смогут ли пациенты самостоятельно справиться с возникающими под влиянием музыки эмоциональными переживаниями.

Определенное время следует отводить для вербализации и обсуждения возникающих переживаний.

При использовании структурированных танцев рекомендуется более тщательно производить отбор пациентов в группы, учитывая их возрастные особенности, имеющуюся у них возможность освоения сложных двигательных форм. Лучше, если в группе будут пациенты с одинаковыми возможностями и танцевальными предпочтениями. Целесообразно проводить цикл занятий, начиная его с более простых двигательных форм и завершая более сложными. Благоприятно действует на больных, когда в разучиваемый танец включаются ранее освоенные фигуры. Это вызывает ощущение успешности и способствует повышению самооценки.

Отмечается также, что работа в парах в большей степени повышает уровень тревоги, чем работа в кругу. Рекомендуется подбирать виды танцев, учитывая фазу занятия и ориентируясь на необходимость активизации или стабилизации эмоционального состояния больных. Соответственно этому подбираются тип музыкального сопровождения и вид танца.

Использование подвижных танцев с характерным для них быстрым темпом движений у большинства больных вызывает значительные трудности. Все танцы необходимо упрощать и танцевать под более медленную музыку. Рекомендуемое время занятий – 1 ч. При увеличении продолжительности занятия уровень активности у больных падает, нередко возникает истощение.

В настоящее время имеется достаточно большое количество литературы по креативным (художественно‑музыкальным) телесно‑ориентированным видам адаптивной физической культуры, где подробно рассматриваются средства и отличительные черты методики тех или иных ее видов.

Рекомендуется более тщательное изучение содержания таких видов креативных телесно‑ориентированных форм двигательной активности, которые представлены в игротерапии (Мустакас К., 2000; Зинкевич‑Евстигнеева Т. Д., Горбенко Т. М., 2001; Заморев С. И., 2002 и др.), формокоррекционной ритмопластике (Чураевы Р. и Т., 2001), двигательной пластике (Следнева Л. Н., 2001, 2005), релаксационной пластике (Курис И. В., 1998, 2002) и др.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные средства и отличительные черты методики психогимнастики М. И. Чистяковой.

2. По какой схеме строятся занятия по психогимнастике М. И. Чистяковой?

3. Расскажите об особенностях психогимнастики, предлагаемой Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой.

4. Каковы цели этого вида психогимнастики?

5. В чем состоит специфика занятий по психогимнастике, разработанной Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой?

6. Какова структура этих занятий?

7. Особенности танцевальной терапии.

8. Раскройте особенности занятий по структурированному танцу.

9. Расскажите о занятиях спонтанными выразительными движениями.

10. В чем суть занятий с использованием свободного движения с заданным ритмом?

11. Плюсы и минусы спонтанных и структурированных форм танцевальной терапии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.160 (0.01 с.)