Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности



 

Помимо рассмотренных видов адаптивной двигательной рекреационной деятельности, имеется возможность организации рекреационных мероприятий, особенно осуществляемых на самодеятельной основе, с использованием других, хорошо известных и более простых видов двигательной активности.

К таким видам относятся ходьба и бег, обладающие в случае их правильного применения большим оздоровительным эффектом.

В качестве самодеятельных организаций здесь выступают так называемые клубы любителей бега, где собираются на добровольной основе люди, стремящиеся к активным способам отдыха и проведения досуга.

Сюда же могут быть отнесены и прогулки в парках, рекреационных землях, проводимые в разные времена года.

Не утратили своего значения и занятия в тренажерных залах для активизации тонуса мышечной и других систем организма.

Отличными видами двигательной активности для рекреативных мероприятий являются езда на велосипедах, лыжные прогулки, катания на санках и коньках.

Очень часто особенно людей пожилого возраста привлекают шахматы и шашки, в которые они играют на открытом воздухе (в парках, садах). Правда, в этих случаях у людей практически отсутствует двигательная активность, что не позволяет говорить о полноценной адаптивной двигательной рекреации.

Очень важным направлением рекреационной деятельности являются упражнения, направленные на овладение умениями и навыками произвольного расслабления мышц. Эти умения и навыки можно назвать универсальными, необходимыми для всех видов адаптивной двигательной рекреации, поскольку у большинства людей расслабленное состояние мышечной системы ассоциируется с отдыхом, удовольствием. Однако для детей с гипертонусом нервно‑мышечной системы и гипервозбудимостью, для лиц с последствиями ДЦП умения и навыки произвольного достижения расслабления мышц имеют первостепенное значение. Поэтому лица с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий адаптивной двигательной рекреацией должны обязательно освоить умения и навыки произвольного расслабления мышц, избавления от «мышечных зажимов».

Для этих целей рекомендуется психорегулирующая, или аутогенная тренировка, а также навыки самовнушения тепла и тяжести всех звеньев тела. Подробное описание содержания таких тренировок представлено в многочисленной литературе по психологии спорта.

Кроме того, существует ряд упражнений для формирования ощущений расслабленного состояния мышц: контрастные напряжения и расслабления мышц, покачивания верхними и нижними конечностями в различных положениях (висах, упорах и др.). Их также можно найти в многочисленных изданиях учебно‑методического характера по спортивно‑педагогическим дисциплинам (гимнастике, легкой атлетике, аэробике и др.).

Таким образом, адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры требует более глубокого научного обоснования, поскольку содержит в себе огромные возможности для совершенствования системы комплексной реабилитации инвалидов, развития у них реабилитационного потенциала, ускорения интеграционных процессов и повышения уровня качества их жизни.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите об оздоровительном влиянии адаптивного туризма на организм человека с ограниченными возможностями здоровья.

2. Каковы основные факторы адаптивного туризма, влияющие на личность занимающегося?

3. Какие формы организации туристических мероприятий вам известны?

4. Раскройте содержание этапов подготовительного периода при организации туристического мероприятия.

5. Каковы виды реабилитационных воздействий на инвалидов реализуются в адаптивном туризме?

6. В чем сущность ориентирования по тропам? В чем его отличие от спортивного ориентирования?

7. Раскройте содержание разделов туристской деятельности, к которым можно подготовить занимающегося в ориентировании по тропам.

8. Что необходимо учитывать при составлении маршрутов для ориентирования по тропам?

9. Какие классификации водных видов адаптивной двигательной рекреации вам известны?

10. Раскройте варианты двигательной активности занимающихся, осуществляемой на поверхности воды. Какие приспособления, устройства, технические средства используются в этом случае?

11. Раскройте сходства и отличия двигательной активности человека в воде и под водой.

12. Какие естественные водоемы можно использовать для водных видов адаптивной физической рекреации?

13. Раскройте классификацию игровых видов адаптивной двигательной рекреации.

14. В чем отличие подвижных игр от рекреативной деятельности с элементами спортивных игр?

15. Приведите примеры игровой деятельности с индивидуальными и коллективными противодействиями участников.

16. В чем суть игры в радиальный баскетбол (питербаскет)? Каковы его отличия от обычного баскетбола? Назовите варианты игры для инвалидов с ПОДА.

17. Каковы основные отличительные признаки игры бочче?

18. В чем сходство и различия между танцевальной терапией и адаптивными танцами?

19. Какие формы танцев на инвалидных колясках вам известны?

20. Раскройте содержание типов танцев в инвалидных колясках.

21. Какие формы художественной гимнастики в инвалидных колясках могут быть использованы в работе с инвалидами, имеющими ПОДА?

22. Какие группы приемов с лентой, мячом и обручем доступны занимающимся художественной гимнастикой в инвалидных колясках?

23. Раскройте возможности совершенствования моторных, медицинских, психологических и социальных аспектов реабилитации инвалидов с помощью танцевальных видов адаптивной двигательной рекреации.

24. Раскройте особенности спартианской программы культурно‑спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

25. Каковы возможности использования спартианской программы в системе адаптивной двигательной рекреации?

26. Раскройте роль спартианской программы в социализации и социальной интеграции инвалидов.

27. Отношения между человеком и животными как модель социальных отношений.

28. Какие виды спорта, в том числе адаптивного, основаны на управлении поведением животных?

29. Раскройте психологические аспекты взаимодействия лошади с лицами, имеющими ПОДА.

30. В чем проявляются особенности взаимодействия лошади с лицами, имеющими поражение интеллекта?

31. Какие из традиционных видов двигательной активности можно рекомендовать для занятий адаптивной двигательной рекреацией?

32. Почему умения и навыки произвольного расслабления мышц имеют большое значение в системе адаптивной двигательной рекреации?

33. Подберите средства и методы формирования умений и навыков произвольного расслабления мышц, ориентируясь на сведения из психологии спорта и спортивно‑педагогических дисциплин.

 

Раздел VI. Креативные (художественно‑музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности

 

Глава 28. Организация креативных (художественно‑музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности

 

Креативные (художественно‑музыкальные) виды двигательной активности, ориентированные на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом развитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства, были выделены в качестве отдельного вида адаптивной физической культуры лишь в 2002 г. (Евсеев С. П., 2002). Поэтому его организационная структура находится в стадии становления. Однако элементы креативных (художественно‑музыкальных) видов двигательной деятельности используются в целом ряде учреждений и организаций.

Прежде всего необходимо выделить образовательные учреждения специального (коррекционного) образования I–VIII видов, где во второй половине учебного дня проводятся секционные занятия по «сказкотерапии», «игротерапии», «танцевальной терапии» и др. Во многих учреждениях в форме секционной работы реализуются программы, стимулирующие творческую активность, интегрирующую движения, музыку, другие средства искусства.

В качестве примера такого рода программ можно привести положительный опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII–VIII видов г. Санкт‑Петербурга, в которых интегрируются занятия по «Спешиал Олимпикс» и «Спешиал Арт».

Креативные (художественно‑музыкальные) виды двигательной активности представлены в ряде физкультурно‑спортивных клубов инвалидов, в которых эти виды двигательной активности тесно переплетаются с занятиями рекреативной направленности, ориентированными на получение занимающимися удовольствия от активности.

Последние годы креативные виды двигательной активности постепенно проникают в реабилитационные центры (особенно в те, которые работают с подростками и молодежью, оказавшимися зависимыми от психоактивных веществ), лечебно‑профилактические, санаторные учреждения, где все большую популярность приобретают занятия по танцевальной терапии, психогимнастике, двигательной пластике, аквааэробике и др.

В качестве примера организации, где основное внимание уделяется креативным (художественно‑музыкальным) видам двигательной активности, можно привести танцевальную компанию «Каннон Данс», работающую с 1997 г. в г. Санкт‑Петербурге.

Сегодня в составе кафедры современных технологий адаптивной физической кльтуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта работает доцентура по современной хореографии и танцевальной терапии, основной задачей которой и является научное обоснование и создание методического обеспечения креативных (художественно‑музыкальных) видов двигательной активности.

Очень часто данный вид адаптивной физической культуры реализуется в виде курсов, семинаров, мастер‑классов по нетрадиционным авторским методикам саморазвития и самосовершенствования человека. Эти курсы, семинары, мастер‑классы проводятся как юридическими (государственными и коммерческими), так и физическими лицами.

Необходимо учитывать, что указанные лица обязаны иметь лицензию на образовательную деятельность в областях, которые они используют в своих авторских методиках (например, в области адаптивной физической культуры).

Экстремальные виды двигательной активности, направленные на удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в риске, повышенном напряжении, испытании себя в необычных (неординарных) условиях, особенно бурно развиваются в последние годы. Однако чрезмерное стремление создать условия, объективно опасные для здоровья и даже жизни, характерное для современных экстремалов, отрицательно сказывается на внедрении этого вида двигательной активности в адаптивную физическую культуру, в которой непременным условием его применения является создание лишь субъективно опасных условий, ни в коем случае не ставящих под сомнение сохранность здоровья и тем более жизни занимающихся.

В доперестроечный период занятия экстремальными видами двигательной активности в основном проводились в организациях (клубах, школах, секциях) Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), которое ныне преобразовано в Центральный совет Российской оборонной спортивно‑технической организации (ЦС РОСТО). Однако к занятиям экстремальными видами спорта (автомобильным, парашютным, планерным и др.) допускались только здоровые юноши и подростки.

В настоящее время лицам с отклонениями в состоянии здоровья вполне доступны многие экстремальные виды двигательной активности. Например, в лечении и реабилитации наркозависимых обязательной частью программы, уже более пяти лет применяемой специалистами из Польши, является скалолазный спорт, ночное ориентирование и физические упражнения. Цель этих мероприятий – обучить наркозависимых умениям справляться с трудностями, рассчитывать на себя, открывать в себе новые возможности и перебарывать страх, поскольку любой наркозависимый боится проблем, избегает возникающие трудности.

Большое количество разнообразных экстремальных видов двигательной активности с полной гарантией их безопасности предлагается в системе организаций, обеспечивающих отдых граждан. Так, например, в пансионатах, санаториях и на обычных пляжах черноморского побережья предлагаются следующие экстремальные виды активности: парашютная буксировка одного или двух человек (тандем), катание на «банане» (длинный резиновый цилиндрический предмет, на который верхом усаживаются отдыхающие и который буксируется катером), хождение на парусной доске, катание на водных лыжах, погружение с аквалангом, сплав по горной реке и целый ряд других.

Все эти виды являются платными, равно как и посещение аквапарка, где также имеется ряд экстремальных аттракционов – спусков с различных горок, вызывающих у клиентов острые необычные ощущения и позволяющих испытать и преодолеть страх.

Использование экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе с инвалидами) целесообразно путем включения их в индивидуальные программы реабилитации, в перечень мероприятий санаторно‑курортных комплексов, где пребывают люди с ограниченными возможностями. Необходимо ввести льготы для инвалидов на платные услуги, связанные с экстремальными мероприятиями. Ведь они позволяют оптимизировать психическое состояние инвалидов (избавиться от фрустрации, депрессии), сформировать у них ощущения полноценной, полнокровной жизни.

В проведении занятий с использованием экстремальных видов двигательной активности обязательно должны участвовать специалисты (педагоги, тренеры, инструкторы) по адаптивной физической культуре или лица, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовку в этой области.

В западной литературе по проблемам адаптивной физической культуры очень часто используется термин «приключенческие виды спорта и двигательной активности». Относя к таким видам спорта и двигательной активности туризм, скалолазание, гребной слалом и др., авторы не дают определения понятию «приключенческие», не указывают – какие потребности личности призван удовлетворить этот вид двигательной деятельности.

С точки зрения автора данного учебника термин «приключенческие виды» – слишком широкий, поскольку под него можно подвести большое количество видов деятельности человека, не имеющих никакого отношения к адаптивной физической культуре. Поэтому использование его в адаптивной физической культуре нельзя признать целесообразным.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. В каких учреждениях и организациях проводятся креативные (художественно‑музыкальные) виды двигательной активности?

2. Перечислите и дайте краткую характеристику программам по креативным (художественно‑музыкальным) видам двигательной активности, известным по публикациям и из практики.

3. Где могут применяться экстремальные виды двигательной активности?

4. Покажите роль экстремальных видов двигательной активности в антинаркотических профилактических мероприятиях.

5. Попробуйте систематизировать известные вам экстремальные виды двигательной активности, доступные для инвалидов различных нозологических групп – незрячих, неслышащих, с поражением опорно‑двигательного аппарата, интеллекта и др.

6. Как вы относитесь к термину «приключенческие виды спорта и двигательной активности»? Как понимаете термин «приключение»?

 

Глава 29. Конкретизация целей и задач креативных (художественно‑музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности, их ведущих функций и принципов

 

29.1. Отличительные черты креативных (художественно‑музыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры

 

Выделение данных видов адаптивной физической культуры, осуществленное автором этого раздела в 2002 г., вызвало неоднозначную реакцию со стороны специалистов по теории и методике физической и адаптивной физической культуры. В критических замечаниях указывалось: что креативные (художественно‑музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности встречаются в существующих видах этой области социальной практики – адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации; что они, скорее, относятся к средствам или методам адаптивной физической культуры.

Данные замечания во многом верны и справедливы, однако они не учитывают главной идеи выделения дополнительных видов адаптивной физической культуры, которая состоит в стремлении учесть все многообразие личных (а не только общественных, государственных) потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и предложить социально приемлемые способы их удовлетворения.

В советский период развития нашей страны проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций каждого конкретного человека, и тем более имеющего ограниченные возможности здоровья или инвалидность, не входила в число приоритетных, среди которых доминировали проблемы подготовки подрастающего поколения к трудовой и военной деятельности, или, по‑другому, – всесторонне развитых строителей общества новой формации.

Происходящие в настоящее время процессы гуманизации общества привлекли внимание ученых и специалистов к проблемам изучения человека, его личности, причем независимо от состояния его здоровья. Эти процессы разворачиваются и в сфере физической культуры и спорта, чем и объясняется открытие новой специальности, а за тем направления «Адаптивная физическая культура» и выделение ее новых видов, рассматриваемых, в частности, в данном разделе.

Отличительными чертами креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры являются следующие.

1. Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного являются главными отличительными чертами креативных телесно‑ориентированных видов двигательной активности. Именно здесь творчество становится ведущей целью, самой сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности, без которого она превращается во что‑то другое.

2. Другой отличительной особенностью креативных телесно‑ориентированных видов двигательной активности является обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры – вот главные признаки этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры. Эти признаки находят свое отображение и в названии, где для специалистов физической культуры акцент делается на креативность, образность, духовность, а для психологов – на телесность, физические компоненты личности.

3. Важнейшей отличительной особенностью креативных телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры является интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Это подчеркивается в полном названии данного вида адаптивной физической культуры, которое включает в себя определение – художественно‑музыкальное. Опыт практической работы показывает, что здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и др.

4. Принципиально важными отличительными особенностями креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видов двигательной активности являются вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью. Здесь происходит не просто смена вида деятельности (например, умственной на физическую), а полное переключение сознания, погружение его в новую, необычную для повседневности деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий, всех сфер человеческого восприятия. Это достигается использованием образов, музыки, выполнением новых ролей, сложных действий и т. п., что невозможно достичь при выполнении хорошо известных, автоматизированных действий (ходьбы, бега, езды на велосипеде, плавания, лыжных прогулок и др.), применяемых, например, в рекреации именно для смены вида деятельности.

5. Креативные (художественно‑музыкальные) телесно‑ориентированные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, депрессию, тревожность, отчужденность), проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно переживать ситуации с другими людьми (детьми и взрослыми); экспериментировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собственного тела (Оганесян Н. Ю., 2003).

В настоящее время креативные телесно‑ориентированные практики получили наибольшее развитие в психиатрии, психотерапии, в нетрадиционных системах оздоровления.

К отличительным чертам экстремальных видов адаптивной физической культуры относятся следующие.

1. Наличие риска, повышенное психическое напряжение, новые, опасные условия выполнения двигательных заданий – вот главные отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры.

2. Для адаптивной физической культуры принципиально важно, чтобы риск и опасность для занимающегося были субъективными, т. е. не несли бы реальной угрозы для здоровья, и тем более жизни людей, включенных в экстремальную двигательную деятельность. Отсюда следует, что для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидов экстремальными упражнениями могут быть самые обычные для здоровых людей двигательные действия (прыжок в глубину, прыжок в глубину спиной вперед, лазанье по канату, гимнастической стенке; такие виды спорта, как велоспорт, туризм, прыжки на батуте и др.). Здесь совершенно не следует стремиться к использованию реально опасных и рискованных для здоровья и жизни людей двигательных заданий. Главное, чтобы занимающиеся воспринимали их как опасные и рискованные упражнения, выполнение которых сопряжено с преодолением чувства страха.

3. Для того чтобы риск и опасность при использовании экстремальных видов двигательной активности были бы действительно только субъективными, специалисты по адаптивной физической культуре обязаны предусмотреть все необходимые меры обеспечения безопасности, в том числе и для случаев неадекватных действий занимающихся. Кроме того, они должны хорошо владеть умениями и навыками оказания физической помощи и страховки.

4. Важнейшей отличительной особенностью экстремальных видов адаптивной физической культуры является возможность в полной мере использовать так называемый эндорфиновый эффект. Эндорфины – это морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различных ситуациях, в том числе в результате напряженной физической активности и прежде всего в период опасности и преодоления страха. По своему эффекту эндорфины способны оказывать болеутоляющее и успокаивающее действие, вызывать у занимающихся ощущение счастья и даже эйфории, помогать преодолеть чувства депрессии, тревожности, беспокойства.

5. Следующая отличительная особенность экстремальных видов двигательной активности базируется на социально‑психологических эффектах, возникающих у человека, преодолевшего страх. В этот момент у него формируются ощущения собственной элитарности, повышается самооценка. Таким образом, занятия экстремальными видами двигательной активности способствуют самоутверждению личности, повышают самоуважение, позволяют занять соответствующее место в микросоциуме, укрепить свой авторитет в глазах сверстников.

6. Так же, как и в креативных телесно‑ориентированных практиках, в экстремальных видах адаптивной физической культуры возникает возможность вытеснения из сознания занимающихся предшествующего мировосприятия и мироощущения, полного переключения на другой вид деятельности. Однако в экстремальных видах двигательной активности это достигается использованием ситуаций, связанных с риском, преодолением чувства страха.

7. В настоящее время экстремальные виды двигательной активности получили развитие в антинаркотической профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.

 

29.2. Конкретизация целей и задач креативных (художественно‑музыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры

 

Главная цель креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры заключается в обеспечении возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, объединения духовно‑телесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида.

Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию населения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удовлетворение от активности; снятие психологических напряжений, устранение «мышечных зажимов», коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе – в профессионально‑трудовую деятельность.

Основными задачами креативных (художественно‑музыкальных) видов адаптивной физической культуры являются:

– развитие креативных (творческих) и эстетических способностей у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

– обеспечение возможностей для развития сферы чувств, соучастия, сопереживания, самовыражения своего состояния, настроения, духовной сущности человека в сфере двигательной практики;

– преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т. д., и т. п.;

– активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности;

– приобщение к искусству и другим видам творческой деятельности, к видам адаптивного спорта, связанным с искусством (танцам в колясках, фигурному катанию и др.);

– приобщение к другим видам адаптивной физической культуры и доступным областям профессионально‑трудовой деятельности.

При проведении занятий по креативным телесно‑ориентированным практикам рекомендуется выполнять ряд условий:

– создание естественной стимулирующей среды, в которой занимающийся чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;

– подбор заданий, соответствующих возможностям занимающегося, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение фантазий и творчества;

– «оживление» абстрактных символов, усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;

– реальное проживание, проигрывание, прочувствование всевозможных воображаемых и реально существующих в жизни ситуаций;

– использование метода перенесения смысла с одного познаваемого объекта на другой за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой – более сложный и семантически более богатый), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает «необычное знакомым», понятным для занимающегося), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой деятельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности (Дмитриев С. В., 2005).

Главными целями экстремальных видов адаптивной физической культуры являются: борьба с монотонией, однообразием в жизни, преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточного самоуважения); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимое условие саморазвития и самосовершенствования.

Достижение данной цели позволяет реализовывать профилактику состояний фрустрации, апатии, депрессии, страхов жизни (общения, ответственности, позора, несоответствия нормам, быть виновным и др.), смерти (старения, увядания, одиночества и др.); создавать у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

К основным задачам экстремальных видов двигательной деятельности относятся:

1) формирование чувства собственного достоинства, самоуважения путем преодоления критических ситуаций, связанных с риском и опасностью;

2) адаптация к повышенному напряжению, экстремальным ситуациям; выработка умений и навыков преодоления опасности и риска, формирование активной жизненной позиции;

3) демонстрация потенциальных возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида в управлении двигательными действиями в экстремальных условиях, требующих повышенного напряжения;

4) преодоление психологических комплексов неполноценности; профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, страхов жизни и смерти, наркотической и алкогольной зависимости и др.;

5) формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущений полноценного, полнокровного существования; повышение уровня качества их жизни.

В качестве важнейших условий применения экстремальных видов адаптивной физической культуры должны выступать:

– наличие технических предпосылок обеспечения абсолютной безопасности выполнения двигательных заданий;

– наличие у специалистов адаптивной физической культуры сформированных и отработанных умений и навыков оказания занимающимся физической помощи и страховки;

– совершенное владение специалистами адаптивной физической культуры техникой выполнения и демонстрации экстремальных упражнений, наличие у них иллюстративных материалов (видеозаписи, фотографии и др.) с демонстрацией выполнения экстремальных двигательных действий инвалидами;

– наличие средств оказания первой медицинской помощи в местах проведения занятий по экстремальным видам адаптивной физической культуры.

 

29.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественно‑музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности

 

Самыми главными функциями креативных телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры являются творческая (что прямо указывается в названии видов), развивающая, воспитательная (самовоспитание) и личностно‑ориентационная.

Что касается развивающей функции, то необходимо иметь в виду, что в креативных видах двигательной активности акцент в процессе занятий делается не на развитие моторики занимающихся, а на формирование и развитие их личностных качеств – интеллекта, воображения, эмпатии и др.

Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно‑музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.

Значительные резервы креативных телесно‑ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

Следует отметить, что именно в этом виде адаптивной физической культуры имеются наибольшие возможности для формирования аксиологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности.

Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в креативных телесно‑ориентированных практиках, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно‑оздоровительной функции в этом виде адаптивной физической культуры.

Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно‑ориентированными практиками позволяют выделить еще ряд функций адаптивной физической культуры в число ведущих. Здесь имеются в виду эстетическая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.

Что касается принципов адаптивной физической культуры, то среди них в креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных практиках доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.

В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются престижная, социализирующая и интегративная.

Преодоление себя, самоутверждение, завоевание своего социального пространства, принятие тех или иных ролей в иерархии взаимоотношений сверстников в микросоциуме – вот далеко не полный перечень действий занимающихся, позволяющих подтвердить приоритетность перечисленных функций.

Преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов – гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов адаптивной физической культуры – гедонистическую.

Профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, различных страхов, преодоление психологических комплексов с помощью экстремальных видов двигательной активности подчеркивают значимость профилактической и коррекционно‑компенсаторной функций в данном виде адаптивной физической культуры.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите отличительные черты креативных телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры.

2. В чем состоят отличительные черты экстремальных видов двигательной активности?

3. Конкретизируйте цели и задачи креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры.

4. Уточните цели и задачи экстремальных видов двигательной деятельности.

5. Уточните ведущие функции и принципы креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.

 

 

Глава 30. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно‑музыкальных) видов адаптивной физической культуры

 

Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно‑музыкальных) телесно‑ориентированных видов адаптивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере психогимнастики и танцевальной терапии, получивших наибольшее распространение в нашей стране.

Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика»[29] и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей»[30].

В учебном пособии А. А. Осиповой «Общая психокоррекция»[31] психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально‑перцептивной личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно‑временны́е характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.123 с.)