Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги как инструмент финансирования коллективных и общественных потребностей гражданСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— I — По определению, налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц посредством их административного принуждения. При этом социально-экономическая природа налогов устанавливается политическим строем и вытекающими из него функциями государства. Поэтому существующие ныне налоги ярко демонстрируют противоречивую природу современных государственных образований. В самом деле, зародившись в древние времена как дань, оброк, грабёж, повинности, они служили источником благополучия правящих фигур и привилегированных классов. Однако по мере повышения социальности государств они уже всё больше начинали утрачивать функции нетоварного перераспределения доходов и становиться активными инструментами выживания, обороны и защиты общественных интересов граждан. Так, бюджет США выполняет три основные функции: содержание государственной машины (аппарата управления, армии, судов и т.д.), перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях создания благоприятного социального климата, а также в виде инструментов стимулирования экономического роста. В капиталистических странах подоходный налог является главным источником государственного бюджета. Так, в США доля заработка рабочих, изымаемая в бюджет, составляет 33 — 34%, в Великобритании, Дании и Бельгии — 31 — 33%, в Швеции — 40%. При этом подоходный налог нередко носит регрессивный характер, т.е. относительная доля налоговых плат не повышается, а понижается с ростом доходов. Как пример, в США середины 70-х годов налоги в месячном доходе семьи до $5 тыс. достигали 31 — 34% от их величины, а при доходах свыше $15 тыс. — только 28%. Более того, крупнейшие монополии пользуются правом отчислять часть прибыли в специальные фонды на расширение производства, не облагаемые налогом вовсе. В некоторых странах разрешается значительную часть прибыли списывать на ускоренную амортизацию капитала. Например, в ФРГ позволяется переводить на неё до 20 — 30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год эксплуатации нового оборудования разрешается относить к необлагаемой налогом до 50% его амортизации и т. д.
В социалистических странах налоги выступали как форма изъятия и распределения средств в целях роста экономики, укрепления страны, финансирования общественных потребностей, пенсий, социальной добавки к зарплатам трудящихся. При этом сам бюджет формировался главным образом из собственных доходов государства, косвенных налогов, налога с оборота и прогрессивного подоходного налога. Причём доля налогов с населения СССР была минимальной и в 1977 году не превышала 8.7% от общей его величины. И расходовался формируемый таким образом бюджет в немалой части на повышение благосостояния населения. Так, доля общественного фонда потребления в совокупном доходе семей СССР в 1975 году составляла 22.5%. При этом расходы на просвещение достигали 7.3%, на социальное обеспечение и страхование — 4.3%, на здравоохранение и физкультуру — 3.74% и на содержание жилищного фонда — 0.4% от национального дохода. Отсюда если в 1977 году сумма налоговых платежей населения составляла 20.9 млрд руб, то выплаты и льготы ему за счёт фондов общественного потребления достигали 99 млрд руб.
Используемая в неоколониальных странах налоговая система сохраняет архаичное представление об эксплуатационной их природе. То есть налоги выступают оброком, который должны платить все для благополучия экономического субъекта, называемого государством, его чиновников, исполнения его функций и развития. Она похожа на шантаж по отношению к законопослушным предприятиям и гражданам страны. Заставляет утаивать заработки, провоцирует взяточничество, помогающее снижать налоги. Увеличивает ряды работающих в «тени», малоимущих. Угнетает и производство, и потребление. Налоги берутся не с тех, с кого следует, а у кого их легче взять, кто менее защищён. Обычно это население, честные предприниматели, государственные предприятия, но не олигархи, коррупционеры, торговля или криминал. Так, вместо повышения налогов на некоторые виды деятельности (алкоголь, табак, торговля, финансы), на монополистов и крупный бизнес правительство России облагает всё большим налогом малые предприятия, доходы граждан. Вместо того, чтобы увеличивать налог на собственность, на добычу полезных ископаемых (ныне его ставка составляет от 0% до 16.5%, а в Норвегии, как пример, до 80%) и ввести прогрессивный налог на высокие доходы, оно повышает налоги на полезную деятельность и сокращает социальные выплаты. То есть государство слабо настолько, что не в состоянии собирать прогрессивный налог с богатых, но достаточно сильно, чтобы обирать всех остальных (см. Таблицу 5). Поэтому, согласно оценкам экспертов, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013», совокупная средняя налоговая ставка на бизнес в России достигала 54.1%, что превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42.6%) и в целом по мировой экономике (44.7%). Притом, что доля налогов с физических лиц с 2006 по 2015 годы увеличилась на 44% и составила 32%. И всё это на фоне снижения отдачи от деятельности самого правительства, обусловленной передачей в частные руки наиболее доходных его активов и неэффективного управления оставшимися. Неизбежным следствием этого является хронический денежный дефицит, терроризирующий всякие правительственные, региональные и муниципальные программы. С другой стороны, поступающие в виде налогов средства не имеют целевого назначения, а поэтому их расходование не зависит от тех, кто указанные деньги платит. В этой связи нередко наблюдается нерациональное, нецелевое расходование бюджетных средств, нередко переходящее в воровство. И в настоящее время трудно найти сферу хозяйствования, где допускался бы больший произвол, чем при расходовании государственных ресурсов. — II — Налоги являются слабым местом всех стран с капиталистической организацией. Так, несмотря на многовековой опыт совершенствования налоговой системы, на содержание федеральной налоговой службы США в 1995 г. было израсходовано $221.1 млрд., т.е. 15% от всего федерального бюджета, в то время как на оборону — только 14%. И при этом собираемость налогов не превышала 85%. Причина этого заключается в том, что рыночный принцип эквивалентности оплаты и следуемых из неё результатов оказался не задействованным в налоговой системе. Она работает по принудительному принципу «жизнь или кошелек». Поэтому и требуются столь большие усилия, чтобы заставить людей налоги платить. В результате этого нынешние государства оказались не способными получать достаточно средств для исполнения своих прямых обязанностей путём сбора налогов и испытывают постоянный денежный голод. Ещё больше обостряется он, когда случаются всякого рода катаклизмы: войны, стихийные бедствия, эпидемии или реализуются смелые государственные проекты. Поэтому правительства вынуждены прибегать к различным формам заимствования. Выпускать облигации, продавать государственные активы, печатать дополнительные денежные знаки, залезать в долги к частным и общественным организациям, банкам, фондам и страховым компаниям. Печатать ассигнации, как долговые обязательства государств и финансовых учреждений, а также брать внутренние и зарубежные кредиты. Таким образом, государство выступает главной жертвой денежного дефицита и одновременно является основным его источником.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. Причём федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом (НК) РФ. Примерами федеральных налогов являются: НДС, НДФЛ, акцизы и другие региональные налоги и сборы. Они обязательны к уплате на территории всех субъектов РФ, установлены НК РФ и законами самих субъектов. Кроме того, к ним относится налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (сельского, городского поселения, муниципального района и т. д.) и обязательны к уплате на их территории. Они включают в себя налог на имущество физических лиц, земельный налог и торговый сбор. Всего в стране насчитывается 14 налогов, из них 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. В отличие от пенсионной системы СССР, работавшей по принципу солидарности поколений, пенсионная система РФ построена по западному образцу [216]. Она состоит из государственного обеспечения, которое предоставляются большинству работающих людей по достижению ими пенсионного возраста и формируется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателями в Пенсионный Фонд. На 2018 год указанная тарифная ставка составляла 22% от суммы выплачиваемого заработка. Кроме того, имеются различные формы негосударственных частных Пенсионных Фондов, которые выплачивают дополнительные пенсии из накопительных целевых взносов отдельных лиц или компаний. В целом, согласно индексу AgeWatch, Россия в 2014 году заняла 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. В советском государстве налоговая проблема не стояла вовсе. Не требовалось содержать специальные налоговые органы, налоговую полицию и проч. Все фискальные функции налоговых институтов без труда исполнялись Контрольно-ревизионным управлением Минфина СССР (КРУ), а также тесно сотрудничающими с ним бухгалтерскими службами предприятий. Какой-либо задержки либо неполного поступления средств в бюджет не происходило вовсе, деньги отправлялись и получались в течение нескольких дней в обязательном порядке. Острого дефицита денег, за исключением сверхмажорных обстоятельств вроде войны или природных катастроф, не было. И данная система работала без каких-либо сбоев до самого момента её разрушения нашими «реформаторами». А после этого всё стало как у всех, и даже хуже.
По своей форме налоги делятся на прямые и косвенные. Так, прямые налоги включают в себя платы за владение производственной собственностью (землёй, промышленными и торговыми заведениями, денежным капиталом и др.) и личной собственностью (дома, усадьбы, транспорт, имущество и проч.). К ним относятся также подоходный налог, налог на прибыль, НДС, социальные налоги. Косвенные налоги подразделяются на таможенные пошлины, взимаемые с ввозимых в страну и вывозимых и неё товаров. Они используются в качестве инструмента протекционизма; акцизов, применяемых для регулирования внутренних цен, налогов на монополии и др. В частности, функции косвенного налога успешно исполняет инфляция, налагаемая одновременно на всё население и на весь бизнес в стране. Подавляющая часть налогов носит фискальный характер. Однако в последнее время в цивилизованных странах всё большее число налогов используется в качестве регулирующих. В результате налоги превращаются в инструмент косвенного управления экономикой в рыночных условиях. В частности, в Швеции в годы подъёма взимается особый налог на инвестиции, препятствующий их росту и формирующий инвестиционный резерв, который понижается или отменяется вовсе при спаде производства. В США и во Франции для ускоренной концентрации капитала при слиянии компаний новая фирма освобождается от налога на 1 год или ей предоставляется отсрочка по его уплате. И так далее. Классическим примером, демонстрирующим регулирующие качества налогов, является введённый в США 30-х годов налог на физический объём продукции заводов, выпускающих радиолампы. После его внедрения были развёрнуты исследования по минимизации размеров каждой радиолампы, в результате чего объёмы их уменьшились в десятки раз. В результате появилась возможность существенно уменьшить габариты и стоимость радиоаппаратуры, всех электронных приборов, резко увеличить их конкурентоспособность. Как заводы, их собственники, так и государство от такого налога получили громадную выгоду. Подобным образом в современной Франции используется гибкая прогрессивная система налогообложения. В ней с помощью налогов регулируются многие аспекты жизни государства, бизнеса и всего населения. Так, налог на заработную плату включает в себя обязательные 15.5% и его оплачивает работодатель. Он покрывает пенсионную, медицинскую и социальную страховки, рассчитывается исходя из годового доход семьи по всем его источникам (помимо заработка это — рента, дивиденды, пенсионные выплаты). Причём кто живёт один, заплатит больше, а при увеличении количества детей налоговый коэффициент существенно понижается. Наличие нетрудоспособных членов семьи или инвалидов также приводит к понижению ставки налога. Кроме того, из налоговой базы французской семьи вычитаются их расходы на профессиональное обучение, транспорт, приобретение рабочих инструментов и аренду помещений для профессиональной деятельности. В зависимости от итоговой годовой суммы дохода семьи ставка налога может доходить до 45%, но только если он превышает?150 тыс. А при доходе в пределах?6 тыс. налог не берётся вовсе. Во Франции высока ставка НДС — 20% и в отдельных случаях она может подниматься до 33%. Но НДС дифференцируется в зависимости от назначения и функции товара. Так, если это предметы роскоши или атрибуты стиля жизни, ставка будет выше. Для предметов повседневного спроса (продукты питания, лекарства, детские товары) ставка может опускаться до 2.1%. При этом государство не забывает охранять внутренний рынок и своего производителя. Для этого в налоговую базу входят таможенные пошлины и акцизы, создающие благоприятные условия для «своих» товаров. Причём сама шкала налогов ежегодно уточняется и пересматривается с учётом инфляции и других экономических факторов. И это считается обязательной частью работы Парламента. Но при этом меняются только суммы вычетов, а налоговое законодательство остаётся неизменным. В результате регулируется и пополнение бюджета, и демографическая ситуация в стране [217].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.25.53 (0.008 с.) |