Принципы построения гармоничной налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения гармоничной налоговой системы



— I —

Действующая философия налогов не является единственно возможной. На самом деле способы оплаты потребностей людей могут быть разными. Так, можно представить общество, в котором каждый получает в виде зарплаты всю созданную им стоимость. Разумеется, что при этом он будет вынужден впрямую платить за все свои и своей семьи потребности: обучение, лечение, проезд в общественном транспорте, защиту от посягательств на жизнь, здоровье и имущество, строительство культурных и культовых сооружений, содержание дорог и других строений. Перешёл дорогу — плати за это, нужен полицейский — вначале заплати ему по таксе, а уже потом он будет тебя защищать. И далее в том же духе. Такая форма соответствует либеральному идеалу.

Можно представить другую крайность, когда зарплата как таковая отсутствует, а все потребности людей удовлетворяются за счёт общественных фондов. Такая форма обеспечения потребностей близка к общепринятому коммунистическому идеалу.

Нетрудно видеть, что обе указанные формы, как всякие крайности, не являются оптимальными. Действительно, не позавидуешь человеку, который, в соответствие с либеральной доктриной, будет вынужден впрямую оплачивать все свои и семейные потребности. А сколько людей должны будут эту плату собирать, контролировать, оценивать… То есть при введении указанной оплаты коллективных и общественных потребностей половина населения будет платить указанные сборы, а другая половина — собирать и проверять их расходование. Это и дорого, и неудобно.

Не менее противоречивой выглядит ортодоксальная коммунистическая форма распределения. При ней связь труда и его результатов нарушается, производство и потребление перестают зависеть друг от друга. Обратные связи между ними не задействованы, а поэтому система общественной организации становится предельно аморфной, неструктурированной. Экономическая эффективность такой организации была бы крайне низкой. Таким образом, повторяем, всякие крайности являются нежизнеспособными.

 

Вместе с тем здесь всё достаточно просто. Имеются предметы потребления и услуги, которыми можно пользоваться только сообща. Например, армия, наука, коммуникации, защитные сооружения и проч. Другие предметы можно потреблять только индивидуально или семейно: пища, одежда, жильё и т. п. Но есть предметы потребления и услуги, которые могут оплачиваться как индивидуально, из зарплат, так и коллективно, путём отчисления доли оплаты труда. Это образование и медицинская помощь, физкультура и спорт, транспорт и связь, и ещё многое другое, т.е. всё то, что было отнесено ранее к коллективным потребностям. Очевидно, что личные потребности налогоплательщиков могут оплачиваться только из зарплат, а общественные и коллективные — с помощью налогов.

Причём как следует из выше представленного утверждения, стоимость создается только человеческим трудом. Поэтому естественно предположить, что источником финансирования общественных потребностей граждан призваны служить заработки работающих. За счёт полученных таким образом средств проводятся различного рода природоохранные мероприятия, формируются страховой и пенсионный фонды, выплачиваются государственные дотации, финансируется оборона и правоохранительные органы.

Содержится пенитенциарная система, представительная и законодательная власть, оплачиваются высшее образование и фундаментальная наука, обеспечиваются нетрудоспособные члены общества и проч. То есть финансируется всё то, что не относится впрямую к производству, но способствует формированию стабильного государства, создаёт будущее страны, защищает его интересы, сохраняет здоровье, культуру, науку, образование и весь ареал проживания нации, содействует воспроизводству народа. И что может решаться только всем обществом как целым.

При этом отметим, что финансирование госаппарата, осуществляющего продуктивные функции, к общественным потребностям не относится и налогами не обеспечивается. Эти средства он должен зарабатывать сам, а как — будет описано в следующем параграфе.

Таким образом, в настоящей работе предлагается отчисления на удовлетворение общественных потребностей граждан установить в виде процента от их дохода. При этом для тех или иных налогоплательщиков, в зависимости от величины их доходов, данный процент может варьироваться, но в среднем оставаться таким, чтобы он соответствовал устанавливаемому для всего государства. Тогда эксплуатация, как источник неравномерности доходов, исчезает, налоги выступят как плата за удовлетворение собственных общественных потребностей налогоплательщиков. Это сохранит связь между налогами и доходами, существенно упростит систему взимания налогов, в том числе при работе человека в нескольких местах.

С другой стороны, особенность общественных потребностей заключается в том, что объём требуемых для их удовлетворения средств может быть фиксированным. В самом деле, содержание армии и военного комплекса определяется действующей оборонной доктриной, международной обстановкой и возможностями государства. Расходы фундаментальной науки, высшего образования и прочего также могут быть вполне конкретными.

Такой налог будет легко считать, а поэтому собираемость его резко повысится. Это позволит избавиться от хронического дефицита государственного бюджета, даст возможность органам государственной власти наилучшим образом выполнять свои обязанности. Предоставит реальные средства для эффективного управления всеми процессами, протекающими внутри страны. И вместе с тем богатые будут частично оплачивать потребности бедных. Сохранится разница между заработком и благотворительностью.

 

Более сложным является отношение к коллективным потребностям граждан, и это неудивительно. Любой из способов их финансирования обладает своими достоинствами и недостатками. Так, при индивидуальной оплате удовлетворение коллективных потребностей налогоплательщиков в большей мере соответствует их трудовому вкладу. Зависимость исполнителей от потребителей сильнее, а поэтому качество оказываемых услуг выше. С другой стороны, при такой оплате нарушается принцип социальной справедливости. Образование получает имеющий средства, а не самый способный. Медицинская помощь может не оказываться тем, кто в ней больше нуждается и т. д. Возникает необходимость дополнительных трудозатрат, связанных со сбором, учётом и контролем таких налогов.

При коллективной оплате потребностей принцип социальной справедливости исполняется в большей мере, трудозатраты при пользовании ею меньше. Реализуются все преимущества кооперации, в результате чего при прочих равных условиях услуги оказываются дешевле. Однако при этом нарушается принцип оплаты по труду, некоторые начинают пользоваться благами, оплаченными другими. Ослабляется влияние пользователей на тех, кто услуги оказывает, шире простор для злоупотреблений.

Очевидно, что для всякой коллективной потребности, в каждом отдельном случае, при тех или иных обстоятельствах можно устанавливать такие формы оплаты, при которых сочетаются преимущества как индивидуальных, так и общественных способов потребления и минимизируются их недостатки. В частности, находить меры более рационального воздействия потребителей на исполнителей, соблюдения социальной справедливости и др.

Однако вопрос о форме оплаты коллективных потребностей должен решаться только теми, кто сам ими пользуется и их проплачивает. То есть здесь должен соблюдаться рыночный принцип расходования как личных, так и налогами формируемых средств. Только в этом случае пользователи сумеют устанавливать наиболее устраивающие их формы удовлетворения своих коллективных потребностей, организовывать эффективный контроль за деятельностью соответствующих служб и добиваться наилучшей их работы.

Например, где-то будет решено пользоваться коллективной формой оплаты городского транспорта, общественными туалетами, электроэнергией и теплом. При этом повысится удобство людей, будет экономиться время на их перемещение, сократятся затраты труда для обеспечения всем этим: никаких билетов, кондукторов, контролёров и счётчиков. А высвобождаемый таким образом персонал может быть использован более продуктивно, что приведёт к увеличению общественной производительности труда (ОПТ). В других местах решат сохранить индивидуальную оплату таких услуг, в результате сидящий дома уже не будет платить за едущего в транспорте. В каком-то регионе посчитают целесообразным ввести прямую оплату дошкольных учреждений, начального образования, в других — коллективную или смешанную форму. И так далее.

Коллективы каких-то предприятий, как в советское время и в некоторых прогрессивных организациях, предпочтут обеспечивать самостоятельное медицинское обслуживание своих работников и членов их семей, содержать спортивные комплексы, базы отдыха и др. В других — не захотят этого делать и не будут вычитать затраты на них из зарплат. То же может относиться к жилищно-коммунальному хозяйству. При этом не исключены формы, при которых какие-то услуги будут частично оплачиваться из коллективных средств, а частично — из личных.

Суммы, отчисляемые на удовлетворение каждой из указанных потребностей, могут варьироваться в широких пределах самими налогоплательщиками. Так, если экологическая обстановка неудовлетворительна, тогда потребуется увеличить отчисления на содержание соответствующих структур. Если в каком-то городе преступность понижается, тогда можно будет сократить расходы на полицию. Если медицинские учреждения работают неудовлетворительно — изменить характер их оплаты, способы финансирования и стимулирования. Если в детских садах обслуживание детей дорогое и плохое — ввести соответствующее поощрение воспитателей, реорганизовать эти учреждения. Если общественная необходимость каких-то видов труда, услуг понижается — сократить их финансирование, а других — увеличить и т. д. Но размеры и формы оплаты коллективных потребностей должны устанавливаться самими налогоплательщиками, которые их финансируют. И всё это будет находиться в ведении местных органов самоуправления. То есть тогда они в наибольшей степени приблизятся к таковому в Земствах.

С другой стороны, из всех возможных способов удовлетворения коллективных потребностей следует выбирать такие, при которых влияние потребления на производство, и наоборот, оказывается наивысшим. Только тогда обратные связи между пользователями услуг и теми, кто призван удовлетворять их потребности, окажутся более сбалансированными. Лишь в этом случае организуется гармоничное сочетание потребления и производства. А критериями здесь могут выступать только соображения экономии средств при повышении удобства, качества предоставляемых услуг. Увеличение общественной производительности труда, которая с неизбежностью достигается при оптимизации указанных соотношений. И будет способствовать построению коммунистического общества.

При этом отметим, что предлагаемая форма оплаты общественных и коллективных потребностей граждан соответствует таковой, которая применялась в общинах, в артелях, в земствах, в израильских Кибуцах и в большей части коллективов, осуществляющих организационные эксперименты на территории СССР (см. раздел 4.1.2). А значит вполне ожидаемо она будет обладать такими же потенциальными возможностями, достигать такие же высокие хозяйственные результаты, как и указанные структуры.

 

Среди указанных затрат особое место занимает пенсионный фонд, поскольку по своей сути он представляет собой сбережения работников, предназначенные для обеспечения их безбедной старости. Он формируется путём конденсации определённой части заработков работников на их персонифицированных счетах и не должен отчуждаться у их владельцев ни при каких обстоятельствах. По желанию тех, кто их формирует, они могут выплачиваться сразу или по частям, передаваться по наследству, дариться и т. п. Это — их собственность, личные накопления, расходуемые по достижении ими определённого возраста. А отсутствие инфляции, которое следует из новой финансовой системы, сделает эти сбережения не меняющимися со временем. И расходоваться они могут только на долгосрочные некоммерческие проекты, создавая, таким образом, условия для обеспечения безбедной старости будущих пенсионеров.

Здесь важно помнить, что если хотя бы часть заработанной стоимости не будет возвращена создавшими её или их наследниками, она с неизбежностью достанется другим, которые не имеют к ней никакого отношения. То есть здесь работает «закон сообщающихся сосудов», согласно которому что убудет у одних — обязательно будет получено другими, не участвующими в его создании. Иначе говоря, любые отклонения от указанного принципа ведут к появлению эксплуатации со всеми вытекающими из неё последствиями.

Аналогична роль страхового фонда, который должен обеспечивать социальную защиту каждого члена общества и любого коллектива при возникновении общественных и личных форс-мажорных обстоятельств. Однако в отличие от пенсионного фонда, страховой не обязательно должен расходоваться только по старости или на тех, кто его сформировал. Данный фонд обеспечивает каждому гражданину уверенность в своём будущем вне зависимости от различных случайностей и непредсказуемых ситуаций, способствует формированию надёжной и высоконравственной атмосферы в обществе, становлению его человечности и гармонии.

— II —

В условиях гармоничной экономики философия налога оказывается иной, чем была при социализме или в современных странах. В самом деле, при социалистической организации налог выступал в качестве долга перед государством, обществом (надо платить бюджетникам, правоохранительным органам, пенсионерам и др.). В странах капитализма налог выступает в качестве компенсации за право заниматься предпринимательской деятельностью, за поддержание порядка в деловых и житейских отношениях, для защиты собственности, личных и общественных интересов. В коммунистической экономике ни один из указанных принципов неприемлем. В ней налог превращается в инструмент удовлетворения собственных потребностей налогоплательщиков, стимулирующий производство. Будет надёжно работать принцип партнёрства, эквивалентности всякого рода денежных обменов.

Согласно рыночной идеологии, если собирается налог на правоохранительные органы, тогда последние обязаны обеспечивать налогоплательщикам полную безопасность, охрану прав, общественный порядок. Если же этого не происходит и предприниматели вынуждены ещё пользоваться услугами частных охранных предприятий, тогда выплачивать такой налог в полном его объёме не следует. То есть правоохранительные органы этот налог не заработали, не заслужили.

Аналогично, если собирается налог на ремонт дорог, последние должны находиться в удовлетворительном состоянии. Если налог предназначен для оплаты административного аппарата, финансовых органов — тогда административное управление обязано в полной мере и без всякого дополнительного поощрения исполнять свои функции, а финансовое обращение призвано способствовать высокой конъюнктуре, деловой активности граждан. И так далее. А пенсионеры уже сами заработали свои средства и государству следует всего лишь им этот долг вернуть. Если этого не происходит, тогда фискальное налогообложение воспринимается как элементарный рэкет, чем оно нередко и является. И всякая защита от него не может не приветствоваться обществом.

Напомним, что в рыночных условиях деньги не отчуждаются, а зарабатываются. Забвение этого обстоятельства нашим руководством и ведёт к возникновению всякого рода негативных тенденций при сборе налогов. Поэтому в большей степени требует реорганизации деятельности налоговых органов, чем налогоплательщиков. Но сейчас нередко всё ставится с ног на голову.

 

Предлагаемая налоговая концепция принципиально отличается от существующей. В данном способе финансирования коллективных, общественных потребностей и услуг чётко определено, для чего они собираются и кто конкретно призван их оплачивать. Отсюда появляется возможность не только контролировать расходование этих средств, но активно влиять на их поступление и распределение.

Тогда каждому станет понятно, что оплачиваемые им налоги идут на удовлетворение его собственных потребностей, а не в бездонный карман государства и на содержание его чиновников. А если налогоплательщик эти потребности не оплатит, тогда ему придётся удовлетворять их самому по более высокой цене. Например, доплачивать за оказание медицинских услуг, охрану правопорядка, обучение детей и др. В случае, когда потребности оказываются плохо удовлетворёнными, становится ясно, кому предъявлять счёт, претензии. А поэтому любой человек уже делается лично заинтересованным в своевременном поступлении и рациональном расходовании поступаемых от него средств, в связи с чем всякие нарушения налоговой дисциплины будут вызывать сопротивление окружающих. А значит сделаются невозможными.

В свете данного подхода принципиально меняется представление о государственных расходах. Они уже не будут выступать в качестве заботы, благотворительного жеста бюрократической верхушки («бесплатные» обучение, медицинская помощь, санатории и проч.). А становятся результатом выполнения оплаченного заказа на удовлетворение собственных потребностей налогоплательщиков.

Таким образом, здесь предлагается принципиально иная концепция налоговой стратегии. Налог уже будет представлять собой не часть заработка, безвозмездно отчуждаемого государством для решения своих проблем, а плату за удовлетворение собственных коллективных и общественных потребностей граждан. Будет органически вписываться в рыночные механизмы.

При таком подходе из налога исчезает его фискальное содержание. Работник из источника государственных доходов, дойной коровы власти превращается в Заказчика, Пользователя. А чиновник из всесильного распорядителя всего и вся становится именно тем, кем он и должен быть: исполнителем, нанятым для наилучшего удовлетворения порученных ему коллективных и общественных потребностей налогоплательщиков. Делается всего лишь одной из необходимых категорий работников при существующем общественном разделении труда. Только при таких условиях появится, наконец, разумное сотрудничество Народа и Власти. При этом видоизменится само понятие государства как формы объединения граждан, что явится залогом воцарения истинного порядка и демократии в стране. И всё это будет способствовать построению Коммунизма.

 

Автором разработан проект Налогового Кодекса, предназначенного для ограниченного образования, называемого Ладземлёй (о ней в Главе 5), отвечающего изложенным выше принципам. Рассмотрим его краткое содержание.

Всего в нём предложено 15 новых законов (глав), включающих в себя 184 статьи. Внесены изменения в 32 статьи действующего Налогового Кодекса РФ. Его отладка на отдельно взятой территории позволит избежать ошибок, усовершенствовать налоговую систему государства. Он не отменяет действующий Налоговый Кодекс, но лишь дополняет некоторые его статьи, которые относятся к регионам и к муниципальным (земским) образованиям, дополняет его. Кодекс не помещён в настоящей работе в связи с большим его объёмом.

Конкретные мероприятия

1. Налоги превращаются в форму оплаты коллективных и общественных потребностей граждан;

2. Финансирование общественных потребностей осуществляется путём отчисления определённой доли доходов налогоплательщиков;

3. Величина и форма налоговых поступлений на финансирование коллективных потребностей определяется и контролируется самими налогоплательщиками;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.035 с.)