Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности административного управления гармонично организованного общества

Поиск

Человек есть олицетворённый долг!

Из послания Святых отцов

— I —

Если производственные условия окажутся таковыми, что главной функцией организации становится польза, а не доход, тогда интересы человека, коллектива и общества начнут совпадать, проблема гармонизации производственных и общественных отношений будет разрешается автоматически. И уже нельзя будет удовлетворять личные амбиции за счёт коллективного или общественного благополучия. Это с неизбежностью приведёт к гармонизации всех властных структур, сделает обоснованной всю систему отбора, выдвижения, подготовки, продвижения, ротации администраторов и лидеров.

В современных условиях реализовать указанный подход можно следующим образом. При ступенчатом, последовательном отборе представительной или руководящей элиты первые выборщики избираются населением впрямую. Для этого оно делится на группы, в которых люди знакомы друг с другом или могут воспользоваться мнением тех, кому доверяют. Например, в деревне все и всех знают, понимают, кто на что способен, а поэтому при свободном выборе своих представителей или местных руководителей из собственной среды (!) обмануть их невозможно. Таковыми могут быть также жители небольших селений, крупных домов, их групп или объединений. Здесь происходит первичный отбор наиболее достойных кандидатов и отсев всех тех, кто не пользуется доверием людей, не умеет или не способен представлять коллективное и общественное мнение, интересы.

Очевидно, что при такой избирательной системе ни деньги, ни административный ресурс, ни пиар-технологии уже не будут иметь силы, поскольку решения принимаются людьми впрямую. Понимающими, насколько они от этого зависят, не вслепую, а осознанно. Ни психически больные, ни неспособные работать на общество, ни демагоги и популисты, коррупционеры или их марионетки доверием наделены не будут. А если вдруг таковые через нижнее сито власти всё-таки просочатся, на пути их встанут следующие преграды.

Указанные выборщики формируют местные или муниципальные органы власти. И в них путём совместных дискуссий, общей деятельности или иного изучения друг друга из своего состава (!) избираются выборщики более высокого ранга, например районного и областного. Поэтому на втором избирательном уровне требования усложняются, большую роль начинают играть профессиональные и моральные качества претендентов. И выборщики уже оказываются более подготовленными, информированными и интеллектуально развитыми. И так до самого верхнего ранга административного «дерева организации», приведённого на рис. 2. Права и обязанности в такой системе власти передаются преимущественно снизу вверх, а не наоборот. А контроль осуществляется как снизу, так и сверху. Кстати, нечто подобное реализуется в избирательной системе США.

Это делает власть лучше контролируемой и управляемой обществом. Профессиональные политики, представляющие интересы отдельных групп и в большинстве своём больше ничего делать не умеющие, уже не будут наделены властью. Именно население при таком выборе будет наделять своих руководителей правами, требуемыми для исполнения своих обязанностей по отношению к людям. И спрашивать будет с них. И в то же время сохранится управляющее воздействие верхних этажей власти над нижними, поскольку они сами будут избираться таким же образом.

Очевидно, что всё это не только повысит профессионализм, культуру, нравственность и добросовестность властвующих структур, но и сделает всю систему власти стройной, логичной и последовательной. Приведёт к тому, что всякого рода деструктивные воздействия на неё, в том числе «цветные революции», коррупция, «дворцовые перевороты» и лоббирование станут невозможными.

Тогда в структуре власти уже начнут действовать не только прямые, но и обратные связи, образуя гармоничную и работоспособную систему управления, подобную всем природным образованиям. Конкуренция претендентов на самом деле окажется высокой, их возможности будут примерно равными. А поэтому такой выбор властной элиты будет не только более честным, но и качественным. Решение о нравственном и профессиональном уровне личности, о пригодности её занимать ту или иную должность будут принимать ни несведущая толпа или лично заинтересованное руководство, а целостная система отбора. А в ней чем более высоким является пост, тем более нравственными, опытными и компетентными будут как выборщики, так и кандидаты. Очевидно, что уровень культуры выбранного лица соответствует культуре его избирателей.

При этом очевидно, что кто предоставляет власть, тот и вправе её лишать. В этой связи проблема отзыва не справляющегося со своими обязанностями должностного лица решается простым и очевидным образом. Она потребует не больше процедур, чем сам выбор. И данное обстоятельство укрепит ответственность выбранного лица перед своими избирателями. Сделает невозможной работу власти против народа. Выборы станут не только менее дорогими, длительными и конъюнктурными, но и действенными.

Таким образом, в ступенчатой системе выборов реализуются как декларируемые достоинства демократии, использующей приоритет большинства над меньшинством, так и преимущества твёрдой вертикали власти. Организуется тщательный отбор претендентов, проверка их способности полноценно исполнять свои обязанности наряду с повседневным контролем за деятельностью лидеров. Упорядочивается процесс наделения их властью и полномочиями. Появится, наконец, реальная конкуренция кандидатов во власть. И чем выше окажется должность, тем более компетентными окажутся выборщики, жестче условия их отбора и контроля. Это создаст благоприятные условия для выдвижения истинных лидеров общества, а не дутых фигур. Власть получат те, кто в наибольшей мере способен исполнять предназначенные ей функции, а не демагоги и популисты.

Кроме того, реализация системообразующих мероприятий принципиально поменяет производственные и общественные отношения. И уже не потребуется в прежней мере применять методы принуждения, поскольку свободный человек, работающий одновременно и на общество, и на себя, не нуждается во внешних побудителях. Не нужно следить за правильностью уплаты налогов, так как при нарушении её человек наказывает и себя, и своё окружение. Не потребуется перераспределять доходы, поскольку привязанность денег к продуктивному труду повысит нравственность производственных отношений. Это изменит рыночные связи, сделает их справедливыми, эквивалентными и экономически продуктивными. Богатство будет честно зарабатываться, а поэтому станет уважаемым, не будет источником агрессии и раздора.

Иначе говоря, в новой экономике подавляющая часть того, чем занимается нынешняя администрация, будет разрешаться автоматически. Поэтому она сможет сосредоточиться на выполнении только той работы, которую без неё никто другой не сумеет исполнить. Не будет отвлекаться на рутинную, будничную суету. И уже не потребуются громоздкие и неуправляемые административные монстры, которые то и дело выходят из-под контроля, пытаясь подчинить себе коллективы и общество, подмять их под себя.

Причём всё это соответствует принципам коммунистической организации общества и производственных отношений.

— II —

Как такую работу администрации можно организовать и финансировать?

Прежде всего, следует разделить производственные и распределительные функции, исполняемые администрацией. В самом деле, при описании общественной трудоёмкости изделий было предложено в каждом товаре учитывать трудовые затраты вышестоящих организаций, которые оказывают содействие предприятиям в его производстве, представлены способы финансирования таких затрат (раздел 3.1.2). Отсюда следует, что денежное обеспечение всех вышестоящих структур, связанных с производством, должно осуществляться организациями, которые пользуются их услугами, напрямую (!). На это уже не потребуется тратить бюджетные деньги, они их начнут зарабатывать сами. Однако не с помощью административного рэкета, как нередко случается сейчас, а путём исполнения конкретных обязанностей, приносящих оплачивающим их структурам реальную пользу.

При внедрении такого способа оплаты производственная администрация уже перестанет быть кумиром, которому платят дань лишь потому, что в её руках власть, деньги и возможность причинять неприятности. Тогда не только управление потребуется от неё, но и его результаты. Деятельность администрации уже будет контролироваться как вышестоящими структурами с их неизбежной предвзятостью и бюрократическими шаблонами, так и всеми теми, кого они призваны обслуживать, кто их финансирует и от них зависит.

Причём это регулирование окажется не периодическим, авральным, а повседневным. Оплата труда работников вышестоящих организаций начнёт впрямую зависеть от результатов собственного труда так же, как и у всех других работающих. То есть и за тех, кто их будет финансировать, придётся бороться, демонстрируя свою полезность. И нести материальную ответственность за неэффективное управление, за неправильные действия, от результатов которых заказчики несут убыток, не получают соответствующей пользы. В результате рыночный принцип начнёт работать и в этой сфере человеческой деятельности. Администрация перестанет быть надобщественной структурой, всем распоряжающейся, но ни за что не отвечающей. Она начнёт жить по тем же правилам, что и все иные производственные структуры.

Очевидно, что указанная мера позволит существенно упрочить вертикальные связи предприятий, сделает их адекватными ситуации, гибкими и работоспособными при одновременном сокращении численности административного аппарата. Будет содействовать внедрению эффективных обратных связей в систему управления и его объекта.

— III —

С другой стороны, при внедрении новой формы налогообложения образуется финансовый поток, предназначенный для удовлетворения коллективных и общественных потребностей граждан, обеспечиваемых федеральными, региональными и местными налогами (см. разделы 1.1.4, 1.1.5 и 4.2.2). А для его обработки, обслуживания потребуется соответствующий сектор управления потребительской экономики, отличающийся от выше описанной производственной. В настоящее время такой аппарат имеется во всех государствах мира. Однако функции его расплывчаты, разграничительные линии с производственным сектором не установлены, отношение к обоим секторам управления одинаково, способы финансирования одни и те же. Это вряд ли содействует успешной их работе, поскольку производить продукцию и распределять её — разные виды деятельности.

Данный сектор состоит из учреждений, оказывающих потребительские услуги как отдельным лицам, коллективам, так государственным структурам. То есть призван руководить обеспечением как общественных, так и коллективных потребностей граждан. Это армия и правоохранительные органы, больницы и учебные, воспитательные заведения, стадионы и дома отдыха, коммуникации и защитные сооружения, и ещё многое другое. К этому сектору относятся также выборные органы власти всех уровней, призванные разрабатывать законы и контролировать их исполнение, профсоюзы и благотворительные учреждения.

Поэтому очевидно, что финансирование потребительского сектора экономики не может быть таким же, как и производственного. Оно должно производиться путём взимания целевых налогов, т.е. прямых проплат из оплаты труда работников, как предлагалось выше. И в зависимости от того, для удовлетворения каких коллективных или общественных потребностей граждан собираются налоги, формируются соответствующие исполнительные структуры.

При этом Потребительский сектор может получать средства как от прямой продажи его услуг, так и путём соответствующих налоговых отчислений из оплаты труда граждан. Всё определяется желанием потребителей, удобством, качеством услуг и стоимостью их. Для координации и управления всей потребительской структурой и формируется соответствующий административный орган. С другой стороны, такой аппарат должен создаваться лишь там, где без него не обойтись. Таким образом, формы организации обоих секторов управления тождественны, разница только в способах финансирования и в направлениях их деятельности. И это способствует устойчивости таких систем.

Характерно, что наличие потребительского сектора экономики никак не скажется на справедливости полученных ранее инвариантах. В самом деле, труд в них также является производительным. А поэтому всё, отмеченное ранее для производства, оказывается справедливым и для данного сектора экономики. Просто часть средств, зарабатываемых в производственном секторе, в виде целевых налогов передаётся потребительскому для исполнения его функций. В этом и состоит залог успешной работы всей разветвлённой административной системы организации хозяйства.

В предлагаемой схеме управления деньги оказываются именно там, где имеются предназначенные для их обслуживания товарные потоки, и ровно в таком количестве, чтобы их надёжно обеспечивать. Встречные перемещения средств и товаров исключены. И в то же время при необходимости открывается возможность концентрировать усилия для выполнения глобальных или форс-мажорных проектов. Это исключит возможность финансового давления каких-либо структур как в производственном, так и в потребительском секторах экономики.

Ведь деньги — это не хрустящие бумажки и даже не золотые слитки. Деньги — это потенциал, ресурсы, труд, товары, энергия. Как пример, направьте деньги в какой-то сектор экономики, и это заставит работать на него все государственные и частные структуры значительно активнее, чем самые грозные указы. Чтобы власть гармонично вписывалась в структуру организации, она, прежде всего, не должна испытывать недостатка средств для исполнения своих обязанностей. И в то же время не иметь избытка денег. Только тогда административное управление утратит своё фатально бюрократическое содержание, начнёт успешно работать на страну и на народ.

 

Предложенная форма организации полностью отвечает признакам высокоорганизованных систем (см. §2.5). По своей структуре она переплетена прямыми и обратными связями, достаточно полно моделирует живой организм с жёсткой увязкой всех его составляющих, определённостью их функций и характером взаимодействия. И недостойно иметь худшую организацию человеческого сообщества, чем устроен организм каждого из входящих в него людей.

Таким образом, для гармонизации экономики необходимо реорганизовать как административное, так и рыночное её управление. Чтобы администрация в полной мере управлялась рынком, а рынок — администрацией. Лишь при этих условиях может быть сформирована коммунистическая форма организации и производства, и самого общества. Сформируется требуемый для неё сплав административного и рыночного регулирования. Тогда государство и его структуры утратят способность подавлять те или иные классы, что и требовалось классиками Коммунизма.

Причём поочередное усовершенствование обоих механизмов управления невозможно. Они завязаны друг на друга столь тесно, что деструктивные качества одного из них нивелируют положительные другого. Но аналогичным образом работают и прогрессивные изменения внутри каждого из них.

После внедрения Системообразующих мероприятий будут созданы благоприятные условия для внедрения мероприятий Вспомогательных, которые позволят гармонизировать как отдельные территориальные или производственные образования, так и всё государство в целом. Решать наиболее рациональным образом остальные их животрепещущие проблемы. В разделе 5.3.1. приведено их описание для какой-то отдельно взятой территории.

— I V —

 

Несомненный интерес представляет Программа Президента РФ В.В. Путина, реализуемая в соответствии с его Указом от 13.12.2012 № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации». Она возникла из необходимости создания целостной системы воспроизводства и обновления административной элиты вместо ныне существующей практики случайного или коррумпированного её формирования. Проблема является весьма актуальной, поскольку только те страны, в которых состав руководителей соответствует общественным приоритетам, где налажена целостная система их отбора, подготовки и ответственности, достигают процветания. И тем большего, чем лучше и полнее это осуществляется. Этим и отличаются культурные, цивилизованные страны от не имеющих чести быть таковыми.

Программа названа «Президентской» и включает в себя сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, отвечающие определённым квалификационным требованиям, профессиональными и личностными качествами для назначения на должности высшего начальствующего состава. Комплектуются из людей, наделенных способностями, знаниями, целеустремлённостью, волей, желанием заниматься этим непростым делом и уже проявивших себя на каком-то поприще. В Программе участвуют как действующие госслужащие, так и предприниматели, работники научно-образовательных и административных учреждений всех уровней.

Образованный таким образом кадровый резерв государственной службы состоит из трех уровней. В первый из них, называемый Высшим, входят кандидаты в руководящий состав федеральных и региональных государственных органов, а также крупных организаций и корпораций, действующих на территории РФ. Во второй, Базовый набираются потенциальные кандидаты для занятия должностей среднего управленческого звена. А третий называется Перспективным и предназначен для подготовки государственных служащих, сотрудников организаций и корпораций, которые уже проявили свои неординарные способности и кому ещё не исполнилось 35 лет. Всего на 12.07.2017 года президентский резерв насчитывал 1959 человек. Из них на Высшем уровне - 389, на Базовом - 700, и на Перспективном - 870 человек.

Для создания целостной системы отбора указанных кандидатов организуются открытые конкурсы среди молодежи и опытных управленцев. На них избираются претенденты в Государственный резерв путём соревновательности и всевозможных тестов, знания основ экономики, менеджмента и права. При этом конкурсанты демонстрируют свою дисциплину и организованность, умственные и деловые способности, умение управлять людьми, принимать правильные решения, ориентироваться в сложных ситуациях. В резерв зачисляются только те, кто является честным и нравственным, кому не чужда социальная ответственность, кто не страшится рискованных действий, умеет вести себя в обществе и даже в застольных компаниях. Которым можно доверить будущее страны. Их обучают самые опытные и пользующиеся всеобщим уважением специалисты, учёные, политики, государственные деятели.

Так, заседанию наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей», прошедшему 4.10.2019 г. с участием Президента РФ В. В. Путина, предшествовала двухдневная проектная сессия финалистов и победителей конкурса управленцев «Лидеры России», международного конкурса «Мой первый бизнес», студенческой олимпиады «Я — профессионал». А также фестиваля «Российская студенческая весна», конкурса «Цифровой прорыв», всероссийского молодёжного кубка по менеджменту «Управляй!», благотворительного проекта «Мечтай со мной», конкурса «Моя страна — моя Россия» и др.

Это не только даёт возможность на самые ответственные должности в стране и во все структуры её управления выдвигать наиболее достойных и подготовленных представителей общества, но и организовать постоянно действующий «социальный лифт» для самой энергичной и амбициозной части молодого сообщества. В результате ликвидируется «застой» в административном управлении, производится постоянно действующая ротация элит, без которой прогрессивное развитие страны невозможно. В самом деле, если данный процесс не является повседневным, тогда такая ротация не может не сопровождаться революционной борьбой нового со старым с тем более кардинальной ломкой, чем сильнее сопротивляется прежняя власть. Что и наблюдалось во всей истории российской государственности. В том числе в процессе революции 1917-го года, репрессий конца 30-х годов, перестройки 1989 — 1993 годов и назревает сейчас.

Всё это позволяет после Президентского Послания Федеральному собранию В.В. Путина от 15.01.2020 осуществить качественную ротацию высшей управленческой элиты страны, организовать в этом важнейшем вопросе хоть какой-то внятный порядок, не противоречащий здравому смыслу. Власть, наконец, вспомнила о народе, а не только о бизнесе, что далеко не одно и то же. Данное Послание явило некоторую надежду и даже сдержанный оптимизм.

Вместе с тем из Послания не очевидно, в каком направлении предполагается двигаться, какую страну намечается строить? Капитализм с человеческим лицом или социализм с рынком и частной собственностью? Ведь, как показано в разделе 1.3.1, выбор здесь не так уж и велик. И кроме перечисленных формаций для выхода из постколониального состояния остаётся только гармоничная организация с последующим за нею коммунизмом. Поэтому какие бы действия ни предпринимались, задачи ни намечались, все равно страна попадёт в прокрустово ложе одной из указанных формаций со всеми их достоинствами и недостатками.

В самом деле, экономика – строгая наука и импровизации в ней бесперспективны. Без наличия четко работающей стратегии развития никакие тактические успехи или неудачи мало что дают. Так, если вы намеревались попасть в Париж, а сами отправились в сторону Антарктиды, сколько героизма и усилий вы бы ни проявили - в Париже вам не бывать!

Адресное стимулирование рождаемости – это, безусловно, правильное направление деятельности государства. Но было бы значительно полезнее создавать условия, при которых люди сами смогут обеспечивать своё и благополучие, и воспроизводство, а не будут нуждаться в подачка. В действительности людям нужна не рыба, а удочка, с помощью которой они сами сумеют её ловить. А вот удочка пока не просматривается.

Данная монография предоставляет теоретический аппарат и инструменты, позволяющие оптимальным путём перейти к наиболее прогрессивной организации государства и общества. А также дополнить и усилить благотворность осуществляемой Президентом административной реорганизации.

 

Конкретные мероприятия

1. Выборы первых лиц коллективов предприятий, подразделений, государственных и муниципальных органов власти осуществляются путём промежуточных выборов, в которых сочетаются преимущества как демократии, так и выдвижения профпригодных кандидатов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.011 с.)