Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гармоничная организация как предтеча коммунизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы найти золотую середину, нужны, как минимум, две крайности Ибн Сабей Из асимметрии рыночного и административного управления (см. раздел 2.1.3) следует, что эффективно работать они могут только сообща. Взаимно компенсируя недостатки и преумножая достоинства друг друга. В самом деле, любой специалист по управлению подтвердит, что система А на рис. 4, в которой одновременно работают оба вида связей, является наиболее совершенной. Именно в ней наилучшим образом раскрываются преимущества и компенсируются недостатки как административного, так и рыночного регуляторов. При ней появляется возможность использовать разумное планирование и одновременно стимулировать стихийную, рыночную саморегуляцию хозяйства. То есть что кроме чёрно-белого взгляда на экономику: либо рынок, либо плановость, могут присутствовать различные оттенки серого. Однако в отличие от крайних взглядов, для которых нюансы не имеют значения, здесь уже придётся думать: где, что, когда и в какой степени. Потребуются соответствующие знания и умение. То есть сами по себе «…обе модели — плановой и рыночной экономики, страдают серьезными недостатками» (К. Эклунд, идеолог Шведской модели экономики [150]). Поэтому и возникла теория конвергенции, т.е. грядущего синтеза капиталистической и социалистической форм хозяйствования, включающей в себя достоинства каждой из них. В разработке его принимали участие многие ведущие экономисты с мировым именем (П. Сорокин (США), У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, М. Дюверже и др.). И выводы их оказались однозначными: «… доминирующим типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капиталистический, ни коммунистический, а тип sui generis, который мы обозначим как интегральный тип» (американский экономист Питирим Сорокин [151]). В гармоничной экономике уже не дефицит денег будет управлять событиями, как при капитализме, и не дефицит труда, как при социализме. А всеобщая заинтересованность хозяйственных субъектов в получении наивысших полезных для общества результатов. Гармонизации интересов отдельных лиц, коллективов и общества. И очевидно, что чем раньше страна начнёт переходить к указанной форме экономической организации, тем весомее будут последующие её достижения. Именно в направлении гармонизации экономических отношений развиваются ныне все прогрессирующие страны мира. Так, путём укрепления административных связей при сохранении рыночных регуляторов реорганизуются экономики современных высокоразвитых капиталистических стран. В результате «С конца ХIX века почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства» (П. Самуэльсон [87]). Как пример, после кризиса 1929 года административное управление экономикой США было расширено, введён контроль над валютными операциями, доля государственных расходов увеличена с 8.5% ВВП до 25 — 33%. Данные мероприятия позволили Штатам выйти из глобального экономического кризиса, и тот же курс сохраняется в них по сей день. А когда от него отступали, это приводило к громадных негативным последствиям. В рамках указанной парадигмы проявляются всё более изощрённые формы государственного протекционализма. Возникают «добровольные экспортные ограничения», производятся антидемпинговые разбирательства, осуществляется государственная поддержка конкурентоспособных предприятий и промышленных отраслей, сельского хозяйства. Разрабатываются и внедряются новые стратегии экономического роста. Утверждаются особые правила международного сотрудничества, технических стандартов, учёта, аудита, налогообложения, поощряется борьба за валютно-финансовые рынки мира. Растёт роль всевозможных массовых способов прельщения покупателя, «воспитания его вкуса» [152]. Это происходит во всех развитых странах. Так, согласно закону, сформулированному А. Вагнером [153], государственные расходы в них растут быстрее, чем объёмы производства и национальные доходы. В частности, только с 1960 по 1995 год эта доля в структуре ВНП Германии увеличилась с 32.5% до 49.4%, во Франции — с 34.6% до 54.3%, в Великобритании — с 32.2% до 42.1%, в Испании — с 21.4% до 46.9% и т. д. И это позволило указанным странам за последние десятилетия во многом разрешить свои социальные проблемы, повысить эффективность экономики, ограничить воздействие разрушительных кризисов. Результатом деятельности одной из самых глубоких экономических школ — Стокгольмской, явилось успешное внедрение в Швеции так называемой «смешанной модели экономики». В ней разумно сочетаются как частная, так и общественная собственности, широкое распространение получили коммуны. Одновременно работают рынок и государственное управление, действует конкуренция и реализуется эффективная социальная политика. Так, государственным сектором в ней уже расходуется до 62% доходов. И как следствие, производительность труда, жизненный уровень населения Швеции являются одними из самых высоких в мире. Наиболее яркий пример эффективного реформирования экономики продемонстрировала КНР. Она уверенно следует курсу рынка, но не отказывается от политического и административного его регулирования. Государственные фабрики, заводы и учреждения не распродаются за бесценок. Госсектору продолжают принадлежать энергетика, горнодобывающая промышленность, нефтяные предприятия, транспорт, финансы. Сохраняется государственная собственность на землю, но какую-то часть её отдают в пользование кооперативам. Каждому крестьянину позволяется получить землю в долгосрочную аренду, стать единоличником. Реорганизуется и акционируется промышленность. Создаются экономические зоны, которые освобождаются от налогов и позволяют привлекать иностранный капитал. Сейчас в Китае завершается 12-я пятилетка. В её задачу входит превращение страны в инновационный центр, в результате по числу учёных Китай уже не уступает США. Среди производимых ею товаров всё больше высокотехнологичных. Темпы роста китайской экономики составляют примерно 10% в год. Поэтому с 2014 года «Поднебесная» по ВВП обгоняет США и стала ведущей державой в мире. Демонстрируя, таким образом, что смешанная экономика работает существенно лучше, чем либеральная [4], [154], [155].
С другой стороны, в смешанной экономике сформирована смесь рыночного и административного механизмов хозяйствования, а не их сплав. Поэтому в них используемые рыночные отношения не препятствуют нарушению эквивалентности товарообменов, работают те же деньги, которые не имеют объективного содержания и подвержены инфляции. Используется повременная форма оплаты наёмного труда, а значит сохраняются неравноправные производственные отношения. Действует та же несовершенная налоговая система, которая развращает чиновничий аппарат. Используется архаичная форма правления со всеми её достоинствами и недостатками (см. раздел 2.1.2). А поэтому, несмотря на весомые успехи, как административная, так и рыночная системы организации не формируют в них гармоничный комплекс. Не образуется качественная цельность различных по существу, но единых по предназначению инструментов. И это не позволяет в полной мере реализовать заложенные в такой системе возможности. На самом деле для гармонизации экономики недостаточно наложить друг на друга дисгармоничные системы В и Г рис. 4 или сформировать соответствующие статьи государственного бюджета, как стремятся делать сейчас. Для этого нужно принципиально менять саму систему административного и рыночного управления. Сделать так, чтобы рынок управлялся администрацией, а администрация — рынком. Кроме того, требуется реорганизовать денежную систему, усовершенствовать налоговую и таможенную политику, изменить формы оплаты наёмного труда и т. д. Только тогда из существующих механизмов управления образуется гармонично организованный комплекс, сплав, а не смесь чуждых друг другу ингредиентов. Тогда продуктивность человеческой деятельности повысится в разы. Именно это и представляет собой полноценную конвергенцию всех существующих типов экономик. Формирование из них единого целого, в котором всё гармонично увязано и согласовано. Об организации всего этого и пойдёт далее речь.
Каждая из показанных на рис. 4 политико-хозяйственных формаций обладает отличными от других характерными качествами, достоинствами и недостатками, собственными возможностями. Как уже отмечалось, капиталистическая и социалистическая системы являются асимметричными, т.е. сферы достоинств одной из них оказываются областями недостатков другой, и наоборот. В этой связи спорить о предпочтительности какой-либо из них бессмысленно, по потенциальным возможностям они примерно равны. Как бесполезно спорить о том, газ или тормоз валяются в автомобиле главными. Неоколониальная экономика, построенная в России и во многих других государствах мира, сконцентрировала в себе характерные недостатки и капиталистической, и социалистической формы хозяйствования. Внутри каждой из рассматриваемых формаций могут быть разными соотношения тех или иных факторов. Так, где-то частная собственность на средства производства является доминирующей, в других государствах она не играет существенной роли, превалирует коллективная или государственная собственность в различных их проявлениях. В некоторых странах государство и все хозяйственные отношения жёстко регламентированы законами, в других они работают в меньшей степени. В одних наёмные работники оказываются бесправными, в других закон защищает не только бизнес. Одни государства являются более открытыми по отношению к соседям, другие — менее. И так далее. Тем не менее, все эти нюансы не оказывают существенного влияния ни на эффективность организации, ни на производственные отношения людей. Государства могут обладать как большим «человеческим лицом», так и быть бесчеловечными. Но если в основе своей они принадлежат к одному из перечисленных типов формаций, именно он, в конечном итоге, и устанавливает основные его характеристики. При этом, как свидетельствует статистика, по своему продуктивному потенциалу неоколониальная экономика работает примерно в 2 раза хуже, чем капиталистическая или социалистическая. В гармоничной, коммунистической экономике, показанной на рис. 4, недостатки рыночного и планового механизмов регулирования взаимно компенсируются, вследствие чего активно реализуются и взаимно поддерживают друг друга их достоинства. В связи с чем можно предположить, что она окажется по меньшей мере в 2 раза эффективнее как социалистической, так и капиталистической экономик.
Подведём итог всему, изложенному в данном разделе. Из него следует, что пр и современном уровне развития хозяйства могут иметь место лишь четыре принципиально различающиеся между собой экономические системы, а именно социалистическая, капиталистическая, неоколониальная и гармоничная (коммунистическая), рис. 4. Других систем нет и быть не может, поскольку никакие иные варианты в распределении связей хозяйственных субъектов не существуют. И каждая реорганизация государства, в конечном итоге, приведёт к построению одной из них. Поэтому установив, к какой из конкретных форм хозяйствования относится та или иная страна, можно с уверенностью предсказать её главные качества, не зная даже, как она называется и где расположено. Причём к неоколониальной форме организации, как к самой простой и примитивной системе хозяйственных отношений, склонны переходить не только социалистические, но и самые передовые капиталистические страны. В них также идёт всё более масштабное разрушение рыночных связей, подавляется равноправная конкуренция, растёт уровень эксплуатации, коррупции, внедряются всякого рода протекционистские, запретительные и дотационные меры. Поэтому если со временем государства не начнут переходить к гармоничной форме организации, тогда их ждёт неоколониальная деградация, энтропийная смерть. И об этом свидетельствует прогрессирующее понижение продуктивности всего мирового хозяйства. В этой связи рассмотрим особенности безболезненного перехода стран в гармоничную форму организации, чтобы это не сопровождалось какими-либо социальными потрясениями, экспроприациями и жестокостью, не требовало значительного времени и средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.147 (0.01 с.) |