Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармоничная организация как предтеча коммунизма

Поиск

Чтобы найти золотую середину, нужны, как минимум, две крайности

Ибн Сабей

Из асимметрии рыночного и административного управления (см. раздел 2.1.3) следует, что эффективно работать они могут только сообща. Взаимно компенсируя недостатки и преумножая достоинства друг друга.

В самом деле, любой специалист по управлению подтвердит, что система А на рис. 4, в которой одновременно работают оба вида связей, является наиболее совершенной. Именно в ней наилучшим образом раскрываются преимущества и компенсируются недостатки как административного, так и рыночного регуляторов. При ней появляется возможность использовать разумное планирование и одновременно стимулировать стихийную, рыночную саморегуляцию хозяйства. То есть что кроме чёрно-белого взгляда на экономику: либо рынок, либо плановость, могут присутствовать различные оттенки серого. Однако в отличие от крайних взглядов, для которых нюансы не имеют значения, здесь уже придётся думать: где, что, когда и в какой степени. Потребуются соответствующие знания и умение.

То есть сами по себе «…обе модели — плановой и рыночной экономики, страдают серьезными недостатками» (К. Эклунд, идеолог Шведской модели экономики [150]). Поэтому и возникла теория конвергенции, т.е. грядущего синтеза капиталистической и социалистической форм хозяйствования, включающей в себя достоинства каждой из них. В разработке его принимали участие многие ведущие экономисты с мировым именем (П. Сорокин (США), У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, М. Дюверже и др.). И выводы их оказались однозначными: «… доминирующим типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капиталистический, ни коммунистический, а тип sui generis, который мы обозначим как интегральный тип» (американский экономист Питирим Сорокин [151]).

В гармоничной экономике уже не дефицит денег будет управлять событиями, как при капитализме, и не дефицит труда, как при социализме. А всеобщая заинтересованность хозяйственных субъектов в получении наивысших полезных для общества результатов. Гармонизации интересов отдельных лиц, коллективов и общества. И очевидно, что чем раньше страна начнёт переходить к указанной форме экономической организации, тем весомее будут последующие её достижения.

Именно в направлении гармонизации экономических отношений развиваются ныне все прогрессирующие страны мира. Так, путём укрепления административных связей при сохранении рыночных регуляторов реорганизуются экономики современных высокоразвитых капиталистических стран. В результате «С конца ХIX века почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства» (П. Самуэльсон [87]). Как пример, после кризиса 1929 года административное управление экономикой США было расширено, введён контроль над валютными операциями, доля государственных расходов увеличена с 8.5% ВВП до 25 — 33%. Данные мероприятия позволили Штатам выйти из глобального экономического кризиса, и тот же курс сохраняется в них по сей день. А когда от него отступали, это приводило к громадных негативным последствиям.

В рамках указанной парадигмы проявляются всё более изощрённые формы государственного протекционализма. Возникают «добровольные экспортные ограничения», производятся антидемпинговые разбирательства, осуществляется государственная поддержка конкурентоспособных предприятий и промышленных отраслей, сельского хозяйства. Разрабатываются и внедряются новые стратегии экономического роста. Утверждаются особые правила международного сотрудничества, технических стандартов, учёта, аудита, налогообложения, поощряется борьба за валютно-финансовые рынки мира. Растёт роль всевозможных массовых способов прельщения покупателя, «воспитания его вкуса» [152].

Это происходит во всех развитых странах. Так, согласно закону, сформулированному А. Вагнером [153], государственные расходы в них растут быстрее, чем объёмы производства и национальные доходы. В частности, только с 1960 по 1995 год эта доля в структуре ВНП Германии увеличилась с 32.5% до 49.4%, во Франции — с 34.6% до 54.3%, в Великобритании — с 32.2% до 42.1%, в Испании — с 21.4% до 46.9% и т. д. И это позволило указанным странам за последние десятилетия во многом разрешить свои социальные проблемы, повысить эффективность экономики, ограничить воздействие разрушительных кризисов.

Результатом деятельности одной из самых глубоких экономических школ — Стокгольмской, явилось успешное внедрение в Швеции так называемой «смешанной модели экономики». В ней разумно сочетаются как частная, так и общественная собственности, широкое распространение получили коммуны. Одновременно работают рынок и государственное управление, действует конкуренция и реализуется эффективная социальная политика. Так, государственным сектором в ней уже расходуется до 62% доходов. И как следствие, производительность труда, жизненный уровень населения Швеции являются одними из самых высоких в мире.

Наиболее яркий пример эффективного реформирования экономики продемонстрировала КНР. Она уверенно следует курсу рынка, но не отказывается от политического и административного его регулирования. Государственные фабрики, заводы и учреждения не распродаются за бесценок. Госсектору продолжают принадлежать энергетика, горнодобывающая промышленность, нефтяные предприятия, транспорт, финансы. Сохраняется государственная собственность на землю, но какую-то часть её отдают в пользование кооперативам. Каждому крестьянину позволяется получить землю в долгосрочную аренду, стать единоличником.

Реорганизуется и акционируется промышленность. Создаются экономические зоны, которые освобождаются от налогов и позволяют привлекать иностранный капитал. Сейчас в Китае завершается 12-я пятилетка. В её задачу входит превращение страны в инновационный центр, в результате по числу учёных Китай уже не уступает США. Среди производимых ею товаров всё больше высокотехнологичных. Темпы роста китайской экономики составляют примерно 10% в год. Поэтому с 2014 года «Поднебесная» по ВВП обгоняет США и стала ведущей державой в мире. Демонстрируя, таким образом, что смешанная экономика работает существенно лучше, чем либеральная [4], [154], [155].

 

С другой стороны, в смешанной экономике сформирована смесь рыночного и административного механизмов хозяйствования, а не их сплав. Поэтому в них используемые рыночные отношения не препятствуют нарушению эквивалентности товарообменов, работают те же деньги, которые не имеют объективного содержания и подвержены инфляции. Используется повременная форма оплаты наёмного труда, а значит сохраняются неравноправные производственные отношения. Действует та же несовершенная налоговая система, которая развращает чиновничий аппарат. Используется архаичная форма правления со всеми её достоинствами и недостатками (см. раздел 2.1.2). А поэтому, несмотря на весомые успехи, как административная, так и рыночная системы организации не формируют в них гармоничный комплекс. Не образуется качественная цельность различных по существу, но единых по предназначению инструментов. И это не позволяет в полной мере реализовать заложенные в такой системе возможности.

На самом деле для гармонизации экономики недостаточно наложить друг на друга дисгармоничные системы В и Г рис. 4 или сформировать соответствующие статьи государственного бюджета, как стремятся делать сейчас. Для этого нужно принципиально менять саму систему административного и рыночного управления. Сделать так, чтобы рынок управлялся администрацией, а администрация — рынком. Кроме того, требуется реорганизовать денежную систему, усовершенствовать налоговую и таможенную политику, изменить формы оплаты наёмного труда и т. д. Только тогда из существующих механизмов управления образуется гармонично организованный комплекс, сплав, а не смесь чуждых друг другу ингредиентов. Тогда продуктивность человеческой деятельности повысится в разы.

Именно это и представляет собой полноценную конвергенцию всех существующих типов экономик. Формирование из них единого целого, в котором всё гармонично увязано и согласовано. Об организации всего этого и пойдёт далее речь.

 

Каждая из показанных на рис. 4 политико-хозяйственных формаций обладает отличными от других характерными качествами, достоинствами и недостатками, собственными возможностями. Как уже отмечалось, капиталистическая и социалистическая системы являются асимметричными, т.е. сферы достоинств одной из них оказываются областями недостатков другой, и наоборот. В этой связи спорить о предпочтительности какой-либо из них бессмысленно, по потенциальным возможностям они примерно равны. Как бесполезно спорить о том, газ или тормоз валяются в автомобиле главными. Неоколониальная экономика, построенная в России и во многих других государствах мира, сконцентрировала в себе характерные недостатки и капиталистической, и социалистической формы хозяйствования.

Внутри каждой из рассматриваемых формаций могут быть разными соотношения тех или иных факторов. Так, где-то частная собственность на средства производства является доминирующей, в других государствах она не играет существенной роли, превалирует коллективная или государственная собственность в различных их проявлениях. В некоторых странах государство и все хозяйственные отношения жёстко регламентированы законами, в других они работают в меньшей степени. В одних наёмные работники оказываются бесправными, в других закон защищает не только бизнес. Одни государства являются более открытыми по отношению к соседям, другие — менее. И так далее.

Тем не менее, все эти нюансы не оказывают существенного влияния ни на эффективность организации, ни на производственные отношения людей. Государства могут обладать как большим «человеческим лицом», так и быть бесчеловечными. Но если в основе своей они принадлежат к одному из перечисленных типов формаций, именно он, в конечном итоге, и устанавливает основные его характеристики.

При этом, как свидетельствует статистика, по своему продуктивному потенциалу неоколониальная экономика работает примерно в 2 раза хуже, чем капиталистическая или социалистическая. В гармоничной, коммунистической экономике, показанной на рис. 4, недостатки рыночного и планового механизмов регулирования взаимно компенсируются, вследствие чего активно реализуются и взаимно поддерживают друг друга их достоинства. В связи с чем можно предположить, что она окажется по меньшей мере в 2 раза эффективнее как социалистической, так и капиталистической экономик.

 

Подведём итог всему, изложенному в данном разделе. Из него следует, что пр и современном уровне развития хозяйства могут иметь место лишь четыре принципиально различающиеся между собой экономические системы, а именно социалистическая, капиталистическая, неоколониальная и гармоничная (коммунистическая), рис. 4. Других систем нет и быть не может, поскольку никакие иные варианты в распределении связей хозяйственных субъектов не существуют. И каждая реорганизация государства, в конечном итоге, приведёт к построению одной из них. Поэтому установив, к какой из конкретных форм хозяйствования относится та или иная страна, можно с уверенностью предсказать её главные качества, не зная даже, как она называется и где расположено.

Причём к неоколониальной форме организации, как к самой простой и примитивной системе хозяйственных отношений, склонны переходить не только социалистические, но и самые передовые капиталистические страны. В них также идёт всё более масштабное разрушение рыночных связей, подавляется равноправная конкуренция, растёт уровень эксплуатации, коррупции, внедряются всякого рода протекционистские, запретительные и дотационные меры. Поэтому если со временем государства не начнут переходить к гармоничной форме организации, тогда их ждёт неоколониальная деградация, энтропийная смерть. И об этом свидетельствует прогрессирующее понижение продуктивности всего мирового хозяйства.

В этой связи рассмотрим особенности безболезненного перехода стран в гармоничную форму организации, чтобы это не сопровождалось какими-либо социальными потрясениями, экспроприациями и жестокостью, не требовало значительного времени и средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.147 (0.01 с.)