Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинства и недостатки рыночных связейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— I — Как уже отмечалось, связи субъектов в экономических системах бывают горизонтальными (рыночными) и вертикальными (административными). Они формируют диалектическое единство качественно разных и несводимых друг к другу инструментов управления: рыночного и административного. Благодаря им, в хозяйственной жизни общества создаются противовесы, характерные для всех природных явлений. Причём если рыночные связи обслуживают процессы разделения труда, то административные — его кооперации. Первые из них олицетворяют стихийную составляющую хозяйственных отношений, а вторые — разумную, человеком управляемую. В этой связи рассмотрим природу и характерные особенности каждого из указанных феноменов.
В экономической литературе, в том числе у Ж. Б. Сея, А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса, П. Самуэльсона и других, можно встретить разные толкования рынка. В частности, английский экономист XIX в. У. Джевонс понимал его как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как сочетание существующих и потенциальных поставщиков и покупателей товаров, подчёркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами. Лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее наиболее полно использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов и проч., и проч. Существует мнение, будто рынок представляет собой институт, соединяющий покупателей и продавцов, или хозяйственный механизм, опирающийся на суверенность производителя в ценообразовании. А. Маршалл считал критерием рыночности единую продажную цену на товар определённого рода. Ф. Клоцвог утверждал, что «Рынок или рыночная форма обмена, — лишь одна (из возможных) форм обмена. (В нём) равновесие между спросом и предложением ˂ … ˃ устанавливается с помощью цен через их направленное отклонение от общественно необходимых затрат» и т. д. Причём каждое из приведённых определений, на наш взгляд, охватывает только часть функций, исполняемых рынком, и не затрагивает другие. В этой связи предлагаем следующую его трактовку. Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений, посредством которых осуществляется эквивалентный обмен товарами между хозяйственными субъектами в процессе разделения общественного труда. Причём соблюдение эквивалентности здесь крайне важно, поскольку без него общественное разделение труда нормально не работает. Как пример, если какой-то орган человеческого организма потребляет больше энергии, чем передает её другим, тогда в нём конденсируется избыток её, в то время как в других — недостаток. И очевидно, что ничем хорошим это не кончается. То же самое происходит и с хозяйственными субъектами.
Вместе с тем современный рынок не в полной мере исполняет данную функцию. Так, реализуемая в нём либеральная модель хозяйствования не запрещает нарушать эквивалентность товарно-рыночного обмена, т.е. допускает эксплуатацию, ведёт к разнице торгового баланса в виде прибыли. В этой связи сейчас рынком преимущественно управляет не принцип эквивалентности, а манипулирование ценами товаров в соответствии со спросом на них и предложением. Поэтому то, что принято сейчас называть «рынком», на самом деле не совсем им является. В нынешней своей форме он представляет собой ординарный инструмент товарообмена и демонстрирует только некоторые качества, присущие истинному рынку. А поэтому продуктивность его существенно меньше, чем могла бы она быть. Действительно, жёсткая взаимозависимость спроса и предложения, которая составляет одну из фундаментальных основ ныне существующих рыночных отношений, не является фатальной. На самом деле реальная жизнь столь многообразна, что приносит сюрпризы всякого рода, не укладывающиеся в схему регулирования её одним фактором. Как спрос, так и предложение сами по себе автономны, зависят от множества обстоятельств, а поэтому не могут сводиться исключительно друг к другу. В противном случае рынок перерождается в примитивный «дёшево купить — дорого продать». Так, спросом на предметы потребления управляют имеющиеся финансовые ресурсы, физиология, психология и культура людей. А предложение зависит от природных и технологических факторов, от развития науки и общественных отношений, от производительности труда и ещё от многого, многого другого. Данная ситуация маскирует главное содержание рыночных отношений: справедливое взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе общественного разделения труда, что существенно затрудняет его функционирование. Нарушает связь между себестоимостью товара и его ценой. В самом деле, зачастую при увеличении спроса не стимулируется его производство, а просто повышается цена. В связи с чем цены перестают отражать производственные издержки и перестают служить надёжными регуляторами производства. Это запутывает всю ситуацию, способствует возникновению эксплуатации. Поэтому без соответствующего регулирования рынок превращается в базар, в котором разрушительные тенденции нередко превосходят созидательные. Его качества оказываются настолько сумбурными, что говорить об объективных его особенностях не приходится. Из-за этого столь неполными являются приведённые выше его трактовки, представленные уважаемыми экономистами. В этой связи будем говорить не о том, каков рынок есть, а каким он должен быть, чтобы надёжно исполнять свои регулирующие функции. Анализировать качества, которые присущи ему по природе вне зависимости от тех или иных его искажений.
Из анализа его функций следует, что настоящий рынок является специфической сферой, в которой затраты на производство товаров, их потребительные качества и востребованность вступают во взаимодействие и раскрываются одновременно. Единственным местом, где они напрямую завязаны друг на друга и, несмотря на принципиальные различия между ними, могут сопоставляться. Это и даёт рынку возможность одновременно выступать в качестве инструмента регулирования и производства, и потребления. Причём всё это осуществляется им автоматически, спонтанно. То есть истинный рынок является классическим высокоорганизованным механизмом с прямыми и обратными связями между хозяйственными субъектами продавец — покупатель. С другой стороны, рынок способен быть уравновешенным, устойчивым регулятором только в долговременном, статистическом плане. В каждый отдельный момент, в том или ином месте рынок всегда неуравновешен. То спрос превышает предложение, то — наоборот. И это является главным источником его динамики, механизмом адаптации к меняющимся обстоятельствам, силой его и слабостью. При этом на рынке фигурируют не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на товар, включающие в себя сырьё, энергию, живой и овеществлённый труд, прибыль. То есть персональный спрос вступает на нём во взаимодействие с общественным предложением, а индивидуальное предложение — с общественным спросом. Поэтому истинный рынок устанавливает оправданность затрат, вложенных в товары, а также их общественную востребованность. И в этом заключается одно из важнейших его предназначений. В результате факт купли-продажи товаров двумя резидентами выходит за рамки их личных отношений и приобретает общественное звучание.
Вместе с тем на рынке затраты на разные товары должны каким-то образом сопоставляться. Только в этом случае их можно сравнивать между собой, обменивать, оценивать. То есть устанавливать, за сколько рубашек можно купить, например, костюм. Но соотносить друг с другом можно только такие предметы, которые заключают в себе нечто общее, фактор сравнения, единый для всех. Если такового нет, тогда всякий обмен оказывается субъективным и ни о каких объективных в нём закономерностях речи быть не может. Данное обстоятельство существенно усложняет весь процесс рыночного функционирования. Поэтому в экономику введён специфический фактор, которому приданы указанные качества и которым наделяется всякий товар, любая услуга. Его называют меновой ценностью или просто стоимостью. Подробно её особенности описаны в разделе 3.1.3. А в качестве общепризнанного посредника обмена выступают деньги. Именно стоимость товаров является главным инструментом рыночного регулирования, через неё посредством цены и проявляются основные качества рынка. И важнейшее среди них — требование эквивалентности обмена. То есть на рынке товары призваны меняться друг на друга не произвольным образом, а в соответствии с общественно подтверждённой их трудоёмкостью, измеряемой стоимостью. Нарушение данного требования препятствует нормальному функционирования общественного разделения труда, разрушает весь рыночный порядок и тогда становится невозможной продуктивная работа его регуляторов. Неизбежными оказываются беспорядок, хаос, эксплуатация. Поэтому чем более эквивалентным является товарообмен, тем полнее соблюдаются рыночные отношения, чётче проявляются его природные качества. Более того, идеальный рынок (его ещё называют «свободный», «совершенно конкурентный» и проч.) — это тот, на котором совершается обмен товарами в строгом соответствии с их стоимостями. Эквивалентность должна сохраняться во всех звеньях хозяйства. В противном случае не только нарушается принцип справедливости, реализация которого необходима при всяких человеческих отношениях. Затрудняется процесс разделения труда. Но, что не менее важно, понижается эффективность производственных стимулов, искажается объективность используемых критериев, ослабляется действенность всех экономических регуляторов. Таким образом, с помощью рынка процессы производства и обмена продуктами труда между хозяйственными субъектами оказываются жёстко завязанными друг на друга. С его использованием не только реализуются преимущества общественного разделения и кооперации труда, оптимизируется работа прямых и обратных, горизонтальных и вертикальных связей между товаропроизводителями. Но и устанавливается степень необходимости тех или иных товаров, их количества, качества, формируются производственные и потребительские стимулы. То есть возникает система, организм, называемый общественным производством. — II — Рынок демонстрирует множество своих достоинств. Он способствует минимизации затрат человеческого труда при производстве любого товара. Стимулирует процесс миграции знаний, ресурсов, труда и технологических достижений. Обостряет конкуренцию, способствующую увеличению количества и повышению качества товаров. В этой связи построение коммунистической экономики без участия рыночного механизма невозможно в принципе. Из требования эквивалентности товарно-рыночных отношений вытекает необходимость полного равноправия покупателей и продавцов, ничем не сдерживаемый поток капиталов, товаров, материальных и трудовых ресурсов, абсолютно правдивая информированность общества. Возникает потребность в существовании одинаковых возможностей, свободы личности и трудовых коллективов, суверенитета, равных прав товаровладельцев и обладателей денежными ресурсами. Требуется отсутствие запретов на всякие виды общественно полезной деятельности, стимулирование их разнообразия, невозможность занятий, вредящих обществу. Но таковых нигде нет и никогда не было. По определению, истинный рынок и эксплуатация несовместимы! В самом деле, эквивалентность товарообменов предполагает полное отсутствие факторов, нарушающих равноправие партнёров, их производственных отношений. Вместе с тем неудовлетворительная работа финансовых институтов, паразитизм и эксплуатация различных государств и социальных групп, Природы и человечества, всякого рода националистические и социальные извращения не позволяют рынку в полной мере проявлять свои качества. А таковые встречаются повсеместно и со временем становятся всё масштабнее. Идеальным полем рыночных отношений является наличие беспредельного числа независимых друг от друга продавцов одного и того же товара и такого же безмерного количества изолированных друг от друга платёжеспособных покупателей. То есть идеальный рынок — это абстрактное поле абсолютной конкуренции. Из-за этого рынку в наибольшей мере соответствует мелкотоварное производство близких по функциональному назначению предметов потребления широкого пользования, чем крупнотоварное. Причём работе рынка способствует, в первую очередь, не наличие частной собственности на средства производства, а организация полноценной конкуренции между всеми хозяйственными субъектами. При этом число конкурирующих друг с другом фирм должно быть не менее десяти. В противном случае высока вероятность олигополии, ценового сговора между собой как покупателей, так и продавцов. Вместе с тем, чем современнее товары, сложнее технология их изготовления, тем крупнее предприятия, обеспечивающие их производство, и меньшее число их требуется для удовлетворения общественных потребностей. В результате количество организаций, выпускающих однородную продукцию, неуклонно сокращается. Технический прогресс с неизбежностью обнаруживает тенденцию всё большей монополизации экономики. Поэтому в развитых странах монополисты производят до 80% всей товарной продукции. Так, в СССР 80-х годов 12% предприятий выпускали 75% продукции страны, в современной России подавляющая часть энергетики страны обеспечивается 5 — 6 компаниями, выпуск алюминия, проката, цемента — двумя и т. д. Это характерно как для сфер производства, так и для управления, информации, политики и финансов. Справедливо и для оригинальной продукции, и для товаров широкого профиля. В самом деле, кем, как не монополистом является единственный магазин, больница или аптека в поселке? Или продавец отличного от других товара или услуги? Станет ли разумный строить 10 параллельных телефонных, коммунальных или транспортных артерий в городе, железных дорог, проходящих между одними и теми же населёнными пунктами для того лишь, чтобы наладить между ними полноценную конкуренцию?! С ещё большим основанием можно считать монополистами отдельные отрасли хозяйства (см. рис. 1), конкуренция между которыми невозможна в принципе. В самом деле, какая конкуренция может быть между здравоохранением и машиностроением, культурой и производством?! Тем не менее, под влиянием ортодоксальной «рыночной» идеологии это пытаются делать! И нынешние теплоэнергетики, фармакологи, транспортники, связисты, оптовики, финансисты, ЖКХ и др., пользуясь своими монопольными преимуществами в ничем не ограниченных псевдорыночных условиях современного мира, всячески это демонстрируют. Нетрудно видеть, что во всех перечисленных сферах рыночное регулирование перестаёт работать вообще. Повышение спроса не только не увеличивает предложение, но зачастую его сокращает. В самом деле, зачем монополисту улучшать производство и множить связанные с этим заботы, если прибыль можно наращивать ничем не ограниченным взвинчиванием цен? И в нынешних условиях монополии всеми доступными им способами добиваются, чтобы их конкурентная борьба с немонополиями признавалась равноправной (!). Как пример, в структуре цены на хлеб в России его себестоимость составляет не более 10%, у многих лекарств розничная цена в 50 и более раз превышает затраты производителей. И такое — не редкость. Данные обстоятельства разрушают всё поле рационального рыночного регулирования. Таким образом, монополии не могут управляться рынком в принципе. Поэтому попытки реанимировать рынок путём подавления монополий, их деления, приватизации или иным каким-либо способом в большинстве случаев наносят ущерб производству, обществу и обречены на провал. Ведь монополизация экономики — это естественный процесс, способствующий повышению ОПТ. Она является результатом кооперации труда в нынешних условиях, которая неизбежна. Отображает процесс сотрудничества, столь же плодотворный, как и процесс разделения труда, регулируемый конкуренцией. На самом деле монополии по природе своей могут управляться только администрацией. И это является дополнительным подтверждением того, что рынок не служит универсальным, единственно возможным механизмом регулирования экономики. Причём это не является его изъяном, как не служит недостатком мужчин неспособность рожать детей. У него — своя специфика, свои возможности и собственное предназначение. И поэтому отвергать кооперацию столь же абсурдно, как и конкуренцию. Но монополии — не единственные структуры, плохо управляемые рынком. Кроме них имеется громадная группа товаров, потребность в которых мало зависит от предложения, в том числе немалая часть витальных предметов потребления. К ним относятся продукты питания и медицинские препараты, жильё, одежда, безопасность и др. Спрос на них в большей мере управляется требованием жизнеобеспечения, чем предложением. Чтобы не погибнуть и сохранить своих близких, люди готовы идти на всё. Какое уж тут равноправие?! И указанный фактор тем в большей степени выходит за рамки рыночного регулирования, чем значительнее дефицит таких предметов потребления. Данное обстоятельство естественным образом ограничивает поле деятельности чисто рыночных сил. Кроме того, подавление монополистами и структурами, находящимися вне поля конкурентной борьбы, окружающих, их эгоистическое стремление извлекать образуемую при этом ренту в существующих псевдорыночных условиях не является чем-то исключительным. В конце концов, всякий хозяйственный субъект стремится стать неповторимым. Поэтому путём подавления конкурентов рынок сам содействует своему подавлению. То есть чем активнее он работает, тем уже поле его рационального регулирования, в большей мере выживает только сильнейший. А значит меньше тех, с кем способен соревноваться на равных потребитель или производитель, ограниченнее круг субъектов рыночных отношений, менее благотворной оказывается конкуренция. И в этом заключается одно из глобальных противоречий рынка. Известен ещё один механизм, разрушающий поле равноправной конкуренции, особенно при международной торговле. Это — протекционизм и санкции, особенно часто применяемые развитыми странами для получения собственных преимуществ в торговле, в производстве, в доступности к ресурсам, технологиям и проч. Для этого не брезгуют никакими мерами: пропагандируют соответствующие идеологии, вводят всевозможные ограничители, пошлины, возводят таможенные барьеры, подкупают элиты стран, подлежащих экспансии и т. д. Способствуют возникновению в них хаоса и беспорядков, лишают защитных механизмов, всячески препятствуют им развиваться и совершенствоваться. Нацеливают их экономики на обслуживание внешних потребителей, а не собственных. Опутывают неравноправными договорами, соглашениями, оказывают безграничное политическое, финансовое и военное давление. И от этого извлекают баснословные прибыли. — III — С другой стороны, даже при условии полного раскрытия своих возможностей рынок не безупречен. Как всякий вероятностный, стохастический процесс, зависящий от многих обстоятельств, рыночный механизм инерционен, приводит к успеху только путём большого числа выборок, проб и ошибок. Поэтому рынок неэффективен в условиях резкого изменения ситуации, неуравновешенности связей, во времена перемен, неустановившихся процессов в производстве и в обществе. «Вы всегда можете рассчитывать, что американцы сделают правильно — после того, как они перепробуют все остальные варианты» (Уинстон Черчилль). Отсюда при росте социальной напряжённости, при возникновении войн и революций, кризисов и других форс-мажорных обстоятельств рыночный механизм перестаёт работать вообще. Рынок неплохо обслуживает текущие, сиюминутные проблемы, но не приспособлен для решения долговременных, перспективных задач. Поэтому в развитых экономиках для их разрешения используют нерыночные формы управления: вводят налоги, поручают их исполнение администрации, создают специальные структуры, фонды. Рынок нивелирует общественные качества предприятий и возвеличивает частные. То есть способствует превращению организаций в средство благополучия их владельцев и коллективов, а не в инструменты служения обществу.Вместе с тем «Задача предприятия — производить для потребления, а не для наживы и спекуляции» (Г. Форд [90]). Поэтому рынок плохо работает при удовлетворении общественных потребностей. Его механизмы нельзя использовать впрямую для решения общенациональных проблем даже в государствах с устоявшимися рыночными традициями, поскольку рынок такие потребности просто игнорирует. Это относится к поддержанию конкурентной среды, к социально приемлемому распределению доходов, к строительству каналов, дорог и других общественных сооружений. Только с помощью администрации можно управлять работой фундаментальной науки, высшего образования, культуры, искусства, содержать законодательные учреждения, армию, полицию и др. Рынок этого не может. Рынок не способствует устранению угрозы безопасности населения, бессилен при разрешении социальных и гуманитарных проблем. Перенесение рыночных реалий на мобилизационный, творческий потенциал общества ставит под угрозу само его существование. Рынок не применим в работе средств массовой информации, особенно крупных, поскольку превращение в предметы бизнеса с неизбежностью лишает их беспристрастности и объективности. Очевидно, что продажная правда есть ложь. В самом деле, если во все времена воспитание молодёжи поручалось самым мудрым и нравственным людям, то в условиях рыночного разгула этим занимаются те, кто заинтересован только в собственной прибыли. В результате к двенадцатилетнему возрасту американский ребёнок видит по телевизору и в интернете 100 тысяч актов насилия, 12 тысяч убийств и преступлений. Это гораздо больше, чем видит солдат на войне. И результат этого вполне предсказуем. Страдает психика людей, количество смертей от огнестрельного оружия в США в несколько раз больше, чем в средней европейской стране. Кроме того, все «цивилизованные» страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются ещё с одной проблемой. Их население вымирает. Причём не по причине войн, болезней или недостатка еды, а по собственному желанию. Они отказываются заводить детей и продолжать жизнь, поскольку это коммерчески невыгодно (!). Поэтому этим странам постоянно требуется приток рабочей силы из стран, психология населения которых ещё не изуродована ортодоксальными рыночными отношениями. В результате рыночная идеология, не ограниченная противовесами, слишком многое превращает в абсурд. Ортодоксальный рынок уничтожает всё, к чему прикасается: науку, культуру, образование, искусство и нравственность. Он превращает любовь в секс, дружбу — в угодничество, а сотрудничество — в подчинение сильными слабых. То есть подавляет всё истинное, чем жив человек. Возвеличивает материальные и подавляет духовные ценности. Рынок искажает мотивационные приоритеты людей. Так, частный врач, частный аптекарь, производитель лекарств заинтересованы не столько в здоровье пациентов, сколько в их болезнях. Здоровые люди им невыгодны! Хозяин магазина получает большую прибыль от алкоголя, табака и иных дурманов, нежели от торговли книгами. Юристы заинтересованы в умножении споров, склок, разборок, фактически — в юридических войнах между гражданами и структурами бизнеса, властями. Автомеханик получает больший доход от роста аварий, стекольщик заинтересован в ураганах, мошенник — в глупости и наивности окружающих и т. д. Рынок эксплуатирует низменные инстинкты людей и подавляет или извращает возвышенные. Он не принимает во внимание потери, наносимые его действиями Природе и обществу, бессилен при воспитании молодого поколения, при становлении его нравственности, этики и морали. То есть всего того, что превращает животных особей в людей, выходит за рамки зримой сиюминутной выгоды. Делает из человеческих индивидуумов общество, определяет сущность государства как формы общественного объединения. Приводит к массовой деградации населения. В современном рынке наблюдается множество и других перекосов, извращающих его работу. Так, только созданием марки фирмы цены одних и тех же товаров могут различаться в разы. С помощью рекламы формируется образ продукта, далёкий от реального. И это позволяет рынку не служить людям, а подчинять их себе. Даёт возможность недобросовестным продавцам извлекать громадную ренту не путём совершенствования производства, а организацией информационных агрессий. По большому счёту рынку не нужны ни рабочие, ни инженеры, учёные, врачи или учителя, старики и дети, а только покупатели и продавцы. Требуется то, что продаётся, а всё другое не нужно. Тот человек достоин уважения, который способен покупать. Поэтому рынок превращает немалую часть трудоспособного населения, не сумевшего приспособиться к такому уродливому положению, в отверженных. Содействует превращению государств, управляемых преимущественно рынком, в колонии, не производящие ничего собственного, не обеспечивающие своё население средствами существования, служащие сырьевыми придатками и местами сброса избыточной продукции развитых стран. Рынок не способствует справедливому распределению доходо в. Как пример, средние способности людей в достаточно крупных коллективах примерно одинаковы. Тем не менее, заработки работников разных отраслей и регионов России, и не только в ней, отличаются в разы. Так, доходы москвичей примерно в 3 раза выше, чем в целом по стране, а в средней полосе России — примерно в 1.5 раза ниже их. В то же время заработки чиновников, работников банковского сектора и торговли значительно превосходят средние. По природе своей рынок жесток, безнравственен, бескомпромиссен, не ведёт к достижению социального равновесия. По сути он содействует расизму биологически сильных по отношению к слабым. Способствует обогащению богатых и разорению малоимущих. И не только в человеческом, клановом плане, но и в государственном масштабе. В нём каждый за себя и никто — за всех. А это не может быть продуктивным: всякая борьба стоит дорого. Ничем не ограниченный рынок содействует разрушению национальных, этнографических, цивилизационных, конфессиональных и других обогащающих мир различий государств и народностей. Он обезличивает всех, делает бесцветной окружающую действительность. Лишает человека корней, веками освящённых обычаев, языковых и культурных индивидуальностей, без которых нарушается связь времён и всякое прогрессивное развитие человечества прерывается. Рыночная экономика исключает природные ресурсы из ценообразования, рассматривая их в качестве «бесплатной» добавки, рентного преимущества. Это стимулирует погоню за ресурсами, содействует бездумному их расходованию. Поэтому недаром Международная конференция глав правительств 130 государств в Рио-де-Жанейро в 1992 году признала, что рыночная модель экономики ведёт к глобальной экологической катастрофе человечества, создаёт реальную угрозу самому существованию жизни на Земле. Более того, на той же Конференции было озвучено, что западная модель развития общества уже исчерпала себя. Что человечество, следуя курсом рыночного фетишизма, постоянно сталкивается с кризисными явлениями, что этот путь ведёт к гротескным противоречиям в обществе. Что модель рыночной экономики с присущим ей безудержным потребительством, спекуляцией, всевластием денег и прочими негативными явлениями уже не может рассматриваться в качестве единственно возможной движущей силы прогресса. И что нужна новая парадигма развития человечества. В самом деле, «С развитием техники и связанной с ним специализации рынок становится всё более ненадёжным и должен уступить место планированию» (Дж. Гэлбрейт [92]). Ссылаясь на опыт современной ему Сербии (1994 г.), Д. Калач пишет: «Подвергая себя законам „свободного рынка“, всякое государство на самом деле разрушает собственный рынок и собственную экономику».
Таким образом, рынок — достаточно сложный феномен. И вопрос о том, проявление позитивных или негативных качеств его превалирует в том или ином государстве, в тех или иных условиях, зависит от характера его использования. От того, насколько он уравновешен администрацией, в какой степени способна она управлять рынком. А без этого, сам по себе рынок эффективно работать не может. Поэтому к рынку следует относиться осторожно. Надо понимать, где его нужно стимулировать и где нет, когда он полезен, а когда — вреден. И в какой степени. Не сегодня рынок возник и не сейчас начал работать. И далеко не везде, где он активно фигурирует, экономика благоденствует. Отсюда нельзя считать его панацеей от всех бед, к чему склоняются ортодоксальные либералы-рыночники. В этой связи, несмотря на безусловные его достоинства, чтобы рынок не превращался в примитивный базар им нужно грамотно управлять. Если этого не происходит, тогда «…мы всё больше убеждаемся в том, что „свободная рука рынка“ указывает не в ту сторону» (А. В. Бузгалин [93]). Но самое важное, что в отличие от административного управления рынок не способен объединять, но только разъединять всё к чему прикасается: людей и их производственную деятельность, науку и культуру, идеологию и нравственность. И в этом — главное его предназначение, фундаментальная цель и функция, источник и достоинств, и недостатков. Для нормального функционирования рынка должны быть созданы условия, при которых порождаемая им конкуренция будет для хозяйственных субъектов равноправной. В противном случае рынок трансформируется в войну за выживание, в уничтожение сильными слабых, в инструмент подавления кооперации между ними. А это чревато громадными потрясениями и потерями. Вульгаризация представлений о рынке и об его закономерностях, доминирующая при проведении рыночных реформ во всех странах СНГ и в других государств мира, привела к нивелированию подавляющей части его достоинств. В результате морально оправданной стала всякая аморальность, любое преступление против государства и человечности оказалось не только повседневным, но и «прогрессивным». Поэтому неслучайно появилась библейская притча об изгнании торговцев из Храма, осуществлённая Иисусом Христом. Это — аллегория, символизирующая несовместимость духовности и наживы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.015 с.) |