Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ особенностей капиталистической формации

Поиск

Капитализм — это удивительная вера в то, что худшие поступки худших людей тем или иным образом служат общему благу.

Джон М. Кейнс [103]

— I —

Капитализм — это система общественного устройства, основанная на условностях, называемых деньгами. При нём производство создаётся не для того, чтобы удовлетворять нужды населения или заботиться о занятости работающих, как пытаются представить его апологеты. Главное для капиталиста — это стремление любыми способами как можно больше получить прибыли, денег, материальных благ. Люди для него представляют ценность только тогда, когда они всему этому способствуют, а во всех других случаях они — расходный материал.

О капиталистической экономике писалось много как в советский период, так и в наше время. Причём если раньше преимущественно отмечались её недостатки, то теперь — достоинства. Понятно, что ни первая, ни вторая трактовки данной формации не являются ни беспристрастными, ни полными. А поэтому отметим лишь те её качества, которые в свете настоящей монографии представляют наибольший интерес.

В связи с тем, что более эффективной хозяйственной модели в настоящее время не существует, лучшие силы планеты концентрируются именно здесь. Поэтому страны с развитой капиталистической экономикой по сравнению с другими достигли наибольшего расцвета. И хотя они далеки от совершенства, тем не менее в них наблюдается изобилие товаров широкого профиля, достигнут сравнительно высокий жизненный уровень населения. «Жизнеспособность капитализма объясняется тем, что ему удалось отождествить экономический успех с изобилием самых различных товаров личного потребления» (Дж. Гэлбрейт [92]). Порядок и рациональная организация быта обеспечивают комфортность проживания. Наука, здравоохранение и образование успешно развиваются, производство и технологические успехи оказались передовыми. За счёт каких факторов это достигается?

Как уже было показано, идеология капитализма базируется на принципах либеральной доктрины, разработанной Дж. Локком [81] и всемерно поддерживаемой его последователями [36], [75] и др. Основными инструментами её являются частная собственность, свобода личности, торговли, бизнеса, ничем не ограниченные цены, всячески стимулируемая конкуренция. Она держится на признании «собственной внутренней ценности» денег и на либеральной трактовке свободы, рациональности и оптимального поведения хозяйствующих субъектов.

Несмотря на явное и растущее несоответствие реальному ходу экономических процессов в современном мире, эта неоклассическая либерал-монетаристская парадигма остаётся мейнстримом научной экономической мысли как по числу публикаций и разного рода грантов и премий, включая Нобелевские, так и по своему весу в структуре преподавания экономических дисциплин. В результате она формирует соответствующий образ мыслей в головах многих «капитанов» экономики и политики, тем самым задавая общую логику и логистику действий зависимых от крупного транснационального финансового капитала национальных элит, включая российскую.

Наиболее активно эта теория внедрялась с 70-х годов девятнадцатого столетия, когда в экономической теории стал господствовать микроэкономический подход. Согласно ему, в центр анализа помещаются не государство или общество, а отдельные экономические субъекты (потребители, фирмы, частные лица), которые максимизируют свою выгоду при всяких хозяйственных взаимоотношениях. При этом априори полагается, что они функционируют в условиях совершенной конкуренции, а эффективность деятельности отдельных фирм способствует процветанию всего общества.

Дальнейшее развитие этой теории связано с работами Дж. М. Кейнса [103], который проводил исследование зависимостей и пропорций между основными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом. При этом главную проблему он видел в достижении эффективных общенациональных экономических пропорций. И утверждал, что тезис об автоматическом установлении равновесия спроса и предложения работает не всегда. Отвергая взгляд на национальный доход страны как на величину универсальную, он сомневался в нейтральном характере денег при их участии в экономических процессах.

М. Фридман, лауреат «Нобелевской премии» за 1976 год, опубликовал книгу «Исследование в области количественной теории денег» [104] (1956 г.), которая принесла ему мировую славу. И стал, таким образом, родоначальником теории монетаризма. Согласно ей, главным регулятором общественной жизни признаётся денежная эмиссия. Денежная масса в производстве устанавливается самопроизвольно, а скорость её обращения меняется мало. Изменение количества денег аналогичным образом влияет на цены товаров. При этом утверждается, что необходимо всячески стимулировать конкуренцию хозяйственных субъектов, в то время как государство не должно вмешиваться в экономику. Поток ресурсов и капиталов за пределы страны и внутри неё приветствуется и ничем не регламентируется.

И эти положения, реализуемые во всех возможных формах, заложили основу всей современной хозяйственной деятельности. В соответствии с ними, капиталистическая форма организации основана на частной собственности на средства производства, на реализации ростовщического процента, на превращении различных форм ренты в предпринимательский доход. При этом задействованы механизмы саморегуляции, в основе которых лежит всячески стимулируемая хозяйственная активность граждан. При ней каждый работающий заинтересован в получении личного дохода и это повышает предсказуемость его поведения.

Капиталистическая экономика базируется на стремлении оптимизировать расходование финансовых ресурсов при всяких хозяйственных операциях. Именно повышению доходности денежных знаков, т.е. вспомогательных инструментов торговли, служит вся её организация, весь конгломерат производственных отношений, все без исключения виды ценных бумаг и хозяйственных связей. Ей подчинены все аспекты жизни, вся организационная, информационная, политическая и идеологическая база живущих таким образом государств.

Неудивительно поэтому, что доминантой указанного строя являются деньги и только деньги во всех возможных их формах. Всё подчинено деньгам и без них оказывается невозможным. Более того, все хозяйственные институты организованы так, чтобы деньги могли превращаться в источник наживы, т.е. в денежный капитал, а государство — в фабрику по производству всё тех же денег. Поэтому совершенно справедливо и называют такую форму хозяйствования «капиталистической».

Указанная целенаправленность способствует прибыльному расходованию денежных средств (но не материальных или трудовых!). Экономически оправданной стала не польза, а всякая деятельность, приносящая доход, в том числе криминальная. Это привело к росту коррупции, к расцвету преступности во всех капиталистических странах. При этом из замены полезности прибылью с неизбежностью следует доход не для всех. Поэтому возникает громадное неравенство жизненного уровня различных социальных слоёв общества.

Причём в полном соответствии с положительными и отрицательными качествами лежащих в основе капиталистической экономики рыночных связей, именно они наложили наиболее глубокий отпечаток на всю организацию таких государств. В самом деле, административное управление в них ослаблено, широкое распространение получила конкуренция, стимулирующая внедрение разветвлённого разделения труда. Этому способствует также частная собственность на средства производства, но не всегда. Достигается высокая эффективность переработки человеческих, природных и интеллектуальных ресурсов.

Поэтому неслучайно страны «золотого миллиарда», в наибольшей степени соответствующие капиталистической форме хозяйствования, потребляют ныне до 86% всех мировых ресурсов. А остальные 6 миллиардов — только 14%. Поэтому богатые страны, насчитывающие всего 25% населения Земли, расходуют 70% вырабатываемой энергии, 75% металлов и 85% древесины, поглощают 60% всего продовольствия (Доклад ООН о развитии человеческих ресурсов за 1992 год). И понятно, что каких-либо разумных обоснований такое распределение не имеет. То есть «в мире достаточно (ресурсов), чтобы удовлетворить потребности каждого человека, но не всеобщую жадность» (Махатма Ганди). И это происходит не только из-за организованной ими всемерной эксплуатации периферийных стран, но и от того, что последние просто не способны эти ресурсы как следует перерабатывать. А капиталистические — могут!

— II —

Поскольку богатым легче стать, торгуя на мировом рынке, а капитал не имеет родины, в поисках выгоды он может кочевать из одной страны в другую, оставляя после себя заброшенные, разорённые районы, обездоленное население. Заниматься финансовыми спекуляциями, периодически обрушивая курсы слабых валют и расшатывая экономики слаборазвитых государств, банкротить и разрушать заводы и фабрики в развивающихся странах, открывая на их месте торговые, развлекательные центры и т. д. И это разрушает всю мировую экономику, является главным источником бед не только периферийных стран, но и самих бенефициаров.

При этом предельно жёсткая, не знающая поблажек и компромиссов конкуренция приводит к усреднению продуктивных возможностей различных видов труда, к выравниванию нормы прибыли в разных отраслях хозяйства. И так стимулируется внедрение передовых приёмов и методов хозяйствования, создаются условия для ограничения выпуска устаревшей продукции, использования отсталых технологий, работы неконкурентоспособных предприятий и производств. Реализуются продуктивные знания, внедряются передовые механизмы и технологии.

В результате уровень занятости, заработки работающих в различных регионах и в отраслях капиталистических стран имеют тенденцию к выравниванию. Это ведёт к реализации возможностей людей, имеющих одинаковую квалификацию, но работающих в разных отраслях хозяйства, проживающих в различных регионах страны. В самом деле, участникам рынка безразлично, кто и где произвёл товар, откуда пришли деньги, каковы национальность, политические и религиозные пристрастия участников товарных сделок. Имеет смысл только цена товара и его востребованность. Всё определяется тем, на что ты способен и что можешь предложить другим.

Работа рыночных регуляторов способствует в некоторой степени эквивалентности товарообмена, в соответствие с которой товары меняются друг на друга согласно заключённой в них стоимости. Это создаёт тенденцию к упорядочению общества, ведёт к сбалансированности отношений между участниками хозяйственного процесса, между товаропроизводителями и товаропользователями, покупателями и продавцами, владельцами товаров и денег. И повышает, таким образом, заинтересованность хозяйственных субъектов в устойчивой работе рыночных регуляторов.

При этом выпуск товаров всякого рода растёт, увеличивается их разнообразие и качество. Он сдерживается только наличием платёжеспособного спроса, а поэтому конкуренция товаропроизводителей весьма высока. Отсюда наблюдается стремление повышать этот спрос путём стимулирования потребления, всемерного увеличения потребностей как внутреннего, так и внешнего обывателя. Ради этого ведётся борьба за рынки сбыта, за покупателей, за их внимание и за их кошельки. Это способствует динамичному развитию хозяйства, ликвидирует в нём застой, повышает интенсивность производственной деятельности.

Успехи капиталистических стран во многом обеспечиваются энергией и высокими качествами их деловых элит, сложившихся в процессе многолетнего естественного отбора. У них воспитана не только хозяйственная хватка, но и понимание того, где её следует ослабить. Высоко ценится репутация, соблюдается деловая корректность, т.е. создана высокая культура бизнеса. Их деятельность протекает в рамках законов, направленных на совмещение интересов отдельных лиц, общества и социальных групп.

Таким людям переданы все рычаги власти, подчинена вся политика и производительные силы государств. Активность бизнесменов стимулируется избыточным доходом, выражаемым прибылью. Им не чужда социальная ответственность и понимание того, что высокопродуктивный бизнес возможен только под защитой сильного государства и в окружении удовлетворённых жизнью соотечественников. Именно на этих людях, несмотря на потенциально присущие капиталистическим странам изъяны, они и держатся. Другие формы собственности (государственная, акционерная, коллективная, муниципальная и проч.) также находят в этих странах свою нишу и это расширяет их возможности.

В производство вовлечены все факторы, способные приносить прибыль: трудовые и природные ресурсы, образование, научные открытия и технологии. Всемерно поддерживается стремление увеличивать прибыльность труда, повышать отдачу от собственности, от денежных средств, от использования своих и нанятых талантов. Поэтому активно работает не только живой, но и овеществлённый труд, усовершенствуются орудия и средства производства. Всячески поддерживается их технологичность, эргономичность, продуктивность, работоспособность, понижаются затраты. Причём всё это происходит самопроизвольно, автоматически, без значительного участия администрации.

— III —

Вместе с тем, успехи развитых капиталистических стран во многом достигаются не за счёт экстенсивного их развития, а в результате организованной ими эксплуатации ресурсного, интеллектуального, финансового и трудового потенциала всей планеты. Поэтому наряду с немалыми достоинствами такой системы хозяйствования (адаптивность, саморегуляция, активность и проч.) в ней сохраняются все изъяны, присущие рынку. Так, деньги в ней нестабильны, велико имущественное расслоение общества. Поскольку налоговая система не управляется рынком, она работает неудовлетворительно.

Руководство предприятий частными собственниками отстранило остальных работников от участия в управлении производственными процессами, отодвинуло их от результатов собственного труда, сделало безответственными исполнителями чужой воли, превратило в ординарную рабочую силу. То есть из активных субъектов жизнедеятельности оно сделало большую часть населения пассивными объектами бизнеса. Экономика стала в большей мере служить классу бизнесменов, чем обществу. Это разъединило людей, сделало разнонаправленными цели различных социальных групп. Безудержная конкуренция между работающими разделила их на враждующие классы, препятствует им консолидировать усилия для достижения общих результатов.

Более того, дефицитность денег — неизменный спутник капиталистических отношений, способствует увеличению их доходности и с неизбежностью замораживает производство. Как известно, деньги — это кровь экономики, а малокровие ещё никому не приносило пользу. С его помощью можно будоражить организм, управлять им, но нельзя делать его здоровым. Социальная напряженность, криминальность и коррупция являются высокими. И это вполне объяснимо, поскольку стимулирование безграничной личной алчности и благополучие государства и общества в принципе несовместимы.

Административное управление в капиталистических странах неэффективно, оно постоянно вырывается из-под контроля, требует повседневного внимания. Природные ресурсы оказались выведенными из сферы рыночного регулирования, что привело к бездумному их расходованию. Это способствует разрушению ареала проживания людей, ведёт к экологической катастрофе.

Из-за неуправляемой конкуренции, противоборства спроса и предложения цены перестали отображать себестоимость товаров и их полезность для общества. Под воздействием рекламы («двигателя торговли») олигополии, монополии, тресты, картели, синдикаты, а также оптовики навязывают обществу свои приоритеты. Отсюда возникает перманентный рост цен, вносящий неопределённость во все деловые связи и показатели. Производство отрывается от реальности, логика хозяйственных отношений исчезает. И поэтому что в ней является сейчас полезным, а что вредным становится невнятным. Недостаёт «длинных денег», в связи с чем производство утрачивает перспективу развития, начинает решать преимущественно краткосрочные, конъюнктурные задачи. Финансирование долгосрочных работ затруднено.

Всем управляет личный доход, а не общая польза, из-за чего потенциальные возможности экономики реализуются далеко не в полной мере. В самом деле, «Когда дело подчиняется лишь интересам и давлению капитала, оно обречено на гибель». (Г. Форд [90]). Эксплуатация населения огромна, а поэтому такие государства нуждаются в неоколониальных странах, в которые можно сбывать избыток продукции, не обеспеченной покупательной способностью собственных граждан. Таким образом, «Капитализм является порождением неравенства в мире. ˂ ˃ Он вовсе не мог бы существовать без услужливой помощи чужого труда» (Ф. Бродель [105]). Это обостряет борьбу за внешние рынки, является главной причиной всех конфликтов и войн.

Социальное неравенство оказывается чрезмерным, природные и человеческие ресурсы потребляются варварски. При совершенствовании производства не увеличивается свободное время людей, как должно бы оно быть, а возрастает безработица. И происходит это оттого, что цена рабочей силы не связана напрямую с её продуктивностью. А поэтому успехи развития производства в основном достаются работодателям, а не работникам. Это явилось главной причиной так называемых «кризисов перепроизводства», неоднократно потрясавших весь капиталистический мир, которые на самом деле являются кризисами падения доходности капитала.

В результате всё большая часть населения и целые страны оказываются «лишними», не востребованными такой экономикой. В соответствии с либеральной доктриной, бизнес является свободным и не исполняет в должной мере свои обязанности ни перед населением, ни перед государством.

Жестокость, безнравственность и бездушие, присущие рынку, формируют отвечающее ему состояние общества, всех его институтов и соответствующих им производственных отношений. В самом деле, ограниченность целей деятельности людей деньгами, обусловленная доминантой капиталистического хозяйства, с неизбежностью способствует обезличиванию их самих.

В связи с этим аморальность является неотъемлемой частью капитализма. Так, Томас-Роберт Мальтус, который в начале XIX века был в Англии одним из наиболее читаемых авторов, писал: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор» [106]. Фридрих Ницше сказал короче: «Падающего толкни!».

Несмотря на то, что в мире от голода ежегодно погибает до 14 млн. детей, для поддержания «правильных» цен уничтожаются миллионы тонн продовольствия. И это не эксцесс, не случайность, а закономерность. Поскольку при рыночном хозяйствовании признаётся не любой потребительный спрос, а только платёжеспособный, которым дети, увы, не всегда обладают. В самом деле, производство продовольствия сейчас способно удовлетворять 110% потребностей населения Земли, в то время как от голода ежегодно умирает свыше 30 млн и постоянно недоедает 800 млн человек [107].

Участившийся демонтаж «государств всеобщего благосостояния» Запада показывает, что перераспределение благ в интересах частных владельцев внутренне противоречиво и потому неустойчиво. Без внешнего принуждения (например, страха перед СССР или собственными работниками) буржуазия забывает о норме немецкой Конституции, по которой священна лишь та собственность, которая служит обществу, и начинает это общество грабить. Поэтому надёжна только справедливость, начинающаяся с производства. Согласно ей, «Командные высоты» экономики: инфраструктура, финансы, иные ключевые отрасли, должны принадлежать народу в лице государства, а бизнес должен развивать всё остальное и проникать на внешние рынки.

 

Таким образом, капиталистическая система далека от идеала. Ведь капитализм, в конечном итоге, представляет собой лишь узаконенный порядок, допускающий одним человеческим особям жить за счёт других. Причём эксплуатация, лежащая в основе данного строя, не может ограничиваться только отношениями людей. Поэтому паразитизм вышел за рамки межличностных отношений, перешагнул границы коллективов, стран, нарушил связь человека с окружающим его Миром. «Эгоизм царил безраздельно, являясь характерной особенностью нового (т.е. капиталистического) способа производства» (К. Каутский [108]). Это является источником экологических бедствий, классовой и межгосударственной борьбы, войн, терроризма и всех возможных преступлений.

Главный упор в такой экономике делается на животные качества людей: на их эгоизм, жадность, трусость, жестокость, слабость, страх и покорность. А не на возвышенные — честь, достоинство, совесть. И это не может не уродовать человека, лишать его силы, разрушать культуру и нравственность. Так, по данным Исследовательского центра The Centerfor Inquiry, «Более 50% американцев до 44 лет не прочитывают за год и одной книги». Согласно исследованиям профильного агентства (SAMHSA), свыше 20% американцев в возрасте до 18 лет имеют отклонения в психике, 25% девушек-подростков в США приобретают по крайней мере одно венерическое заболевание [109].

Таким образом, либеральная экономическая модель опирается не на то, что людей объединяет, облагораживает, возрождает в них человеческое начало, а на то, что их разделяет, заставляет враждовать друг с другом. Этот строй направлен на естественный отбор жизнеспособных особей, на поддержку агрессивных людей, способных побороть других, а не на благополучие всех, созданных Богом. И понятно, что это не может не развращать человеческую натуру. И пока этот строй будет царствовать на Земле, такие злодеяния будут совершаться повсеместно.

С другой стороны, как волк не способен жить без кровавой пищи, так и капиталистические страны не могут существовать только за счёт создаваемых ими самими внутренних источников. В результате «современное капиталистическое общество потребляет больше социального капитала, чем производит» (Ф. Фукуяма [110]).

В самом деле, патриархальность феодальных отношений позволила сформировать человеческий материал, физически и нравственно здоровый, богобоязненный и честный, который, в конечном итоге, и служит до сих пор базой для всех последующих капиталистических достижений. Отсюда «Запад создал себя из материала колоний» (К. Леви-Стросс), без которых его капиталистическое развитие оказалось бы невозможным. В самом деле, в середине XVIII века только Индия давала Англии ежегодно до 2 млн. ф. стерлингов, а это были далеко не современные фунты.

В феодальной формации человек обладал реальной ценностью, выражаемой в денежных знаках, за которые его покупали. А поэтому вложения в человеческий капитал являлись непременным условием благополучия его владельцев. Ничего подобного нет при капитализме, в котором человек превращается в такой же ресурс, как Природа. Поэтому их расходование может быть полным, а процветание — не обязательным. В результате свобода личности трансформировалась в незаинтересованность владельцев средств производства в существовании самих этих личностей. Из-за этого «…крепостная зависимость феодального периода была несравненно легче, чем та, которая заменила её в эпоху развития товарного производства» (Карл Каутский [108]). О том же пишет и революционер князь П. Кропоткин [46].

Несбалансированность рыночных регуляторов, ограниченность области их рационального функционирования ведёт к появлению множества изъянов капиталистической системы. Так, эксплуатация сокращает количество денег у населения, а значит внутренний рынок в таких странах не обеспечивает его платежеспособный спрос. С другой стороны, если у людей будет достаточно средств для жизни, кто же тогда согласится работать за гроши?! А без этого какой же это будет капитализм?

Деятельность монополий, Транснациональных Корпораций не может регулироваться рынком. А поэтому растёт их давление на власть, на потребителей и поставщиков, не управляемое конкуренцией. Они оказываются не заинтересованными ни в увеличении качества своей продукции, ни в понижении затрат на её изготовление, ни в снижении цен. В самом деле, продукцию монополистов, особенно если она является востребованной, будут покупать при любом качестве и всякой цене. И то же самое относится к витальным предметам потребления: продуктам питания, к одежде, жилью, лекарствам, медицинской помощи при их дефиците.

Исполнение общественных функций производств нивелируется. Вместе с тем «Смысл существования предприятия — не в добывании денег для капиталиста или рабочего. Капиталист и рабочий одинаково недальновидны, смотрят на предприятие совершенно одинаково; они расходятся только в вопросе, кому принадлежит прибыль». (Г. Форд [90]).

В соответствие с природой рынка, лежащего в основе капиталистического государства, оно жестоко и разрушительно, извращает всё истинное, чем начинает управлять. Административное служение обществу при нём преобразуется в бизнес, становится ординарным инструментом извлечения чиновниками личного дохода, коррупции. Культура из фундаментальной ценности народа, средства воспитания его духовности и нравственности превратилась в поп-культуру, т.е. в явление, удовлетворяющее низменные чувства наиболее массовых слоёв населения, в источник дохода и тщеславия. Наука из инструмента познания и совершенствования мира сделалась служанкой алчности.

Спорт вместо оздоровления граждан превратился в одну из форм бизнеса. Любовь перерождается в секс, становится предметом торговли и корыстных сделок. Дружба преобразовалась в партнёрство, т.е. в инструмент совместного заработка, борьбы с окружающими за своё благополучие. Ортодоксальный рынок убивает патриотизм, чувство собственного достоинства, бескорыстие. Формализует всякие человеческие отношения, чувства. Во что в этих условиях превращается сам человек?

Таким образом, капитализму выгодны не мирная созидательная и обеспеченная жизнь населения планеты, а постоянные его проблемы, естественные или искусственно созданные, для извлечения выгоды тех, кто как бы пытается их разрешить за счёт потребителей товаров и услуг. Так, могут ли быть заинтересованы в мире производители боеприпасов или торговцы оружием?

Капиталистические государства не способны без значительного изменения своей организации бороться с форс-мажорными обстоятельствами, кризисами и всякого рода бедствиями. Поэтому при возникновении всего этого им приходится срочно привлекать административные рычаги управления, менять привычные представления и образ жизни. И это зримо наблюдалось в США после терактов на небоскрёбы 11 сентября 2001 года, когда были реализованы чрезвычайные меры по повышению безопасности граждан, во многом нарушающие права личности. По этой причине данная формация способна функционировать только в тепличных условиях, в устойчивом, предсказуемом состоянии. Всякие неожиданности для неё губительны.

Подводя итог всему здесь изложенному, можно утверждать, что капиталистическая экономика на самом деле вобрала в себя все достоинства и недостатки рыночного механизма хозяйствования. Поэтому «Сейчас миллионам людей угрожает агрессивность разнузданного капитализма, который стремится только к власти, прибыли и бездушной эффективности» (Папа Иоанн Павел II, 1992 г.). Она не уравновешена в должной мере административными регуляторами, соответствует менталитету Западных стран и стимулирует развитие у их населения недостатков, присущих рыночным реалиям. В этом заключается и сила её, и слабость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.240 (0.017 с.)