Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соловьева, В.О. Ключевского.

Поиск

280

Лаппо-Данилевский, пережив увлечение позитивизмом (трудами Конта и Милля) и

Выйдя за его теоретические и идеологические рамки (большое влияние в 1890-е гг. оказали

На него работы немецких философов-неокантианцев В. Виндельбанда (1848-1915) и Г.

Риккерта (1863-1936), написал статью в сборник «Проблемы идеализма» «Основные

Принципы социологической доктрины О. Конта» (1902). Лаппо-Данилевский становится

Признанным авторитетом в среде русских неокантианцев. В литературе можно встретить и

Иное мнение, о том, что историк придерживался позитивистских принципов теории

Исторического исследования вплоть до революции 1905 г., высказанное А.Н. Нечухриным и

С. П. Рамазановым. Представляется все же, что к этому времени Лаппо-Данилевский перерос

Наследие позитивизма, вобрав в себя то созидательное, что он давал в понимании источника.

Несомненно, что философские взгляды историка претерпевают серьезную эволюцию.

Внешне жизнь Лаппо-Данилевского шла спокойно. В 1882 г. он окончил

Симферопольскую гимназию с золотой медалью и поступил на историко-филологический

факультет Петербургского университета (1882—1886), с которым была связана его

Дальнейшая судьба. Но среди наставников, а ими были: К.Н. Бестужев-Рюмин, В.Г.

Васильевский, А.Н. Веселовский, Е.Е. Замысловский, В.И. Сергеевич — он не нашел своего

Единственного Учителя.

А.С. Лаппо-Данилевского отличала «ученость», серьезность, трудолюбие. В

Совокупности с особенностями характера и присущей ему сдержанностью все это вело к

тому, что Лаппо-Данилевский держался отдельно и занимал в Петербургском университете

Особое место. Тем не менее историки проследили принципиальные историографические

Влияния на формирование концепции Лаппо-Данилевского, выделили труды историко-

юридической школы (А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина).

Трагичной и символичной была кончина Лаппо-Данилевского 7 февраля 1919г. Он

Умер от заражения, возникшего в результате огромного нарыва на ноге. Современники

Восприняли его смерть как трагедию, соответствующую историческому моменту. Сам

Лаппо-Данилевский в течение последнего года жизни мучительно переживал распад

Культуры и беды, обрушившиеся на науку, которой и только для которой он и жил.

Философия истории и методология

Важнейшую часть научного наследия ученого состовляли методологические поиски.

Во второй половине 1890-х гг. Лапно-Данилевский пытается найти ответы на

методологические вопросы в работах ученых неокантианского направления, прежде всего

Баденской школы, основатель которой В. Виндельбанд призвал «назад к Канту». Лаппо-

Данилевский внимательно изучил работы Генриха Риккерта 1892—1899 гг.: «Предмет

познания», «Границы естественно-научного образования понятий», «Науки о природе и

Науки о культуре». В 1904 г. вышла книга Риккерта «Философия истории». Немецкого

Философа в первую очередь интересовали взаимоотношения между действительностью и

Ценностями, составляющими так называемую мировую проблему, их специфика и поиски

Возможного единства с помощью посредника — смысла. По мнению Риккерта, ценность

Проявляет себя в мире как объективный смысл, который связан с реальным психическим

Актом — суждением. Но с ним он, в отличие от оценки, не совпадает. В оценке же смысл

Обязательно проявляется; кроме того, оценка представляет собой реальный психический акт.

Цель гносеологии, а ей придавалось важнейшее значение, ученый видел в ответе на вопрос о

Возможности появления трансцендентных ценностей в имманентном мире и возможности

Перехода от имманентного к трансцендентному.

Русское неокантианство, появившись позднее немецкого, представляло особый этап в

Развитии этого течения в целом. Идеи немецких неокантианцев были творчески

Переработаны. В рамках неокантианского течения историзм получил дальнейшее развитие в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.011 с.)