Социально-экономические взгляды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические взгляды



Содержание социальных категорий, к оценке которых прибегают христианские

социалисты, не совпадает с социологически привычными. К примеру, мещанство есть в

первую очередь, и главным образом отрицание яркой, творчески оригинальной личности.

Такие определения социального связаны с тем, что русской этике не свойственны

экономически продуктивные добродетели.

Поскольку в истории виделись именно идеальные цели, понятие прогресса заменялось

в выработанной христианскими социалистами доктрине понятием «смысл истории».

Христианство — спасение мира в смысле сохранения всех истинных ценностей, когда-либо

созданных в этом мире. В этом и заключается подлинный эволюционизм, признающий

подлинную значимость исторического в смысле истории.

Христианские социалисты отрицали вслед за предшественниками

рационалистическое понимание хозяйства, говорили о политэкономии как прикладной этике

и ставили вопрос о «христианской политэкономии». В этом явно проступала связь с

этической или исторической школой в экономической науке. Вместе с тем было и

261

существенное различие. Материальное освобождение из-под власти природы

воспринималось как условие для духовной жизни. Провозглашалась самоценность

человеческой личности и делалось однозначное заключение о несовпадении ее интересов с

органическими принципами капитализма. Хозяйственная необходимость соотносилась с

правом человека на выбор форм хозяйственной деятельности. Осмысливали христианские

социалисты и понятие «духовная атмосфера эпохи». В этом контексте они ставили вопрос о

духовном состоянии, этических установках и поступках собственника.

Социально-экономическая доктрина, сформулированная христианскими

социалистами, имеет определенную стройность и завершенность. Христианские социалисты

были принципиально не согласны с постулатом о детерминированности сознания

преобладающим способом материального производства. Они исходили из того, что корни

экономического поведения находятся в сфере сознания и культуры, и доказательство тому

видели в способности людей выносить самые крайние материальные невзгоды во имя идей,

существующих исключительно в сфере духа. Христианские социалисты отрицали прогресс

как движение по некоторой прямой к цели, мыслимой вполне материально. Такая постановка

вопроса означала для них ограниченный позитивизм, утративший чувство трагизма жизни.

Носители идей христианского социализма не верили в возможность устранения зла и

противоречий жизни через материальное, социальное развитие. С.Н. Булгаков видел в

теории прогресса обусловленный преклонением перед эмпирическим человечеством идею

«унавоживания прошлыми поколениями гармонии грядущих». Н.А. Бердяев скажет об этом

же по-другому: кучка людей, счастливо устроившихся на груде наших трупов, не может

быть нашей целью. Итак, они ставили проблему господства идеальных целей в истории, тему

стоимости будущей гармонии, тему смысла истории. Прогресс — движение от сущего к

должному, а в развитии человека — должное — это духовные ценности. О сохранении всех

подлинных ценностей, когда-либо созданных в этом мире, и следует беспокоиться.

Пафос исторических концепций христианских социалистов направлен против тех

рационалистических экономических теорий, которые пришли в Россию из Западной Европы.

Истоки экономизма они видели в гуманистической культуре, поставившей человека в центр

философии, что означало на низах культуры превращение гуманизма возрождения в мелкий

наивный мещанский эгоизм. Этим маленьким человеком и занялась политэкономия со

времен Давида Рикардо.

В центр политэкономии христианские социалисты ставят этические запросы

современного человечества и, таким образом, превращают эту науку в прикладную этику.

Философия хозяйства, которую создавал С.Н. Булгаков, фактически теряла какую-либо

автономию в качестве научной дисциплины и связывала воедино научное, философское и

религиозное познание. С этой точки зрения политэкономия призвана обнаруживать

требования социальной морали. В концепциях христианских социалистов экономические

факты получили религиозное освещение. В своих работах они исследовали этический

элемент, присутствующий в труде, его отражение в сознании русского крестьянина, в

хозяйственной жизни монастырей и др.

Одним из важнейших факторов хозяйства они считали религиозное самоопределение

личности. Из чего следовало, что экономическая доктрина, наука должна брать в расчет не

только объективно присутствующую в хозяйстве необходимость, но и свободу, заложенную

в творчестве человека. Носители идей христианского социализма много говорили о

необходимости исторического психологизма, позволяющего выделить духовную атмосферу

эпохи, психологию хозяйственных эпох, уловить динамику в смене хозяйственных

мировоззрений. Именно в этом историческом контексте предлагались классификации

хозяйственных систем. Так, М.И. Туган-Барановский разделил все хозяйства на

гармонические и антагонистические, исходя из того, в каком подчиненном или свободном

положении находится в них непосредственный производитель, является ли человек целью

или средством хозяйственной деятельности.

262

При оформлении концепций было отчетливо выражено понимание того, что движение

к осуществлению идеальных целей может быть только эволюционным. В центре

оказывались проблемы исторической эволюции традиционных российских социально-

хозяйственных форм. Острейший интерес был проявлен к судьбам крестьянского хозяйства,

целый ряд наблюдений касался самых разных форм организации труда. Христианскими

социалистами была выработана идеалистическая критика капитализма. Главным

противоречием этого строя, превращающим его в тормоз для раскрытия духовных,

творческих сил человека, признавалось противоречие между производством как средством

удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала.

Проявление личности в хозяйстве — вот стержень исторических концепций христианских

социалистов. Изучение субъективно-психологических сторон, складывание спроса и

предложения на рынке, рыночная стоимость как равновесие субъективных человеческих

устремлений — центр теории ценностей М.И. Туган-Барановского. В социальной теории

распределения особый вес был придан социальным факторам хозяйства. Было подвергнуто

критике упрощенное понимание труда, обоснована равнозначность экономически

непроизводительного и живого труда. Восприятие лишь физического труда как собственно

труда оценивалось как следствие количественного миропонимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.01 с.)