Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало научно-педагогической деятельности

Поиск

Весной 1882 г. Платонов успешно окончил университет и представил дипломное

сочинение на тему «Московские земские соборы XVI—XVII вв.». После успешной защиты

диплома он, по представлению К.Н. Бестужева-Рюмина, был оставлен при факультете для

подготовки к профессорскому званию. В 1883 г., в возрасте 23 лет, Платонов начал читать

лекции по русской истории на Высших женских курсах, а позже стал вести здесь и

семинары. В 1884—1889 гг. он также преподавал историю и русский язык в Петровском

училище Санкт-Петербургского купеческого общества, с 1886 по 1891 г. читал лекции по

русской истории XVIII—XIX вв. в университетском классе императорского

Александровского лицея.

Первая научная публикация Платонова «Заметки по истории московских земских

соборов» появилась в 1883 г. Это были извлечения из его дипломной работы. Основное

внимание автор уделил организации земского представительства в Смутное время. «Мне

хотелось, — вспоминал он впоследствии, — углубить изучение данной переходной эпохи,

исследовать всесторонне начало и развитие того общественного движения, которое создало

ополчение князя Д.М. Пожарского, и в нем образовало устойчивое временное правительство.

Это мое желание подсказывало тему магистерской диссертации».

242

По окончании университета Платонов занялся выявлением рукописей, относящихся к

истории Смуты. Со временем он внес коррективы в свои первоначальные исследовательские

планы. Избранная им тема магистерской диссертации — «Древнерусские сказания и повести

о Смутном времени XVII века как исторический источник» была одобрена Бестужевым-

Рюминым. Он писал из Рима Платонову: «Я вообще того мнения, что исследование

источников — лучшая тема магистерской и даже докторской...»

За шесть лет после окончания университета Платонов проделал колоссальную работу.

В поисках рукописей он обследовал 21 архивохранилище, начиная с Публичной библиотеки

в Санкт-Петербурге и Румянцевской в Москве и кончая частными собраниями. Он

просмотрел 150 рукописей и выявил 60 сказаний о Смуте. Многие из них (например,

«Временник» дьяка Ивана Тимофеева, мемуары князя Ивана Хворостинина) ранее не были

известны и стали подлинными научными открытиями. Таким образом, молодой ученый

обнаружил целый комплекс культурно-исторических памятников России XVII в.,

посвященных эпохе Смутного времени.

Платонов поставил перед собой чрезвычайно сложную задачу «историко-

критического изучения сказаний о Смуте во всей их совокупности». Из многочисленных и

разнородных памятников он отобрал и исследовал около 30 наиболее интересных и

значительных произведений. Анализ источников он производил в хронологическом порядке,

показывая развитие идей о Смуте на протяжении всего XVII столетия. Ученый установил

время и обстановку написания сказаний, выявил авторов, их цели, взгляды и литературные

приемы, сделал выводы о репрезентативности источников (т. е. об их «достоверности и

правдоподобии»).

11 сентября 1888 г. Платонов блестяще защитил магистерскую диссертацию. По

своему уровню она резко выделялась среди других диссертаций и в 1890 г. на основе отзыва

В.О. Ключевского была удостоена Уваровской премии Академии наук. Дважды этот труд

Платонова выходил в виде монографии.

Большой заслугой ученого было то, что он не только исследовал, но в последующие

годы и опубликовал выявленные источники. Изданные Платоновым «Памятники древней

русской письменности, относящиеся к Смутному времени» («Русская историческая

библиотека», т. XIII) и поныне широко используются историками и литературоведами.

Успешно развивалась и служебная карьера Сергея Федоровича. С 1888 г. он стал

приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Через год после защиты магистерской

диссертации ему было предложено возглавить в университете кафедру русской истории,

которую оставил Е.Е. Замысловский в связи с болезнью. Осенью 1890 г., в возрасте 30 лет,

Платонов был избран экстраординарным профессором кафедры русской истории. В этом же

году он становится членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, а

также помощником редактора «Журнала Министерства народного просвещения» В.Г.

Васильевского. Наступил новый период моей жизни и деятельности, — вспоминал Платонов,

— материально более обеспеченный, в научном отношении лучше обставленный».

С 1896 г. ученый приступил к работе над докторской диссертацией, посвященной

истории Смутного времени конца XVI — начала XVII в. Казалось, исследование столь

сложной и многоаспектной темы не под силу одному человеку. И все же прочный

источниковедческий фундамент магистерской диссертации Платонова позволил ему создать

монументальный труд «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.

(Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)». В 1899 г.

работа вышла отдельной книгой, которую ученый защитил в качестве докторской

диссертации. Защита состоялась 3 октября 1899 г. в Киевском университете, так как в Санкт-

Петербургском университете не было докторов русской истории. Официальными

оппонентами были профессора B.C. Иконников и П.В. Голубовский, отметившие высокий

научный уровень представленного труда. «Эта книга, — писал Сергей Федорович, — была

высшим научным достижением всей моей жизни, она не только дала мне степень доктора,

но, можно сказать, определила мое место в среде деятелей русской историографии».

243

Концепция Смуты, созданная Платоновым, была принята современной ему историографией,

а его докторская диссертация до 1917 г. выдержала три издания.

После защиты докторской диссертации Платонов избирается ординарным

профессором Санкт-Петербургского университета, а с 1900 по 1905 г. — деканом историко-

филологического факультета университета. Он читал общий курс русской истории, курсы по

отдельным эпохам и проблемам, вел семинарские занятия. За годы своего преподавания он

создал крупную научную школу, получившую название «Петербургской школы русских

историков», или «школы Платонова». В разное время его учениками были такие видные

историки, как Б.Д. Греков, М.А. Полиевктов, А.Е. Пресняков, С.В. Рождественский, П.А.

Садиков, С.М. Середонин, С.Н. Чернов, А.О. Заозерский, А.И. Лаппо, П.Г. Любомиров, Н.П.

Павлов Сильванский и др. По словам А.Е. Преснякова, характерной чертой этой школы

является «научный реализм, сказывающийся прежде всего в конкретном, непосредственном

обращении к источнику и факту вне зависимости от исторической традиции». «Школа

Платонова» ориентировала исследователей на конкретное изучение и объективный анализ

источников, выяснение закономерностей исторического процесса.

Необходимость содержать большую семью (от брака с Надеждой Николаевной

Шамониной Платонов имел девять детей, из которых трое — двое сыновей и дочь —

скончались в детском возрасте) заставляла ученого помимо университета преподавать и в

других учебных заведениях: Петровском коммерческом училище, Александровском лицее,

Археологическом институте, на Высших женских курсах. В 1903 г. Платонов возглавил

только что созданный женский Педагогический институт, директором которого он был до

1916 г. Он сам занимался постройкой здания, подбирал преподавателей, читал лекции. При

институте с двумя факультетами был организован детский сад, приготовительный класс,

гимназия. В 1912 г. Сергей Федорович учредил в институте именную Платоновскую

стипендию.

В 1895—1902 гг. Платонов был приглашен преподавать русскую историю великим

князьям Михаилу Александровичу, Дмитрию Павловичу, Андрею Владимировичу и великой

княжне Ольге Николаевне. Сохранилась записка Николая II о профессорах русской истории,

в которой о Платонове было сказано следующее: «Вполне приличен также и профессор

Платонов, обладающий огромной эрудицией; но он сух и уже, несомненно, весьма мало

сочувствует культу русских героев; конечно, изучение его произведений не может вызвать

ни чувства любви к отечеству, ни народной гордости».

Как ученый Платонов по-прежнему оставался верен теме Смуты, посвятив ей по

крайней мере половину из более чем ста созданных им работ. В начале 1900-х гг. в развитие

этой темы он пишет серию статей об отдельных деятелях Смутного времени (патриархе

Гермогене, Лжедмитрии I и др.), о первых Романовых, о Земском соборе 1648—1649 гг. и др.

В то же время диапазон его научных интересов расширяется. Появляются его работы по

истории царствования Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I. Много внимания

уделял Сергей Федорович и археографической деятельности: собирал, выявлял, издавал и

комментировал различные типы источников. В их число входили не только нарративные

источники, посвященные событиям Смуты, но и различные актовые документы (грамота,

акты, кабальные книги), а также фольклорный материал. Историографические взгляды

Платонова отражены в его работах о Н.М. Карамзине, В.О. Ключевском, В.Г. Васильевском,

К.Н. Бестужеве-Рюмине, а также в рецензиях на труды других ученых-историков.

Широкую известность принесли Платонову его «Лекции по русской истории» для

высшей школы (с 1899 по 1917 г. переиздавались 10 раз), а также «Учебник русской

истории» для средней школы (с 1909 по 1917 г. — 8 изданий). Сергей Федорович умел

кратко, ясно и интересно выражать свои мысли, сочетать научность и доступность

изложения. Его учебники отличались стройностью концепции, насыщенным, критически

изложенным, фактическим материалом.

Признанием важных заслуг ученого стало его избрание в 1909 г. членом-

корреспондентом Российской Академии наук. В 1912 г. в связи с 30-летием начала

244

преподавательской деятельности С.Ф. Платонов получил звание заслуженного профессора. В

следующем году он вышел на пенсию, передав кафедру русской истории в университете

своему ученику С.В. Рождественскому. Последний в 1916 г. сменил Платонова и на посту

директора женского Педагогического института. Освободившись от начинавших тяготить

его административных обязанностей и сохраняя минимум часов преподавания в

университете, Сергей Федорович надеялся посвятить последующие годы жизни науке и

путешествиям.

1917г. резко изменил жизнь ученого. Историк, описавший первые шаги династии

Романовых, стал свидетелем ее трагического конца и «нового издания» Смуты. Для

Платонова события февраля и октября 1917 г. означали, по свидетельству Ю.Г. Оксмана,

«крушение России с ее культурой и вообще великорусской национальности». Программа

большевиков казалась ему «искусственной и утопичной», а сам факт завоевания ими власти

ученый объяснял «общей в то время русской действительностью, войной и различного рода

кризисами». Но чувство патриотизма и опыт изучения Смуты подсказывали Сергею

Федоровичу, что в обстановке Гражданской войны именно большевики олицетворяют теперь

русскую государственную идею и способны навести хоть какой-нибудь порядок в

измученной стране.

В этих условиях Платонов решил пойти на сотрудничество с новой властью. Пытаясь

спасти русскую историческую науку и ее традиции от посягательств наиболее рьяных

строителей «нового общества», он одновременно возглавил несколько научных центров. Он

был председателем Археографической комиссии (1918—1929), заведующим Петроградским

отделением Главархива (1918—1923), директором Археологического института (1918—

1923), с 1923 г. — председателем археологического отделения факультета общественных

наук (ФОН) Петроградского университета. В 1920-е гг. Сергей Федорович был также

председателем Археологического общества, Союза российских архивных деятелей,

заведующим ученой комиссией по истории труда в России, председателем Комитета по

изучению древнерусской живописи, главным редактором «Русского исторического

журнала».

В апреле 1920 г. Платонова избирают действительным членом Академии наук. В 1922

г. ему было поручено руководство работой Постоянной исторической комиссии Академии, в

1925 г. он становится директором Пушкинского дома, а также возглавляет Библиотеку

Академии наук (БАН). При столь значительном объеме административной работы

преподавательская деятельность Платонова (университет, Педагогический и

Археологический институты) постепенно сокращалась.

В послеоктябрьские годы продолжалось и научно-исследовательское творчество

Платонова. Среди его трудов — блестяще написанные исторические биографии «Борис

Годунов» (1921), «Иван Грозный» (1923), «Петр Великий. Личность и деятельность» (1926).

Свою концепцию Смуты ученый сжато изложил в небольшой научно-популярной книге

«Смутное время» (1923). Новым в творчестве Платонова стало исследование истории

Русского Севера. Ряд работ на эту тему он объединил в сборнике статей «Проблемы

Русского Севера. Очерки по истории колонизации Поморья» (1923). Проблеме европеизации

Московской Руси была посвящена книга Платонова «Москва и Запад в XVI—XVII вв.». По

некоторым данным, ученый задумывал и крупную работу о начальном этапе русского

государства. В этой связи он опубликовал статьи «Летописный рассказ о крещении княгини

Ольги в Царьграде» и «Русса». Историографический характер носят его статьи-некрологи о

А.А. Шахматове, B.C. Иконникове, А.Е. Преснякове. Трижды Платонов выезжал за границу,

общался с зарубежными коллегами. Его доклад «Проблемы Русского Севера в новейшей

историографии», прочитанный им в 1926 г. на «Неделе русских историков» в Берлине, был

высоко оценен известным немецким историком Отто Гетчем.

Смерть жены в 1928 г. тяжело отразилась на самочувствии Платонова. Постепенно он

сокращает объем административной работы: отказывается от директорства в БАН, затем —

от директорства в Пушкинском доме. Но авторитет его был по-прежнему высок, и в марте

245

1929 г. он избирается академиком-секретарем Гуманитарного отделения и членом

Президиума Академии наук СССР. Это событие стало вершиной его научной карьеры и

одновременно прологом последнего, самого трагического периода жизни.

С конца 1920-х гг. ситуация в стране резко меняется. С разгромов «уклонов» в партии,

сворачиванием НЭПа и началом коллективизации открылась и эпоха террора, в том числе и

главным образом против интеллигенции. Положение Платонова осложнялось тем, что в

послеоктябрьский период он не перешел на позиции марксизма и по-прежнему исповедовал

«научный реализм» и беспартийность науки. «... Определившаяся смолоду моя личность не

изменилась ни от появившейся в нашей литературе теории марксизма, ни от политического

торжества этой теории в коммунистическом государстве СССР», — писал ученый. Для

историков-марксистов во главе с М.Н. Покровским он был не только «классовым врагом на

историческом фронте», «антисоветчиком и антимарксистом», но и главой Археографической

комиссии АН и БАН, вокруг которых сплотилась старая профессура. В конце 1920-х гг. из-за

трудностей избрания коммунистов в состав Академии наук (до 1929 г. в ее стенах не было ни

одного коммуниста) сторонники М.Н. Покровского начали открытую травлю историков

дореволюционной школы под флагом борьбы с «буржуазной историографией».

19 октября 1929 г. правительственная комиссия по «чистке» Академии наук

обнаружила в ее библиотеке подлинные экземпляры манифестов об отречении от престола

Николая II и его брата Михаила и другие документы актуального общественно-

политического содержания. Виновником «сокрытия» был объявлен академик-секретарь

Отделения гуманитарных наук, академик С.Ф. Платонов. 8 ноября он подал в отставку со

всех занимаемых постов.

Вскоре дело о «неправильном» хранении документов приобрело политическую

окраску. В ночь с 12 на 13 января 1930 г. Платонов и его дочь Мария — сотрудница

Публичной библиотеки — были арестованы. 70-летнему ученому было предъявлено

обвинение «в активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной

организации». Были арестованы и многие видные московские и ленинградские историки,

всего 115 человек, в том числе академики Н.П. Лихачев, М.К. Любавский и Е.В. Тарле. Все

они были объявлены участниками «контрреволюционной ______________монархической организации

«Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России»», целью которой якобы было

свержение советской власти и установление конституционной монархии во главе с великим

князем Андреем Владимировичем (бывшим учеником Платонова). Самому Сергею

Федоровичу отводилась роль премьер-министра будущего правительства.

Следствие длилось больше года. На Платонова оказывалось колоссальное давление со

стороны следователей, раздавались угрозы в адрес его дочерей Марии и Нины. Платонов

шел на некоторые уступки (например, признался в своем «монархизме»), но категорически

отказывался давать какие-нибудь компрометирующие сведения о своих коллегах и учениках.

Лишь когда у следствия накопилось большое количество «сознаний» от других обвиняемых

и показания Платонова, как считал он сам, уже не могли никому «повредить», он стал делать

«признания» (в частности, в получении «денежных сумм на контрреволюционную

деятельность» от Ватикана и «немецких националистов»).

2 февраля 1931 г. на общем собрании Академии наук СССР было объявлено «об

установлении факта участия» С.Ф. Платонова, Е.В. Тарле, П.Н. Лихачева и М.К. Любавского

в «контрреволюционном заговоре», в связи с чем они были исключены из состава ее

действительных членов.

Постановлением коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 г. 15 «главных преступников», в

том числе и Платонов, получили по 5 лет ссылки. Местом ссылки Платонова и его дочерей

стала Самара. Жизнь ссыльного ученого была недолгой. 10 января 1933 г. он скончался в

самарской больнице от острой сердечной недостаточности и был похоронен на городском

кладбище. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 20 июля 1967 г. С.Ф.

Платонов и другие осужденные по делу «О контрреволюционном заговоре в Академии наук»

246

были полностью реабилитированы. 5 апреля 1968 г. постановлением Президиума АН СССР

Платонов был восстановлен в звании академика.

Историческая ________________концепция

Современники считали творчество С.Ф. Платонова глубоким олицетворением Санкт-

Петербурга. Строгая, европейская красота города отразилась в его произведениях,

безупречных с научной точки зрения и написанных изысканным литературным языком. В то

же время беспристрастность, отсутствие эмоциональности в изложении материала, в свое

время подмеченные Николаем II, объяснялись отнюдь не недостатком патриотизма ученого,

а спецификой его взглядов на задачи исторической науки.

Определяя общественную роль исторической науки, Платонов писал, что

«национальная история есть путь к национальному самосознанию», что «знание прошлого

помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего». Долг исследователя, считал он,

заключается в том, чтобы дать обществу объективное знание о его прошлом, свободное от

каких-либо предвзятых точек зрения и субъективных идей, «а приложение этого знания

зависит уже не от него».

Давая определение предмета истории, Платонов писал, что «история есть наука,

изучающая конкретные факты в условиях... времени и места, и главной ее целью признается

систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических

обществ и всего человечества». Исследователь должен собрать исторические материалы,

определить их достоверность, восстановить точно отдельные исторические факты и,

подвергнув их анализу, указать их причинную последовательность, «прагматическую связь».

Лишь после этого открывается возможность «исторического синтеза», т. е. создания здания

«схемы», «системы» процесса общественного развития. «Конечной целью русской

историографии всегда остается построение системы местного исторического процесса», —

писал ученый.

Попытки выработать «цельный взгляд на русское историческое прошлое», указывал

Платонов, предпринимались в русской историографии с начала XIX в. (Н.М. Карамзин,

западники и славянофилы). Но первая строго научная историческая схема была разработана

создателями теории «родового быта» С.М. Соловьевым и К.Д. Кавелиным, которые

впоследствии вместе с другими учеными их направления (Б.Н. Чичериным и др.) стали

известны как представители историко-юридической школы. В основе взглядов Соловьева и

Кавелина, отмечал Платонов, лежало представление об «органическом» характере развития

человеческого общества, которое «совершается как развитие организма, по строгим законам,

ниспровергнуть которые не может ни историческая случайность, ни личность, как бы

гениальна она ни была... Всю русскую историю представляли они как последовательный

органически стройный переход от кровных общественных союзов, от родового быта — к

быту государственному. Между эпохой кровных союзов и государственною лежит

промежуточный период, в котором происходила борьба начала кровного с началом

государственным». Впоследствии ряд новых научных споров расшатал стройную систему

взглядов Соловьева и Кавелина в их первоначальном виде. Но новая историческая схема

создана не была, и русская историография, подчеркивал Платонов, до сих пор находится под

влиянием теоретических воззрений историко-юридической школы. Оценивая перспективы

развитая русской исторической науки, он отмечал: «Состояние русской историографии до

сих пор таково, что иногда налагает на русского историка обязанность просто собирать

факты и давать им первоначальную научную обработку. И только там, где факты уже

собраны и освещены, мы можем возвыситься до некоторых исторических обобщений, можем

подметить общий ход того или другого исторического процесса, можем даже на основании

ряда частных обобщений сделать смелую попытку — дать схематическое изображение той

последовательности, в какой развивались основные факты нашей исторической жизни».

Плодотворные поиски историков в области методов исторического исследования, пересмотр

247

старых проблем, разработка ______________новых крупных тем давали Платонову надежду на возможность

создания в недалеком будущем новой системы русского исторического процесса.

Признавая большое влияние концепции историко-юридической школы на

формирование своего мировоззрения, Платонов тем не менее осознавал узость

«юридического» взгляда на русскую историю. Преимущественное внимание деятелей этого

направления к истории развития государственных форм в ущерб «экономическому и

культурному быту» он связывал с влиянием на них немецкой историографии и философии, в

частности с идеями Канта, который понимал историю «как путь человечества» к созданию

государственных форм. Платонов же был позитивистом и предпочитал исходить в своих

исследованиях не из отвлеченных идей, а из данных «опыта», т. е. анализа исторических

источников. «Позитивизм, мною рано усвоенный, — писал он, — освободил меня от тех

условностей и метафизики, которые владели умами историков — моих учителей (Соловьев,

Чичерин, Кавелин и др.), привил мне методы исследовательской ученой работы, далекие от

aприорных умозрений». Этим, вероятно, можно объяснить то «сильное и глубокое» влияние,

которое, по его словам, оказали на него работы В.О. Ключевского. Верный позитивистскому

принципу разыскания индивидуальных конкретных причинно-следственных связей в

истории и сочетания факторов (географического, экономического, социального и

политического), определяющих собой ход событий, Ключевский привлекал Платонова

«разносторонностью и широтой исторического понимания». Именно влиянием работ

Ключевского можно объяснить большой интерес Платонова к социально-экономическим

проблемам, который ярко проявился в его исследованиях о русской Смуте.

И все же определяющее влияние на творчество Платонова оказывали идеи историко-

юридической школы. Это с особой силой проявилось в его «Лекциях по русской истории», в

основу которых он положил взгляды своих учителей на «органическое» развитие русской

истории, ведущую роль государства в этом процессе и знаменитую теорию Б.Н. Чичерина о

закрепощении и последующем раскрепощении государством сословий в России.

Каждый народ в своем развитии, отмечал Платонов, движется от родового строя к

высшей форме — государству, проходя на этом пути несколько этапов. В русской истории

начальным этапом была Киевская Русь — слабое в политическом отношении

государственное образование, во главе которого стоял многочисленный княжеский род. Для

удельного периода XIII—XV вв. был характерен вотчинный тип власти, когда отдельный

князь, владея определенной территорией, признавал в силу этого и всех людей, живущих на

территории, подвластными себе. Создание объединенного государства при Иване III привело

к появлению вотчинно-государственного типа власти: продолжая смотреть на Московское

государство как на свою вотчину, русские государи уже ведут национальную политику и в

глазах народа постепенно становятся выразителями «народного единства и символом

национальной независимости». Окончание периода Смуты начала XVII в. открыло новую,

государственно-национальную эпоху в истории России.

Вслед за историками государственной школы и В.О. Ключевским Платонов считал,

что отличительные черты истории каждого народа во многом предопределяются

природными и географическими условиями страны. Так, равнинная местность, открытость

Руси внешней агрессии обусловила военный характер Московского государства. «Еще в XIII

в., — писал Платонов, — создались те обстоятельства, которые направляли в течение многих

веков и внешние стремления русского племени и государства, и их внутреннюю

организацию». Немецкая и шведская угроза на Балтике, захват Литвою юго-западных

русских земель, золотоордынское иго, тяготевшее над северо-восточной Русью, привели к

тому, что «почти одновременно, с трех сторон, великорусское племя было окружено

врагами, действовавшими наступательно». Борьба за «историческое существование, за

целость племени и религии» продолжалась сотни лет вплоть до Петра I и закончилась уже

при Екатерине II достижением «полной безопасности и естественности границ».

Военный характер сформировавшегося во второй половине XV в. национального

великорусского государства выразился в закрепощении государством сословий, каждое из

248

которых должно было по-своему обеспечивать оборону страны. Служилые люди были

прикреплены к военной службе, посадское население к «тяглу» (денежная повинность),

крестьянство частично участвовало в тягле, а другая его часть своим трудом содержала

дворян, давая им возможность нести военную службу. Такое положение, по мнению

Платонова, продолжалось вплоть до эпохи Петра I, установившего особое крепостное право,

в равной мере распространявшееся на жизнь и труд представителей всех сословий.

Постепенное «раскрепощение» сословий в послепетровскую эпоху сначала коснулось

дворянства, занимавшего первенствующее положение в качестве высшего класса общества.

Этот процесс получил окончательное оформление в Жалованной грамоте дворянству 1785 г.

«Расцвет дворянских привилегий, — отмечал в связи с этим Платонов, — необходимо

соединялся с расцветом крепостного права». С этого момента Россия превращается в

«односословную монархию», дворянскую империю, в которой дворянству принадлежит

«исключительное господство в государстве». Следующим актом «раскрепощения» явилась

отмена крепостного права в 1861 г., когда крестьянство получало личную и экономическую

свободу. Но политического освобождения общества так и не произошло, что в конечном

счете вылилось в революционные потрясения начала XX в.

Смута

Влияние идей историко-юридической школы сказалось и при разработке Платоновым

своей главной исследовательской темы, связанной с эпохой Смутного времени. Объясняя

мотивы своего обращения к этой теме, он писал: «Мне представлялось, что это время

является историческим узлом, связующим старую Русь с новой Россией. Естественным

казалось взяться, прежде всего, за этот узел и потом, держась за путеводные нити,

расходящиеся из этого узла, или восходить в древнейшие эпохи, или спускаться в новейшие

времена».

В основе такого взгляда Платонова лежала мысль С.М. Соловьева о том, что начало

новой России следует искать в событиях начала XVII в., что реформы Петра I не были

внезапным крутым поворотом в истории страны, а имели корни в событиях Смутного

времени. Смута, считал Соловьев, представляла собой последний акт борьбы старых

родовых «начал» с новыми государственными, после чего последние восторжествовали

окончательно. Свою исследовательскую задачу Платонов видел в том, чтобы вложить в эту

формулу «конкретное содержание и на фактах показать, как погибал в Смуте старый порядок

и в каких формах возникал новый — тот порядок, в условиях которого создавалось наше

современное государство».

В то же время в платоновских «Очерках по истории Смуты» появилась и другая линия

исследования, которая отсутствовала у представителей историко-юридической школы и

была связана с изучением общественного строя и сословных отношений. В этом сказалось

влияние Ключевского, стимулировавшее Платонова искать в «древнерусской жизни

движение и борьбу идей... конкретных отношений общественного верха и низа, господ и

управляемой массы, труда и капитала (т. е. отношений землевладельцев и зависимого от них

крестьянства. — Н.P.)». В своем исследовании Смуты он опирался на мысль Ключевского о

том, что в основе Смуты лежала социальная рознь, порождаемая тягловым строем

Московского государства, и что, начавшись с раздора в верхах после смерти Ивана Грозного,

Смута в конце концов переросла в открытую социальную борьбу в период восстания И.И,

Болотникова.

Платонов подошел к Смуте как к сложному социальному и политическому кризису в

стране, истоки и последствия которого далеко выходили за рамки начала XVII в. В его

работе тщательно проанализированы географические, демографические, экономические,

социальные факторы и условия, в которых развивались события Смуты. Во вступительной

части «Очерков по истории Смуты» ученый, опираясь на труды своих предшественников,

впервые в русской историографии XIX в. дал всесторонний и обстоятельный обзор

географических районов складывающегося государства (Московский центр, Новгородские и

249

Псковские земли, Поморье, Поволжье, города запада и «Дикое поле»). Он охарактеризовал

территорию и управление, географические особенности каждого района, ход его заселения,

сельское хозяйство и промыслы, размещение крупного привилегированного землевладения,

возникновение поселений, городов, характер торговли и т. д. По словам академика М.Н.

Тихомирова, это был «своего рода краткий очерк исторической географии России XVI в.,

написанный с большим знанием дела».

Характеристика местных отличий Московского государства позволила Платонову

представить реальную обстановку, в которой развивались те или иные события Смуты,

объяснить характер поведения населения различных областей.

Истоки русской Смуты Платонов видел в остром социально-политическом кризисе,

который переживала страна во второй половине XVI в. С середины этого столетия

Московское государство вступило в полосу внешних войн. Для ведения войны и обороны

новых рубежей государства правительство в 1570—1580-е гг. резко увеличило численность

служилого сословия, главным обеспечением которого была земля и «обязанный» труд

крестьян, сидевших на этой земле. В связи с этим шла массовая и беспорядочная раздача в

частные руки черносошных и дворцовых земель. Это ухудшило положение населения,

сидевшего на этих землях, и вызвало массовое бегство его на южную окраину государства.

Рассматривая меры правительства по «укреплению» крестьян, процессы экономического

закабаления крестьян их владельцами, Платонов впервые в отечественной историографии

поставил проблему формирования крепостного права и усиления феодального гнета как

непосредственной предпосылки и движущей силы развития Смуты.

Рука об руку с кризисом социальным развивался и кризис политический, связанный с

политикой опричнины Ивана Грозного. Платонов предложил новую трактовку опричнины. В

отличие от своих предшественников он увидел в опричнине «определенный план и систему

действий» и охарактеризовал ее как «государственный переворот». В опричнине, считал

ученый, отразились противоречия между «боярами-княжатами» с их родовыми вотчинами и

удельными традициями и стремящейся к единодержавию царской властью. В ней отразилась

также борьба между мелкими землевладельцами (служилые люди) и крупными

вотчинниками (бояре и монастыри) за землю и крестьянский труд. Трактуя опричнину,

историк перенес основное внимание с террора и сыска по делам о боярской измене на

перетряску боярского землевладения, с которым он связывал политическую роль княжат и

бояр в государстве, считая их, вслед за Ключевским, «правящим классом» московского

общества. Изучив территорию, взятую в опричнину, Платонов пришел к выводу, что

Грозный почти сполна конфисковал и собрал в опричном управлении старые удельные

земли. Опричнина «сокрушила землевладение знати в том его виде, как оно существовало из

старины, — писал Платонов. Посредством принудительной и систематически произведенной

мены земель она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде,

где считала необходимым, и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным

местам государства, преимущественно по его окраинам, где они превратились в рядовых

служилых землевладельцев». В опричнине, считал Платонов, «произошел полный разгром

удельной аристократии... Политическое значение класса было бесповоротно уничтожено, и в

этом заключался успех политики Грозного».

Сложные социальные процессы, вызванные опричниной и войной, привели к тому,

что «в срединных и южных областях государства не было ни одной общественной группы,

которая была бы довольна ходом дел. Здесь все потрясено внутренним кризисом и военными

неудачами Грозного, все потеряло устойчивость и бродило пока скрытым внутренним

брожением...».

Исследуя процесс развития Смуты, Платонов сумел увидеть многие внутренние

причинно-следственные связи между событиями и явлениями, в которых сложно

переплетались династические, социальные и международные конфликты, сделать много

ценных конкретных наблюдений.

250

В развитии Смуты Платонов выделял три крупных периода. Первый период

(династический), который фактически был подготовлен опричниной Грозного, начался со

смертью в 1598 г. царя Федора Иоанновича. Его содержанием была борьба за московский

престол между боярск<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.014 с.)