Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лежала идея обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций),

Поиск

взаимоотношения к-рых описываются Д. при помощи биологизаторских построений:

Подобно живому организму, культурно-историч. типы находятся в непрерывной борьбе

Друг с другом и с внеш. средой; так же как и биологич. виды, они проходят естественно

Предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4

Разряда их историч. самопроявления: религиозный, культурный, политический и

Социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от

Этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории

Выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10

Таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Качественно новым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип»,

Наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния

«мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в

Проповедь борьбы росс. государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует

Политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику

Нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему

окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.

Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич. традиций рус. культуры. В

Последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч.

Схему телеологически-эволюционистскую идею.

Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере

Предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в

Эпоху просвещения, согласно к-рому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия

И не вмешивается в закономерное течение его событий.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо — определяю), филос. учение об объективной

Закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и

Духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании

причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне

Определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

ДИАЛЕКТИКА [греч. — искусство вести беседу, спор, от — веду беседу, спор], учение

О наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и

Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. есть филос.

Теория, метод и методология науч. познания и творчества вообще. Теоретич. принципы

Д. составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоретич.,

294

Мировоззренч. и методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие её

Стержень,— всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью

Всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-

Материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва, организатор и

Редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. Был убеждённым врагом феод. Строя,

Абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения.

ДОБРО И ЗЛО, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно

Обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-

Положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в

Поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОГМАТИЗМ, антиисторич. недиалектич. схематически-окостеневший тип мышления,

при к-ром анализ и оценка теоретич. и практич. проблем ______________и положений производится без

Учёта конкретной реальности.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), филос. учение, исходящее из признания

Равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и

Материального.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.009 с.)