Также карма – деяние и отпечаток кармы (называется так условно). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Также карма – деяние и отпечаток кармы (называется так условно).



Деяние имеет способность порождать плод – новое существование, благодаря созданию в сознании (мано-виджняне, алая-виджняне или читте) отпечатка (bag chags) деяния – семени кармы и его вскармливанию (gso bar byed pa) (кроме вайбхашиков). Поскольку же этот отпечаток является психическим фактором, то, вероятно, создавать и вскармливать его может только психический элемент. Здесь - четыре вида деяний: деяние санскары создает отпечаток, деяния жажды и приверженности вскармливают его, а деяние становления является этим отпечатком, получившим силу породить плод. То есть функция деяния санскары – забрасывание в новое существование через вскармливание и становление. Действие способно породить кармическое следствие лишь тогда, когда оно обусловлено клешным загрязнением сознания. В этом смысле клеши подобны корню: они питают сансару. «Абхидхармакоша», Васубандху: «как зерно, хоть и здоровое, не прорастает, будучи лишено оболочки, так и действие должно обладать оболочкой, которая есть клеши, чтобы вызреть для нового существования».

Деянием санскары как второго звена зависимого возникновения является характеризующийся порочностью психический элемент четана (sems pa) - активность ума, вызванная первым звеном - неведением как своим побудителем и порождающая третье звено - сознание времени плода, являющееся ее плодом, причем все эти звенья относятся к одному циклу (tshar gcig) зависимого возникновения.

Деяние санскары полностью зависит от неведения; если индивид полностью погружен во мрак неведения, он жаждет воплощений и наслаждения, и тогда санскары направят сознание на порочное действие, и, наоборот, если индивид познал сущность Четырех Истин и вступил на путь, ведущий к прекращению страдания, то санскары могут привести к уничтожению всех безнравственных элементов и к достижению мудрости и освобождения. «Десять ступеней»: «Полное созревание совершенных из-за неведения деяний – санскара».

В связи с деянием санскары употребляется термин `phen byed – «осуществляющий выстрел», «лучник», то есть, осуществляющее забрасывание. Когда выпускают стрелу, то направление, в котором полетит та стрела, ее скорость, цель, которую она поразит, зависят от стреляющего лучника. У стрелы нет своей власти выбирать это. Аналогично, форма жизни, в которой рождается мано-виджняна, зависит от деяния-кармы, а у самой мано-виджняны нет возможности выбирать, где родиться. Поскольку деяние осуществляет забрасывание мано-виджняны, не имеющей своей власти, в рождение в каком-либо из шести родов живых существ, то говорят: «Осуществляет забрасывание в новое существование» (Суматишилабхадра). Это деяние санскары следует также признать деянием, вызывающим завершение (rdzogs byed), то есть порождающим переживания блаженства или страдания в новом существовании. Совершение одного деяния вызывает как забрасывание в новое существование, так и переживаемое там.

Рассматривая деяние, под деянием по сути (точнее, под побудителем деяния) понимают четану – активность ума. Поскольку она вызывает вхождение (`jug pa) в объект сознания, связанного со своими психическими элементами, то является деянием (las), потому что las означает деяние и объект действия. Поскольку деяние – это вхождение трех дверей (sgo gsum) – тела, речи и ума в объект, то и называется так. Или его признают этим в связи с тремя – bya, byed, las. Например, дровосек (byed pa po) занимается (byed) рубкой (bya) дров (las).

Клеша не может вызвать деяния, но при ее появлении возникает сопутствующий ей фактор – четана, которая обладает связью-сходством (mtshungs ldan) с клешей. Эта четана и есть побудитель деяния, направляющий ум на соответствующий объект. Кармический плод деяния зависит от того, какая именно клеша (клеши) его вызвала. Клеша накладывает отпечаток (bag chags) только на свои старые отпечатки, поэтому не принимает участия в создании отпечатка деяния. Деяние само по себе тоже не имеет характерных особенностей клеши (одно деяние может быть совершено и из привязанности, и из гнева). Четана же обладает сходством с клешей, не будучи клешей. Поэтому она должна участвовать в создании отпечатка деяния или вектор ее направленности должен обуславливаться клешей. Следовательно, кармическое деяние является несводимым к четане сложным образованием, в состав которого входит и четана. Поскольку деяние подразделяют на четану (sems pa – деяние ума) и замысленное (bsam pa – намерения действий речи и тела), то термин «четана» обозначает не только четану – побудителя всех деяний, но и умственное деяние. Намерение же может иметься и у умственного деяния, а телесные и речевые могут совершаться и без намерения. Кроме того, в деянии выделяют намерение-помысел и само деяние, то есть, его осуществление, поскольку оба эти фактора могут иметь разные кармические последствия. Поэтому деяние представляет собой не просто одну только четану, а сложное образование, в состав которого входят четана (как побудитель), психическая составляющая осуществления деяния и намерение, причем последнее может и отсутствовать.

Эти деяния совершаются всеми существами вплоть до находящихся на ступени «высшей дхармы» (chos mchog) Пути Соединения. «Ламрим Ченмо», 2т. Цонкапа: «Значит, пока находимся во власти восприятия-признавания Я индивида, ввергающая карма накапливается. А после прямого постижения именно того, [что есть] – отсутствия Я – хотя по причине [прошлой] кармы и клеш [еще] перерождаемся – новая ввергающая карма уже не накапливается. По этому поводу в "Уровнях йогической практики" говорится, что, подобно тому, как сильный человек одолевает слабого, Вступивший в поток и Однажды возвращающийся не поддаются восприятию-признаванию я: отбрасывают [его].

С. Радхакришнан говорит о санскаре следующее: “В Мадджхиме-никайе мы читаем:Случается, мои ученики, что монах, наделенный верой, праведностью, знанием учения, самоотречением и мудростью, так говорит сам с собой: "И вот, я бы мог, когда мое тело распадется после смерти возродиться в могущественной княжеской семье". Он обдумывает эту мысль, долго останавливается на этой мысли, лелеет эту мысль. Эти санскары и внутренние условия (акты внутренней соотнесенности, те самые взаимосвязи-пратьяи?! — С. В.), которые он, таким образом, лелеял и воспитывал в себе, приводят к тому, что он возрождается именно в таком существовании... Та же самая цепь умозаключений повторяется по отношению к нескольким группам людей и богов, и, наконец, ее применяют к высшему состоянию — состоянию нирваны. Санскара может привести также к уничтожению всех санскар и к завоеванию мудрости и освобождения”.

Определение “санскары” в китайском буддийском словаре: “ Санскара (син) — воспитанное (сформированное, выделанное, построенное, выращенное, развитое) занятие (работа, дело, ремесло) тела, речи и ума; кроме того, внутреннее чувствование (кит. “синь”-сердце, санскр. читта) устремляется во внешние сферы (пределы) в соответствии с санскарами [этого] чувствования ”.Вторая часть определения, по-видимому, связана с “четаной”, перевод которой на русский язык также проблематичен, и к рассмотрению одного связанного с этим недоразумения мы сейчас и обратимся.

Лама Говинда проводит различие между санскарой, обозначающей волетивный (?) акт и выступающей синонимом четаны (воления) и кармы (результатотворного действия), и самскара-скандхой (группой ментальных формаций), возникающей “в результате этих волетивных актов” и становящейся “причиной новой активности...”. Но, во-первых, применение к “санскаре” эпитетов “воля” или “хотение” неправомерно с точки зрения русского языка, ибо, как мы видели выше, “санскара” обозначает “воспроизведение”, “повторение”, “инерцию” (в то время как “воля” запросто может быть “ свободной”), а, во-вторых, сам автор в другой работе подчеркивает, что четану “не следует рассматривать как выражение свободной воли, но как инстинктивное воление, ограниченное предшествующими причинами (хету стало составной частью характера)...”. И разве не является так называемое “инстинктивное воление” тем же самым “волением” по инерции, “реагированием” на ситуацию по сформированному некогда в нашем подсознании образцу?

Попробуем, подытоживая вышесказанное, дать более точное определение. Санскара — это действие, причем действие инерционное, постоянно производящее (воспроизводящее) одно и то же (или нечто весьма схожее). Это действие автоматическое и основанное на прошлом (не автоматическом!) опыте. В нашем случае это действие, связанное с психической жизнью человека. Применительно к психике его можно назвать привычкой, навыком, инстинктом, машинальной реакцией — той частью нашего опыта, которая погрузилась в подсознание и применяется автоматически, не подвергаясь осознаванию и анализу.

Отметим, что значения “память” (“памятование”, “запоминание”) могут быть совершенно свободно подставлены вместо “санскары” (или “инерции”) во все вышерассмотренные тексты (переводные с санскрита), и при этом последние будут вполне внятными. Отметим также, что способность к “запоминанию”, очевидно, трактовалась индийцами как некое соединение “сознания индивида” и “того, что запоминается”. Именно такое соединение (сборка) происходит при раскрутке гончарного круга: соединение круга и усилия, побуждающего круг вращаться, причем существенно, что это “соединение” не распадается с прекращением приложения усилия.

Обратимся теперь к китайскому переводу слова “санскара”, упоминавшемуся уже иероглифу “син”. Вот некоторые из его значений: идти, ходить, передвигаться; длиться (о времени), продолжаться; применяться, быть в ходу; пользоваться (чем-либо), применять по назначению; поступок, акт, дело, деятельность, поведение, будд. деяния и т. д. (вспомним, что Лама Говинда считал “санскару” и “карму” синонимами); [перво]элемент, стихия...

Последнее значение (первоэлемент) требует отдельного комментария. На самом деле это то же самое “дело/действие”, заключающееся в проявлении одного из пяти фундаментальных свойств (качеств) природы: свойство воды — “быть мокрой и течь вниз”, огня — “гореть и подниматься вверх”, дерева — “[поддаваться] сгибанию и выпрямлению”, металла — “подчиняться [внешнему воздействию] и изменяться”, земли — “принимать посев и давать урожай”.

И хотя выбор иероглифа для перевода кажется не совсем адекватным, ничто не мешает предположить, что “ деятельность” и “ поведение” носят отпечаток чего-то ходового, предсказуемого, повторяющегося независимо ни от чего (в том числе и от нашей воли; кто видел, например, воду саму собой текущею вверх?). Однако более существенным для понимания оправданности этого выбора является тот факт, что “ходьба” — точно такая же всем понятная иллюстрация “санскары”, как и толчение в ступке, и крутящееся колесо горшечника. Ведь когда мы выучиваемся ходить, нам не нужно больше сосредоточиваться на каждом шаге, на каждом движении ноги вверх или вниз! Ходьба становится навыком, “привычным делом”, не требующим присутствия нашего сознания.

ДЕЯНИЯ

Нагарджуна подразделял деяния на мышление (sems pa) и замысленное или намерение (bsam pa). Например, четана, ориентированная на убийство, но не реализующаяся посредством тела и речи – первое (деяние ума), а реализующаяся – второе (деяние тела и речи) (Гедун Дандар, 4).

Подразделение деяний на благие, неблагие и нейтральные (lung ma bstan) производится с точки зрения побудителя (kun slong) [Гедун Дандар, 4, л. 74А].

I. Осуществляющие забрасывание деяния:

А. Благие (dge ba). Благое – то, что способно явить (`byin pa) приятное (yid ong) – плод своего полного созревания, и заслуживающее быть принятым святым существом. 4 вида: благое абсолютное (don dam pa`I dge ba) – типа освобождения от сансары. Благое сущности (ngo bo nyid gyi dge ba) – типа стыда и совести (благие психические элементы). Благое сопутствующее (mtshungs ldan gyi dge ba) – сознание (читта) и психические элементы (чайтта), сопутствующие тому благому. Благое побудителя (kun slong gi dge ba) – сознание и психические элементы, служащие побудителями того благого.

А.1. Порочные (zag bcas) – являющаяся порочной и иной, чем клеша, активность ума (четана), вызываемая клешей. Вызывают реализацию сансарного блаженства. Подразделяются на:

А.1.1. Совершенные при отсутствии помрачения в отношении связи деяния и плода, но при наличии помрачения в отношении именно того, [что есть] – отсутствия Я и помрачения отвлечения ума в отношении блаженства последующего существования, то есть, ради ублажения чувств с целью наслаждения в следующем рождении. Осуществляют забрасывание в скандхи полного созревания хорошей формы жизни Сферы Желаний.

А.1.2. Неотодвигаемые (mi gyo ba) – совершенные при отсутствии помрачения в отношении связи деяния и плода, при отсутствии помрачения в отношении блаженства внешних отвлечений, но при наличии помрачения в отношении внутреннего – состояния успокоенности и самадхи на основе помрачения в отношении именно того, [что есть] – отсутствия Я.

– совершенные ради блаженства самадхи в Сфере Форм.

– совершенные ради бесстрастия в Сфере Без Форм.

Порочные также подразделяются на:

– в потоке обычного существа (забрасывающие).

– в потоке святого (не забрасывающие).

А.2. Непорочные (zag med) – активность ума, являющаяся иным, чем клеша, представляющим собой тонкое усилие (rtsol ba) умственным фактором (rnam rtog), вызываемым привычкой (bag chag) клеши. Совершенные при отсутствии помрачения в отношении именно того, [что есть] – отсутствия Я. Вызывают реализацию блаженства освобождения. Можно встретить утверждение, что и у святых, лишенных клеш, бывает рождение из-за непорочных деяний.

Б. Неблагие (mi dge ba). Неблагое – то, что способно явить неприятное (yid mi bde) – плод своего полного созревания, и заслуживающее быть отвергнутым святым существом. Совершаются из-за помрачения в отношении именно того, [что есть] – отсутствия Я в начале и помрачения в отношении связи деяния и плода потом, во время накопления деяний, и ради ублажения чувств, имея своей целью удовольствие этого рождения. Осуществляют забрасывание в скандхи полного созревания плохой формы жизни Сферы Желаний и страдания в любой форме жизни. Тоже 4 вида. При этом неблагое абсолютное – сансара, сущности – типа бессовестности и бесстыдства.

II. Не осуществляющие забрасывание деяния – нейтральные (lung ma bstan) – не способное явить приятное или неприятное – плод своего полного созревания. Нейтральное деяние делится на два: оскверненное (bsgribs) и неоскверненное (ma bsgribs). Первое относится к деяниям типа деяний обладателей клеш в высшем Мире. Второе относится к деяниям типа работы. Разграничение основывается на том, является или не является обладателем клеши совершающий нейтральное деяние. Нейтральное неоскверненное подразделяется на четыре вида: работа; четыре пути деяния (spyod lam) – сидеть, лежать, стоять, идти; два другие не совсем понятны – родившееся полное созревание (rnam smin skyes) и мысли иллюзии (sprul sems). Нейтральные деяния не относятся к деяниям санскары – второго звена [Вместерожденная, л. 31]. Тоже 4 вида. При этом нейтральное абсолютное – пространство, сущности – деяние ходьбы, сидения, стояния, лежания, а также работы безгрешной.

А также благие непорочные и порочные в потоке святого деяния.

Хотя деяния, совершаемые новичком на пути трех личностей, тоже связаны с клешами, но не относятся к осуществляющим забрасывание, поскольку постепенно становятся причиной освобождения. «gsum `bum thor bu», Цонкапа: благие деяния, совершаемые с мыслью, подчиненной феноменальной явленности (spros pa – здесь – мирская система ценностей) – причина перевоплощений, а если они совершаются с мыслью об истинном выходе из сансары, то становятся причиной освобождения; когда же совершаются с мыслью об истинно совершенном Просветлении, то являются причиной обретения положения Будды. Следовательно, причиной чего станет, например, чтение Писания, мантр, определяется этими тремя помыслами.

Ламрим ченмо: "Хотя в "Собрании [установленного]" говорится о пяти [составляющих]: основе (gzhi), представлении ('du shes), помысле (bsam pa), клеше и завершении (mtha'), но три средние [можно] свести к помыслу и добавить исполнение (sbyor ba). Получается четыре: основа (объект), помысел, исполнение и завершение. Помысел тройствен: (1) Представление, (2) Клеша и (3) Побудитель (kun slong) – желание.

[Связанные] с этими [десятью грехами] волевые импульсы (sems pa) являются кармой, но не путями кармы. Семь [грехов] тела и речи являются как кармой, так и путями кармы, поскольку они – основа для волевых импульсов. Алчность и другие из трех [грехов ума] являются путями кармы, но не кармой".

Три побуждения – связанные с алчностью, агрессивностью и неведением – являются деяниями ума. Говорят, что поскольку два – алчность (brnab sems) и агрессивность (gnod sems) являются доминирующими мыслями-чувствами (gtso bo sems) (Геше Нгаванг Тукже – клеши), а ложный взгляд (log lta) – клешей (если все три – клеши, то это клеши плюс желание в качестве побудителя: желание сделать чужое своим; желание побить и т.п.; мысль: «Почему бы ему не быть убитым, связанным и т.д.»; желание отрицать), то не считаются деяниями, поскольку доминирующая мысль-чувство вызывает только восприятие сущности объекта, но не может вызвать вхождение трех дверей – тела, речи и ума – в осуществление, а клеша, хотя и вызывает неспокойствие потока ума, но не может вызвать вхождение трех дверей в осуществление, то они не определяются как деяния. Поэтому хотя бы и имелось отнятие денег из-за алчности, причинение ущерба из-за агрессивности и отрицание Учения Будды из-за ложного взгляда, но тело и ум побуждаются к тому не ими, а побуждениями, связанными с ними. Агван Даши: «Та активность ума, обладающая связью-сходством (mtshungs ldan) с желанием, стремящимся сделать своими неданные чужие деньги и вещи посредством недостойного поступка, толкуется как деяние, входящее в осуществление благодаря алчности; та активность ума, обладающая связью-сходством с агрессивностью - деяние, входящее в осуществление благодаря агрессивности; та активность ума, обладающая связью-сходством с ложным взглядом - деяние, входящее в осуществление благодаря ложному взгляду.

Таким образом, три деяния ума (из десяти) – только пути деяния, но не деяния, так как они определяют ориентацию четаны, путь ее движения; три сопровождающие их четаны – деяния, но не пути деяния, а семь деяний тела и речи – деяния и пути деяния, так как их психическая компонента (bsam pa) подобна дороге, по которой движется побудитель-четана. Поскольку эту компоненту называют помысленным (bsam pa) и считают деянием, то семь деяний тела и речи можно назвать деяниями и путями деяния.

Пять беспросветных (не имеющих промежутка, mtshams med) грехов: 1. убийство Архата; 2. отца; 3. матери; 4. вызывание раскола Общины; 5. пускание крови у Татхагаты с намерением навредить. Забрасывают в ад сразу же после той жизни, в которой они были совершены.

Пять второстепенных беспросветных (малые, близкие, nye ba`I mtshams med) грехов: 1. убийство Сротаапаны; 2. Бодхисаттвы; 3. обесчестивание монахини через прелюбодеяние; 4. отнятие доходов Общины; 5. разрушение ступы.

Осуществляющие завершение (rdzogs byed) деяния - порождающие переживания блаженства или страдания в новом существовании. Совершение одного деяния вызывает как забрасывание в новое существование, так и переживаемое там. Имеется тетралемма: При забрасывании благим деянием (в благую участь) – 1. завершение из-за благого; 2. завершение из-за неблагого. При забрасывании неблагим деянием – 3. завершение из-за благого; 4. завершение из-за неблагого.

Джанжа Ринпоче: «Так, убийство одного индивида ради спасения жизни многих: хотя по особенности поступка оно порождает страдание – плод, соответствующий причине, но поскольку по особенности помысла приводит к появлению блаженства – плода полного созревания, то будет деянием, в котором черное деяние соединено с белым полным созреванием. Если же взять деяние типа совершения дара с помыслом убить многих, то по особенности поступка появятся два плода, соответствующих причине – короткая жизнь и большое достояние, а по особенности помысла появится только страдание – плод, свойственный полному созреванию. Поэтому оно будет деянием, в котором белое деяние соединено с черным полным созреванием».

У деяния, осуществляющего забрасывание, самым главным является побуждение (мотивация), а у деяния, осуществляющего завершение – поступок. Поэтому, если некто совершил убийство ради спасения множества людей, то это деяние оценивается как черное с белым созреванием; в общем - хорошее. А когда становятся духовным лицом с намерением обманывать многих, то это – белое деяние с черным плодом; в общем – нехорошее. Помысел имеет первостепенное значение. Поскольку плодами забрасывания называют четыре: психо-физическое, шесть аятан, контакт и ощущение, то деяние осуществляет забрасывание в пять скандх и шесть индрий. Хотя при забрасывании сначала происходит появление плода забрасывания в виде индрий в полном составе, но потом идет их преобразование благодаря другому деянию - осуществляющему завершение (Суматишилабхадра).

Если подразделять с точки зрения сущности, точнее - плода, то имеются три вида деяний: заслуги (bsod nams), не являющегося заслугой (bsod nams min) и неотодвигаемое (mi gyo ba). Первое – деяние, осуществляющее забрасывание в скандхи полного созревания хорошей формы жизни в Мире Желаний, второе – осуществляющее забрасывание в скандхи полного созревания плохой формы жизни Мира Желаний, третье – осуществляющее забрасывание в скандхи полного созревания высших Миров [Жамьян Шадба, 1, л.11].

Смысл термина «неотодвигаемое». Плод этого деяния таков, что должен быть вкушен именно в такой-то форме и не может быть отодвинут в другую форму. Если реализовано деяние, приводящее к рождению на уровне второй дхьяны, то его плод не может быть вкушен на уровне первой или третьей дхьяны. В случае же двух других деяний это возможно. Из-за неполноты условия времени деяния, осуществляющего забрасывание в скандхи полного созревания собаки, имеется забрасывание в скандхи полного созревания медведя. Другой случай: женщина, имеющая карму рождения богом Мира Желаний, произнеся неправильное пожелание, родилась претом [Гедун Дандар, 1,л.5].

Некоторые думают, что деяние заслуги и деяние неотодвигаемое являются несовместимыми. Другие опровергают это на том основании, что оба они благие [Гедун Дандар, 2, л. 8].

1. Деяние, плод которого обязательно будет вкушен (nges pa) – преднамеренно совершенное и накопленное, или деяние, имеющее в полном составе четыре: основу, помысел, поступок и завершение.

2. Деяние, плод которого не обязательно будет вкушен (ma nges pa) – совершенное непреднамеренно (ненакопленное): (1) содеянные во сне, (2) содеянные несознательно, (3) содеянные неумышленно (без четана), (4) совершённые без порыва и непродолжительные, (5) содеянные по ошибке, (6) содеянные в забытьи, (7) содеянные против своей воли, (8) нейтральные по своему характеру, (9) очищенные покаянием и (10) очищенные "противоядиями".

Тетралемма:

(1) Совершённое, но ненакопленное – при перечисленных десяти условиях. Совершённые деяния - это замыслы или же исполнение замыслов при помощи тела и речи.

(2) Накопленное, но несовершённое - происходит, когда долго раздумывают,

рассуждают, например, об убиении живого существа, но не [решаются] лишить жизни.

3) Совершённое и накопленное [убиение] - это все [случаи] убиения, не

относящиеся к двум первым возможностям.

(4) Несовершённое и ненакопленное - не относящееся к тем трем [возможностям].

Если во сне было совершено неблагое деяние и оно было одобрено в состоянии бодрствования, то является накопленным, а совершенное и накопленное имеет плод, который обязательно будет вкушен (Жамьян Шадба, 2). Также и с благим.

Хотя бы и решили совершить некое неблагое деяние телом или речью, но потом не совершили, все-таки по причине «истинного принятия неблагой мысли» рождается неблагое. Также о благом (Буддхапалита). Это называют деянием не совершенным, но накопленным. Фактически же имеется ввиду умственное деяние, совершенное и накопленное.

Например, если совершено (byas) деяние убийства при отсутствии намерения убить, сознавания, что убиваемое – такое-то живое существо, при наличии ошибки, то оно еще не является таким, которое даст плод, не является накопленным.

Царь Аджаташатру совершил беспросветный грех – убийство отца, но потом раскаялся и развивал благое состояние ума. После же смерти попал в ад, но, как говорят, огонь ада не касался его. Таким образом, хотя грех и был очищен, но это деяние все-таки не перестало быть тем, плод которого обязательно должен быть вкушен. Разбирая эту ситуацию, а также другие, делают разграничение на плод деяния (las kyi 'bras bu) и плод полного созревания деяния (las kyi rnam par smin pa'i 'bras bu). Если неблагое деяние не очищено, то обязательно будет вкушен плод его полного созревания. Если же оно было очищено, то либо вообще не будет вкушен его плод, либо, в случае очень тяжелого греха, вызовет рождение в плохой форме жизни, но без страдания в ней, либо же, в случае не столь уж тяжелого греха, плод деяния будет пережит в этой самой жизни в виде, например, головной боли [Вместерожденная, л. 31].

Интересно отметить, что во втором случае реализуется забрасывающая составляющая деяния реализации, а в третьем – завершающая составляющая. Можно предположить, что во втором случае акцентировалось очищение посредством поступков – поклонов, обходов, а в третьем – посредством помыслов.

Накопление (bsags) деяний означает их совершение при наличии 4 условий.

Вскармливание - наложение нового деяния, способного принять участие в порождении плода, на старый отпечаток (при повторном совершении аналогичного деяния).

Первонакопление (gsar du bsags pa) - это создание при совершении деяния его отпечатка в сознании, который сразу или после «вскармливания» обладает способностью породить плод - относится только к деянию санскары (но не к жажде, приверженности и становлению), поскольку, хотя деяние и было совершено и накоплено, но еще не может породить плод, в этом направлении был сделан только первый шаг. Чтобы деяние смогло породить плод, оно, как правило, должно быть вскормлено жаждой и приверженностью (Жамьян Шадба, 2).

С точки зрения того, кто будет обладать плодом, деяния делятся на два вида: имеющие плод общий с другими существами (thun mong) и имеющие индивидуальный плод (thun mong min).

Именно воля к действию (четана) формирует его (действие), и поэтому полноценное действие имеется лишь тогда, когда оно есть адекватное и внутренне непротиворечивое (соответствие четырех свойств) выражение породившей его воли. Поэтому в основе кармы лежит воля: именно она есть тот фактор, который создает карму, а значит, и тот мир, в котором мы живем.

ПЛОДЫ

Согласно Абхидхарме, главную роль в процессе вкушения плода деяния играет такая дхарма, как ведана, tshor ba (ощущение – седьмое звено): «Основное в процессе созревания кармического следствия – ощущение… Поэтому действие и называется «то, чему предстоит быть ощущаемым как приятное и т.д.», ибо плод его созревания обладает свойством быть ощущаемым». Асанга: «Содержание чувственного опыта полностью детерминировано прошлыми благими или неблагими действиями».

1. Плод деяния (las kyi `bras du) – переживается при очищении очень тяжелого греха (например, рождение в аду, но без страданий в нем, или в этой же жизни в виде, например, головной боли). Если грех не очень тяжелый, то при очищении не переживается совсем (плод деяния отсутствует). При рождении в аду реализуется неочищенная забрасывающая составляющая деяния (возможно, в результате очищения поступками завершающей – простираниями, обходами и т.д.), а при головной боли реализуется неочищенная завершающая составляющая (возможно, в результате очищения помыслами забрасывающей).

2. Плод полного созревания деяния (las kyi rnam par smin pa`I `bras du) – обязательно переживается в результате совершения неблагого или благого и при отсутствии очищения или подавления ("Вместерожденная").

2.А. деяния, плод которых вкушается или начинает вкушаться в этой жизни (mthong chos) - деяние, совершенное и накопленное в первой половине жизни, а его плод вкушается во второй половине жизни.

2.Б. деяния, плод которых вкушается или начинает вкушаться в следующей жизни (skyes nas).

2.В. деяния, плод которых вкушается или начинает вкушаться в третьей и последующих жизнях, даже через очень много жизней (lan grangs gzhan du).

Благие деяния блокируют проявление неблагой кармы. И наоборот.

Раньше полностью созреет то деяние, которое более тяжелое для перерождения из-за кармы, которое ближе и которое привычнее, которое совершено раньше (Суматишилабхадра).

Тяжесть зависит от четырех: места (времени), помысла, опоры (кем и по отношению к кому) и предмета (орудия, способа).

«Источник мудрецов»: тетралемма: Одно деяние забрасывает в одно рождение; одно деяние – во много рождений; много деяний – в одно рождение; много деяний – во много рождений.

3. Соответствие (mthun pa) плода причине. Пример: Сказав о ступе: «слишком большая», получают маленькое тело, поднеся колокольчик, обретают приятный голос.

4. Плод хозяина (bdag po`I `bras bu). Плохие или хорошие жилища, еда, одежда, местность и т.д.

1. Отвергаемые видением – деяния, осуществляющие забрасывание в скандхи полного созревания плохой формы жизни

2. Отвергаемые созерцанием – имеются в потоке Сротаапаны (должен родиться еще 7 раз. У Архата нет деяний, осуществляющих забрасывание, но есть деяния реализации, которые были накоплены и вскормлены раньше, когда он был обычным существом, хотя они не являются теми, плод которых должен быть вкушен (Гедун Дандар, 2) У Бодхисаттвы с первой же земли нет деяний, осуществляющих забрасывание в новое существование, он рождается из-за пожелания и сострадания (Жамьян Шадба, 2).

Кармический плод сам по себе является кармически нейтральным, то есть не способным порождать карму (определять деяния); он относится к классу неопределенных, а не является благим или неблагим. Карма (отпечатки) сама по себе не определяет этический характер поступков тела, речи и ума. Даже самая неблагая карма (отпечатки) не может непосредственно и с необходимостью заставить человека впадать в гнев или страсть, совершать неблагие поступки и т.д. Также и самая благая карма (отпечатки) отнюдь не означает, что человек - хороший. О способе связи кармы и ощущений можно только лишь сказать, что неблагая карма проявляется в страдании, а благая – в наслаждении и бесстрастии. Человек может жить очень хорошо, испытывая в основном приятные ощущения, и при этом быть плохим, эгоистичным человеком, а может жить в страданиях, но при этом быть хорошим человеком. Это связано с тем, что как благие, так и неблагие дхармы (гнев, зависть и т.д.) в принципе не могут быть кармическим плодом. Естественно, определенная связь между характером кармы и моральными свойствами человека имеется, так как неблагая карма (отпечатки) – следствие неблагих состояний сознания и, соответственно, неблагих поступков данного существа в прошлых жизнях, а благая – благих, и эти поступки через отпечатки в сознании проявляются в виде склонностей человека либо ко злу, либо же к благу. Но эта связь не носит автоматического характера, и чем в большей степени человечество погружается в эпоху кали-юги, тем парадоксальнее и сложнее она проявляется. Именно в этом смысле наше поведение кармично: действия, совершенные нами в прошлом, стремятся вновь и вновь воспроизводиться. Отсюда очевидно, что действия возникают в соответствии с естественно-вытекающей причинностью, так как они подобны своей причине – отпечатку прошлых действий. Но они не являются плодом кармы.

Плод созревания развертывается автоматически, самопроизвольно, мы не можем с помощью воли блокировать его проявление. В то же время мы способны управлять своим поведением. Прилагая определенные усилия, мы способны осознавать и контролировать этот процесс, то есть сделать наше поведение до той или иной степени сознательным. И эта энергия нашей осознанности, проявляющаяся через поведение на уровне тела, речи и ума, способна изменить материальный уровень нашего существования, перебороть те негативные тенденции, которые исходят со стороны кармы.

Как отмечалось выше, одна из функций четана – направление сознания к своему объекту. Когда намерение развёртывается в виде проявленного действия, то оно направляет и связывает сознание с объектом. В этом случае реализация функций четана неразрывно связана с такими дхармами как избирательность, или формирование общего представления (rtog pa, витарка) и рефлексия, или анализ (dpyod pa, викара) - две дхармы из четырех "изменяющихся" (gzhan gyur), входящих в группу психических элементов (sems byung).

Избирательность – дхарма, функцией которой является первичное вычленение сознанием своего объекта из общего фона. То есть, это деятельность сознания по поиску своего объекта. Дхарма «избирательность» ищет объект в соответствии с той мотивацией, которую несет в себе четана. Так, например, если существо голодно и жаждет еды, то избирается тот объект, который может быть употреблен в пищу. Таким образом, избирательность уже автоматически связана с функцией осуществления первичных оценок воспринимаемых объектов: объекты оцениваются с точки зрения их соответствия или несоответствия той мотивации, которая в данном моменте определяет функционирование сознания.

Рефлексия – дхарма, благодаря которой осуществляется осознание содержательной стороны объекта. Благодаря избирательности некий объект выделен из общего фона и проявлен для сознания. Избирательность как бы очертила границы, отделяющие данный объект от других. Рефлексия – деятельность сознания в рамках уже очерченных границ, благодаря которой выделяется многообразие свойств объекта. Если избирательность различает данный объект среди других объектов, то рефлексия осуществляет различение уже в границах самого объекта.

И эти две дхармы, согласно Абхидхарме, всегда сопровождают любое проявленное действие. Это означает, что все аспекты сансарического функционирования существ в чувственном мире в той или иной степени связаны с ментальной деятельностью, конструирующей свои объекты, и что нет ничего чисто чувственного, полностью изолированного от ментального. На самом нижнем, чувственном уровне, мы имеем прирожденное ментальное конструирование (мышление)(свабхава викальпа) – факт наличия перед нами (проявления в нашем сознании) некого объекта или свойства, например, синего, на более высоких – предицирующее (- различение субъекта и предиката, например: это – синее) и запоминающее (- операции с чисто ментальными сущностями без непосредственной опоры на чувственное восприятие) ментальные конструирования. Понимание такого рода пронизанности ментальным конструированием всей сферы сансарического существования играет важнейшую роль в учениях махаяны и в т.ч. тантры, где путь просветления неразрывно связан с преодолением веры в истинность бытия, созданного концептуальной активностью ума.

Разработанная в Тибете такими выдающимися учеными-буддистами, как Цзонхава, Гедун Дандар, Жамьян Шадба, Гунтан, Агван Даши, Суматишилабхадра и многими другими, концепция зависимого возникновения (rten-'brel) отличается от абхидхармовской и хинаянской тем, что двенадцать звеньев зависимого возникновения рассматриваются в рамках общей теории зависимости школы мадхьямики-прасангики и с точки зрения кармообразования и кармореализации.

В соответствии с этой концепцией совершенное (byas) из-за неведения деяние считается накопленным (bsags-pa), т. е. оставившим (bsgos-pa) в сознании отпечаток (bag-chags), который обязательно (nges-pa) породит плод полного созревания (rnam smin), только в том случае, если было совершено преднамеренно и сознательно. Совершенные в сновидении, по принуждению и т. д. деяния не считаются н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.079 с.)