Кратко для ежедневного вспоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кратко для ежедневного вспоминания



Мы сосредотачиваемся на четырех основополагающих размышлениях, которые ведут наш ум к пробуждению.

Непостоянство: Мы помним о непостоянстве всего составного. Грубое непостоянство очевидно: время идет, день сменяется вечером, часы истекают минутами. С течением времени изменяется и наше состояние – тело устает и стареет, мысли и эмоции сменяют друг друга. Тонкое непостоянство проявляется в моментах времени – ничего из составных явлений – внешних и внутренних – не переходит из будущего в настоящее, из настоящего – в прошлое. Каждый момент всё составное исчезает и возникают новые явления, исчезающие уже в следующий момент.

Четыре аспекта непостоянства: 1. всё родившееся обязательно умрёт (возникшее - прекратится); 2. все встречи закончатся расставанием; 3. все составное - разъединится; 4. построенное (сделанное) - разрушится.

Карма: Каждый момент, каждое составное явление – внешнее или внутреннее – обусловлены своими причинами. Каждый момент созревает карма в виде видимого, слышимого и т.д., в виде ощущений, настроений, мыслей и т.д. Мы понимаем причинно-следственную связь: наше будущее – в этой и в следующих жизнях – зависит от нас самих. Прошлые мысли и действия стали нашим сегодняшним днем и сейчас мы тоже засеваем семена дел и привычек, которые прорастут завтра.

(1) Непреложность [закона] кармы; (2) Огромное разрастание [плодов] деяний; (3) Невозможность встречи с плодами несодеянного; (4) Невозможность пропажи содеянного.

Изъяны сансары: В силу неизвестности нашей кармы, мы не знаем, когда столкнемся с очевидным страданием. Это лишь вопрос кармы и времени.

Но и моменты так называемого удовольствия являются лишь переходом одного очевидного страдания в другое, когда одно очевидное страдание уменьшается, заменяясь другим. Каким бы путем мы ни пошли, в какую сторону бы ни направили свои усилия, каким бы счастливым ни мерещился нам результат наших усилий в сансаре, мы всегда идем только к страданию и всегда обретаем лишь неудовлетворенность, переступая грань двух противоположных очевидных страданий.

Даже пребывая в нейтральном состоянии, неудовлетворенность не отпускает нас, проявляясь в виде обусловленного кармой и клешами течения моментов бытия, которое нам неподконтрольно, нами не спланировано и навязано нам, подобно диктату рабовладельца.

Наконец, мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Пробуждение – это вневременное высшее блаженство, но сейчас нас носят свирепые волны клеш и кармы и со всех сторон стерегут чудовища трех страданий, и потому мы не можем приносить пользу даже самим себе, а тем более другим.

Если сначала в этих существах даже во сне и то не возникает подобный помысел о помощи себе, откуда же тогда у них возникнет особый помысел о помощи другим?

С безначальных времен мы перенесли невыразимые страдания во множестве воплощений, и если мы останемся в нынешнем состоянии ума, в этой хронической болезни, не устранив заразы неведения, то нам придется и дальше мучиться в круговороте бытия. Но невыносимая тюрьма сансары больше не кажется нам райским садом.

Блага и свободы: Мы осознаём, сколь драгоценную возможность мы получили в этой жизни – изучать и понимать всё изложенное, раз и навсегда избавиться от всех своих страданий и научиться приносить пользу бесчисленным существам с помощью Учения Будды.

Каким то неведомым чудом, преодолев множество препятствий и страданий, мы обрели столь редкое благословенное рождение со всеми его благами и свободами.

Все блага этой жизни, даже тело придется оставить. Неизвестно, сколько продлятся благоприятные условия для осуществления смысла этой жизни – развития своего ума. А что будет потом - будет определяться нашими сегодняшними делами, привычками, выработанными в этой жизни.

Разве мыслимо тратить впустую столь редкое драгоценное рождение?!

Пустота: Благодаря драгоценному рождению, мы осознаём, что единственная дверь, ведущая к Свободе от страданий – постижение пустоты. Всё составное – непостоянно, зависит от своих причин, от своих частей, от концептуального признавания и не существует без этого – лишено той вещи, которая воспринимается. Подобно отражению лица, лишенному лица, подобно сну или иллюзии. Мы сосредотачиваемся на отсутствии внешних и внутренних явлений, независмых от концептов.

Бодхичитта: Мы осознаём, что все живые существа, хотя и не существуют со своей стороны, но продолжают считать себя существующими истинно, невыносимо страдая из-за этого в шести уделах трех сфер бытия. Все они когда-то были нашими мамами и папами, заботились о нас, забывая о себе. А сейчас они бредут – ослепленные, обезумевшие от боли и клеш, спотыкающиеся и падающие, плененные крепкими оковами кармы, пойманные в железные цепи неведения. Кто же поможет им, если не мы?! Но чем им помочь? Любая помощь, кроме помощи Будды, бессмысленна. И мы немедленно и со всем усердием устремляемся к состоянию Будды.

Вверение Учителям: Мы осознаём, что все блага и свободы человеческого рождения, которое мы обрели, встреча с драгоценным Учением, избавляющим от всех страданий и дурных уделов, наша способность понимать и практиковать это Учение, целиком зависят от заботы о нас наших милосердных Учителей.

В силу подношений и преданного обращения к Вам, святые благородные Учители, наивысшее поле заслуг, благословите нас, о Защитники и Корни всякого блага, с великой радостью вверить себя Вашей заботе!

Осознание достоинств трех Драгоценностей: Поэтому мы обращаемся к тем, кто достиг наивысших способностей и потому может привести нас к желанным целям – освобождению от своих страданий и пробуждению для освобождения всех живых существ. Достижение этих целей возможно только через постижение Будды, Дхармы и Сангхи внутри нас самих, благодаря благословению Учителя, который воплощает в себе эти три Драгоценности (переход к практике Прибежища).

 

дополнительно:

Три вида страданий:

1. Очевидное страдание (страдание страдания) – понятно всем. В силу неизвестности нашей кармы, мы не знаем, когда столкнемся с очевидным страданием. Это лишь вопрос кармы и времени. Страдания рождения, болезней, старости, смерти, из-за ухода жизни, встречи с неприятным, разлучения с приятным, неисполнения желаний, надежд и страхов, отсутствия желаемого, наличия нежелаемого.

6 горестей: неопределенности (не на что положиться, даже на тело с умом, на результаты деятельности, на отношения – как в болоте с проваливающимися кочками); ненасытности (безначальное круговращение и неослабевающая жажда) (удовлетворенность достигнутым обязательно закончится и снова возникнет неудовлетворенность) («невозможно утолить жажду наслаждений в океане бытия, влечение к мирскому полностью сковывает воплощенных существ»); бесконечного оставления тел, бесконечных перерождений; бесконечных падений; одиночества.

2. Страдание перемен – то, что называется удовольствием, счастьем. У всех ощущений – одинаковая суть, природа. Это природа мучительности, неудовлетворенности, страдания. Сутра «Вхождение во чрево»: «когда оно (удовольствие) возникает, возникает, однако, лишь страдание, и когда прекращается, прекращается только страдание». Чем больше мы предаемся удовольствиям, тем ближе мы к страданиям. Всё, к чему мы так усердно стремимся, чего так старательно добиваемся, причины чего создаем, о чем мечтаем - лишь страдание, мучение и горесть (если это не связано с Дхармой). Это как игра в пятнашки - как ни двигай пластинки - всё равно получается одна и та же комбинация - неудовлетворительность, "тотальная бесперспективность" сансары. Создавая и поддерживая причины удовольствий, мы приходим к страданиям. Но, если не создавать этих причин или устранять их, то не будет и тех немногих удовольствий.

Если есть сомнения, то подумаем о следующем:

Одна странность – чем дольше длится причина страдания, тем страдание становится тяжелее, и с усилением причины, страдание лишь увеличивается. А с удовольствием – наоборот: максимальное удовольствие испытывается лишь в начале, а потом, даже если причина усиливается, удовольствие ослабевает.

Вторая странность – почему люди периодически страдают, вместо того, чтобы погрузиться в вечное удовольствие? Поддерживая или усиливая причины, которые привели к удовольствию, удовольствие не увеличивается, а наоборот, уменьшается и постепенно становится своей противоположностью – страданием. И как же возможно такое, что причина удовольствия становится причиной противоположного – страдания?

3. Страдание обусловленности (страдание санскар) – основа двух предыдущих. Ощущается обычными людьми как индифферентность. Даже пребывая в нейтральном состоянии, неудовлетворенность не отпускает нас, проявляясь в виде обусловленного кармой и клешами течения моментов бытия, которое нам неподконтрольно, нами не спланировано и навязано нам, подобно диктату рабовладельца.

Можно ли что-то сделать, чтобы избежать этой неудовлетворительности? Если ничего сделать нельзя, то лучше будет смириться с этим. Раз всё неудовлетворительное непостоянно, значит, оно зависит от соответствующих причин - от кармы и клеш.

Что же нам мешает избавиться от причин страданий, если мы оказываемся с ними один на один? Может быть, наши карма и клеши обладают совершенным оружием, секретными технологиями и поэтому их невозможно победить? Нет. У этих диктаторов и рабовладельцев нет ни высоких стен, ни армии надзирателей, у них даже рук и ног нет, чтобы как-то нам противостоять. Единственное их оружие - это привычка. Но всем очевидно, что привычки нарабатываются со временем, заменяются одни на другие - и это только в нашей власти и никто снаружи не может нам помешать. А их союзники - незнание всего вышесказанного, незнание методов борьбы с ними, лень и невнимательность, рассеянность. Но если не прилагать никаких усилий в борьбе с причинами страданий, к выходу из этой неудовлетворительности, то она будет продолжаться бесконечно.

Какая же уникальная у нас имеется возможность, благодаря человеческому рождению, если сравнивать его с рождениями в других мирах! Но посмотрим вокруг, на людей. Есть люди с психофизическими изъянами. Среди здоровых очень много тех, кто родился далеко от мест распространения Учения Будды. А среди тех, кто родился в тех благословенных местах, много тех, кто не обращает внимания на Учение, а если и обращает, то не может понять. А если и понимает, то не имеет возможности для практики - времени, средств и т.д. И все эти несчастные существа влачат свое бессмысленное существование с безначальных времен, прилагая невероятные усилия, чтобы ухватить лишь крупицы удовольствий в океанах страданий. "Если не постиг высшую суть Дхармы, будешь блуждать бессмысленно и бесцельно в поисках счастья и избавления от страданий". Какая же невероятная удача, что мы оказались в числе избранных!

Благодаря этому человеческому телу мы способны достичь всесовершенного Состояния Будды: вот в чем его великое предназначение. До сего момента мы не ценили его высоко, транжирили им впустую. Миряне, озабоченные своим благополучием, готовы и могут вынести тяготы трудов ради стяжания богатства и т.п. Но когда мы сталкиваемся с трудностями в нашей борьбе за высшую цель жизни, Освобождение, у нас будто бы и не было никаких сил. Нас вырождает, разлагает и обольщает Мара. С сего же дня непрестанно следует сосредотачиваться на мысли: "Я должен устремить себя только к вершению Дхармы, к трудам ради Ее постижения! Я должен осуществить великое предназначение жизни!"

Может быть теперь, когда это драгоценное рождение обретено в результате невероятных усилий - накопления благих деяний, труднейшего соблюдения нравственности в наш безнравственный век - можно успокоиться и наслаждаться жизнью, ничего не предпринимая для следования по пути? Но тогда и путь не будет проходиться, и привычка лениться будет укрепляться, чтобы созреть в будущем в виде огромной лени. Это тело, как и все составное, непостоянно.

Все блага этой жизни, даже тело придется оставить. Неизвестно, сколько продлятся благоприятные условия для осуществления смысла этой жизни – развития своего ума. А что будет потом - будет определяться нашими сегодняшними делами, привычками, выработанными в этой жизни.

Если, попав в счастливый удел, мы не занимаемся подлинной практикой Дхармы для созидания постоянного счастья, то уподобляемся животным, ибо стремление к счастью и старание избегнуть страданий этой жизни имеется и у животных.

Разве мыслимо тратить впустую столь редкое драгоценное рождение?!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.011 с.)