Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все своды правил придать сожжению, начиная с этой книгиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говорят, ничто не ново под луной. Сам Пикассо утверждал: "Искусство есть воровство". Историк Уилл Дюран считал: "Новой может быть только аранжировка старых идей". Я прибегал к этим цитатам, защищая некоторые из моих произведений — рекламы, которые были относительно хороши и действенны, но далеко не гениальны. Я думаю, я ошибался. Гораздо продуктивнее верить в то, что в мире существуют абсолютно новые, уникальные способы выражения творческой мысли, и никто их пока что не открыл. Настоятельно рекомендую вам заняться их поиском. В 1759 году профессор Самуэль Джонсон написал: "В наше время искусство рекламы настолько близко к совершенству, что трудно представить дальнейшие перспективы развития". Подумайте, это было написано в 1759 году, гусиным пером, по всей видимости. Не хотелось бы повторить ошибку достопочтенного профессора в этой книге. Замечу снова: прочитайте эту книгу, ознакомьтесь с основными правилами нашего ремесла, вызубрите их, а затем постарайтесь нарушить их все сразу и каждое по отдельности. Придумайте что-то новое, я уверен, оно где-то рядом. Мне очень нравится высказывание сэра Артура Конан Доила: "Когда вы отбросите невозможное, то, что останется, каким бы невероятным оно ни казалось, и будет истиной". Оказывается, есть вещи посильнее, нежели "идея, вызванная временем". Это менеджер по маркетингу, продукт-менеджер, отдел исследований и разработок, генеральный директор, финансовый директор и тот развязный болтливый тип, без которого не обходится ни одна фокус-группа 8 Избранники богов умирают молодыми, Или Заклятые врат рекламы. ВОТ КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ. Вы придумываете замечательную рекламу. Показываете ее заказчику. Тот соглашается, что замысел гениально решает поставленные маркетинговые задачи, и утверждает ваше творение в производство. За все восемнадцать лет моей карьеры в рекламном бизнесе такая схема сработала только трижды. Обычно ваши прекрасные идеи рубят на корню. Не знаю почему, но такова суровая реальность. Приготовьтесь к такой ситуации заранее. Будь у вас хоть супермегаграндиозная реклама, хода ей все равно не дадут. Однажды я наблюдал, как клиент "зарубил" рекламную кампанию в перерыве между двумя глотками кофе. На разработку проекта к тому времени ушло уже два месяца, но заказчик предельно лаконично свел на нет все наши усилия — сценарий каждого телеролика, каждый журнальный постер и газетное объявление: "Для первой попытки — неплохо". Не забывайте — заказчик имеет право на такое поведение. Мы с вами работаем в сфере обслуживания. И наша задача заключается не в том, чтобы презентовать то, что нравится нам. Наша цель — придумать то, что понравится клиенту. А лучше всего — совместить и то и другое, и, по возможности, сразу. Хорошие заказчики существуют. Благословите судьбу за таких клиентов, не жалейте для них ни сил, ни времени, работайте по ночам, по выходным, разбивайтесь ради них в лепешку Благодаря им вы произведете на свет лучшие из своих творений. Но есть и другие — "трудные" клиенты, "взыскательные" клиенты или, проще говоря, плохие клиенты. Хороших, к счастью, больше. Однако от плохих никуда не денешься, и следует научиться распознавать их с первого взгляда. Поделюсь с вами особыми приметами наиболее ярких представителей семейства "отвратительные заказчики", с которыми мне довелось столкнуться на долгом трудовом пути. Нет, позвольте перефразировать: которые всеми силами пытались столкнуть меня с трудового пути. Бороться с ними бесполезно. Они — как мины, затаившиеся на благодатной ниве рекламного мастерства. Постарайтесь на них не наступать. СИЗИФОВ ТРУД Если вы знакомы с греческой мифологией, вам известно имя Сизифа, царя коринфян. Боги сослали его в Аид и приговорили к изощренной пытке: он был обречен вечно толкать в гору тяжелый камень. Каждый раз, как только он достигал вершины, камень скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать все заново. Как же "вычислить" заказ, работа над которым будет сродни горьким сизифовым трудом? По легкому, едва уловимому запаху пенопласта, исходящему от пре-зентационных стендов. Как призрак, витает он в коридорах агентства, и вы учуете его, как только выйдете из лифта. На собеседовании, конечно, о сизифовом заказе никто и словом не обмолвится, но, скорее всего, вам доведется познакомиться с ними едва ли не в первый рабочий день. Развитие событий примерно следующее. Подходит к вам креативный директор и говорит: "Будешь работать над заказом от "Сизиф Корпорейшн". Ты для них — просто находка". От радости вы готовы подпрыгнуть до потолка, но вдруг замечаете, как проходящая мимо секретарша резко бледнеет при слове "Сизиф Корпорейшн". У вас появляется нехорошее предчувствие. С течением времени предчувствие начинает оправдываться. Однажды, разглядывая вывешенные в холле образцы кампаний вашего агентства, вы обнаружите, что среди них нет реклам "Сизиф Корпорейшн". Ни одной. Затем заметите посыльных от вашего поставщика канцелярских товаров, принесших свежий запас пенопластовых стендов ("Они же только вчера здесь были?!"). И вот в один прекрасный день в поисках нового маркера вы натолкнетесь в кладовой на двести сторибордов, разработанных для "Сизиф Корпорейшн" и отвергнутых клиентом. Идеи как на подбор, одна лучше другой, и все мертвее мертвого, спрятаны в дальнем темном углу, как головы убитых жен Синей Бороды. На собеседовании вам говорили, что заказ от "Сизиф Корпорейшн" — это следующий Volkswagen. Зайчик Energizer. "С этим заказом мы совершим новую революцию в рекламе", — говорили вам. Но стоя в пыльной кладовой, вы прозреваете: такие заказчики, как "Сизиф Корпорейшн", на самом-то деле и не думают рекламироваться. Они хотят смотреть на свою рекламу. Обсуждать ее. Созывать бесчисленные совещания для рассмотрения возможности инвестирования в рекламную кампанию. Но собственно рекламироваться они не собираются. Во всяком случае, уж точно не в этом году. "Допустим, мы хотели бы организовать рекламную кампанию — мы не хотим, но если бы мы хотели, — не могли бы вы показать нам, как бы это выглядело?" Начать работать над сизифовым заказом все равно, что получить в руки лопату с приказом ублажать ненасытное чрево Пенопластовой Топки. Работать вы будете так же упорно, как и те, чью рекламу действительно пускают в производство. Те же долгие вечера в офисе, те же выходные, проведенные за письменным столом, та же пицца, заказанная за полночь. Только когда год подойдет к концу, отчитаться вам за свой адский труд будет нечем — лишь десяток-другой пенопластовых презентационных стендов, увешанных "убитыми" сторибордами, да животик как результат злоупотребления пиццей по ночам. Одно радует — подобный заказ, хоть он и порядочно потреплет нервы, не самое худшее, что может с вами случиться в этом бизнесе. Такие клиенты сродни слепым гигантам. Они — Циклопы с помутневшими контактными линзами. Они мощны. У них немалые средства. И если они неповоротливы и часто блуждают в потемках — не страшно. Пока их бизнес-показатели на уровне, их мало что тревожит. Дух предпринимательства утерян ими навсегда. Для них важно не выиграть, а не проиграть. Что делать? Да, собственно, ничего. Скрепя сердце через это надо пройти. Иногда лучший выход из положения — скормить Пенопластовой Топке причитающийся ей минимальный дневной паек из свежих креативных концепций и сбежать в кино, как только она утолит свой голод. Называйте это "исполнением трудового долга", если хотите. И после того как в течение нескольких месяцев вы проведете энное количество презентаций и в офисе клиента на стенах в актовом зале уже не останется свободного места для нового сториборда, падите в ноги вашему креативному директору. Предъявите ему боевые шрамы — вдруг он сжалится и поставит на этот заказ другую команду? Повторяю: сизифов заказ — не самое страшное, что может случиться. Далеко не самое страшное. У творческих людей есть враг похуже — собственно сам страх как таковой. МАРИОНЕТКА ВО ПЛОТИ Необычайно талантливая женщина по имени Лоис Кори, звезда рекламного бизнеса 1960-х годов, так описала клиента, о котором сейчас пойдет речь:"Клиент в конечном итоге всегда получает ту рекламу, какой он заслуживает. Хорошие клиенты не боятся рискнуть. Они готовы поставить все на карту ради грандиозного успеха... Плохие клиенты? Сочатся страхом — от главы компании до самого мелкого служащего. Никто не скажет вам прямо: "Нет, и точка". Никто ничего не запретит вам в открытую. Но будьте уверены: риска не потерпят, соблюдение правил поставят во главу угла, и посредственность станет основным мерилом вашей работы" [I]. "Сочатся страхом", — говорит Кори. У китайцев есть более красочное высказывание: "Рыба гниет с головы". Невозможно не почуять этот вселенский страх, исходящий от вице-президентов. Смрад ужаса, который они испытывают перед своими начальниками (или начальниками своих начальников, без разницы), не перекроют литры самого сильного дезодоранта. Но начальство оказало этим несчастным вице-президентам медвежью услугу: поставило их управлять тем, чем они управлять не способны в принципе. На дверях их кабинетов могут висеть таблички с броским титулом "Заместитель директора по маркетингу", но на деле они не руководят ни маркетингом, ни чем-либо другим, если уж на то пошло. Они — ожившие марионетки. Невидимые путы, тонкие, но невероятно прочные, связали их несчастные тельца с чуткими руками кукловодов-начальников. Всё, что делают марионетки, всё, что они думают, каждая написанная ими должностная записка, каждое принятое в результате многочасовых мучений решение непременно сверяются и согласовываются со старшими по должности. Если вы — марионетка, всё, что вам надо уметь, — это говорить "нет". На ваш офисный стол приземляется представленный агентством макет рекламы. Невидимая струнка, приковавшая вас к начальству, натягивается — и вот уже рука тянется за печатью "Отказать", заносит безжалостную черную метку над макетом... и бац! "ОТКАЗАТЬ!" Я однажды наблюдал за тем, как страх довел одну такую марионетку до полного нервного срыва. Она была директором по маркетингу одной большой и хорошо известной корпорации. Ей нужно было, чтобы мы разработали тридцатисекундный ролик для нового продукта, который собирались запускать в продажу следующей весной. Классный продукт, доложу я вам. Он по праву заслуживал хорошего, яркого, креативного ролика. Мы трудились в поте лица и произвели на свет Божий идею, в гениальности которой не сомневались. Прилетели на встречу. Познакомились. Пожали руки. Отыскали подходящий для презентации кабинет. Представили идею на суд заказчика. Она посмотрела на сториборд, посмотрела в свой блокнот, затем что-то записала. (Когда клиент это делает, я всякий раз думаю, что они пишут: "Немедленно приступить к поискам нового агентства".) Затем она подняла глаза и сказала: "Мне не нравится". Никаких тебе претензий к стратегии. Никаких замечаний к исполнению."Не пойдет". Хорошим клиентам такое позволяется. Если обычно они покупают работы агентства (и не самые худшие из них), им простительны маленькие человеческие слабости; мы и сами иногда колеблемся при принятии решения, не правда ли? Мы сказали: "0'кей, не нравится так не нравится". Отправились назад, засучили рукава, взялись за работу с новыми силами. Время поджимало, поэтому на следующую встречу мы прилетели уже с тремя сторибордами — на случай, если у заказчика снова возникнут сомнения. К счастью, муза не покинула нас, и все три сториборда были прекрасны. Мы бы с чистой совестью и легким сердцем запустили в производство любой. "Не пойдет". "Все три не нравятся?" "Не пойдет". "Что именно вас не устраивает?" "Не знаю". И тут она произнесла роковые слова: "То, что понравится, я с первого взгляда узнаю". Рано или поздно так говорят все плохие клиенты. Копирайтер и писатель Дик Вассерман утверждает, что это равносильно тому, как если бы генерал сказал своим солдатам: "Разойтись по всем направлениям, и когда я увижу, куда идет один из вас, я лучше буду знать, куда следует отправиться остальным". Итак, нам ничего не оставалось, как разойтись по всем направлениям. Встреча за встречей, презентация за презентацией, и всё, что мы слышим: "Не пойдет". У нас в офисе уже гора презентационных стендов. Мы перестаем летать на презентации. Отправляем сториборды по факсу и всегда получаем один и тот же ответ. В общей сложности мы показали ей двадцать пять сторибордов. Все двадцать пять были безжалостно загублены. Уверяю вас, мы не сдавались. Уж больно был хорош объект будущей рекламы — у нас был широкий простор для творчества, мы даже и не думали халтурить. "Не пойдет. Не нравится, и всё". Время было на исходе. Графики режиссеров на январь были забиты уже практически под завязку — надо было или срочно привлекать кого-то к работе, или отказываться от проекта. Эфирное время, однако, уже было закуплено наперед. Клиент запаниковал. Иногда паника клиента на руку агентству, но только не в этом случае. Она запросила новых идей. Во время последнего телефонного разговора с заказчиком мы просто отказались продолжать работу. И тут она сорвалась. Нет, честно, она полностью расклеилась. Я помню, как слушал ее по спикерфону. Ее голос предательски дрогнул. Она заревела. И вдруг, Боже правый, начала умолять подготовить ей еще несколько предложений. Умолять, как наркоман во время ломки, ибо она пристрастилась к нерешительности. "Ну прошу вас! Пусть не тридцатисекундник. Пятнадцать секунд, дайте мне жалких пятнадцать секунд, я возьму пятнадцать секунд! Неужели у вас нет идей на какой-то несчастный пятнадцатисекундник! О, дорогие, придите в мои объятия с новым сторибордом!" (Ладно, ладно, это я уже преувеличиваю, но смысл сказанного передан верно.) Я в жизни ничего подобного не слышал. И это было только начало. Не знаю, каким чудом, но где-то к борду №29 она купила-таки одну из наших задумок. Гордиться нам, прямо скажем, было нечем. Мы брезгливо морщились и, затаив дыхание, ждали того счастливого дня, когда ролик наконец-то будет снят и мы сможем умыть руки. (Про себя этот заказ мы окрестили "дерьмовый бумеранг" — проект, который всеми силами пытаешься сплавить, вышвыриваешь его за порог, а он волшебным образом тут же влетает в окно.) Выбрали мы режиссеришку средней руки. Нашли в Майами подходящее место для съемок. Провели препродакшн совещание, на котором еще раз обсудили все детали. Возвели декорации. Съемочная группа прилетела во Флориду, и в ночь перед началом съемок раздался телефонный звонок. В 11:59, за долю секунды до полуночи, клиентку подвели нервы. "Не пойдет", — снова услышал я в трубке. Агентство было вынуждено разработать новую концепцию, и это с учетом того, что декорации уже были построены и бюджет строго определен. Задание весьма смахивало на просьбу построить самолет при помощи жестянки от кофе, фломастера и старого номера Sports Illustrated. Как метко заметил однажды журналист Билл Меллор: "Извините, но нерешительность редактора окончательна и обжалованию не подлежит". В нашем бизнесе такие ситуации проходят под кодовым названием "сальто на 360 градусов". Полное сальто, сделанное дважды. С этим проектом вышло сальто в 540, нет, даже в 720 градусов (говорят, в Брюсселе один клиент вынудил агентство сделать сальто в 900 градусов, но к моменту опубликования данной книги подтверждения такому чудовищному надругательству мне найти так и не удалось, так что будем считать мой случай рекордным). И снова мы взялись за карандаш. В этот раз творческий процесс занял десять минут. Измотанный копирайтер и павший духом арт-директор прошлись по пирсу, закурили... Идея №30 приковыляла в мозг копирайтера, как побитая собака с выступающими от чрезмерной худобы ребрами, и он сказал: "Что, если мы сделаем так?" Арт-директор посмотрел на пса. Пес посмотрел на арт-директора. "Черт с ним". Они взяли приблудного пса за шкирку и вернулись в порт, к ближайшему телефону-автомату. Клиент влюбился в идею с первого слова. Неудивительно, что в конечном итоге у нас получился отвратительнейший ролик. Препоганейший. Настолько плохой, что мы пытались переключить канал и посмотреть что-то еще, когда ролик только проходил последние стадии монтажа. Что действительно удивительно, так это то, что позднее заказчик решил, что ролик ему не нравится, и обвинил во всем агентство: "Почему наши ролики не так хороши, как те, что вы снимаете для других ваших клиентов?" Ролик так и не пошел в эфир. Клянусь, все это правда, от первого до последнего слова. Вот один забавный список, который я как-то углядел на доске объявлений какого-то рекламного агентства. Знаете, одна из тех шуточек, которые ксерокопируют, распространяют по офису, отправляют по факсу коллегам и те ксерокопируют их в свою очередь и распространяют у себя, и так до тех пор, пока шрифт не сотрется окончательно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.013 с.) |