ТОП 10:

Которые когда-то были ангелами, но вместе с Люцифером восстали на бога и



Низвержены в ад.

125-126. Так было и пред внешними вратами... - По церковной легенде,

Когда Христос сходил в ад, чтобы вывести оттуда души праведных (А., IV,

Дьяволы преградили ему путь, но он разбил адские врата, которые с

Тех пор остались открытыми.

ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

У ворот Дита - Фурии - Посол небес - Круг шестой - Еретики

1-3. Смысл: "Видя, что при его возвращении я побледнел от страха,

Вергилий поборол собственную бледность".

Защитница - Беатриче.

Спускаются ли с первой той ступени - то есть из Лимба.

Эрихто - легендарная фессалийская волшебница, воскрешавшая мертвых

и заставлявшая их предсказывать будущее (Лукан, "Фарсалия", VI, 507-830).

Иудин предел - Джудекка, центральный круг ледяного озера Коцит, в

Самой глубине Ада (А., XXXIV), где казнится Иуда.

От горней сферы, связь миров кружащей - от девятого неба, или

Перводвигателя (см. прим. Р., I, 76-77).

38-48. Три Фурии (греч. - Эринии, ст. 45), то есть Тисифона ("мстящая

за убийство"). Мегера ("ненавистница"), Алекто ("неуемная"), в античной

Мифологии-богини проклятия, мести и кары. Они обитали в преисподней, где

царит властительница вечных слез (ст. 44) Прозерпина (греч. - Персефона) -

Супруга Плутона.

Медуза - по греческому мифу, одна из трех сестер - Горгон,

Змееволосая дева, при виде которой люди и звери каменели. Персей отрубил ей

голову, и "лик Горгоны" (ст. 56) стал в его руках страшным оружием против

Врагов, превращая их в камень.

Напрасно Тезеевых мы не отмстили дел. - Тезей со своим другом

Пирифоем спускался в преисподнюю, чтобы похитить для него Персефону. Эринии

Жалеют, что в свое время не погубили его; тогда у смертных пропала бы охота

Проникать в подземный мир.

Посла небес - то есть ангела.

98-99. Наш Цербер... - Труднейшим из двенадцати подвигов Геракла было

Похищение Цербера. От Геракловой цепи у Цербера до сих пор потерта морда.

Арль - город в Провансе, на левом берегу Роны; близ него

Расположено знаменитое в средние века кладбище со множеством римских и

Христианских могил.

= 386 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Пола - город на южной оконечности Истрии, омываемой с востока

Заливом Карнаро (Кварнеро). В его окрестностях также существовал обширный

Римский некрополь.

ПЕСНЬ ДЕСЯТАЯ

Круг шестой (продолжение)

Иосафат - название долины, где, по церковным представлениям,

Произойдет Страшный суд.

Эпикур - греческий философ-материалист (341-270 гг. до н. э.),

отрицавший бессмертие души. В средние века "эпикурейцами" называли всех

Вообще атеистов.

И утоленье помысла другого - то есть желания встретить в Аду

Могучий дух Фаринаты дельи Уберти (см. А., VI, 79-84).

21. Заповедь твою. - Данте запомнил ответ Вергилия? "Ты увидишь сам",

Который тот ему дал, приближаясь к Ахерону (А., III, 70-81).

Фарината дельи Уберти (род. в нач. XIII в.) - глава

Флорентийских гибеллинов (то есть сторонников империи). Принадлежа к

Враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с притязаниями

Империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром (ст.

Первым разгромом гвельфов было их изгнание гибеллинами, при содействии

Конницы императора Фридриха II (см. ст. 119 и прим.), в 1248 г. Их дома и

Башни были снесены. Спустя три года они вернулись во Флоренцию и в 1258 г. в

Свой черед изгнали властолюбивого Фаринату и его сторонников. Те заручились

Помощью Сьены (Сиены) и неаполитанского короля Манфреда (Ч., III, 112-113 и

Прим.) и в 1260 г. близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст. 86) нанесли

Жестокое поражение флорентийским гвельфам и их союзникам. Гвельфам пришлось

Вторично покинуть Флоренцию. В 1264 г. Фарината умер. В 1266 г., когда

Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратились снова. Вслед за

Тем они прибегли к покровительству Карла I Анжуйского (см. прим. Ч., VII,

И когда тот выслал им в помощь военную силу, гибеллины, в ночь на

Пасху 1267 г., навсегда покинули Флоренцию. Особенно сурово отнеслась

Гвельфская Флоренция к роду Уберти. На месте их срытых домов была устроена

Площадь; амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не

Распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики, платились

жизнью. Наконец, в 1283 суд инквизиции посмертно осудил "подражателя

Эпикура" Фаринату как еретика.

Новый призрак - другой эпикуреец, Кавальканте Кавальканти,

Гвельф, отец Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300), философа и поэта (Ч., XI,

Ближайшего друга Данте. Он удивлен, не видя своего сына рядом с

Данте, и тот ему объясняет, что приведен сюда Вергилием, творений которого

Гвидо "не чтил". Поняв это слово в том смысле, что Гвидо уже нет на свете

(на самом деле Гвидо умер несколько месяцев спустя), и по-своему истолковав

Молчание задумавшегося Данте, он в отчаянии падает в свою раскаленную

Могилу.

Лик госпожи, чью волю здесь творят. - В античных верованиях

Персефона (см. прим. А., IX, 38-48), наравне с Гекатой и Артемидой,

считалась богиней Луны. Стихи 79-81 означают: "Не пройдет и пятидесяти

месяцев, как ты сам поймешь, легко ли изгнаннику вернуться на родину".

Действительно, к указанному времени, то есть к июню 1304 г., Данте утратил

Надежду на возвращение и порвал со своими товарищами по изгнанию.

= 387 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Арбия - см. прим. 32-51.

91-93. Зато я был один... - После победы при Монтаперти вожди

Тосканских гибеллинов требовали разрушения Флоренции. Этого не допустил

Фарината, заявив, что он, пока жив, один против всех с мечом в руке выступит

На ее защиту.

97-99. Как я сужу... - Слова Фаринаты (ст. 79-81), как и предсказания

Чакко (А., VI, 64-72), убедили Данте, что грешники в Аду обладают даром

Предвидения, между тем, судя по вопросу Кавальканте (ст. 68-69), они не

Знают того, что происходит на земле в настоящее время.

107. Едва замкнется дверь времен грядущих. - То есть: "Когда наступит

Страшный суд и время сменится вечностью".

Федерик второй-Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250), германский

Император, король Неаполя и Сицилии, сын Генриха VI и Констанции Сицилийской

(см. прим. Р., III, 118-120). Его непримиримая вражда к папству, трижды

Приведшая его к отлучению от церкви, покровительство арабским и еврейским

Ученым и свободный образ жизни создали ему среди современников славу

Опасного еретика.

Кардинал - Оттавиано дельи Убальдини (умер в 1273 г.), ревностный

гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто "кардинал", то

имели в виду именно его. Сохранилась его фраза. "Если есть душа, то я

погубил ее ради гибеллинов".

В тревоге от угроз-то есть встревоженный предсказанием Фаринаты

(ст. 79-81).

130-132. Смысл: "Когда ты вступишь в благодатный свет прекрасных глаз

Беатриче, она даст тебе увидеть тень Каччагвиды, который откроет тебе твою

грядущую судьбу" (Р., XVII).

ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ

Круг шестой (окончание)

Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол между

Западной и восточной церковью и благосклонно принявшие константинопольского

Легата Фотина, прослыл еретиком.

Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада

(А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени (ст.

Расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и девятый. В этих

Кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом (ст.

22-24).

Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в ближайшем,

Седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одном

Уровне (ст. 28-33).

Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,

Злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения).

Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и над

Своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего

Имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам,

Караемой в четвертом круге).

В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества

(богохульство) и против созданного им порядка (против естества - содомия, и

Против естества и искусства - лихоимство).

Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узами

= 388 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Доверия или нет (ст. 52-54), карается в восьмом или же в девятом круге.

В восьмом круге (ст. 55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или рвов,

Караются обманувшие недоверившихся (1 - сводники и обольстители; 2 -

Льстецы; 3 - святокупцы; 4 - прорицатели; 5 - мздоимцы; 6 - лицемеры; 7 -







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.014 с.)