Родной город Франциска. Он расположен на склоне горы Субазио, которая шлет



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родной город Франциска. Он расположен на склоне горы Субазио, которая шлет



То зной, то холод на город Перуджу, обращенный к ней своими восточными

воротами ("Воротами Солнца"). По ту сторону горы лежат города Ночера и

Гвальдо. То, что они "терпят тяжкий гнет", толковалось различно: 1) от

Холодных ветров; 2) от поборов неаполитанских королей; 3) от насилий,

Чинимых Перуджей.

Солнце в мир взошло. - То есть родился Франциск.

Ашези - старинное название города Ассизи.

За женщину - то есть за Нищету (ст. 75).

По словам легенды, отец Франциска, богатый купец Пьетро

Бернардоне (ст. 89), недовольный его щедростью, обратился к церковному суду.

Перед епископом et corampatre (лат. - и перед отцом) Франциск отрекся от

Прав наследства и, сняв с себя одежду, вернул ее отцу. Это было его

= 456 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

"обручением" с Нищетой.

Супруга первого - то есть Христа.

67-69. Амикл - бедный рыбак в поэме Лукана "Фарсалия" (V, 515-531), не

Испугавшийся Цезаря, когда тот вошел к нему ночью в хижину.

К Христу на крест взошла - потому что Христос, согласно Евангелию,

Был распят нагим, как нищий.

Бернард - Бернардо ди Квинтавалле, богатый житель Ассизи, первый

Последователь Франциска.

Эгидий и Сильвестр - другие два ученика Франциска.

Первою печатью. - Папа Иннокентий III временно утвердил устав

Ордена миноритов (1210 г.).

Папа Гонорий III окончательно утвердил устав ордена (1223 г.).

Перед лицом надменного султана. - В 1219 г. Франциск ездил на Восток,

Где безуспешно пытался обратить в христианство египетского султана.

На Тибр и Арно рознящей скале - то есть на горе Альверния.

Франциск, по легенде, за два года до смерти, получил стигматы

(пять ран, подобных ранам Христа).

Иного гроба не избрав для тела - чем объятия Нищеты. По преданию,

Франциск, умирая, лег нагим на землю.

Каков был тот - то есть Доминик (ср. ст. 31-42).

Ладья Петрова - то есть церковь.

Он нашей братьи положил основу. - То есть основал доминиканский

Орден, к которому принадлежал и Фома Аквинский.

136. Ты часть искомого теперь обрел... - См. ст. 22-26.

139. "Где тук найдут..." - См. Р., X, 96 и прим.

ПЕСНЬ ДВЕНАДЦАТАЯ

Четвертое небо - Солнце (продолжение). - Второй хоровод

Священный жернов - то есть хоровод двенадцати мудрецов.

Певучих труб - то есть сладостных голосов.

Земных сирен и муз - то есть земных певиц и поэтов.

Над луком лук соцветный и сокружный. - То есть над одной радугой

Другая, так же окрашенная и концентричная с нею.

Посланница Юноны - Ирида (см. прим. Ч., XXI, 50-51).

Данте, следуя воззрениям своего времени, считал, что в явлении

Двойной радуги наружная радуга есть отражение внутренней, как бы ее отзвук,

Подобно речи Эха, которая, исчахнув от любви к Нарциссу, утратила тело, так

Что от нее остался только голос (Метам., III, 346-510).

Согласно с божьим обещаньем Ною - что больше не будет потопа,

Знамением чего служит радуга.

Раздался голос - францисканца Бонавентуры (ст. 127).

Как иглу компаса понуждает оборотиться Полярная звезда.

О другом вожде - то есть о Доминике (1170-1221), основателе ордена

проповедников (доминиканцев).

Б той стороне - то есть в Испании, Зефир - западный ветер.

52. Каларога (Каларуэга) - город в Старой Кастилии.

Хранительным щитом - то есть гербом Кастилии, где в

Четверочастном щите изображены два замка и два льва, причем в одной его

Половине лев расположен ниже замка (принижен), а в другой - выше замка

(подъят).

= 457 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

У струй, чье омовенье свято - то есть у купели.

Брак - то есть обряд крещенья.

Отсюда - то есть с неба.

Господним. - Dominicus по-латыни означает - господень.

Счастливый - значение латинского имени Феликс.

Иоанна - по-еврейски означает: угодная богу.

Остиец - то есть кардинал Энрико ди Суза, епископ остийский,

Канонист, комментатор Декреталий (умер в 1271 г.). Фаддей-Таддео

Д'Альдеротто, флорентиец, знаменитый врач (умер в 1295 г.); или же Таддео

Пеполи, болонский юрист времен Данте.

Вертоград - церковь.

У престола - то есть у папского престола.

Выродок - папа Бонифаций VIII (см. прим. А., XIX, 52).

Decimas, quae sunt pauperwn Dei - по-латыни: десятины, которые

Принадлежат нищим божиим. (Десятина - обязательный для всех налог в пользу

Церкви, в размере десятой доли дохода. Часть его должна была идти на

Оказание помощи бедным.)

95-96. За то зерно... - Двадцатью четырьмя цветками (кринами),

Произросшими из зерна истинной веры, названы двадцать четыре мудреца,

Окружившие Данте двойным венком (ср. ст. 19).

Дебрь лжеученья - альбигойская ересь, против которой яростно

Боролся Доминик.

Одно из двух колес - Доминик.

110. Вся мощь второго (колеса) - то есть Франциска Ассизского.

119-120. Сорняк взрыдает... - Смысл: "Дурные францисканцы (сорняк)

взрыдают, увидев, что для них закрыта житница небесного царства".

Из Акваспарты был родом Маттео д'Акваспарта, генерал

Францисканского ордена, внесший послабления в его устав (умер в 1302 г.). Из

Касале был Убертино да Касале, глава "ревнителей", требовавший строжайшего

Устава (умер в 1338 г.).

Бонавентура из Баньореджо - богослов, генерал ордена

Францисканцев (умер в 1274 г.).

Все, что слева - то есть мирские заботы.

Августин и Иллюминат - одни из первых последователей Франциска

Ассизского.

Гугон - каноник монастыря святого Виктора в Париже, богослов XII

в.

Петр Едок - французский богослов XII в. Петр Испанский - врач

И богослов, впоследствии папа Иоанн XXI (1276-1277), автор трактата по

логике "Summula logicae", разделенного на двенадцать книг.

Тот, кого зовут Золотоустым - константинопольский патриарх

Иоанн Златоуст.

Ансельм - архиепископ кентерберийский, богослов XI в.

Элий Донат - римский писатель IV в., автор латинской

Грамматики.

Рабан Мавр - богослов IX в., архиепископ майнцский.

Иоохим - аббат монастыря во Флоре, в Калабрии, автор

Мистических сочинений (умер в 1202 г.). Хотя многие его положения были

Осуждены церковью, Данте помещает его в Рай, в круг мудрецов.

142-144. То брат Фома... - Смысл: "Доминиканец Фома Аквинский своим

Похвальным словом Франциску побудил меня, францисканца Бонавентуру,

Завидовать (благородной завистью, а потому - воздать хвалу) такому паладину,

= 458 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

как Доминик". (Паладинами назывались двенадцать рыцарей Карла Великого.)

ПЕСНЬ ТРИНАДЦАТАЯ

Четвертое небо - Солнце (продолжение)

Пятнадцать звезд - то есть любые пятнадцать ярчайших звезд.

Воз - то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда не

Короче, потому что всегда видимо полностью.

Устье рога - то есть две крайние звезды Малой Медведицы,

Напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небесной

Оси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель).

И что они - то есть что эти двадцать четыре яркие звезды

образуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса),

Преображенный в созвездие (Метам., VIII, 174-182), и что эти два

Концентрических венца вращаются в противоположных направлениях.

Кьяна - река в Тоскане, течение которой было во времена Данте очень

Медленным.

Пеан - гимн Аполлону.

Тот свет - то есть Фома Аквинский.

34-36. Раз один из двух снопов... - Смысл: "Раз одно из твоих

Недоумений (Р., XI, 25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готов

разъяснить и второе (Р., XI, 26). Я сказал о Соломоне (Р., X, 114): "Такой

мудрец не восставал второй", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адам

и Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?"

Ты думаешь, что в грудь - то есть в грудь Адама.

Нежная щека - то есть щека Евы, небо которой, прельстившееся

Запретным плодом, обрекло людей на страдания.

И в ту (грудь) - то есть в грудь Христа.

Душа - то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске среди

Двенадцати мудрецов первого хоровода (Р., X, 109).

И средоточья в круге нет другого. - То есть у нас с тобой одно

Мненье по этому вопросу, подобно тому как в круге возможен только один

Центр.

Считая творение актом триединого божества, Данте показывает его

Как действие то бога-отца (ст. 52-54), то бога-сына (ст. 55-63), то

Бога-духа (ст. 79-81).

Мысль, Свет (ст. 55), Прозренье (ст. 79) - бог-сын. Всемогущий,

Светодавец (ст. 56), Сила (ст. 80) - бог-отец. Любовь - бог-дух.

Девять сущностей - то есть девять ангельских кругов.

Творящая его среда - влияние небес.

Его премудрость - то есть премудрость Соломона.

93. Услыхав: "Проси!"... - По библейской легенде, бог сказал Соломону:

"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судить

Народ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.013 с.)