ТОП 10:

Посетить три загробных мира.



Пес - грядущий избавитель Италии, который победит волчицу,

Мешающую общественному устроению (Ч., XX, 15).

Не прах земной и не металл двусплавный - то есть его не прельстят

Ни земельные владения, ни сокровища.

Меж войлоком и войлоком (tra feltro e feltro). - Старейшими

Комментаторами толковалось различно, в зависимости от понимания аллегории

Пса. В XV в. пророчество о Псе начали относить к Кангранде делла Скала,

Синьору Вероны (1312-1329 гг.) и главе гибеллинской лиги в Ломбардии, и было

предложено новое объяснение спорного стиха: "Между городом Фельтро в

Тревизанской марке и замком Монтефельтро в Романье" (так расположена

Верона).

Камилла, предводительница вольсков (Эн., VII, 803-817, XI,

И Турн, вождь рутулов (Эн., XII, 887-952), пали, обороняя Италию

От троянцев, а троянские юноши Hue и Эвриал (Эн., IX, 176-449) погибли в

Борьбе против рутулов, ради завоевания земли, на которой Энею суждено было

Стать родоначальником римской державы.

О новой смерти тщетные моленья. - Грешники в Аду, уже умершие

Телесной смертью, хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки.

Душа достойнейшая - Беатриче (см. прим. А., II, 70).

Врата Петровы - врата Чистилища.

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Сомнения Данте. - Ответ Вергилия

= 380 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Сильвиев родитель - Эней, который, по рассказу Вергилия (Эн., VI,

Спускался в подземную обитель теней, где его отец Анхиз показал

Ему души его потомков, поощряя его основать новую державу в Италии.

Преемнику верховного Петра - папе римскому. Он - Эней.

Там, вслед за ним. Избранный был Сосуд - то есть апостол Павел,

Которому легенда приписывала посещение рая и ада.

Из сонма тех, кто меж добром и злом-то есть из толпы душ,

Пребывающих в Лимбе (см. прим. А., IV, 24).

Беатриче. - Данте любил ее с детства, и когда она, двадцати пяти

лет от роду, умерла (в 1290 г.), он дал в своей "Новой Жизни" обещание

"сказать о ней такое, чего никогда еще не было сказано ни об одной". В

"Божественной Комедии", оставаясь по-прежнему той женщиной, которую он любил

На земле, она является символом небесной мудрости и откровения.

Из милого мне края - из Рая.

Малый небосвод - небо Луны, ближайшее к Земле, которая недвижно

Покоится в центре вселенной.

Благодатная жена - то есть дева Мария.

Судью - то есть бога.

97. Лючия - христианская святая, аллегорически - "просвещающая

благодать" (лат. lux - свет).

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

Врата Ада. - Ничтожные - Ахерон. - Челн Харона

Надпись на вратах Ада. По христианской мифологии, ад сотворен

Триединым божеством: отцом (высшей силой), сыном (полнотой всезнанья) и

Святым духом (первою любовью), чтобы служить местом казни для падшего

Люцифера (А., XXXIV, 121-126). Он создан раньше всего преходящего. Древней

Его - лишь вечные созданья (небо, земля и ангелы), и он будет существовать

Вечно.

Данте изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, которая,

Сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны концентрическими

уступами, "кругами" Ада.

И с ними ангелов дурная стая - которая, когда восстал Люцифер, не

Примкнула ни к нему, ни к богу.

Иначе возгордилась бы вина. - Грешники, казнимые в глубинах Ада,

Возгордились бы своим злодейством, видя рядом с собой этих ничтожных.

Кто от великой доли отрекся в малодушии своем - папа Целестин V,

Который был избран в 1294 г., семидесяти девяти лет от роду, и через пять

Месяцев, тяготясь своим саном, сложил его с себя.

Ахерон. - Реки античной преисподней протекают и в Дантовом Аду. В

Сущности, это один поток, образованный слезами Критского Старца и

Проникающий в недра земли (А., XIV, 94-142) Сначала он является как Ахерон

(греч. - река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, он

Образует болото Стикса (греч - ненавистный), иначе - Стигийское болото, в

Котором казнятся гневные (А , VII, 100-116) и которое омывает стены города

Дита, окаймляющие пропасть нижнего Ада (А., VIII, 67-75). Еще ниже он

Становится Флегетоном (греч. - жгучий), кольцеобразной рекой кипящей крови,

В которую погружены насильники против ближнего (А , XII, 46-54) Потом, в

Виде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном (А., XIV, 134 и

= 381 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Прим ), он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь

(А., XIV, 76-90, XV, 1-12). Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь

(А., XVI, 1-3; 94-105), чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро

Коцит (греч. - плач) (XIV, 119; XXXI, 123; XXXII, 22-30; XXXIV, 52). Лету

(греч. - забвение) Данте помещает в Земном Раю (А., XIV, 136-138), откуда ее

Воды также стекают к центру земли (А., XXXIV, 127-132; Ч , I, 41), унося с

собою память о грехах; к ней он добавляет Эвною (Ч., XXVIII, 121-133;

XXXIII, 112-114).

Старик - Харон, перевозчик душ античной преисподней (Эн., VI,

В Дантовом Аду он превратился в беса (ст. 109)

Челнок полегче должен ты найти. - Харон, зная, что Данте не осужден

На адские муки, считает, что ему подобает место в том легком челне, в

Котором ангел перевозит души к подножию Чистилища (Ч., II, 13-51).

ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Круг первый (Лимб). - Некрещеные младенцы

И добродетельные нехристиане

И я очнулся вдруг. - В миг пробуждения Данте оказывается уже по ту

Сторону Ахерона.

Вниз, в первый круг, идущий вкруг жерла. - Это Лимб (лат. limbus -

кайма) католического ада, где, по церковному учению, пребывали души

Ветхозаветных праведников (см. прим. 52-54) и куда отправляются души

Младенцев, умерших без крещения. Сюда же Данте помещает души всех

Добродетельных нехристиан.

52-54. Я был здесь внове... - Вергилий, умерший в 19 г. до н. э.,

вступил в Лимб примерно за полвека до того дня, когда, по христианской

Легенде, Христос (Властитель), между своей смертью и воскресением, сошел в

Ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывшийся для людей только с

Искуплением первородного греха.

Первый прародитель - Адам.

Израиль - патриарх Яков. Отец его - Исаак.

Великой взятая ценой. - Чтобы жениться на Рахили, Яков служил ее

Отцу 14 лет (Библия).

От места сна - то есть от того места, где Данте очнулся (ст. 1-6).

Возвращающегося в Лимб Вергилия приветствуют четыре поэта

Древности, которых Данте выделяет как величайших: грек Гомер, которого он не

Мог читать, потому что греческого языка не знал, а латинских переводов

Гомеровых поэм еще не было, но которого он признавал "превысшим из певцов"

(ср. Ч., XXII, 101-102), и римляне: Гораций (65-8 гг. до н. э.), отмечаемый

Им как автор сатир; Овидий (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.) и Лукан (39-65 гг.

н. э.). "Метаморфозы" Овидия, равно как "Фарсалия" Лукана, служили автору

"Божественной Комедии" немаловажными источниками.

Взорам Данте предстают знаменитые троянцы, легендарные предки

Римской славы: Электра, дочь Атланта, возлюбленная Зевса, мать Дардана,

Основателя Трои; Гектор, троянский герой, и Эней; Пентесилея, царица

Амазонок, союзница Трои, сраженная Ахиллом. Рядом с ними - прославленные

Римляне: Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), полководец и государственный

Деятель, заложивший основы единовластия; род его, по легендарной генеалогии,

Восходил к Иулу (Асканию), сыну Энея от Креусы; Камилла, воительница

"Энеиды"; Лавина (Лавиния), взятая в жены Энеем, и ее отец, царь Лация,

= 382 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Латин, герои "Энеиды"; Луций Юний Брут, первый римский консул (вместе с

Луцием Тарквинием Коллатином, 509 г. до н. э.), низвергший последнего из

Римских царей, Тарквиния Гордого; дочь Цезаря, Юлия, жена Помпея; супруга

Коллатина, Лукреция, обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием и

Покончившая с собой, что повело к свержению царской власти; Корнелия, дочь

Сципиона Африканского, мать Тиберия и Гая Гракхов, народных трибунов II в.

До н. э.; Марция, жена Катана Утического, последнего защитника

Республиканского Рима (Ч., I, 78-90). Поодаль от них - мусульманин Саладин,

(1138-1193), султан Египта и Сирии, прославленный и на христианском Западе

своим душевным благородством. Отдельным кругом сидят мудрецы и поэты:

Учитель тех, кто знает - Аристотель (IV в. до. н.э.), почитавшийся в средние

Века как величайший из ученых; Сократ (469-399 гг. до н. э.). Платон

(427-347 гг. до н. э.); Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), полагавший, что

Мир возник в силу случайного сочетания атомов; философы VII-III вв. до н. э.

- Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит; Диоскорид - врач I

В., писавший о целебных свойствах растений; Луций Анней Сенека, римский

Философ I в.; мифические поэты Греции - Орфей, своим пением чаровавший







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.254.88 (0.01 с.)