Щедрость Николая - церковная легенда о святом Николае.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Щедрость Николая - церковная легенда о святом Николае.



Я корнем был зловредного растенья - то есть родоначальником

Французской королевской династии, пагубной для христианского мира.

Гвант (Гент), Лиль (Лилль), Бруджа (Брюгге) и Дуак (Дуэ, лат. -

Duacum) - главные города Фландрии. Говорящий хотел бы, чтобы Фландрия

Отомстила его потомку, Филиппу IV за понесенные обиды, что и случилось в

Г., когда фламандское народное ополчение разгромило французов.

Я был Гугон - Капетом, нареченный. - Данте сливает воедино два

исторических лица: Гуго Великого, Графа Парижского, "герцога Франции",

Умершего в 956 г., и его сына - Гуго Капета, который после смерти в 987 г.

Последнего короля Каролингской династии, Людовика V, был избран на престол и

Умер в 996 г., положив начало династии Капетингов.

Родитель мой в Париже был мясник - легенда о Гуго Капете.

Последний же из племени владык облекся в серое. - По-видимому,

Данте смешал последнего Каролинга с последним Меровингом, Хильдериком III,

Который в 751 г. был низложен и пострижен в монахи.

Диадемой вдовой - то есть вакантной после смерти последнего

Каролинга - Людовика V.

Прованское пышное вено (приданое). - В 1246 г. Карл Анжуйский (см.

Прим. Ч., VII, 112-114) путем брака получил в обладание богатый Прованс.

Понти - графство Понтье (Ponthieu).

Карл сел в Италии. - См. прим. Ч., VII, 112-114.

Зарезал Куррадина. - В 1268 г. шестнадцатилетний Конрадин,

Последний Гогенштауфен, заявил свои права на сицилийский престол, был

Побежден Карлом при Тальякоццо (А., XXVIII, 18 и прим.) и обезглавлен в

Неаполе на глазах у короля.

Фому вернул на небеса - Фому Аквинского (см. прим. Р., X,

Считали, что его велел отравить Карл Анжуйский.

Новый Карл - Карл Валуа, прозванный Безземельным (ср. ст.

Брат Филиппа IV. Бонифаций VIII (см. прим. А., XIX, 52), замышляя

= 432 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Подчинить себе Флоренцию, где партия Белых была ему враждебна, и отвоевать

Сицилию у Федериго II (см. прим. Ч., VII, 119-120), пригласил Карла в

Италию, чтобы тот помог ему в этих предприятиях. В награду он сулил ему

Императорскую корону. 1 ноября 1301 г. Карл, облеченный званием

"умиротворителя Тосканы", вступил во Флоренцию и здесь вероломно стал на

Сторону Черных, что повело к разгрому и изгнанию Белых, в том числе и самого

Данте (см. прим. Р., XVII, 48). Затем он предпринял неудачный поход на

Сицилию, после чего вернулся во Францию (1302 г.). Умер в 1325 г.

Пленник, в море взятый, дочь продает. - Карл II Анжуйский,

Король неаполитанский (с 1285 по 1309 г.), сын Карла I (см. прим. Ч., VII,

Еще при жизни отца был взят в плен в морском бою с арагонским

Флотом (1284 г.). В 1305 г. он выдал свою дочь за старого Адзо VIII д'Эсте,

Маркиза Феррарского, получив за нее щедрый денежный дар.

Кровь мою - то есть мое потомство.

86-90. Христос в своем наместнике пленен... - Когда конфликт между

Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV, отражавший борьбу церковной и светской

Власти, достиг наибольшего, напряжения, посланец короля Гильом Ногаре и

Враждебный папе Шарра Колонна вступили (7 сентября 1303 г.) с королевским

знаменем ("лилии") в Аланью (ныне Ананьи), где находился Бонифаций, и

Подвергли его жестоким оскорблениям. От пережитого потрясения он вскоре

Умер.

Новейшего Пилата - Филиппа IV.

Он в храм вторгает хищные ветрила. - Филипп IV разгромил орден

рьщарей-храмовников (тамплиеров), чтобы завладеть его богатствами. Суд над

Ними сопровождался пытками и казнями на костре и плахе (1307-1314гг.).

97. Возглас мой - "Мария!" (ст. 19).

Покамест длится день - мы вспоминаем Марию и других бедных и

Щедрых. Поздней заката мы об обратной говорим судьбе - то есть провозглашаем

примеры наказанного корыстолюбия.

Пигмалион - тирский царь, брат Дидоны (А., V, 61-62),

Предательски убивший ее мужа Сихея, чтобы овладеть его сокровищами (Эн., I,

340-368).

Мидас - фригийский царь, испросивший себе у Вакха дар

Превращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Так как в золото

Обращались также и пища и питье царя, Вакх сжалился над ним и велел ему

Омыться в струях Пактола. Река после этого стала золотоносной, а Мидас впал

В скудоумие, и когда, во время музыкального состязания Пана с Аполлоном, он

Отдал предпочтение Пану, Аполлон наделил его ослиными ушами (Метам., XI,

85-193).

Ахан - по библейской легенде, воин Иисуса Навина, похитивший

Часть военной добычи и за это побитый камнями и сожженный вместе с сыновьями

И дочерьми.

Сапфира с мужем - по церковной легенде, одни из первых христиан,

Были поражены смертью за свое корыстолюбие.

Когда Гелиодор, посланец сирийского царя Селевка, вошел в

Сокровищницу Иерусалимского храма, чтобы взять для царской казны хранившиеся

Там богатства, таинственный всадник потоптал его конем, а двое чудесных

Юношей избили его бичами (Библия).

Убийца Полидора - см. прим. А., XXX, 13-21. 116-117. Кросс -

Римский полководец, скопивший огромные богатства и павший в войне против

Парфян (53 г. до н. э.). Когда его голову принесли парфянскому царю Ороду,

тот велел налить ей в рот расплавленного золота и сказал: "Ты жаждал золота,

= 433 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

так пей же".

Остров Делос носился по волнам, пока не дал приюта Аатоне,

Родившей на нем Аполлона и Диану (очи неба - Солнце и Луну).

136. "Gloria in excelsis" (лат.) - "Слава в вышних [богу]" - по

Евангельскому рассказу, песнь ангелов, которую слышали пастухи (ст. 140) в

Ночь рождения Христа.

Неведение. - Данте не понимает, что означает это землетрясение и

Эта песнь, огласившая все уступы горы.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Круг пятый (окончание)

1-3. Природную жажду знания, утоляет лишь "живая вода" истины, которой

В евангельской легенде просит самаритянка.

Так здесь явился дух - тень Публия Папиния Стация, римского поэта I

в. (род. ок. 45 г. - умер ок. 96 г.), автора "Фиваиды" (поэмы о походе

Семерых против Фив) и незаконченной "Ахиллеиды". Его сборник "Сильвы" был во

Времена Данте неизвестен.

Та, что вечно тянет пряжу - парка Лахезис (Ч., XXV, 79), прядущая

Нить человеческой жизни. Клотб (ст. 27) наматывает кудель на веретено,

Лахезис сучит нить, Атропос (А., XXXIII, 126) ее перерезает.

У загражденных врат - то есть у врат Чистилища.

Дочь Фавманта - Ирида, вестница богов, преимущественно Юноны,

Олицетворение радуги.

Сухие пары, по Аристотелю, порождают ветер.

Подземными ветрами, по Аристотелю же, вызываются землетрясения.

Переменить обитель - то есть вознестись из Чистилища в Рай.

83-84. Добрый Тит отмстил... - Тит, сын и наследник императора

Веспасиана, разрушил Иерусалим в 70 г. (см. прим. Р., VI, 88-93).

Прочнейшим и славнейшим из имен - то есть именем поэта.

89. Толосатом - то есть уроженцем Толосы (ныне Тулуза) в Галлии. На

Самом деле Стаций родился в Неаполе, но в средние века его смешивали с

Толосанским ритором Луцием Стацием Урсулом.

Но под второю ношей я свалился. - Стаций умер, не дописав своей

второй поэмы, "Ахиллеиды".

В изгнанье - то есть в Чистилище.

Хоть солнце - то есть хоть год.

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Восхождение в круг шестой. - Круг шестой. - Чревоугодники

6. "Sitiunt" (лат.) - "жаждут".

Ювенал - римский поэт-сатирик (род. в 60-е годы - умер после 127

Г.), современник Стация и его почитатель.

Скупость. - Вергилий слышал от Адриана V (Ч., XIX, 115-126), что в

Пятом круге, где был и Стаций (Ч., XXI, 67-68), души очищаются от греха

Корыстолюбия.

40-41. Заветный голод к золоту... - В оригинале эти два стиха

представляют перевод цитаты из Вергилия (Эн., III, 56-57), означающей: "К

чему не побуждаешь ты смертные груди (сердца), проклятый голод к золоту!" Но

= 434 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Данте, по-видимому, превратно понял это место, а именно так: "Почему не

Направляешь ты, священный (то есть добродетельный, умеренный) голод к

золоту, вожделение смертных!" В русском переводе сделана попытка передать

двустишие Данте таким образом, чтобы оно допускало оба смысла. ("Заветный"

может означать и "запретный" и "священный"; а "К чему не направляешь ты"

может значить: 1) "До чего ты не доводишь" или же 2) "Почему ты не

наставляешь на истинный путь".)

Я с дракой грузы двигал бы во тьму - наказание скупцов и

Расточителей в Аду (А., VII, 25-35).

Как много стриженых воскреснет. - См. А., VII, 56-57.

Грозные сраженья двойной печали Иокасты пел. - То есть воспевал

в своей "Фиваиде" братоубийственную вражду Этеокла и Полиника (А., XXVI,

Сыновей Иокасты и Эдипа.

57. Воспевший мирные селенья - Вергилий, автор "Буколик".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.011 с.)