При третьем (считая от Юлия Цезаря) кесаре - то есть при Тиберии (с 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При третьем (считая от Юлия Цезаря) кесаре - то есть при Тиберии (с



По 37 г.).

88-93. Смысл: "В царствование Тиберия бог (Живая Правда) возложил на

Римского орла, в лице римской власти в Иудее, славный долг - исполнить

Мщенье гнева своего, искупить распятием Христа грех Адама. А затем, что

Может показаться удивительным, тот же римский орел, в руках у Тита (Ч., XXI,

Опять-таки по божьей воле, отомстил иудеям за это отомщение греха

= 450 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

былого, разрушив Иерусалим (в 70 г.)".

Великий Карл, франкский король (с 768 по 814 г.), впоследствии

(с 800 г.) император, выступил на защиту папы Адриана I в его борьбе с

Лангобардским королем Дезидерием, которого победил и низложил (в 774 г.).

Помянут мной. - См. ст. 29-33.

Для желтых лилий. - Гвельфы борются с имперским орлом в интересах

Анжуйского дома (в гербе три золотых лилии). Тот - себе присвоил. - Так

Поступают гибеллины (ср. ст. 33).

С их новым Карлом - то есть Карлом II Анжуйским.

Внутри жемчужины - то есть внутри Меркурия.

Ромео - Ромэ де Вильнев (умер в 1250 г.), министр Рамондо

Берингьера (ст. 133), или Раймунда-Беренгария IV, последнего графа

Прованского. Сложилась легенда, будто бы Ромео пришел ко двору графа

Прованского бедным паломником, привел в порядок его имущественные дела,

Выдал его дочерей за четырех королей, но завистливые придворные оговорили

Его. Граф потребовал от Ромео отчета в управлении, тот предъявил графу его

Приумноженные богатства и покинул графский двор таким же нищим странником,

Каким пришел. Граф казнил клеветников.

Тот на десять представил пять и семь. - Давая отчет в управлении

Делами, Ромео предъявил настолько больше богатств, чем требовалось,

Насколько двенадцать (пять и семь) больше десяти.

ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ

Второе небо - Меркурий (окончание)

1-3. Гимн на латинском языке, со введением еврейских слов: "Славься,

Святой бог воинств, сверхозаряющий ясностью твоею счастливые огни этих

царств!"

4. Сущность - то есть душа (Юстиниана).

В БЕ и в ИЧЕ. - Поэта повергают в благоговейный трепет уже одни

Лишь звуки БЕ и ИЧЕ, образующие первый и последние слоги имени Беатриче.

Что праведная месть быть может отомщенной правосудно - см. Р.,

VI, 88-93 и прим.

Тот, кто не рождался - то есть Адам.

Господне Слово - то есть Христос.

Праведным судом - то есть разрушением Иерусалима (П., VI, 92-93).

Все то, что прямо от нее струится. - То есть все то, что бог

Создает непосредственно.

Новых сил - то есть сотворенных сил.

76. И человек всем этим наделен. - Смысл: "Человек наделен бессмертием

(ст. 68), свободой (ст. 71) и подобием богу (ст. 73-75)".

Tota (лат.) - вся.

В своем зерне - то есть в лице Адама.

Будь то одним, будь то двумя путями - либо путем милосердия, либо

Путем правосудия, или же обоими путями (ст. 91-93).

Ни на одном - из указанных выше путей.

Добавлю поясненье - к сказанному выше (ст. 67-69) о вечности

Всего, созданного непосредственно божеством.

132. В их совершенстве созданы сполна. - То есть: "Созданы

непосредственно божеством и поэтому обладают совершенством".

136. Сотворены - то есть: "Созданы непосредственно божеством ".

= 451 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ

Третье небо - Венера. - Любвеобильные

В погибшем мире - то есть в языческом.

Киприда - Венера. Б третьем эпицикле. - Согласно учению Птолемея,

планеты обращаются вокруг Земли не просто по круговой орбите, а вращаясь по

Некоему малому кругу, эпициклу, центр которого совершает круговое движение

Вокруг Земли, чем и объясняется их петлеобразный путь. Венера, как третья по

удаленности от Земли планета, вращается в третьем эпицикле.

Что на руки его брала Дидона. - Чтобы внушить Дидоне (А., V, 61-62)

Любовь к Энею, Купидон принял вид его маленького сына Аскания и сел к ней на

Колени (Эн., I, 657-722).

То вдогонку, то с чела - сияя в небе то после захода солнца как

Вечерняя звезда, то перед его восходом как утренняя.

19-21. Так в этом свете... - В глубине светящейся планеты Данте видит

Круженье других светил. Это - души любвеобильных. Они движутся с разной

Скоростью, и поэт высказывает предположение, что она зависит от степени

Вечного их зренья, то есть доступного им созерцания бога.

Где реют серафимы - то есть в Эмпирее.

Начала - ангельский чин, управляющий третьей сферой (небом Венеры).

37. "Бы, чьей заботой третья твердь кружится" - начальный стих первой

канцоны Дантова "Пира".

49-50. Я мало жил... - Это Карл Мартелл (1271-1295), старший сын Карла

II Анжуйского. В 1294 г. он посетил Флоренцию, и Данте завязал с ним

Знакомство.

Тот левый берег - то есть Прованс, принадлежавший анжуйскому

Дому.

Рог авзонский - юг Авзонии (Италии), то есть Неаполитанское

Королевство. Реки Верде и Тронто образуют его северную границу.

Венец земли, где льется ток Дуная. - Карл Мартелл был коронован как

Венгерский король, но не царствовал.

Тринакрия (греч. - трехвершинная) - Сицилия. От мыса Пахина

(Пассаро) до мыса Пелора (Фаро), вдоль берега, открытого Эвру (восточному

Ветру), она - мгляная, не потому, что из Этны дышит Тифей (А., XXXI, 124), а

Потому, что недра Этны изобилуют серой.

Сицилия ждала бы для себя государей в лице потомков Карла

Мартелла (отцом которого был Карл II, а тестем - император Рудольф I), если

Бы произвол Карла I и его французов не вызвал в Палермо восстания (1282 г.),

Лишившего анжуйский дом власти над островом (см. прим. Ч., VII, 112-114).

76-78. И если бы мой брат предвидеть мог... - Если бы младший брат

Карла Мартелла, Роберт (царствовавший в Неаполе, после смерти Карла II, с

По 1343 г.), был предусмотрительнее, он не окружал бы себя нищими и

Жадными каталонцами, которые с его приходом к власти начнут притеснять

Население.

Что сладкое зерно столь горьким всхоже - то есть что от щедрого

Отца (Карла II) мог родиться жадный сын (Роберт).

103. Этот лук - то есть влияние светил ("сила", упомянутая в ст. 99).

Ваш мудрец - Аристотель, доказывавший необходимость разделения

Труда для общественного благоустроения.

123. Корни ваших содеяний - то есть: "Ваши склонности и способности".

= 452 =

Электронная библиотека «Я книга»: http://www.ya-kniga.ru

Ксеркс (персидский царь V в. до н. э.) - тип воителя. Солон

(афинский законодатель VI в. до н. э.) - тип государственного деятеля.

Мельхиседек (библейский священнослужитель) - тип церковника. Родитель того -

Мифический Дедал (см. прим. А. XVII, 109-111) тип ученого-изобретателя и

Художника.

127-129. Смысл: "Вращение светил, влияющее на человеческую природу,

исполняет свое предназначение, не считаясь с происхождением человека".

Еще в зерне - то есть еще во чреве матери - библейский Исав

Был не похож на своего брата-близнеца Якова.

Квирин - то есть Ромул, первый римский царь. Он был сын

Безвестного отца, но молва считала его сыном Марса.

133-135. Смысл: "Потомки были бы во всем похожи на предков, если бы не

вмешательство небесного промысла".

138. Хочу, чтоб вывод был тебе плащом - "завершая приобретенное тобою

знание, как плащ завершает одежду".

Кто родился меч нести. - Намек на второго сына Карла II, Людовика,

Для которого отец избрал церковную карьеру.

Казнодею - то есть проповеднику. Намек на третьего сына Карла II,

Роберта (см. прим. 76-78), любившего писать проповеди.

ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

Третье небо - Венера (окончание)

Клеменца - дочь Карла Мартелла.

Его младенца - Карла Роберта, чьи права на неаполитанский престол

Узурпировал его дядя Роберт.

Вернулась к Солнцу - то есть погрузилась в созерцание божества.

Еще одно светило - Куницца да Романе (умерла ок. 1279 г.), сестра

Эдзелино IV (см. прим. 29-30), прославившаяся своим распутством, а на

Старости лет обратившаяся к делам милосердия.

26-27. Есть область... - Это Тревизанская марка, расположенная между

Владениями Венеции, с ее главным островом Риальто, и горами с которых

Стекают реки Брента и Пьява (Пьяве).

Невысокий холм - холм и замок Романо.

Факел - Эдзелино IV да Романо, падуанский тиран (А., XII, 110).

Рассказывали, что его матери приснилось, будто она родила горящий факел,

Сжегший всю Тревизанскую марку.

Об этом драгоценном самоцвете - то есть о Фолько Марсельском (см.

Ст. 67 и прим.).

40. Упятерится этот сотый год. - То есть: "Пять раз (в смысле: много

раз) наступит, как теперь (в 1300 г.), последний год столетия".

Вторая жизнь - то есть бессмертие славы.

Меж Адиче и Тальяменто - то есть в Тревизанской марке.

46-48. Вероятный смысл: "За то, что падуанцы оказывали сопротивление

Генриху VII, они вскоре наполнят своею кровью болото возле осажденной ими

Виченцы, когда против них выступит Кангранде делла Скала (в 1314 г.)".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.028 с.)