Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления
8.2.1. Проект И.А. Вышнеградского по подготовке управленческих кадров После долгих ожиданий русская педагогическая и научная интеллигенция добилась создания специального отделения ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения. 13 января 1884 г. на это отделение была возложена задача подготовки проекта реформы по техническому и профессиональному образованию. Эта попытка была вторая после 1878 г. Осенью 1884 г. «Проект общего нормального плана промышленного образования» был подготовлен. Автор официально указан не был, но историки и современники И.А. Вышнеградского считают, что им был он. Вышнеградский был известен не только как ученый, автор многих научных результатов по математике и механике, как педагог-профессор Артиллерийской академии и Петербургского практического технологического института (1862-1875), но и как организатор высшего образования. «Проект» Вышнеградского вобрал в себя всплеск развития истории управленческой мысли, особенно в разработке кадровых проблем. Поражают системность и комплексность содержания этого документа. В начале «Проекта» формулируются требования к разрабатываемому плану. Далее приведены 5 категорий («степеней») управленческих и промышленных кадров, в которых нуждается промышленность, и для которых подготовлен этот план. 1. Инженеры, обладающие опытом, «научным и техническим образованием, способные совершенствовать производство на основе новейших отечественных и зарубежных научных достижений, готовые вести успешную борьбу между различными промышленными учреждениями как в смысле повышения достижения изделий, так и в направлении удешевления их производства». Вышнеградский считал, что если таких инженеров в стране не будет, «то страна будет осуждена или на застой и постепенное падение своей промышленности или же на постоянную зависимость от иностранцев». 2. «Коммерчески образованные руководители промышленного дела», которые, понимая его техническую сущность, могли бы вести самостоятельно торговую сторону промышленного предприятия, даже крупного, и которые имели бы достаточные технические познания, чтобы свободно обсуждать с инженерами технические совершенствования.
3. Техники, ближайшие помощники инженеров, которые должны обладать сведениями, необходимыми как для основательного и правильного ведения производства, так и для исполнения проектно-изыскательских работ. 4. Мастера, которые «отлично знают техническую сторону отрасли производства, могут руководить рабочими, и владеют необходимыми сведениями» для того, чтобы с успехом направить деятельность своей мастерской к достижению наилучшего промышленного результата. 5. Рабочие, которые под руководством мастера «с надлежащей точностью и аккуратностью исполняют поручаемые им работы». Причем очень важно в рабочих общее развитие, нравственный уровень, сознательное отношение к работе. Уточняются требования к каждой группе кадров; оценивается существующая организация подготовки; указываются недостатки каждой из 5 групп; подробно излагаются содержание обучения, учебных планов программ обучения, формы и сроки обучения; приводятся расчеты затрат на организацию обучения по каждой группе кадров, перечень необходимых новых институтов, реальных и ремесленных училищ, школ-мастерских и их территориальное распределение по России. Автор «Проекта» при изложении новых предложений сравнивает их с существующим положением в обсуждаемом вопросе, пытаясь найти максимальные возможности безболезненного перехода от старой к новой организации. В расчетах затрат автор приводит подробные статьи расходов — от оборудования заведения до зарплаты учебно-преподавательского и вспомогательного персонала. «Проект» был утвержден Госсоветом в марте 1888 г. в виде «Положения о промышленных училищах» со многими поправками, дополнениями, а главное — с существенными изменениями, нарушившими его стройность, цельность, системность и комплексность. В «Положении» речь шла уже только о 3 последних категориях кадров, предполагалось открытие существенно меньшего числа учебных заведений. Затем многие заведения создавались совместно, в основном в московском и петербургском учебных округах. Учебные программы и планы были сильно изменены. «Проект» так и остался проектом.
8.2.2. Развитие взглядов С.Ю. Витте на государственное вмешательство в управление хозяйством страны В России конца XIX — начала XX в., решался главный стратегический вопрос: оставаться стране аграрной или стать промышленно развитой страной. Обсуждалась роль государства в переходном процессе, форма участия его в сферах, средствах и степень вмешательства в управление промышленной страной, дискутировали о поддержке промышленного предпринимательства в стране и т. д. В это время русское правительство удачно совмещало прямые и косвенные методы управления хозяйством, развивая государственный промышленный сектор и оказывая постоянную помощь и поддержку промышленному предпринимательству в решении правовых, финансовых, организационных и других вопросов. Активное начало этому процессу было положено реформами 60-х и 80-х годов XIX в., эффективной деятельностью многих реформаторских комиссий, реализацией идей государственного вмешательства в управление хозяйством страны видных государственных деятелей, практиков и ученых той эпохи — П.А. Валуева, М.Х. Рейтерна, Н.Х. Бунге, А.И. Чупрова, И.А. Вышнеградского, И.И. Янжула, Д.И. Менделеева, И.В. Вернадского, М.М. Ковалевского и др. Наиболее яркой фигурой, стоявшей во главе процесса становления системы государственного управления хозяйством страны и в первую очередь бурного развития производительных сил и промышленного сословия в России, был С.Ю. Витте. После смерти СЮ. Витте в журнале «Исторический вестник» (1915. Т. 140, № 7) вышла статья Б.Б. Глинского, в которой автор писал: «…те годы, когда он стоял во главе русских финансов и направлял экономическую политику России, были временем необыкновенно напряженного творчества... русские государственные финансы пришли в небывало блестящее состояние. Хронические дефициты 80-х годов сменились огромным превышением доходов над расходами», а Россия совершила невиданный прогрессивный скачок в экономическом, особенно в промышленном переустройстве и развитии. Начало формирования политики активного государственного вмешательства в управление хозяйством страны было положено еще предшественниками Витте на посту министра финансов — М.Х. Рейтерном и особенно Н.Х. Бунге. Объективными причинами чаще всего были политическая ситуация в стране, финансово-экономические обстоятельства, трудности, с которыми сталкивалось частное предпринимательство, и которые приводили страну к серьезным проблемам (кризисы, неурожаи, голод, войны). Рейтерн уже в 70-е годы XIX в. под влиянием разразившегося биржевого краха предложил в качестве стратегии правительственной политики «искусственное сдерживание конкуренции», а в качестве конкретных мер — широкое использование государственных средств регулирования курса рубля и ценных бумаг с целью борьбы с биржевой спекуляцией. В итоге стало формироваться отношение правительства к проблемам частного предпринимательства, наметился поворот в политике властей к строгому протекционизму, возникла практика поддержки правительством крупных предприятий и банков, в том числе, за счет выдачи из государственного банка неуставных ссуд. Профессор Бунге придерживался либерально-буржуазных взглядов. Он признавал, что ведущими факторами в экономической жизни и лучшими способами достижения экономического благосостояния народа являются хозяйственная свобода, конкуренция, спрос и предложение. В качестве регулятора эффективного взаимодействия государства и предпринимательства и поддержки последнего он предлагал «издание законов, примененных к современному развитию хозяйства».
В 1887 г. Министерство финансов возглавил И.А. Вышнеградский, затем ему на смену (в связи с болезнью) в 1892 г. пришел Витте. Они оба отошли от либеральных «предпринимательских» идей Н.Х. Бунге, и постарались максимально приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III. Выразилось это в реализации консервативных начал в аграрной политике (80-90-е), в усилении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. В целом экономическая политика Витте базировалась на двух основах: запретительный протекционизм и привлечение иностранных капиталов. Наиболее известной реализацией политики протекционизма были тарифная политика и тарифное законодательство, разработанные Вышнеградским и осуществленные Витте. Вначале была внедрена система государственного регулирования хлебных тарифов (1889), затем таможенный тариф (1891). В 1893-1897 гг. резко усилилась роль государства в регулировании хлебной торговли. Протекционизм был продолжением идей Вышнеградского, а вот второе потребовало от Витте круто изменить его взгляды, чему способствовало успешное проведение разработанной им денежной реформы. Если вначале Витте осторожно отзывается о привлечении в страну иностранных капиталов, высказывая опасение, что русская предприимчивость, «оказывается иногда не в силах одолеть у себя соперничества иностранной предприимчивости», то уже к концу 1890-х гг. он выступает за неограниченное привлечение иностранных капиталов. В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад Витте, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. Суть предложений его сводилась к допуску в экономику России иностранного капитала для образования независимой национальной промышленности. Решить проблемы отечественной промышленности можно было через «капиталы, знания и предприимчивость», особенно через капиталы, ибо без них «нет и знаний, и нет предприимчивости». Россия бедна капиталами, значит, надо искать их за границей.
В докладе 1899 г. Витте критично оценивал достижения России, признавая ее в большей степени аграрной страной. В связи с этим он писал, что «без своей собственной промышленности она не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты, прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность». К началу XX в. политика Витте приняла достаточно конкретный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же: таможенная защита русской промышленности и поощрение русского вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление внутренних ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог. Заслуги Витте в создании государственной системы коммерческого и технического образования были неоспоримы. Как писал Глинский, «среди средств, двигающих промышленность и торговлю, Сергей Юльевич особо высоко ставил техническое, промышленно-художественное и коммерческое образование. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы «духовно-консерваторской опеки» и открыв в этом деле широкий простор для частной инициативы». Под эгидой департамента торговли Министерства финансов Витте открыл большое количество учебных заведений, начав с проведения через Госсовет «Положение о коммерческом образовании», с целью инициирования активности российских промышленников и предпринимателей в учреждении и управлении коммерческими училищами. Они начали давать средства на устройство и поддержание своих коммерческих училищ. В итоге за 5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское училище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу Витте следует поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских. Развив сеть среднего коммерческого образования, Витте начал кампанию по учреждению первых в России коммерческих и технических высших учебных заведений. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом Устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем был открыты аналогичные институты в Киеве и Варшаве с экономическим и техническим отделениями. Вопросы для повторения: 1. Объясните суть проекта И.А. Вышнеградского по подготовке управленческих кадров. 2. Изложите взгляды С.Ю. Витте на государственное вмешательство в управление хозяйством страны.
Резюме по теме: Данный период истории отечественной управленческой мысли характеризуется попытками систематизации представлений об управлении. Предметом большей части исследований остаётся государственное управление. В работах русских ученых XIX в. в области истории, права, управления, социологии, политической экономии, политики встречаются главы и разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли. Было создано специальное отделение ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения, на которое возложена задача подготовки проекта реформы по техническому и профессиональному образованию. Наиболее яркой фигурой, стоявшей во главе процесса становления системы государственного управления хозяйством страны и в первую очередь бурного развития производительных сил и промышленного сословия в России стал С.Ю. Витте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.01 с.) |