Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления



8.2.1. Проект И.А. Вышнеградского по подготовке управленческих кадров

После долгих ожиданий русская педагогическая и научная интел­лигенция добилась создания специального отделения ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения. 13 января 1884 г. на это отделение была возложена задача подготовки проекта реформы по техническому и профессиональному образованию. Эта попытка была вторая после 1878 г.

Осенью 1884 г. «Проект общего нормального плана промышленного образования» был подготовлен. Автор официально указан не был, но историки и современники И.А. Вышнеградского считают, что им был он. Вышнеградский был известен не только как ученый, автор многих научных результатов по матема­тике и механике, как педагог-профессор Артиллерийской акаде­мии и Петербургского практического технологического института (1862-1875), но и как организатор высшего образования.

«Проект» Вышнеградского вобрал в себя всплеск развития истории управленческой мысли, особенно в разработке кадровых про­блем. Поражают системность и комплексность содержания этого документа.

В начале «Проекта» формулируются требования к разрабаты­ваемому плану. Далее приведены 5 категорий («степеней») управлен­ческих и промышленных кадров, в которых нуждается промыш­ленность, и для которых подготовлен этот план.

1. Инженеры, обладающие опытом, «научным и техническим образованием, способные совершенствовать производство на ос­нове новейших отечественных и зарубежных научных достижений, готовые вести успешную борьбу между различными промышлен­ными учреждениями как в смысле повышения достижения изделий, так и в направлении удешевления их производства». Вышнеград­ский считал, что если таких инженеров в стране не будет, «то страна будет осуждена или на застой и постепенное падение своей про­мышленности или же на постоянную зависимость от иностранцев».

2. «Коммерчески образованные руководители промышлен­ного дела», которые, понимая его техническую сущность, могли бы вести самостоятельно торговую сторону промышлен­ного предприятия, даже крупного, и которые имели бы достаточные технические познания, чтобы свободно обсуждать с инженерами технические совершенствования.

3. Техники, ближайшие помощники инженеров, которые долж­ны обладать сведениями, необходимыми как для основательного и правильного ведения производства, так и для исполнения проектно-изыскательских работ.

4. Мастера, которые «отлично знают техническую сторону отрасли производства, могут руководить рабочими, и владеют не­обходимыми сведениями» для того, чтобы с успехом направить деятельность своей мастерской к достижению наилучшего про­мышленного результата.

5. Рабочие, которые под руководством мастера «с надлежащей точностью и аккуратностью исполняют поручаемые им работы». Причем очень важно в рабочих общее развитие, нравственный уровень, сознательное отношение к работе. Уточняются требования к каждой группе кадров; оце­нивается существующая организация подготовки; указываются недостатки каждой из 5 групп; подробно излагаются содержание обучения, учебных планов программ обучения, формы и сроки обучения; приводятся расчеты затрат на организацию обучения по каждой группе кадров, перечень необходимых новых институ­тов, реальных и ремесленных училищ, школ-мастерских и их тер­риториальное распределение по России.

Автор «Проекта» при изложении новых предложений сравнивает их с существующим положением в обсуждаемом вопросе, пытаясь найти максималь­ные возможности безболезненного перехода от старой к новой организации. В расчетах затрат автор приводит подробные статьи расходов — от оборудования заведения до зарплаты учебно-пре­подавательского и вспомогательного персонала.

«Проект» был утвержден Госсоветом в марте 1888 г. в виде «Положения о промышленных училищах» со мно­гими поправками, дополнениями, а главное — с существенными изменениями, нарушившими его стройность, цельность, системность и комплексность. В «Положении» речь шла уже только о 3 последних категориях кадров, предполагалось открытие существенно мень­шего числа учебных заведений. Затем многие заведения создавались совместно, в основном в московском и петербургском учебных округах. Учебные программы и планы были сильно изменены. «Проект» так и остался проектом.

8.2.2. Развитие взглядов С.Ю. Витте на государственное вмешатель­ство в управление хозяйством страны

В Рос­сии конца XIX — начала XX в., решался главный стратеги­ческий вопрос: оставаться стране аграрной или стать промышленно развитой страной. Обсуждалась роль государства в переходном процессе, форма участия его в сферах, средствах и степень вмешательства в управле­ние промышленной страной, дискутировали о поддержке промышленного пред­принимательства в стране и т. д. В это время русское правительство удачно совмещало прямые и косвен­ные методы управления хозяйством, развивая государственный промышленный сектор и оказывая постоянную помощь и под­держку промышленному предпринимательству в решении право­вых, финансовых, организационных и других вопросов. Активное начало этому процессу было положено реформами 60-х и 80-х го­дов XIX в., эффективной деятельностью многих реформаторских комиссий, реализацией идей государственного вмешательства в управление хозяйством страны видных государственных деятелей, практиков и ученых той эпохи — П.А. Валуева, М.Х. Рейтерна, Н.Х. Бунге, А.И. Чупрова, И.А. Вышнеградского, И.И. Янжула, Д.И. Менделеева, И.В. Вернадского, М.М. Ковалевского и др.

Наиболее яркой фигурой, стоявшей во главе процесса станов­ления системы государственного управления хозяйством страны и в первую очередь бурного развития производительных сил и про­мышленного сословия в России, был С.Ю. Витте. После смерти СЮ. Витте в журнале «Исторический вестник» (1915. Т. 140, № 7) вышла статья Б.Б. Глинского, в которой автор писал: «…те годы, когда он стоял во главе русских финансов и направ­лял экономическую политику России, были временем необык­новенно напряженного творчества... русские государственные финансы пришли в небывало блестящее состояние. Хронические дефициты 80-х годов сменились огромным превышением доходов над расходами», а Россия совершила невиданный прогрессивный скачок в экономическом, особенно в промышленном переустройстве и развитии.

Начало формирования политики активного государственного вмешательства в управление хозяйством страны было положено еще предшественниками Витте на посту министра финан­сов — М.Х. Рейтерном и особенно Н.Х. Бунге. Объективными причинами чаще всего были политическая ситуация в стране, финансово-экономические обстоятельства, трудности, с которыми сталкивалось частное предпринимательство, и которые приводили страну к серьезным проблемам (кризисы, неурожаи, голод, войны).

Рейтерн уже в 70-е годы XIX в. под влиянием разразивше­гося биржевого краха предложил в качестве стратегии правитель­ственной политики «искусственное сдерживание конкуренции», а в качестве конкретных мер — широкое использование государ­ственных средств регулирования курса рубля и ценных бумаг с целью борьбы с биржевой спекуляцией. В итоге стало формиро­ваться отношение правительства к проблемам частного предпри­нимательства, наметился поворот в политике властей к строгому протекционизму, возникла практика поддержки правительством крупных предприятий и банков, в том числе, за счет выдачи из государственного банка неуставных ссуд.

Профессор Бунге придерживался либерально-буржуазных взглядов. Он признавал, что ведущими факторами в эконо­мической жизни и лучшими способами достижения экономичес­кого благосостояния народа являются хозяйственная свобода, конкуренция, спрос и предложение. В качестве регулятора эффективного взаимодействия государства и предпринимательства и поддержки последнего он предлагал «издание законов, приме­ненных к современному развитию хозяйства».

В 1887 г. Министерство финансов возглавил И.А. Вышнеградский, затем ему на смену (в связи с болезнью) в 1892 г. пришел Витте. Они оба отошли от либеральных «предприниматель­ских» идей Н.Х. Бунге, и постарались максимально приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царство­вания Александра III. Выразилось это в реализации консервативных начал в аграрной политике (80-90-е), в усилении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. В целом экономическая политика Витте базировалась на двух основах: запретительный протекционизм и привлечение ино­странных капиталов. Наиболее известной реализацией политики протекционизма были тарифная политика и тарифное законода­тельство, разработанные Вышнеградским и осуществленные Витте.

Вначале была внедрена система государственного регулирования хлебных тарифов (1889), затем таможенный тариф (1891). В 1893-1897 гг. резко усилилась роль государства в регулировании хлебной торговли.

Протекционизм был продолжением идей Вышнеградского, а вот второе потребовало от Витте круто изменить его взгляды, чему способствовало успешное проведение разрабо­танной им денежной реформы. Если вначале Витте осторожно отзывается о привлечении в страну иностранных капиталов, высказывая опасение, что русская предприимчивость, «оказывается иногда не в силах одолеть у себя соперничества иностранной предприимчи­вости», то уже к концу 1890-х гг. он выступает за неограниченное привлечение иностранных капиталов.

В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад Витте, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. Суть предложений его сводилась к допуску в экономику России иностранного капитала для образования не­зависимой национальной промышленности. Решить проблемы отечественной промышленности можно было через «капита­лы, знания и предприимчивость», особенно через капиталы, ибо без них «нет и знаний, и нет предприимчивости». Россия бедна капиталами, значит, надо искать их за границей.

В докладе 1899 г. Витте критично оценивал достижения России, признавая ее в большей степени аграрной страной. В связи с этим он писал, что «без своей собственной промышлен­ности она не может достигнуть настоящей экономической неза­висимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе про­являть в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты, прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность».

К началу XX в. политика Витте приняла достаточно конкретный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же: таможенная защита русской промышленности и поощрение русского вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление внутренних ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной вин­ной монополии и казенных железных дорог.

Заслуги Витте в создании государ­ственной системы коммерческого и технического образования были неоспоримы. Как писал Глинский, «среди средств, двигающих промышлен­ность и торговлю, Сергей Юльевич особо высоко ставил техничес­кое, промышленно-художественное и коммерческое образование. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы «духовно-консерваторской опеки» и открыв в этом деле широкий простор для частной инициативы».

Под эгидой департамента тор­говли Министерства финансов Витте открыл большое количество учебных заведений, начав с проведения через Госсовет «Положение о коммерческом образовании», с целью инициирования актив­ности российских промышленников и предпринимателей в учреж­дении и управлении коммерческими училищами. Они начали давать средства на устройство и поддержание своих коммерческих училищ. В итоге за 5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское учи­лище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу Витте следует поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мас­терских.

Развив сеть среднего коммерческого образования, Витте на­чал кампанию по учреждению первых в России коммерческих и технических высших учебных заведений. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом Устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем был открыты аналогичные институты в Киеве и Варшаве с экономическим и техническим отделениями.

Вопросы для повторения:

1. Объясните суть проекта И.А. Вышнеградского по подготовке управленческих кадров.

2. Изложите взгляды С.Ю. Витте на государственное вмешатель­ство в управление хозяйством страны.

 

Резюме по теме: Данный период истории отечественной управленческой мысли характеризуется попытками систематизации представлений об управлении. Предметом большей части исследований остаётся государственное управление. В работах русских ученых XIX в. в области истории, права, управления, социологии, полити­ческой экономии, политики встречаются главы и разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли. Было создано специальное отделение ученого комитета по техническому и профессиональному образованию Министерства народного просвещения, на которое возложена задача подготовки проекта реформы по техническому и профессиональному образованию. Наиболее яркой фигурой, стоявшей во главе процесса станов­ления системы государственного управления хозяйством страны и в первую очередь бурного развития производительных сил и про­мышленного сословия в России стал С.Ю. Витте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.01 с.)