Управленческая мысль в западной Европе в v-хvi вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческая мысль в западной Европе в v-хvi вв.



В V в. н.э. под натиском германских племен пала рабовладель­ческая Западная Римская империя, и на ее территории образова­лись варварские королевства. Эти государства имели более простую экономическую и политическую организацию с остатками родового строя. Романо-германский синтез, происходивший на значитель­ной части территории Западной Европы, привел к возникновению крупной феодальной земельной собственности и основных классов средневекового общества — феодалов и зави­симых от них крестьян.

Работ, специально посвященных управленческим и экономическим вопросам, написанным в пе­риод раннего средневековья, нет. Но это не означает, что управленческая мысль в раннее средневековье не развивалась. Появились новые проблемы, требовавшие осмысления и они не могли остаться без внимания. Крушение рабовладения заставило изменить отношение к физическому труду, по-новому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Важные про­блемы возникали и в связи с разложением общины, и в связи с генезисом феодальных отношений. Трактуя управленческие вопросы, авторы VI—XI вв. в качестве важнейших аргументов приводили положения, содержащиеся в Библии и в сочинениях отцов христианской церкви. Такой подход проявлялся, в частности, при решении проблемы отношения к богатству: стремление к обладанию богатством порочно, ибо мешает поиску царства Божия и является доказательством отсутствия истинной веры.

Важнейшим источником управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» (закон о поместьях), изданный в начале IX в. Карлом Великим (742—814) для всех поместий его монархии. По этому историческому документу можно судить об экономических взглядах и экономической поли­тике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собствен­ником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «соб­ственные нужды».

Идеалом хозяйства для составителя «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Формулируя принципы образцового ведения хозяйства, он предписывал взимать оброки натурой, создавать за­пасы, «чтобы не было надобности где-нибудь просить... или зани­мать», развивать различные виды производства. В «Капитулярии» излагаются конкретные предписания об организации полевых работ, расширении скотоводства, садоводства, виноградарства, огородничества. Наряду с этим рассматриваются проблемы орга­низации вотчинного ремесла для осуществления cельскохозяйственных работ. Каждый управляющий поместьем должен иметь «добрых мастеров: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыбо­ловов, птицеловов, мыловаров, пивоваров, хлебопеков», чтобы мастера готовили себе помощников, приглашая специально для этого в хозяйство учеников. Предусматривалось создание специ­альных мастерских для изготовления полотна и сукна.

«Капитулярий» излагает принципы рациональной торговли и управления запасами, предлагает продавать излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.

На экономической политике франкских королей как страте­гии государственного управления сказывалось сильное влияние церкви и экономических взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая необходимость помогать неимущим и одновре­менно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло отражение в законодательстве Карла Великого. В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в.), например, он предписывал всем давать церквам и духовенству десятую часть своего имущества и заработка, т.к. все христиане без изъятия должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал.

Проблемы Франкского королевства затрагиваются в документах, характеризующих социально-экономичес­кие отношения в других романских странах Западной Европы (в Остготском и Вестготском королевствах, в государстве ланго­бардов). Но наиболее важной проблемой управленческой мысли Италии и Испании в период раннего средневековья, был вопрос об отно­шении к формам эксплуатации, унаследованным от Римской империи. Государственные и церковные деятели этих государств рассматривали колонат как важную форму крепостной зависимости, вполне отвечавшую интересам земельных собственников. Так, архиепископ Севильи Исидор(ок. 560—636) в «Этимологии» подчеркивал, что колоны (рабы) находятся под властью землевладельцев, являются держателями господских земель и выполняют в пользу земельных собственников различные по­винности. Второй церковный собор в Гиспалисе, состоявшийся в 619 г., подтвердил крепость колонов земле.

Судить об управленческих идеях в англосаксонский период можно прежде всего по правовым источникам. Важнейшими из них являются «Правда» кентского короля Этельберта(начало VII в.), «Правда» уэссекского короля Инэ(ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда Великого(вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного(672 — ок. 735).

Источники англосаксонского периода дают представление и об отношении королевской власти к торговле. Короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, с одной стороны, покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их регламентировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет.

В период классического средневековья на развитие общественной мысли огромное влияние продолжала оказывать католическая Церковь как творец и распространитель «идеологии средневекового феодализма» (Ф. Энгельс).

Важнейшим источником, по которому можно судить об уп­равленческих взглядах этого периода, является «Свод канонического права», составленный в середине XII в. болонским монахом Грацианом. По утверждениям канонистов, идеалом для всех, кто желает выполнять нормы церковного права, должна быть общая собственность. В то же время они заявляли, что частная собствен­ность необходима как наказание за «людское жестокосердие». Человек должен смотреть на свою собствен­ность как на благо, за распоряжение которым он ответит перед Богом. Провозглашалась необходимость подавать милостыню бед­някам, которым Бог оказы­вает особое покровительство. Истинными факторами производства они считали лишь землю и труд. Исходя из этого, занятиями, достойными христианина, канонисты объявляли земледелие и ре­месло, неодобрительно относились к торговле, целью которой было получение барыша, и осуждали ростовщичество.

Классическое истолкование канонической доктрины дал Фома Аквинский (Аквинат ) (1226—1274) — итальянский монах, аристократ по происхождению, объявленный церковью святым (1323). Созданный Фомой Аквинским знаменитый трактат «Сумма теологии» стал своего рода энциклопедией католицизма. В своих политических, экономических и управленческих воззрениях автор опирался в основном на Аристотеля, но развивал и ряд собствен­ных положений. Он ратовал за централизацию власти, указывая, что над Вселенной стоит Бог, в теле доминирует сердце, и даже у пчел есть царица. При этом он подчеркивал, что королям следует подчиняться римскому папе.

Аквинат решительно осуждал стремление к социальному ра­венству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное. Аквинский оправдывал рабство, усматривая его корни в естественном различии людей, их грехов­ности. Рабы обрекались на роль пчел, которые собирают мед для господ. При этом он ссылался на полезность рабовладения, хотя и признавал (вслед за римскими юристами), что оно не имеет «естественного основания». Крепостничество воспринималось им как бесспорное явление.

Он заявлял, что частная собственность необходима ради общей пользы, самого дела, личного интереса. В целом доминиканский монах придерживался натурально-хозяйственных воззрений, считая, что государство должно быть самообеспеченным и все необходимое получать со своей террито­рии, чтобы не зависеть от купцов. Характерно и деление богатства на естественное и искусственное (золото, серебро). Последнее, по мысли Аквината, не делает человека счастливым. Приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна со­стоять в нравственном совершенствовании.

Фома Аквинский считал, что торговать с целью получения прибыли «само по себе постыдно», но зато это «дозволяется всем ради приобретения средств к существованию». Осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он признавал правомерность получения земельной ренты и утверждал, что в виде ренты земельному собственнику поступает часть продуктов, которая производится силами природы. Тем самым скрывался эксплуататорский харак­тер ренты, получали оправдание повинности, которые несли по отношению к церковным феодалам крепостные крестьяне.

Важнейшим источником по истории средневековой Франции является произведение «Кутюмы Бовуази», составленные одним из первых французских теоретиков права Филиппом Бомануаром (1250—1296). По мысли Бомануара, личная зависимость возникла несколькими путями. Так, в старину, когда крестьяне уходили на войну, тех, кто без уважительной причины оставались дома, обращали навеки в крепостных вместе с их потомством. Некоторые земле­дельцы вступали под патронат церкви, попадали в зависимость от светских фео­далов, пытаясь оградить себя от других сеньоров или от врагов, решить материальные проблемы. Такое объяснение происхождения крепостничества является вполне реалистичным.

Вопрос о происхождении крепостничества рассматривается и в знаменитом «Саксонском зерцале» (1221- 1225 гг.) юриста Эйке фон Репков, один из передовых людей средневековой Германии. Он проводит мысль о том, что «бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого». По его мнению, крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, плен, несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь возводится в право. Фон Репков осуждает крепостничество, считая этот институт несправедливым и установленным насильственным образом.

В период классического средневековья предпринимались попытки теоретического истолкования монополии феодалов на землю. В XI—XIII вв. производится запись феодальных обычаев, где четко формулируются претензии феодалов. Комментируя такие записи, Ф. Бомануар выдвигал принцип: «нет земли без сеньора». Это означало, что любой клочок земли должен и может принадлежать только феодалу. Самостоятельное крестьянское землевладение исключалось. На долю крепост­ного оставался лишь тяглый надел.

Аналогичное понимание крепостничества характерно и для «Семи партид» — кодекса феодального права Леона и Кастилии (Испания), составленного в 1256—1265 гг. В одном из его законов говорится, что «сеньор имеет полную власть над своим крепост­ным, чтобы делать с ним все, что захочет. Но при всем этом он не должен ни убивать его, ни оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи».

Английский юрист Брактон в XIII в. тоже давал довольно крат­кое и четкое определение крепостничества, заявляя, что крепостным является человек, не знающий вечером того, что он будет делать утром.

В XIV—XV вв. во всей Западной Европе наблюдался массовый переход от барщинной к оброчной системе. Исчезли некоторые элементы личного крепостничества. Возникла проблема более полного использования поземельной зависимости и преимуществ феодального поместья.

Своеобразие управленческой мысли западного средневековья сказывалось также в социально-экономической политике королей. Хозяйственное законодатель­ство королей, герцогов и князей начинало играть важную роль в развитии феодальной экономики. Предпринимались хозяйствен­ные реформы, которые были вызваны противоречиями феодального режима.

С первого взгляда королевская политика кажется бес­системной, поскольку сводилась к эпизодическому вмешательству в хозяйственную жизнь. Так, французские короли из династии Капетингов (987—1328) издавали десятки ордонансов, регулирующих развитие торговли и промышленности, ввоз и вывоз товаров, деятельность ростовщиков и иностранных купцов, сбор пошлин и налогов, потребление предметов роскоши и даже количество блюд обеда в обычные и постные дни.

Однако прослеживается и определенная закономерность. Фискальные повинности были экономической необходимостью, ибо наличие финансовой базы являлось непременным условием самого существования централизованного государства. Запреты горожанам владеть экипажами или носить одежду, отороченную горностаем, представляли собой попытку отстоять монополию феодалов на предметы роскоши и социальные привилегии.

С конца XI в. начался экономический подъем западноевро­пейских городов. Это внесло много новых моментов в развитие управленческой мысли, в которой произошел своего рода переворот. Впервые управленческая мысль освобожда­ется от натурально-хозяйственной ориентации и признает приоритет товарного производства. Возникновение городов привело к разработке специальной от­расли права — городского права, где предметом забот в большинстве статей была мировая торговля, осуществляемая на территории западноевропейских городов. В XII—XIII вв. развернулись «ком­мунальные революции» под знаменем свободы. Возникли коммуны в Италии, Франции, Нидерландах, вольные и имперские города Германии.

В ходе «коммунальных революций» формировались ремеслен­ные цехи, которые тоже внесли новые моменты в управленческую мысль средневековья. Они возрождали общинные традиции, цент­ральным пунктом цеховой системы стало равное участие каждого ее члена в пользовании всеми обеспеченными за цехом привилеги­ями и доходами.

Юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с фео­далами за свою самостоятельность стало так называемое магдебургское право, сложившееся в одноименном немецком городе в XIII в. Особое место в нем занимали нормы, регулировавшие торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Магдебургское право предоставляло городу самоуправление и собственный суд, право земельной собст­венности и освобождение от большей части феодальных повиннос­тей. С XIV в. оно было воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Венг­рии, Польши и Литвы. С XVI в. распространилось в Галиции и Белоруссии. Специфические вопросы организации товарного производства мало освещались в источниках по истории управленческой мысли западного средневековья. Правда, велись поиски справедливой цены, но это не означало научного анализа товарного производства. Сказывалось давление натурального хозяйства. Исключением был «Трактат о происхож­дении, природе, юридическом основании и изменении денег», написанный во Франции Никола Оремом (Оресмом)(ок. 1323—1382). В этой работе анализировалось проис­хождение денег и утверждалось, что они возникли в результате соглашения людей, когда обнаружились неудобства прямого товарообмена. В качестве денег стали функционировать золото и серебро, поскольку они при малом объеме содержат большую стоимость и транспортабельны. Н.Орем являлся одним из первых представителей металлистической теории денег. Раскрытие общественной природы денег, анализ форм стоимости оставались для него недоступными. Однако важно то, что золото и серебро трактовались им на домонетной стадии как обычные товары, которые лишь постепенно приоб­рели привилегии денежного металла.

При трактовке функционирования денег Н.Орем выска­зал новые, прогрессивные идеи, выступил против порчи монеты королями, квалифицируя это как худший вид ростовщи­чества, достойный тирана, а не государя. Орем писал, что порча монеты подрывает торговлю и кредит, обесцени­вает доходы короля и знати, годовые пенсии, вклады и долги.

Сохранились сведения и об управленческих идеях, содержав­шихся в различного рода ересях, авторами которых были предста­вители народных масс. Распространение ересей было неизбежным, поскольку католическая церковь стояла на страже феодального режима, оправдывая феодальную эксплуатацию. В виде мистики, ереси, восстания революционная оппозиция феодальному строю проходит через все средневековье. Об этом свидетельству­ют выступления Арнольда Брешианского (Италия), альбигойцев (южная Франция), Уиклифа (Англия), Яна Гуса и чашников (Чехия). Требования восстававших: уравнение дворянства с кресть­янами, патрициев и привилегированных горожан с плебеями, отмена барщины, оброков, налогов, привилегий и уничтожение по крайней мере наиболее кричащих имущественных различий.

Ереси были разнородны, но всегда со­держали антифеодальный элемент. Так, в Византии VIII в. развер­нулось иконоборческое движение, которое не сводилось только к распре между императором и церковниками. В нем отразились и антифеодальные настроения народных масс. В середине XI в. монах Арнольд обличал в своих проповедях в Милане обогаще­ние и роскошь церковников, находя отклик в сердцах горожан. В начале XIII в. популярной в Италии стала ересь катаров (чистых), требовавших возврата к принципам «евангельской бедности». Эта ересь проникла и в города южной Франции, где катары (или альби­гойцы) вслед за манихеями, павликанами, богомилами отрицали видимый мир со всеми его богатствами, роскошью, нищетой, стра­даниями. Он клеймился как порождение дьявола. Движение при­обрело столь опасный для церкви характер, что в 1208—1216 гг. папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев, сопровождавшийся жестокими погромами.

Более отчетливо социально-экономические чаяния народных масс отразились в требованиях крестьянских восстаний. Так, на территории Саксонии в 841—842 гг. возникло восстание «детей древнего закона» (Стеллинга) под лозунгом возврата к свободной общине, ее старинным обычаям. Оно явилось протестом крестьян против феодализма, насаждаемого франкскими королями.

Знаменитая Жакерия пронеслась в 1358 г. по территории Фран­ции, как ураган. Это восстание крестьян возглавлял Гильом Каль. Оно носило антифеодальный характер, сопровождалось избиением дворян, разгромом их замков, сожжением сеньориальных доку­ментов, в которых фиксировались повинности.

Восстание английских крестьян под руководством кровельщика Уота Тайлера (1381) особенно примечательно тем, что были выдви­нуты две программы антифеодального характера. Майл-Эндская программа, представленная королю Ричарду II, предусматривала отмену крепостничества, барщины и установление земельной ренты в 4 пенса с акра. К этому добавлялось провозглашение свободы торговли и амнистирование повстанцев. Смитфилдская программа была выдвинута крестьянами Кента и не ставила задачи ликвида­ции крепостничества (поскольку они были лично свободными). Зато она требовала раздела церковных земель, возврата деревням общинных земель, захваченных лордами, уравнения сословий в правах, отмены «рабочего законодательства». В ходе восстания крестьяне громили маноры и монастыри, сжигали манориальные документы. Все это свидетельствует об антифеодальных и общин­ных чаяниях английского крестьянства XIV в. Идеологом движе­ния был проповедник Джон Болл, осуждавший крепостничество и привилегии лордов, ратовавший даже за общность имущества. Доказывая бесполезность дворянства, Болл задавал слушателям знаменитый вопрос: «Когда Адам пахал и Ева пряла, где был дворянин?»

К 1549 г. относится восстание английских крестьян под руководством Роберта Кета. Их программа из 29 пунктов требовала ликвидации остатков крепостничества и манориальных судов, снижения налогов, запрета переводить фригольды (свободные Держания) в копигольды (оброчные), отмены огораживаний и запрета лордам пользоваться общинной землей.

Таким образом, на фоне идеологической борьбы различных классов и сословий в Западной Европе продолжали выходить трактаты в стиле полицейского управления, но одновременно с ними зарождалось свободолюбивое цивилизованное предпринимательство, характеристики которого мы рассмотрим далее.

Вопросы для повторения:

1. Каковы взгляды на управление хозяйством в Византии?

2. Основные идеи управления кардинал Виссарион Никейский.

3. Перечислите источники управленческой мысли англосаксонского периода.

4. В чем суть канонической доктрины итальянскиго монаха Фомы Аквинского?

5. Как обосновывалось крепостничество в различных источниках ХШ в.?

6. Как отразились на управлении крестьянские восстания?

Резюме по теме: Взгляды на управление хозяйством Византии складывались под влиянием классической традиции, христианских норм, закрепленных в каноническом и в граждан­ском праве. Наиболее полно экономические и управленческие идеи проявились в рамках гуманистического течения, которое развивалось в Византии в XIV—XV вв. Важнейшим источником управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях». Судить об управленческих идеях в англосаксонский период мы можем по правовым источникам: «Правда» кентского короля Этельберта(начало VII в.), «Правда» уэссекского короля Инэ(ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда Великого(вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного(672 — ок. 735). Следует отметить своеобразие и оригинальность управленческой мысли западного средневековья. С конца XI в. начался экономический подъем западноевро­пейских городов. Это внесло много новых моментов в развитие управленческой мысли, в которой произошел своего рода переворот. Зарождается свободолюбивое цивилизованное предпринимательство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.222.84 (0.023 с.)