Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и истоки зарождения ИУМ в России
Исследуя управленческие взгляды в России в IX—XVIII вв., мы находим информацию, характеризующую идеи и дела государственного управления. Источниками этих идей для нас сегодня служат древние летописи. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г), Ипатьевская (конец XIV - начало XV вв.), Московская (XVI в.) и Никоновская (XVI—XVII вв.). Кроме них ещё, местные летописи: Галицко-Волынская (описание событий с начала ХШ в. до 1292 г.), Новгородская, Псковская, Литовская. Источниками, в которых отражены процессы зарождения идей управления хозяйством в России, являются своды правовых актов («Русская Правда», княжеские уставы и уставные грамоты, судные грамоты, акты Земских соборов и др.), торговые договоры, Устав Владимира Мономаха, акты местного управления, а также «Поучение Мономаха» князя Владимира, различные обряды, заклинания, сказания, былины, песни, древнерусские игры. Источниками служат документы о десятинах, судах, церковных людях, в которых мы находим договоры, определяющие взаимоотношения светской и церковной властей на Руси, распределение их функций в государственном управлении и суде, их место в системе феодальной эксплуатации, участие в сборе и распределении дани, устанавлении разграничений земельных владений, т.е. соотношение земельных, финансовых и других интересов государства и церкви. Вторая группа источников—это уставы и уставные грамоты, возникшие в период феодальной раздробленности (в ХII—XIV вв.). Так, взаимоотношения княжеской и церковной властей в Смоленской земле в XII в. отражают грамоты Ростислава Мстиславовича и епископа Мануила 1136—1150 гг. Ситуацию в Новгороде описывает грамота князя Святослава Ольговича (1137). Изменения в положении церкви, связанные с развитием республиканского строя в Новгороде, были отражены в Новгородском Уставе великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых (XII—XIII вв.) и в Уставе церкви Ивана на Опоках в Новгороде, известном как Рукописание князя Всеволода Мстиславовича (XIII в.). Особое место занимают княжеские уставы и грамоты, не связанные с церковной юрисдикцией: уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича (около 1289), устанавливающая феодальные повинности в пользу княжеской администрации, и Устав князя Ярослава об организации мощения главных торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и к новгородскому городскому торгу. Эти документы также являются важнейшими источниками периода формирования русской управленческой мысли XIII в.
В эпоху феодальной раздробленности важнейшие источники ИУМ этого периода — Судебники 1497 и 1550 гг., различные акты местного управления (грамоты наместнического управления, губные и земские грамоты), а также «Стоглав» — сборник решений Стоглавого собора, состоявшегося в Москве в 1551 г. Позже этапы дальнейшего развития управленческой мысли в России стали все больше отражаться в специальной научной, учебной и методической литературе. Как и в других государствах, российская управленческая мысль возникла и развивалась изначально как средство рационализации ведения различного рода хозяйств (государственного, церковного, частного), служивших для удовлетворения потребностей человека и общества. Если в странах Древнего Востока источником зарождения и объектом приложения управленческих идей являлось строительство мощных оросительных систем, то на Руси такими общими делами было укрепление и охрана торговых путей, оборона степных границ Руси и строительство городов. Города восточных славян начали возникать еще до образования Киевского государства, главным образом по водному пути из Прибалтики в Черное море. К их числу относятся Новгород, Белоозеро, Смоленск, Киев, Любеч, Переяславль, Чернигов. В самих же крупных городах строились новые церкви, рынки и другие общественные и частные здания. В русских летописях можно найти упоминание о том, что в большой пожар 1017 г. в Киеве сгорело до 700 церквей. Ясно, что строительные работы, которые осуществлялись в городе, требовали управления этой деятельностью. Следовательно, можно утверждать, что ещё до возникновения Киевской Руси появлялись и находили практическое применение прогрессивные управленческие идеи. Особняком в этом процессе стояли Новгород и Псков. Здесь сложился аристократический вариант феодальных республик. И в Новгороде, и в Пскове в качестве управителей были князья, но они выполняли не те функции, что в Киеве. В феодальных республиках князья уже не были монархами, главами государства. Здесь более заметна роль таких республиканских органов управления, как вече (народное собрание богатейших людей) и оспода (совет господ, собрание верхушки боярства). Эти органы принимали активное участие в управлении всеми делами государства. Для Новгорода характерно также влияние на государственное управление руководителя церкви — владыки. Князь в Новгороде и Пскове занимал подчиненное положение организатора исполнения решений веча и оспода, тогда как граждане обладали правом приглашения угодных и изгнания неугодных князей. Сами элементы вечевого строя (вече, посадник, тысяцкий) были генетически связаны с теми формами родоплеменной организации, которые возникали на местной основе до призвания князя, и в последующей борьбе между ними и институтами княжеской власти оказывались более жизнестойкими.
Со второй половины XI в. начинается политический упадок Киева, а во второй половине XII в. он потерял прежнее значение политического, экономического, культурного центра Руси. Рост крупного феодального землевладения — княжеского, боярского, церковного — привел к расширению закабаления смердов, к захвату их общинных земель. Экономические интересы крупных землевладельцев требовали усиления их власти над порабощенными крестьянами. Это вызывало стремление феодалов к самостоятельности, к получению полной политической и административной власти над подчиненными им землями. Борьба за власть и территории, многочисленные междоусобицы, а также рост крупных городов, усиление их экономического и политического влияния привели к раздробленности Киевской Руси. На месте единой Киевской Руси в середине XII в. возник ряд самостоятельных феодальных княжеств — Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицкое, Волынское и другие, состоявшие из мелких удельных княжеств.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.005 с.) |