Разработка проблем управления в Древнем Риме и Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка проблем управления в Древнем Риме и Древней Греции



В этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и уп­равленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сфор­мулированные ими ключевые положения общественной мысли комментировались и развивались последующими поко­лениями и стали своего рода классикой общественной мысли.

Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, пере­шли от мотыжного земледелия к плужному, вели обширную заморскую торговлю и использовали свои суда для морских разбоев. С развитием производительных сил стала укрепляться частная собственность, возникало имущественное неравенство, верхушка общества превращалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари становятся крупными рабовладельцами. Но бесконечные меж­доусобные войны привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Постепенно в Гре­ции стал распространяться тип независимых общин, объединяв­шихся вокруг поселений. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось рядом экономических и политических преимуществ. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно мало­численные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического обще­ства того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к наделам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.

В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. Полис - это объединение частных собственников, направленное против рабов и других категорий зависимого насе­ления, неполноправных жителей и чужеземцев. Принад­лежность к полису предоставляла право на землю и рабов.

С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной представительскими и культовыми функциями. Важным элементом в управлении полисами было народное собрание. В целях стабили­зации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения. Эти законы и были основой модели полицейского управления. Древняя Греция - это множество полисов-городов, объединенных торгово-экономическими отношениями и широкими культурными связями.

По сравнению с древневосточной, античная культура носит более рациональный и демократический характер. Её создавали свободные граждане полиса. Греки освоили и развили изобретенное финикийцами фонетическое письмо, что значительно облегчило широкое распространение грамотности среди граждан. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер политической, правовой, социальной и экономической литературы. В этом обществе всесторонний характер развития личности граждан становится одной из важнейших целей общественного производ­ства, а личность выступает как главная форма богатства.

Источниками античной управленческой мысли периода ее рас­цвета являются законы городов-государств — легендарного мифи­ческого Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаме­нитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы: «Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др.

Объектом законов, регулирующих управление хозяйством по­лисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-эко­номическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию, и обес­печить максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравни­тельное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им равные земельные наделы обрабатывали илоты завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении.

Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответству­ющие Законы управления. Только военная служба, подготовка к военным действиям и участие в государственном управлении считались достойными занятиями для спартанца. Ликургу приписывается издание законов против роскоши. В Спарте запрещалось накапливать серебро и золото. Деньги изго­тавливались из железа. Чужестранцам было запрещено пребывание в городе, а спартанцам — выезжать за границу полиса. Под видом борьбы с проникновением роскоши пресекались торговые связи, что тормозило экономическое раз­витие Спарты.

Законы Ликурга позволяли спартанским властям без всяких ограничений вмешиваться в общественную, личную и семейную жизнь. Власти «заботились» о браке, о воспитании юношества и требовали от граждан в этом отношении безуслов­ного подчинения их воли интересам всего класса. Брак, который был дозволен мужчинам, достигшим 30-летнего возраста, пресле­довал цель доставления государству крепких, здоровых детей, могущих стать надежной опорой Спарты. Сообразно с этим были выработаны особые наказания как за безбрачие, так и за вступление в слишком поздний или неравный брак. При рождении мальчика особые старейшины производили над новорожденным экспертизу и решали, выйдет ли из него хороший воин, жестоко расправляясь со слабыми детьми. В 7-летнем возрасте государство отбирало ребенка у родителей и передавало его в специальный детский лагерь под надзор государственных педагогов. Все внимание при обучении и воспитании в лагерях было сосредоточено на физи­ческом развитии детей. Обучение чтению и письму сводилось до минимума. Считалось, что умственное образование можно получить и без особого преподавания, ибо оно приобретается практически. С этой целью мальчики присутствовали на обществен­ных обедах и сходках, где слушали рассуждения взрослых об общественных делах и рассказы о славных подвигах. В то же время старики, наблюдая за обучением и играми детей, провоцировали драки и изучали задатки храбрости, мужества и хитрости в каждом отдельном подопечном. Достигнув 20-летнего возраста, спартанец приступал к регулярной воинской службе, которая продолжалась до 60-летнего возраста.

Тем же интересам государства отвечала постановка воспитания девушек, направленная на гармоническое развитие их физических сил, чтобы могли стать матерями здорового потомства. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, госу­дарство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имуществен­ное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархи­ческая система правления была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке.

В других полисах Древней Греции разра­батывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике (полуостров на территории афинского города-госу­дарства) в эпоху волнений городского демоса (конец VII в. до н.э.) аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов взамен произвольно толковавшихся и устно передаваемых родо­вых обычаев. Кодекс Дракона появился в 621 г. до н.э. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. Записанные на каменных досках, они были выставлены на центральной площади Аттики для общего сведения и обозре­ния. Таким образом судебный процесс подпадал под известный общественный контроль.

В VI в. до н.э. поэт Солон разработал за­коны и программу реформ афинского общества. В 594 г. до н.э его избрали архонтом с самыми широкими полномочиями. Он начал свою деятельность с уничто­жения всех кабальных записей и отмены земельных долгов. Солон приказал снять долговые камни с полей, объявил все долги и нако­пившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены государством и возвращены на родину.

Солон также осуществил ряд реформ в области организации торговли и промышленности: запретил вывоз из Аттики всех сельскохозяйственных продуктов, за исключением вина и оливкового масла; произвел замену денежной единицы в связи с расширением торговых отношений; поощрял развитие ремесел и промыслов, приглашая иностранных мастеров в Аттику; издал закон о том, что сын вправе отказать в пропитании отцу, не выучившему его какому-либо ремеслу; издал закон, предписы­вающий бережное обращение с собственностью, запрещающий чрезмерную роскошь и непроизводительные расходы родовой знати во время свадеб, погребений и пр.

Политическая реформа Солона ликвидировала политическую монополию родовой знати и устанавила имущественный ценз, или «тимократию» (Платон): участие граждан в государственной жизни ставилось в зависимость не от знатности и происхождения, а от размера их собственности, их доходов и принадлежности к той или иной имущественной группе. Солон возродил Народное собрание Аттики, которое созывалось 4 раза в год. Оно выбирало всех должностных лиц и членов совер­шенно нового органа государственного управления Аттики — «Совета четырехсот». Для укрепления демократических начал Солон создал народный суд - высшую судебную инстанцию в государстве, наделенную правом исправлять и отменять решения высших должностных лиц, заслушивать их отчеты по окончании срока службы. Государственный строй Солона сохранялся без изменений 30 лет.

Важным достижением античной общественной мысли явилась разработка основ натурального и элементов товарного хозяйства, а управленческой мысли — разработка проблем управления этими формами хозяйствования. В числе проблем рассматривались управление государственным натуральным хозяйством и государ­ственная регламентация формирующегося товарного хозяйства. Управление натуральным хозяйством предполагало его планирование и организацию, соблюдение пропорций между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, строительством, координацию усилий по управлению разными отраслями натурального хозяйства, учет условий и результатов производственной деятельности. Государственная регламентация товарного хозяйства осуществля­лась как прямо (с помощью фиксации цен, стандартов качества, монополизации отраслей), так и косвенно (уровень налогообложения, продажа части государственных запасов и др.).

Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства, управления этими формами хозяйствования приобрели актуальное значение. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Общественная мысль греков в V—IV вв. до н.э. достигла небывалого расцвета. Наглядное представление об этом дают проекты государств-полисов Гипподама из Милета, сочинения Ксенофонта, трактаты Платона и Аристотеля.

В центре римской управленческой мысли были вопросы форми­рования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы (типич­ного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управле­ния ею. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история»). В этих трактатах содержится много идей рациональной организации управления хозяйством латифундий — основной формы организации рабовладельческого производства. Целью этих проектов был поиск таких методов организации производства, которые делали возможным существование латифундий в условиях технической отсталости той эпохи.

Катон Старший (234—149 до н.э.) написал трактат «О земле­делии» как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Он объснял как выбрать и купить имение, планировать, распределять, учитывать и контролировать работы в усадьбе, как повысить доходность имения. Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладель­ческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон стремился достичь соответ­ствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства, через эффективную его организа­цию и управление. Именно поэтому огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земле­дельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. В трактате подробно излагаются служебные обязанности управля­ющего поместьем, детально расписываются состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяй­ства, описывается состояние сельскохозяйственной науки той эпохи. Эффективность производства ставилась в зави­симость от многих факторов.

Известным экономистом-аграрником был Варрон ( 116—27гг. до н.э.), принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «Сельское хозяйство» (ок. 37 г. до н.э.) Композиционно три книги представляют земледелие, живот­новодство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). В работе Варрон отвечал на запрос крупного рабовла­дельческого хозяйства, требовавшего руководства по ведению подсобных предприятий. В связи с необходимостью управлять большими массами рабов, у Варрона в трактате появляются новые административные должности людей и описаны качества, которыми они должны обладать. Они должны быть грамотными, честными, обходительными, сведущими в сельском хозяйстве.

Важное место в истории римской управленческой мысли при­надлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Труды Колумеллы не поддаются точной датировке, но известно, что третья книга относится к 62-65 гг. н.э. Колумелла был боль­шим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим прак­тиком. Начинает он свой трактат «О сельском хозяйстве» с мысли об острейшей необходимости подготовки и подбора ква­лифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства. Пропагандирует внедрение сельскохозяйственной науки в практику, излагает основы сельскохозяйственной науки и подробно приводит обязанности вилика по организации и ведению хозяйства.

Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую систему мероприятий. Признавал правильными все методы принуждения для превращения негодных рабов в прилежных работников: от поместной тюрьмы в подвале до «обмена» шутками с рабами. Это, по мнению Колумеллы, вместе с совместным обсуждением новых работ, «заботой» о жизни рабов, разрешением им жаловаться на жестокое обращение способствует росту производительности труда. Однако Колумелла понимал, что организация работы рабов, даже в присутствии приказчика и надсмотрщиков, могла быть некачест­венной. Колумелла видел ограниченные возможности рабовладения, но все же надеялся компенсировать их совершенствованием агрикуль­туры с помощью раба-специалиста, опытного вилика и строгого, квалифицированного хозяина имения. Не случайно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

Плиний Старший (23—79 н.э.) не написал специального агрономического трактата, но написал «Естественную историю» в 37 книгах. Его сочинение является своеобразной энциклопедией естественнонаучных знаний античности, содержит сведения по истории искусства, истории и быту Рима. Плиний прямо осуждал рабовладельческие отно­шения, ставил вопрос об эффективности земле­дельческого труда. Он призывал землевладельцев к умеренности. По его мнению, плох тот хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Плиний вновь предложил аграриям исполь­зовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства.

Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, но отмечал, что «земледелие основано на труде, а не на расхо­дах, а поэтому предки наши и говорили, что самое полезное для поля — хозяйский глаз. Поэтому необходимы выхоленные рабы, железные орудия превосходной работы, сытые волы». Плиний представлял направление обществен­ной мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности про­изводства. Он выступал за натурализацию хозяйства, пропаганди­ровал «прилежный» рабский труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным. Поэтому римский ученый в конце концов отдал предпочтение колонату — переходной форме производ­ства от рабовладения к феодализму.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные письменные источники Древнеегипетского царства, дошед­шие до нашего времени.

2. Какова роль писцов в управленческом процессе в Египте?

3. Опишите основные идеи в области управления народов Передней Азии.

4. Изложите систему административного управления в Вавилонии в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. при царе Хаммурапи.

5. Законы каких городов-государств стали источниками античной управленческой мысли?

6. Кем были заложены основы государственного строя и управления Спарты в VII в. до н.э.?

7. Перечислите основные источники истории римской управленческой мысли.

Резюме по теме:

В Древнеегипетском царстве были созданы первые, дошед­шие до нас письменные источники с упоминанием элементарных аспектов управления. Во II тыс. до н.э. египтяне, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах, составлять должностные инструкции для участников процесса управления государственным хозяйством с перечислением их функций, порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав вер­ховных сановников. Древний Вавилон одним из первых в мире выдвинул и реализовал идею деления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, которых посылали сюда вавилонские цари. В Древнем Риме и Древней Греции были заложены основы экономических, правовых, политических и уп­равленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сфор­мулированные ими ключевые положения управленческой мысли развивались последующими поко­лениями, став классикой мировой общественной мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.015 с.)