Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка проблем управления в Древнем Риме и Древней Греции
В этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и управленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сформулированные ими ключевые положения общественной мысли комментировались и развивались последующими поколениями и стали своего рода классикой общественной мысли. Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, перешли от мотыжного земледелия к плужному, вели обширную заморскую торговлю и использовали свои суда для морских разбоев. С развитием производительных сил стала укрепляться частная собственность, возникало имущественное неравенство, верхушка общества превращалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари становятся крупными рабовладельцами. Но бесконечные междоусобные войны привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Постепенно в Греции стал распространяться тип независимых общин, объединявшихся вокруг поселений. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось рядом экономических и политических преимуществ. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно малочисленные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического общества того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к наделам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.
В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. Полис - это объединение частных собственников, направленное против рабов и других категорий зависимого населения, неполноправных жителей и чужеземцев. Принадлежность к полису предоставляла право на землю и рабов. С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной представительскими и культовыми функциями. Важным элементом в управлении полисами было народное собрание. В целях стабилизации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения. Эти законы и были основой модели полицейского управления. Древняя Греция - это множество полисов-городов, объединенных торгово-экономическими отношениями и широкими культурными связями. По сравнению с древневосточной, античная культура носит более рациональный и демократический характер. Её создавали свободные граждане полиса. Греки освоили и развили изобретенное финикийцами фонетическое письмо, что значительно облегчило широкое распространение грамотности среди граждан. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер политической, правовой, социальной и экономической литературы. В этом обществе всесторонний характер развития личности граждан становится одной из важнейших целей общественного производства, а личность выступает как главная форма богатства. Источниками античной управленческой мысли периода ее расцвета являются законы городов-государств — легендарного мифического Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы: «Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др.
Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-экономическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию, и обеспечить максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравнительное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им равные земельные наделы обрабатывали илоты — завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении. Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответствующие Законы управления. Только военная служба, подготовка к военным действиям и участие в государственном управлении считались достойными занятиями для спартанца. Ликургу приписывается издание законов против роскоши. В Спарте запрещалось накапливать серебро и золото. Деньги изготавливались из железа. Чужестранцам было запрещено пребывание в городе, а спартанцам — выезжать за границу полиса. Под видом борьбы с проникновением роскоши пресекались торговые связи, что тормозило экономическое развитие Спарты. Законы Ликурга позволяли спартанским властям без всяких ограничений вмешиваться в общественную, личную и семейную жизнь. Власти «заботились» о браке, о воспитании юношества и требовали от граждан в этом отношении безусловного подчинения их воли интересам всего класса. Брак, который был дозволен мужчинам, достигшим 30-летнего возраста, преследовал цель доставления государству крепких, здоровых детей, могущих стать надежной опорой Спарты. Сообразно с этим были выработаны особые наказания как за безбрачие, так и за вступление в слишком поздний или неравный брак. При рождении мальчика особые старейшины производили над новорожденным экспертизу и решали, выйдет ли из него хороший воин, жестоко расправляясь со слабыми детьми. В 7-летнем возрасте государство отбирало ребенка у родителей и передавало его в специальный детский лагерь под надзор государственных педагогов. Все внимание при обучении и воспитании в лагерях было сосредоточено на физическом развитии детей. Обучение чтению и письму сводилось до минимума. Считалось, что умственное образование можно получить и без особого преподавания, ибо оно приобретается практически. С этой целью мальчики присутствовали на общественных обедах и сходках, где слушали рассуждения взрослых об общественных делах и рассказы о славных подвигах. В то же время старики, наблюдая за обучением и играми детей, провоцировали драки и изучали задатки храбрости, мужества и хитрости в каждом отдельном подопечном. Достигнув 20-летнего возраста, спартанец приступал к регулярной воинской службе, которая продолжалась до 60-летнего возраста. Тем же интересам государства отвечала постановка воспитания девушек, направленная на гармоническое развитие их физических сил, чтобы могли стать матерями здорового потомства. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, государство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имущественное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархическая система правления была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке.
В других полисах Древней Греции разрабатывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике (полуостров на территории афинского города-государства) в эпоху волнений городского демоса (конец VII в. до н.э.) аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов взамен произвольно толковавшихся и устно передаваемых родовых обычаев. Кодекс Дракона появился в 621 г. до н.э. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. Записанные на каменных досках, они были выставлены на центральной площади Аттики для общего сведения и обозрения. Таким образом судебный процесс подпадал под известный общественный контроль. В VI в. до н.э. поэт Солон разработал законы и программу реформ афинского общества. В 594 г. до н.э его избрали архонтом с самыми широкими полномочиями. Он начал свою деятельность с уничтожения всех кабальных записей и отмены земельных долгов. Солон приказал снять долговые камни с полей, объявил все долги и накопившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены государством и возвращены на родину. Солон также осуществил ряд реформ в области организации торговли и промышленности: запретил вывоз из Аттики всех сельскохозяйственных продуктов, за исключением вина и оливкового масла; произвел замену денежной единицы в связи с расширением торговых отношений; поощрял развитие ремесел и промыслов, приглашая иностранных мастеров в Аттику; издал закон о том, что сын вправе отказать в пропитании отцу, не выучившему его какому-либо ремеслу; издал закон, предписывающий бережное обращение с собственностью, запрещающий чрезмерную роскошь и непроизводительные расходы родовой знати во время свадеб, погребений и пр.
Политическая реформа Солона ликвидировала политическую монополию родовой знати и устанавила имущественный ценз, или «тимократию» (Платон): участие граждан в государственной жизни ставилось в зависимость не от знатности и происхождения, а от размера их собственности, их доходов и принадлежности к той или иной имущественной группе. Солон возродил Народное собрание Аттики, которое созывалось 4 раза в год. Оно выбирало всех должностных лиц и членов совершенно нового органа государственного управления Аттики — «Совета четырехсот». Для укрепления демократических начал Солон создал народный суд - высшую судебную инстанцию в государстве, наделенную правом исправлять и отменять решения высших должностных лиц, заслушивать их отчеты по окончании срока службы. Государственный строй Солона сохранялся без изменений 30 лет. Важным достижением античной общественной мысли явилась разработка основ натурального и элементов товарного хозяйства, а управленческой мысли — разработка проблем управления этими формами хозяйствования. В числе проблем рассматривались управление государственным натуральным хозяйством и государственная регламентация формирующегося товарного хозяйства. Управление натуральным хозяйством предполагало его планирование и организацию, соблюдение пропорций между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, строительством, координацию усилий по управлению разными отраслями натурального хозяйства, учет условий и результатов производственной деятельности. Государственная регламентация товарного хозяйства осуществлялась как прямо (с помощью фиксации цен, стандартов качества, монополизации отраслей), так и косвенно (уровень налогообложения, продажа части государственных запасов и др.). Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства, управления этими формами хозяйствования приобрели актуальное значение. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Общественная мысль греков в V—IV вв. до н.э. достигла небывалого расцвета. Наглядное представление об этом дают проекты государств-полисов Гипподама из Милета, сочинения Ксенофонта, трактаты Платона и Аристотеля. В центре римской управленческой мысли были вопросы формирования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы (типичного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управления ею. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история»). В этих трактатах содержится много идей рациональной организации управления хозяйством латифундий — основной формы организации рабовладельческого производства. Целью этих проектов был поиск таких методов организации производства, которые делали возможным существование латифундий в условиях технической отсталости той эпохи.
Катон Старший (234—149 до н.э.) написал трактат «О земледелии» как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Он объснял как выбрать и купить имение, планировать, распределять, учитывать и контролировать работы в усадьбе, как повысить доходность имения. Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства, через эффективную его организацию и управление. Именно поэтому огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. В трактате подробно излагаются служебные обязанности управляющего поместьем, детально расписываются состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяйства, описывается состояние сельскохозяйственной науки той эпохи. Эффективность производства ставилась в зависимость от многих факторов. Известным экономистом-аграрником был Варрон ( 116—27гг. до н.э.), принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «Сельское хозяйство» (ок. 37 г. до н.э.) Композиционно три книги представляют земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). В работе Варрон отвечал на запрос крупного рабовладельческого хозяйства, требовавшего руководства по ведению подсобных предприятий. В связи с необходимостью управлять большими массами рабов, у Варрона в трактате появляются новые административные должности людей и описаны качества, которыми они должны обладать. Они должны быть грамотными, честными, обходительными, сведущими в сельском хозяйстве. Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Труды Колумеллы не поддаются точной датировке, но известно, что третья книга относится к 62-65 гг. н.э. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком. Начинает он свой трактат «О сельском хозяйстве» с мысли об острейшей необходимости подготовки и подбора квалифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства. Пропагандирует внедрение сельскохозяйственной науки в практику, излагает основы сельскохозяйственной науки и подробно приводит обязанности вилика по организации и ведению хозяйства. Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую систему мероприятий. Признавал правильными все методы принуждения для превращения негодных рабов в прилежных работников: от поместной тюрьмы в подвале до «обмена» шутками с рабами. Это, по мнению Колумеллы, вместе с совместным обсуждением новых работ, «заботой» о жизни рабов, разрешением им жаловаться на жестокое обращение способствует росту производительности труда. Однако Колумелла понимал, что организация работы рабов, даже в присутствии приказчика и надсмотрщиков, могла быть некачественной. Колумелла видел ограниченные возможности рабовладения, но все же надеялся компенсировать их совершенствованием агрикультуры с помощью раба-специалиста, опытного вилика и строгого, квалифицированного хозяина имения. Не случайно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье. Плиний Старший (23—79 н.э.) не написал специального агрономического трактата, но написал «Естественную историю» в 37 книгах. Его сочинение является своеобразной энциклопедией естественнонаучных знаний античности, содержит сведения по истории искусства, истории и быту Рима. Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения, ставил вопрос об эффективности земледельческого труда. Он призывал землевладельцев к умеренности. По его мнению, плох тот хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Плиний вновь предложил аграриям использовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства. Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, но отмечал, что «земледелие основано на труде, а не на расходах, а поэтому предки наши и говорили, что самое полезное для поля — хозяйский глаз. Поэтому необходимы выхоленные рабы, железные орудия превосходной работы, сытые волы». Плиний представлял направление общественной мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности производства. Он выступал за натурализацию хозяйства, пропагандировал «прилежный» рабский труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным. Поэтому римский ученый в конце концов отдал предпочтение колонату — переходной форме производства от рабовладения к феодализму. Вопросы для повторения: 1. Назовите основные письменные источники Древнеегипетского царства, дошедшие до нашего времени. 2. Какова роль писцов в управленческом процессе в Египте? 3. Опишите основные идеи в области управления народов Передней Азии. 4. Изложите систему административного управления в Вавилонии в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. при царе Хаммурапи. 5. Законы каких городов-государств стали источниками античной управленческой мысли? 6. Кем были заложены основы государственного строя и управления Спарты в VII в. до н.э.? 7. Перечислите основные источники истории римской управленческой мысли. Резюме по теме: В Древнеегипетском царстве были созданы первые, дошедшие до нас письменные источники с упоминанием элементарных аспектов управления. Во II тыс. до н.э. египтяне, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах, составлять должностные инструкции для участников процесса управления государственным хозяйством с перечислением их функций, порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав верховных сановников. Древний Вавилон одним из первых в мире выдвинул и реализовал идею деления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, которых посылали сюда вавилонские цари. В Древнем Риме и Древней Греции были заложены основы экономических, правовых, политических и управленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сформулированные ими ключевые положения управленческой мысли развивались последующими поколениями, став классикой мировой общественной мысли.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.015 с.) |