Управленческая мысль в Византии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческая мысль в Византии



Византийская империя (конец IV в. до захвата Константинополя турками в 1453 г.), знала периоды наивысшего расцвета и периоды резкого упадка. В последние века своего существования она представляла собой в политическом отношении расчлененное, «остаточное» государство, которому на Балканах принадлежали лишь некото­рые незначительные, разрозненные территории. Как государство Византия сохранила и продолжила римскую систему выборной, ненаследственной и централизованной монархии, что резко выделяло ее во всем средневековье. У Рима она заимствовала право, покоящееся на принципе частной собственности.

Характерной чертой экономики Византии было сочетание товарно-денежных отношения с феодальными формами ве­дения хозяйства и эксплуатации. В сфере финансов господствовала мономе­таллическая система на золотой основе, а византийская золотая номисма была общепризнанной международной расчетной еди­ницей, игравшей роль международной валюты. В ранней Византии наблюдался сравнительно высокий уровень банковского дела. Стремясь способствовать развитию банков, византийское правительство, (например, при императоре Никифоре Фоке, который правил с 963 по 969 гг.), боролось с тенденциями к изъятию денег из обращения. В сборнике уставов ремесленных корпораций X в. содержится запрет копить деньги «на время нужды», не сдавая их на хранение трапезитам. Стабильности денежного обращения, устойчивости валюты придавал особое значение и Лев VI Мудрый(866—912 гг.). В 52-й новелле «удобные для обращения деньги» он называет «нервом всех дел».

В целом взгляды на управление хозяйством Византии складывались под влиянием классической традиции, христианских норм, закрепленных в каноническом и в граждан­ском праве. Даже уже в XIV в. в работах выдающе­гося византийского государственного деятеля, ученого и писателя Феодора Метохита(1260—1332 гг.) управленческие идеи принимают форму абстрактных рассуждений об улучшении управления финан­сами, об экономном и умеренном их расходовании, об умноже­нии общественного богатства. Общими положениями классической тра­диции руководствуется в своей критике финансовой и налоговой политики правительства, в попытках обосновать необходимость более широких реформ и другой византийский ученый этого вре­мени Фома Магистр(ок. 1270 — ок. 1325). А видный церковный деятель эпохи Григорий Палама(1296—1359), высказывает интересные мысли о назначении денег как всеобщего эквивалента и посредника в сфере товарного обращения.

Наиболее своеобразно, полно и оригинально экономические и управленческие идеи проявились в рамках гуманистического течения, которое развивалось в Византии в XIV—XV вв. Это прежде всего было связано с именем выдающегося деятеля византийской культуры, философа-неоплатоника Георгия Плифона(ок. 1355—1452). Греческая историография наших дней рассматривает Плифона как «провозвестника и зачинателя экономической науки», «великого социолога и финансиста», утверждая, что уделом других нацио­нальных школ на протяжении веков оставалось лишь «развивать и аналитически излагать его воззрения».

Выдающийся деятель Византии и итальянского Возрож­дения кардинал Виссарион Никейский(1403-1472) писал Константину Палеологу (последнему византий­скому императору), предлагая разделить население на сельскохозяйственный производительный класс и на военное сословие. Он считал, что для нормального функционирования хозяйственного организма не­обходимы охрана общественного богатства, вывоз и реализация излишков продукции общественного производства, сохранение того, чего в стране нет в изобилии, наконец, ввоз тех товаров, в которых страна нуждается. Это были предложения по оздоровлению экономики Византии. Будучи хорошо знакомым с промышленным развитием Италии, Виссарион остро чувствовал экономическую отсталость страны. Поэтому свои теоретические положения и практические предложения он стремился подкрепить примерами из жизни италь­янских городов. Именно под влиянием итальянской практики Виссарион в значительной мере отошел от взглядов Плифона на земледелие как на основу общественного производства и на земледельческий труд как на единственно производительный. Указывая Константину на наличие на Пелопоннесе железорудных месторождений и рекомендуя систематически раз­рабатывать их для того, чтобы избежать импорта железа из-за границы, автор тем самым признавал роль промышленности как существенной составной части общественного производства. Речь не только о добывающей, но и о пере­рабатывающей промышленности. В качестве практической меры он советовал Константину послать в Италию для обучения необходимым ре­меслам молодых людей, добавляя, что такое непосредственное освоение ремесел на итальянских мануфактурах позволит легко и в короткий срок изучить их. В главе о становлении ИУМ в России мы встретим абсолютно такие же предложения, но уже сделанные отечественными мыслителями российским царям в XVI—XVII вв.

Таким образом, управленческая мысль Византии отражала особенности становления отдельных феодальных институтов, отход от ориентации на философскую традицию и на античность, свое­образие развития византийского феодализма в целом. Это была идеология общества, экономика которого в силу особых исто­рических условий сочетала натурально-хозяйственную основу с элементами развитого товарно-денежного хозяйства. Социальная тенденция византийских мыслителей состояла в том, чтобы спо­собствовать консолидации феодализма и упрочению классовых основ Византии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.023 с.)