Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в.
Цели и задачи изучения темы: изучить становление самого продуктивного этапа развития управленческой мысли СССР в 20-е гг. ХХ века.
Революция 1917 г. в России привела к уничтожению одной системы управления и утверждению новой, социалистической системы управления производством. Изменение социальной системы потребовало от руководителей молодой социалистической республики первоочередной оперативной организации прикладных исследований в области адаптации старых, но полезных средств управления и разработки новых эффективных средств управления. Основной вклад в разработку и организацию исследований проблем управления социалистическим производством был сделан В.И. Лениным.Продолжая исследования дореволюционного периода и учитывая конкретную ситуацию и новые задачи, он разрабатывал новые принципы управления и функции советской государственной власти и ее органов. В работе «Очередные задачи Советской власти», вышедшей в марте 1918 г., он писал, фактически объясняя суть управления на том этапе: «…создание дисциплины среди трудящихся, организация контроля за мерой труда, за интенсивностью труда, введение специальных промышленных судов для установление мер труда, для привлечение к ответственности злостного нарушителя этой меры. Для систематического воздействия на большинство в целях повышения этой меры, - все это ставится теперь на очередь как злободневнейшая задача Советской власти». Власть и управление Ленин выдвигал в качестве факторов, которые, опираясь на социалистическую собственность, сыграют решающую роль организатора социалистического строительства. «Берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины». Ленин рассматривал науку управления как систему наук, особо выделяя искусство управления. Сформулированные им требования к руководителям и принципы работы с кадрами легли в основу кадровой системы. Он часто выступал со статьями и речами о борьбе с бюрократизмом в управлении. Ленин сформулировал и реализовал на практике такие модели управления экономикой, как «военный коммунизм» и новая экономическая политика (нэп). На их базе в 20-е годы XX в. сформировались основные концепции управления — организационно-административная и экономическая. Первая связана с именами И.В. Сталина и его группы, Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева и их группы единомышленников, а также Л.Д. Троцкого и его группы. Вторая концепция связана с именем Н.И. Бухарина и его группы.
Особыми были теоретические направления «рабочей оппозиции» Шляпникова и «демократического централизма» Н.Осинского – первого руководителя ВСНХ. В итоге острой идейной борьбы различных концепций победила административная концепция Сталина. В интересах развития этой концепции управления много сделали Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе. Над разработкой концепции организационного управления активно работали П.М. Керженцев (1881-1940) и А.К. Гастев (1882-1938). Павел Михайлович Керженцевнаписалпервый советский учебник в области организации «Принципы организации»(1922 г.). Важной заслугой Керженцева в развитии теории управления было выделение в качестве объекта исследования организации в целом. Он разработал принципы организации, исследовал цели и задачи, типы и формы организации, проблемы организационных связей и методов. Главным элементом организации определил человеческий фактор. Центральный институт труда (ЦИТ) был первым в мировой истории институтом по изучению проблем организации труда и управления. Возглавлял егоАлексей Капитонович Гастев.Именно в ЦИТе была разработана оригинальная теоретико-методологическая концепция управления, принцип социальной инженерии, развит тезис общности производственных и управленческих процессов, выделены 4 важнейших аспекта НОТ, разработана и осуществлена Концепция подготовки рабочей силы, развернута консультационно-рационализаторская деятельность. А сам Гастев написал уникальную брошюру «Как надо работать», в которой доказательно описал 16 универсальных правил любой работы. Существенный вклад в общую теорию организации, предшественницы кибернетики и общей теории систем, внес своими научными открытиями врач, организатор и директор Института переливания крови, философ, экономист, писатель, выдающийся ученый А.А. Богданов(1873-1928). Он был ярким представителем организационно-технологического подхода к управлению. «Всякая задача, — отмечал он, — может и должна рассматриваться как организационная». В работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» (1925-1929) Богданов предвосхитил многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук. Тектология Богданова — это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней — от микромира до биологических и социальных систем. Богданов был одним из пионеров использования математических методов при анализе организации и управлении организацией. В частности, им был разработан закон наименьших в цепной связи, составивший основу в дальнейшем сетевого метода планирования и управления. А идеи Богданова об эффективном соотношении децентрализации и централизации, специализации и реинтеграции в организациях на 70—80 лет опередили свое время.
Существенный вклад в разработку различных теоретических и прикладных проблем управления внесли ученые и исследователи 20-х годов — И.М. Бурдянский, Н.А. Витке, Э.К. Дрезен, Ф.Р. Дунаевский, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович. Они занялись исследованиями проблем конкретных наук об организации, в частности, конкретными задачами «научной организации труда» (НОТ), в рамках которой разрабатывались и вопросы управления в целом. Решением научных проблем управления занимались несколько специальных научных институтов и лабораторий. По данным официальной статистики, в 1923 г. в советской республике насчитывалось 58 учреждений, занимавшихся вопросами НОТ. Выдающимся теоретиком социально-экономического прогнозирования и планирования был Н.Д. Кондратьев(1887— 1937). Им активно исследовались проблемы экономического механизма и методов управления производством. Основные идеи планирования изложены Кондратьевым опубликованных в 1927 г. статьях «План и предвидение», «Критические заметки о плане развития народного хозяйства». Мировую славу принесла Кондратьеву его работа «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925), посвященная решению проблем цикличности капиталистического развития. Наиболее яркой фигурой среди теоретиков экономических методов управления был Николай Иванович Бухарин(1888—1938). В противоположность организационной школе теоретики экономических методов управления разрабатывали концепции финансов, денег, цен как главных инструментов управления. Был разработан ряд концепций кооперативных форм организации производства. Крупнейшим теоретиком кооперации в области сельского хозяйства и вообще организатором сельскохозяйственной науки был Александр Васильевич Чаянов(1888—1939). Основные его работы в области организации управления сельским хозяйством — «Оптимальные размеры земледельческих хозяйств» (1922), «Организация крестьянского хозяйства» (1925), «Как организовать крестьянское хозяйство в Нечерноземной зоне» (1926). Зарождение и развитие нотовского движения в России фундаментально было исследовано в СССР ленинградской школой историков во главе с профессором Э.Б. Корицким. Эта группа опубликовала ряд монографий, посвященных исследуемому периоду, в которых были изложены результаты и выводы о причинах и тенденциях развития советской управленческой мысли. В частности, монография Корицкого, Нинциевой и Шетова «Научный менеджмент: российская история», стала единственным оригинальным учебником по истории управленческой мысли в СССР. Нотовское движение зародилось в России примерно в то же время, что в США и в Европе. По свидетельству А.К. Гастева, уже в 1904 г. «где-то на Урале, в Лысьве и других заводах делались попытки применения принципов НОТ». Развитие НОТ связано с деятельностью многих крупных ученых. Здесь следует отметить «замечательный труд Белавененца, который по своему упорству и методической стройности чуть ли не оставляет позади работы Джильберта», — писал А. Гастев.
Одной из первых в области НОТ возникла школа профессора Н.И. Савина, издавшего труд «Резание металла», который в западноевропейской литературе ставился на один уровень с трудами Ф. Тейлора. Представители этой школы на основе трудов Тейлора и Савина начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на нескольких предприятиях России. Для сравнения: до 1914 г. в России насчитывалось 8 предприятий, работа на которых была организована по системе научного менеджмента, во Франции — лишь одно. Движение по организации труда и управления получило отражение и в литературе. В России было создано специальное издательство во главе с инженером Левенстреном. В журналах «Русское богатство», «Мир божий», «Журнал для всех» и других регулярно публиковались статьи по данной проблематике. По окончании Гражданской войны, с переходом к новой экономической политике (1921), движение за научную организацию труда и управления быстро активизировалось. Мощный толчок становлению отечественного научного менеджмента дала I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, созванная под эгидой НКПС по инициативе Л.Д. Троцкого, начавшая свою работу 20 января 1921 г. И хотя организатором конференции был Комиссариат путей сообщения, обсуждавшиеся на ней вопросы выходили далеко за пределы транспортной проблематики. Об этом свидетельствуют, например, доклады А.А. Богданова, В.И. Бехтерева, О.А. Ерманского, С.Г. Струмилина и др., в которых поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, физиология и психология труда, отношение к тейлоризму. Решения этих проблем требовала новая организация труда и управления, приходящая на смену тоталитарной системе «военного коммунизма». Появилась необходимость теоретико-методологических обобщений. Конференция показала глубокое понимание ее участниками сложности, многомерности самого понятия «научная организация труда и управления», выделив «не только хозяйственно-техническую сторону ее, но также общественно-экономическую и психофизиологическую». Такая трактовка вопроса закладывала основу для выработки комплексного подхода к анализу вопросов менеджмента. На форуме были поставлены и такие вопросы, как необходимость подготовки и введение в программы учебных заведений предметов по НОТ, создание специальных органов по проведению НОТ в жизнь и пр.
Явившись первым в мире опытом широкого обсуждения вопросов труда, конференция стала выдающимся событием в истории формирования отечественного менеджмента. Именно после I конференции вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П. М. Есманский, Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянский и других, формируются первые школы управления. Всегда надо помнить о том, что процесс становления и развития отечественного научного менеджмента происходил в сложнейших исторических условиях. В восстановительный период, а затем и в период реконструкции, при острой нехватке ресурсов от науки требовалась разработка чисто практических указаний того, как следует планировать производство, стимулировать труд, работать с наименьшими затратами времени, материальных и денежных средств. Внимание ученых было сосредоточено на таких частных проблемах, как рациональная организация рабочего места, совершенствование структуры управленческого аппарата, упрощение делопроизводства, создание простых и дешевых форм учета и отчетности, постановка контроля выполнения заданий и др. Многие работы были посвящены исследованию отдельных функций и методов экономического управления. Но в трудные 1920-е гг. велись не только прикладные, но и теоретико-методологические исследования. Жаркие дискуссии проходили по методологии менеджмента, по таким вопросам, как определение понятия «управление», возможность и необходимость выделения особой науки об управлении, ее предмет, метод, пути развития. Вопрос о наличии устойчивых закономерностей в организационно-управленческой сфере, о необходимости их обнаружения и формулировки поднимался многими отечественными исследователями. Так, ученый и хозяйственный деятель М.И. Яковлев, выделил проблемы организации народного хозяйства в особую группу знаний, и поставил вопрос о возможности существования в системе наук науки управления производством. Предмет её - «законы построения хозяйственного аппарата». Изучение управления, не сомневался В.Я. Подгаецкий, «должно привести к созданию определенных правил и законов науки об управлении». Ранее подобную идею высказывал харьковский ученый Жданов в работе «Пять основных принципов управления» (1922). Таким образом, уже в 1920-е годы российские ученые ставили проблемы предмета науки об организации труда и управлении производством.
Ученые-управленцы высказали ряд суждений о методе науки об управлении. Применительно к науке управления были сформулированы следующие способы и приемы изучения организационно-управленческих процессов: • принцип систематического наблюдения происходящих в управлении явлений; • принцип выделения из всей совокупности явлений определенных объектов, изоляции их, разложения на составные части и описания (метод анализа); • принцип соединения отдельных звеньев изучаемого процесса в «центростремительное целое» (метод синтеза); • принцип измерения наблюдаемых явлений (во времени и пространстве); • принцип эксперимента и, в частности, испытания практикой. Важно отметить и то, что наука управления мыслилась российскими учеными межотраслевой, применимой в одинаковой степени ко всем сферам жизни. Такой подход создавал базу для поиска основных закономерностей и принципов управления, общих для самых различных ступеней и звеньев народного хозяйства и иных сфер приложения физических и интеллектуальных способностей людей. Таким образом, развитие научного менеджмента в России с самых первых его шагов осуществлялось в органическом единстве прикладных и общетеоретических исследований. Причем ученым 1920-х годов удалось выявить устойчивую зависимость между степенью теоретико-методологических разработок и уровнем конкретно-прикладных изысканий. Не отрицая важности как прикладных, так и теоретических исследований, отечественные ученые по-разному расставляли акценты, Дискуссии не утихали. В 1924 г. была проведена II Всесоюзной конференции, которая подвела черту под этими обсуждениями и определила главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки. Особенно острой была полемика между так называемой «платформой 17-ти», отражающей позиции П.М. Керженцева, И.М. Бурдянского, М.П. Рудакова и других видных деятелей нотовского движения в стране, и «группой 4-х», отстаивавшей взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Представители «платформы 17-ти» ратовали за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за народнохозяйственный подход к организационным проблемам, за широкое вовлечение масс в работу по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества. Сторонники А.К. Гастева предлагали меньше теоретизировать и заняться практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда и управления с определения самых слабых мест, с упорядочения труда отдельного человека, с рационализации трудовых операций. Существенные разногласия были и по важнейшему методологическому вопросу — об определении НОТ. Их было около 20. Большое внимание на конференции было уделено методам рационализации госаппарата, делопроизводству, постановке отчетности, канцелярской технике и другим проблемам практической направленности. Лозунг конференции: «В связи с жизнью, для жизни, не отрываясь от жизни!». В соответствии с выработанной линией конференция выдвинула главные задачи в области НОТ: • переработка достижений западных теоретиков и практиков и обмен опытом с ними; • увязка научно-исследовательской работы с потребностями производства; • установление тесной связи между институтами и лабораториями НОТ и их специализация; • опытное изучение труда в производстве и управлении, а также отдельных трудовых процессов; • организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению лучших методов работы; • внедрение в труд и изучение на всех ступенях и во всех типах школ принципов НОТ. После II конференции прикладные исследования начинают доминировать над теоретико-методологическими. Однако методологические исследования не были прекращены. Организационные формы развития науки управления. Проблемами НОТ в 1920-е гг. (и некоторое время в 1930-е гг.) в молодой советской республике занимались несколько десятков специально созданных научных институтов и лабораторий. Наиболее крупные из институтов — Центральный институт труда (ЦИТ, директор А.К. Гастев), Государственный институт техники управления при НК РКИ (ГИТУ, директор Е.Ф. Розмирович), Таганрогский институт научной организации производства (ТИНОП, директор П.М. Есманский), Казанский институт научной организации труда (КИНОТ, директор И.М. Бурдянский), Всеукраинский институт труда (ВСУИТ, директор Ф.Р. Дунаевский). Академические исследования тесно переплетались с практической работой, а большая часть институтов являлась ещё и рационализаторскими центрами. И наконец, институты осуществляли подготовку кадров управления и специалистов в области НОТ. Оригинальным было создание в различных организациях, учреждениях и предприятиях специальных опытных станций, контор по рационализации, консультационных бюро (орг-бюро) и лабораторий (так называемых орга-станций ЦИТа) для проведения конкретных исследований на конкретных предприятиях («натур-экспериментов») по проблемам совершенствования процессов управления и производственной деятельности, а главное — рационализации управления и производства и повышения квалификации кадров на конкретных предприятиях. Многие из экспериментов были проведены задолго до аналогичных хоторнских экспериментов Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера — создателей школы человеческих отношений. Наряду с организационными формами в эти годы идеи управления пропагандировались в специальных периодических изданиях — в журналах «Организация труда» (выходил с 1921 г.), «Предприятие», «Инженерный труд», «Пути рационализации» и др. Размах, масштабы и системность подхода в области организации НОТ в СССР восхищали зарубежных специалистов. Они приезжали в Россию учиться и говорили о том, что в Западной Европе не существует ни одного примера подобного рода комбинации исследовательского и педагогического учреждения, каковыми были в 1920-е годы советские институты и лаборатории НОТ и орга-станции ЦИТ. И, конечно, количество исследований и экспериментов способствовали получению ряда оригинальных научных результатов, во многом предвосхитивших ныне пропагандируемые открытия в области менеджмента. Остановимся на некоторых достижениях российских специалистов в области управления в 20-е годы XX в. Лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы XX в. был А. К. Гастев. Основная его заслуга — разработка теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей методы естественных наук, социологии, психологии, педагогики и биологии. А. Гастев и его коллеги по ЦИТ называли свою самобытную концепцию научной организации труда и управления производством, базирующуюся на социальной инженерии, технобиосоциальной концепцией трудовых установок.Концепция ЦИТ включала три взаимосвязанных блока: 1) теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; 2) методику рационального производственного обучения; 3) теорию управленческих процессов. Гастев считал, что рабочий никогда не работает в полную силу. Но не потому, что не хочет, а потому, что не знает своих возможностей. Надо изучать физические и психические возможности человеческого организма и использовать результаты исследований в целях повышения производительности труда и достижения удовлетворенности работой. Решая проблему, «как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда, как "намагнитить" его методами научного труда и управления», коллектив ЦИТа разработал специальную методику производственного обучения, ставшую основой социальной концепции ЦИТ. Суть методики — ускоренный метод обучения со строжайшей дозировкой знаний. Работа по созданию методики быстрого и массового обучения трудовым приемам и операциям велась комплексно, и сопровождалась лабораторными исследованиями и экспериментами в области биомеханики, энергетики, психотехники и др. Методика позволила за 3-6 месяцев подготовить высококвалифицированного рабочего. Фабрично-заводским училищам (ФЗУ) требовалось для того же 3—4 года. Внедрение методики осуществлялось посредством орга-станций ЦИТ, созданных в 1921 г. при Центросоюзе, на заводах «Искромет», «Электросила», в 1922 г. на текстильных предприятиях Трехгорной мануфактуры, в Орехово-Зуевском тресте, в Богородско-Щелковском тресте и др. Гастев разделял управление производством на два вида — управление вещами и управление людьми, но они имели общие черты: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины-орудия)». Такой подход ведет «к высшей степени демократической идее организации, когда на каждого рабочего, даже на каждого чернорабочего, мы смотрим как на известного «директора», имеющего дело с определенным предприятием. Мы кладем решительный конец разделению на так называемый исполнительный персонал и персонал управленческий. Мы говорим, что это только функции, часто совершенно неразделимые даже на самой автоматической работе, и в самых рабочих низах мы можем определить, где именно рабочий выступает со своими «директорскими», со своими управленческими функциями», — писал А. Гастев в статье, опубликованной в 1924 г. в журнале «Организация труда». Исходя из этой идеи, Гастев подходил к решению проблем управления с точки зрения рабочего места, распространяя полученные выводы на управление предприятием, отраслью, народным хозяйством и государством. С целью корректности изучения многогранного явления и процесса «организация труда и управления» Гастев предлагал выделять в предмете исследования и изучать характеризующие его аспекты — технический, психофизиологический, педагогический, экономический. Гастев сформулировал и предпринял попытку исследования нескольких до сих пор актуальных методологических проблем науки управления. Среди них — выработка строгих научных определений понятий и категорий, характеризующих организацию производственных процессов; разработка и классификация законов и закономерностей, изучаемых наукой организации производства. В связи с последней проблемой в брошюре «Как надо работать» (1921) Гастев предложил разделять все таковые законы на две группы — аналитические и синтетические. Оценивая вклад Гастева и ЦИТ в развитие управленческой мысли, можно утверждать, что эта группа исследователей впервые предложила комплексный подход к разработке теории управления, сформулировала ключевые направления исследований по управленческой проблематике, предложила и реализовала на практике оригинальные решения проблем организации производства. Одним из родоначальников НОТ в России является О.А. Ерманский (1866—1941), автор трудов «Научная организация труда и система Тейлора» (1922), «Теория и практика рационализации» (1928). Известность ему принесла концепция «физиологического оптимума», которая стала фундаментом рациональной организации всякого труда, в том числе управленческого. Ерманский писал, что для возникновения научно-организованного предприятия в обществе должны быть объективные причины и предпосылки, среди которых — высокий уровень зрелости технико-экономических условий и развитие крупного машинного производства, потребность в организующих и рационализирующих научных методах и уровень развития экономической, технической мысли, а также психофизиологии труда. «Рациональную организацию» он определил как теорию наилучшего, оптимального использования всех видов энергии и всех факторов производства, предметом (и результатом) которой являются три основных принципа (закона): 1) принцип положительного подбора (выполняемой работы и соответствующих орудий труда); 2) закон организационной суммы (которая больше арифметической суммы составляющих сил); 3) принцип физиологического оптимума. Два первых принципа были сформулированы ещё А.А. Богдановым, И.М. Бурдянским. А вот термин и принцип «физиологический оптимум» были открытием Ерманского. Он считал, что главнейшими элементами в любой производственной деятельности являются не время («скорость», «интенсивность») и пространство («длина пути») выполняемой работы, а расходуемая энергия всех производственных факторов (Е) и достигаемый при данной затрате энергии полезный результат (R). Он писал, что нельзя рассматривать как самую рациональную такую организацию работы, при которой получается максимальная величина R, но достигается она ценою затрат огромного количества энергии. Аналогично нельзя принять за критерий рациональности и минимальный расход энергии, ибо в этом случае достигнутый результат может оказаться ничтожным. В качестве критерия рациональности организации работ О. Ерманский предлагает коэффициент рациональности, выражаемый как отношение R к Е, который и следует оптимизировать при планировании работ. Сам принцип оптимума, по Ерманскому, определен следующим образом: получение возможно большего полезного результата на единицу затрат или использование возможно меньшей энергии на единицу достигаемого результата всегда должно находиться в поле зрения организаторов производства.А для того чтобы добиться максимального соотношения затрат и результата, требуется углубленное знание закономерностей производственных процессов, знание черт и особенностей как личных, так и вещественных факторов производства. Энергетический принцип оптимума, писал О. Ерманский в статье «О критерии рациональности» (1928), является главным и универсальным законом рациональной организации, везде и всюду. В первой половине 1920-х гг. широкое распространение среди нотовцев получили работы начальника отдела нормализации труда РКИ Н.А. Витке по проблемам «человеческих отношений в управлении», опередившие аналогичные разработки американских ученых М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера. Статьи Витке по социально-управленческой проблематике выходили с 1922 г. (напомним, эксперимент в Хотторне начался только в 1927 г.), а основной труд «Организация труда и индустриальное развитие (Очерк по социологии научной организации труда и управления)» был опубликован в 1925 г. По мнению представителей социальной школы управления, в исследованиях научной организации труда и управления производственными системами следует четко различать две предметных области. Первая из них — это возникающие в производственном процессе отношения отдельного работника с вещественными факторами производства. Практическая цель таких исследований — рационализация трудового процесса или научная организация труда, что и составляет собственно НОТ. Вторая предметная область — это возникающие отношения между двумя и более работниками, вовлеченными в производственный процесс. Прикладная цель этих исследований — рационализация взаимодействий человека с человеком в производственной деятельности. Это сфера другой науки — научной организации управления (НОУ), или научного менеджмента. Сторонники школы Витке занимались проблемами НОУ, считая, что управление вообще и организационный фактор, в частности, будут все более значимыми в прогрессирующем развитии производства. По мнению Витке, колыбель НОТ — это индустриализация общества и концентрация производства. На большом количестве примеров Витке показал, как концентрация в развитых капиталистических странах привела «к отделению управления от владения, к обезличиванию капитала и к могучей централизации управления предприятиями... Управление становится своеобразной профессией специальных наемных людей». Причем, «чем крупнее и внутренне сложнее организация, тем определеннее управленческая функция становится самостоятельной и профессионально осуществляемой. Это профессия организатора и администратора».Витке отмечал: «Работник организации должен чувствовать удовлетворение своим трудом. Поэтому он должен понимать его общественный смысл, хорошо владеть техникой, ему должны давать вполне исполнимые и вместе с тем не слишком легкие задания. «Удовлетворение дается чувством собственной силы в преодолении сопротивления». Витке принципиально различал организационно-административную и управленческую деятельность на предприятиях. Эти действия двух типов руководства Витке обозначил как стратегию (политику) и тактику (администрацию). Сутью организационно-административной работы является создание в организации атмосферы дружного коллективного сотрудничества («духа улья»). Витке дал анализ пяти функций управления и сделал следующие выводы: две функции — предвидение и контроль — относятся к плановому руководству оперативным процессом предприятия. Три другие функции — организация, распорядительство и координация — «направлены в сторону социальной организации предприятияи имеют дело с коллективно-трудовым аппаратом». По мнению Витке, построение эффективной социальной организации и есть одна из важнейших задач НОТ и НОУ: «Научная организация труда и управления есть стремление сложить специальную систему знаний, выработать особую технику организационно-административной деятельности, т. е. определенную систему правил, дающих наибольший результат при известных, заранее рассчитанных условиях. Научная организация труда и управления вырабатывает свою технику, опираясь на ряд теоретических наук. Она стремится превратиться в новую и целостную систему знаний о рациональном построении и руководстве трудовыми коллективами индустриального общества». Ряд методологических проблем разрабатывала Харьковская школа НОТ во главе с ее лидером — Фёдором Романовичем Дунаевским (1887—1960). Дунаевский известен как автор концепции комплексной целостности организации, изложенной в его основном труде «Комплексность в организации. Предпосылки рациональной организации» (1928). Суть концепции сводилась к необходимости определения всего «состава организационных функций, образующих организационное целое». А поскольку, писал он, «исчерпывающее решение подобной проблемы не может быть дано сейчас при нынешнем состоянии науки об организации», то главные цели своего научного трактата Дунаевский сформулировал так: разработать основные категории организационных функций, дать их развернутое конкретное содержание и на этой основе раскрыть социальное существо рационализации организации. Он говорил, что изучаемый предмет человеку свойственно расчленять на отдельные части, чтобы усвоить целое. Такой принцип применим и к организационной сфере: исследование этой сферы также нуждается в ее «рассечении» на составные, логически взаимосвязанные части. Такими частями могут быть организационные функции, образующие вместе единое целое. Без правильного представление о составе организационных функций, возникает опасность что-нибудь не заметить. Требования к классификации должны быть строгими: должна бытьвнутренняя стройность, внутренняя связь между основными элементами и охватывать все организационное целое. Правильно построенная схема может служить орудием для освещения каждой отдельной функции, ее места и роли в комплексе. Система функций должна представляться как замкнуто-целостная цепь, в которой каждая функция выступает как необходимая и неотрывная часть целого; необходимо первоочередное выделение тех функций, которые являются общими для любых без исключения организационных систем и отражают «физиологию организационной жизни». В соответствии с выделенными критериями Ф. Дунаевский построил модель состава организационных функций, которые обязан четко знать каждый управленец. Основные фазы организационного процесса и функции каждой фазы: 1. Фаза инициации (от замысла до приступа к реальному формированию аппарата организации). 1) Установление задачи организации; 2) Определение способов решения; 3) Обеспечение осуществительной силы; 2. Фаза ординации (строительства) от начала формирования до начала текущей деятельности. 4) Установление состава потребных активностей; 5) Определение состава исполнителей; 6) Обеспечение стимуляции исполнителей; 3. Фаза распорядительная (администрация) протекает в сложившемся аппарате и по определившимся руслам. 7) Установление оснований распоряжений; 8) Определение содержания распоряжений; 9) Обеспечение исполнения распоряжений как текущее руководство деятельностью организации. Нормальной Дунаевский называл такую деятельность, когда налицо все перечисленные группы функций, каждая из функций необходима и достаточна для осуществления всех других связанных с нею функций, четко понимается роль каждой функции и ее зависимость от других Это должно, по мнению Дунаевского, стать азбукой организационной культуры и базой для рационализаторской экспертизы как устройства, так и методов управления. Им была выдвинута идея формирования особой науки организации и управления, и сделана попытка наметить ее проблемы и взаимосвязь с другими науками. В качестве признака классификации науки Дунаевский избрал «основные фазы организационного процесса», что позволило ему выделить три группы фаз и соответствующие группы функций на каждой фазе организационного процесса. Другим достижением Дунаевского явилась разработанная им концепция «административной емкости», под которой он понимал способность непосредственно руководить определенным числом лиц. Для разрешения проблемы роста «промежуточного звена» руководителей и органов управления, возникающего при увеличении «управляемого населения», Дунаевский предлагал две меры: во-первых, работа с персоналом — тщательный подбор персонала, специальная его подготовка, планирование персонала, стимулирование персонала и т. д.; во-вторых, расширение границ «административной емкости» с помощью техники управления, передачи машинам рутинной, механической работы, автоматизации управления. Ф.Р. Дунаевский одним из первых в России призывал к формированию особой науки организации и управления, или организационной технологии, которая должна базироваться на двух основаниях — рациональной системе учета и теории распоряжения. Вопросы для повторения: 1. В чем состоит вклад В.И. Ленина в развитие управленческой мысли в России? 2. Перечислите имена ученых и практиков, сделавших наибольший вклад в развитие управленческой мысли данного периода. 3. Какие теории управления были сформулированы в ЦИТе? 4. Обьясните суть теории «физиологического оптимума» Ерманского 5. Основные идеи концепции комплексной целостности организации Ф.Р. Дунаевского.
Резюме по теме: Основной вклад в разработку и организацию
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.06 с.) |