Методы управления частным хозяйством в «Домострое» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления частным хозяйством в «Домострое»



В середине XVI в. в Русском централизованном государстве, имеющем большой опыт государственного управления, появляется, пожалуй, первое отечественное сочинение, целиком посвященное управлению частным хозяйством. Накопился опыт предпринимательской деятельности. Рыночные отношения (особенно в Новгородском и Псковском княжествах) и новые социально-экономические отношения на Руси в сер. XVI в. привели к необходимости создать наставления для мирян незнатного происхождения. Тогда-то и появился «Домострой», обращенный к горожанам среднего достатка, к купцам и дворянам, к новым служилым людям. «Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию, но одновременно посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению конкретным домохозяйством. Прагматизм, доводимый местами до чистого практицизма, подчеркивает основное предназначение «Домостроя» — порядок и умение управлять конкретными делами. Поэтому «Домострой» напоминает нам «Справочник руководителя предприятия».

Авторство одной из двух известных редакций «Домостроя» приписывается протопопу Благовещенского собора в Кремле Сильвестру (начало XVI в. — ок. 1566), выходцу из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды.

Домострой состоит из 3 взаимосвязанных частей-строений: «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16—29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63). По мнению В.О. Ключевского, считавшего, что древнерусское слово «строй» имеет значение слова «наука», «Домострой» состоял «из трех наук». В таком случае «Домострой» можно считать первой в России попыткой создания науки об управлении домохозяйством.

Приведем названия и цитаты из некоторых статей «Домостроя», характеризующие уровень развития управленческой мысли в России XVI в. Например: «всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника» (ст. 21); «Каких людей держать и как о них заботиться во всяком учении и в божественных заповедях, и в домашней работе» (название статьи 22); «людей у себя держать хороших, чтобы знали ремесло, кто какого достоин и какому ремеслу учен» (ст. 22).

Приведем полный текст короткой, но принципиальной ст. 26 «Как жить человеку, рассчитав свою жизнь»: «А во всяком своем имуществе: и в лавочном, и в любом товаре, и в казне, и в домах, или в дворовом всяком припасе, деревенском ли или ремесленном — и в приходе, и в расходе, и в займах, и в долгах всегда себе отмечать, тогда и проживешь, и имущество сохранишь, по приходу и расход». А вот что будет с теми, «если кто живет, ничего не рассчитав» (ст. 27): «Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью... Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, такая честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором».

Управление запасами и маркетинг: ст. 40: «Приказчику, дворецкому или ключнику, или купцу, кто из них облечен доверием, или самому господину на рынке всегда присматривать всякий припас... всякий товар, что со всех сторон идет; когда навезут всего или когда много чего у приезжих людей, — в те поры и закупить про запас, все с рубля с четверти недодашь, и с десяти рублей также, у перекупщика же купишь дороже, вдвое заплатишь да еще и не всякое купишь, если чего-то нет, а надобно. А какой товар или припас не портится со временем, да если еще он дешев, тогда и лишнего можно купить, чтобы в своем хозяйстве удовлетворить все нужды; лишнее же продать, когда вздорожает, и тогда запасы твои обернутся прибылью, как и водится то у хорошего хозяина, домовитого и смышленого в своей предусмотрительности и в умении».

Учет, контроль и меры вознаграждения за работу: «А в погребах и на ледниках, и в житницах, и в сушильных, и в клетях, и в амбарах, и в конюшнях каждый день по вечерам в любую погоду самому господину проверить все питье и еду, и порядок, и всякий припас, и товар, и пожитки... и в любом владенье; и у ключника, и у повара, и у пекаря, и у конюха — все осмотреть самому, хорошо ли устроено, так ли, как написано в этой книге, и расспросить, сколько чего есть и всему ли есть мера и счет, и записи. Да все то приметить и самому размыслить: сколько чего сделано, сколько чего разошлось, кому что отдано» (ст. 58).

Принципы работы с персоналом: «Во всяком деле кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по наказу вес исполняет, того пожаловать и привечать его добрым словом, едой и питьем одарить, и всякую просьбу его исполнить. А чего без умысла или недогадкой или неразумием неловко натворил или испортил что — и в том только словом поучить его перед всеми: и все бы того остерегались, ему же вину простить. Но если в другой и в третий раз натворит чего или заленится — тогда, по вине и по делу смотря, поразмыслив, поучить и побить: была бы хорошему честь, плохому же наказание, а всем — наука» (ст. 59). «А кто глуп и груб, и вороват, и ленив, и ни на что не годится, ни поучении, ни ударов не воспринимает — того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!» (ст. 60).

Принципы рационального управления хозяйством, изложенные в «Домострое» универсальны. В дальнейшем в «Домострое» появляются экономические модели сложного порядка. Разрастание и усложнение семейной общины как в социальном, так и в хозяйственном плане выдвигают на первое место проблему стабильности семейного коллектива, его определенной внутренней сплоченности. Огромную роль в решении этой проблемы играет православная этика, являясь ядром хозяйственной организации, позволяя семейной экономике приспосабливаться к конкретным экономическим условиям и ситуациям.

Анализируя домостроевские варианты управления частным хозяйством в условиях рыночных колебаний, следует обратить внимание на то, что порой практически невозможно сказать, где кончается натурально-хозяйственная регламентация в рамках «модели управления полицейским государством» и начинается предпринимательская рационализация. Это своеобразная форма управления и самоуправления, сочетающая глубокий традиционализм хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домашнее хозяйство несомненно может накапливать определенный потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.

Вопросы для повторения:

1. Перечислите источники истории управленческой мысли в России IX—XVIII вв.

2. Какие сведения об административно-управленческом персонале высшего, среднего и низшего звена, о чиновниках местных органов, о мерах защиты их прав, об оплате их услуг мы находим в «Русской правде»?

3. Сколько частей содержит «Домострой?

4. Охарактеризуйте каждую из частей «Домостроя».

 

Резюме по теме:Источниками процессов зарождения идей управления хозяйством в России являются своды правовых актов, княжеские уставы и уставные грамоты, судные грамоты, акты Земских соборов, торговые договоры и пр. Российская управленческая мысль возникла и развивалась изначально как средство рационализации ведения государственного, церковного и частного хозяйств, служивших для удовлетворения потребностей человека и общества. К середине XVI в. в Русском централизованном государстве накопился огромный опыт государственного управления. Как следствие появляется первое отечественное сочинение, целиком посвященное управлению частным хозяйством, суть которого в сочетании глубокого традиционализма хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.005 с.)