Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития научного менеджмента⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Достижения научных школ менеджмента во второй половине XX в. позволили развить и углубить международное разделение труда. Экономическая эффективность массового производства привела к устойчивой международной торговле товарами и услугами. Рост размеров корпораций привел к интернациональному перемещению капиталов, созданию новых и совместных производств, научно-технической кооперации и совместному управлению. В менеджменте таких корпораций все чаще используют слово интеграция под которой в настоящее время понимают состояние связанности отдельных, дифференцированных частей или функций в целое или процесс менеджмента, который за счет связности придает новый импульс развития отдельным частям и системе в целом. Интеграция нередко используется как синоним объединения. На сущность и продолжительность интеграционных процессов оказывает влияние множество факторов. Действия одних приводят к совершенствованию интеграции, других - к ее разрушению. В связи с необходимостью улучшения интеграции государств и организаций все более важным становились исследования закономерностей и тенденций, характеризующих переход интеграции из одного состояния в другое. В 1950-80-е гг. в теории менеджмента стал развиваться процессный подход - процесс управления понимается как комплекс изменений, происходящих в системе управления в определенные промежутки времени. Исследования показали, что в практике менеджмента процесс управления проявляется в определенной последовательности этапов и операций. Сама же последовательность характеризуется одновременно непрерывными и дискретными свойствами, обусловливая квантовую природу процесса управления. Понятие «квантификация» появилось благодаря исследованиям немецкого физика М. Планка систем с изменяющимся числом микрочастиц. В 1985 г. Э. М. Коротков предложил использовать понятие квантификации в характеристике процессов менеджмента. Разрабатывая методологию процессного подхода в управлении, он определил, что эти процессы носят дискретный характер, и сама импульсность процесса управления определяется его квантовым (квантификативным) характером. Он говорил, что изучение действия управляемой системы происходит не в виде непрерывного потока человеческой энергии, согласующей работу других людей, а предполагает передачу определенной дозы, величины, кванта, потенциала воздействия. Квантификация процессов управления — это дозирование воздействий по времени, ресурсам, это диапазон и момент вмешательства в разнообразные управляемые процессы, это ритмизация воздействий и рациональное распределение их во времени.
Процессный подход позволяет менеджмент организации представить как последовательность осуществления этапов процесса управления, которая образует управленческий цикл. 1. Целеполагание (выработки цели). Здесь осуществляется разработка стратегических и тактических целей организации как желаемых состояний развития. Она может осуществляться разными способами: с привлечением (или без) специалистов, консультантов, реализовываться как стационарная процедура (например, в японских компаниях) организации управления. Необходимо отметить, что, несмотря на разработки теории, на практике процессам управления не уделяется должного внимания, особенно этапу целеполагания, считается, что цели сами собой могут достигаться, была бы прибыль или желаемые доходы. Но полное исключение этого этапаиз управленческого цикла невозможно. 2.Ситуация. Связан с ситуационным анализом и оценкой существующего состояния. Сущность этого этапа заключается в оценке положения организации (или подразделения) относительно возможности достижения поставленных целей (цели). 3.Проблема как главное противоречие цели и ситуации, разрешение которой приведет организацию к новой ситуации, адекватной поставленной или уточненной цели. Для решения проблемы можно использовать различные способы, средства и подходы. Они образуют множество вариантов, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный. 4. Разработка управленческого решениякак варианта практических действий. Следует отметить, что многовариантность и альтернативность присуща не только четвертому этапу процесса управления, потому как в организации одновременно могут разрабатываться несколько целей, описание ситуации может содержать разные оценки, проблема может быть представлена соответствующим множеством проблем. Осуществление процесса управления происходит с помощью функций управления и соответствующей организационной структуры. При этом для решения разнообразных задач часто используются одни и те же операции, используюя процедуры согласования. Так, при выработке цели требуется согласование интересов участников. В рамках других этапов также необходимо учитывать социально-психологические, экономические и др. особенности, использовать организационно-стабилизирующие методы и приемы согласования и координации управления.
Этапы, процедуры и решения всегда рассредоточены во времени, и нередко их реализация зависит от того, как менеджеры умеют планировать, корректировать или изменять сроки выполнения работ. Квантификация позволяет оптимизировать время и ресурсы на всех этапах процесса менеджмента. Квантовый (еще его иногда называют конфликтно-компромиссный) характер имеют все интеграционные процессы. Это подтверждает и практика реализации всех концепций межгосударственной, региональной и промышленной интеграции. Во время экономической депрессии 1930-х гг. все государства мира переживали сложный период в международной торговле, а Вторая мировая война создала два политических лагеря (капиталистический и социалистический): два рынка и две формы интеграционных взаимодействий. В 1949 г. была утверждена межправительственная организация социалистических стран — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Цель — координация усилий для содействия, углубления и совершенствования сотрудничества и развитие социалистической экономической интеграции. Были сформулированы основные задачи достижения поставленной цели. 1. ускорение экономического и технического прогресса 2. непрерывный рост производительности труда, 3. повышение уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью; 4. постепенное сближение и выравнивание уровня экономического развития, 5. неуклонный подъем благосостояния народов стран СЭВ. Деятельность СЭВ регламентировалась Уставом и Конвенцией о правоспособности, привилегиях и иммунитетах в рамках принимаемых коллективных программ сотрудничества в важнейших сферах научно-технического и материального производства. За 30 лет деятельности (с 1950 по 1982 г.) промышленное производство стран-участниц в целом выросло в 13 раз, в структуре мировой промышленной продукции увеличилось с 18 до 32 %. В свою очередь, для ускорения восстановления разрушенной войной экономики стран Западной Европы по плану Маршалла 1948 г. создали Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). При поддержке США в эту организацию вошли 16 европейских стран. Цель — стабилизация валют, объединение экономического потенциала и улучшение торговых отношений. ОЕЭС просуществовала недолго, потому что не смогла обеспечить необходимого экономического роста. В 1951 г. страны, образовавшие ОЕЭС, организовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с целью объединения добычи первого и производства второй. Это была первая организация отраслевой интеграции. Новые формы сотрудничества стали разрабатываться в рамках создания общего рынка и зоны свободной торговли. Эта концепция была реализована в марте 1957 г. при создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в соответствии с Римским договором. Членами ЕЭС стали: ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция и Италия. Согласно концепции зоны свободной торговли должны были быть сняты ограничения на пути перемещения промышленных товаров между членами зоны, но при этом сохранена структура внешних тарифов каждой страны. Такой подход должен был предоставить каждой стране выгоды от свободной торговли, но оставил бы любой из них возможность следовать собственным экономическим целям в отношениях с другими государствами. Он был привлекателен для тех стран, у которых требование общего рынка о единых внешних тарифах вело к ограничению национального суверенитета. Главной целью интеграции в ЕЭС было создание общего рынка. В результате этого в 1967 г. три объединения (ЕОУС, ЕЭС, Еврат) образовали Европейское сообщество (ЕС). В соответствии с концепцией зоны свободной торговли в 1960 г. было подписано Стокгольмское соглашение и создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли семь стран: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Англия (в настоящее время членами являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария).
Необходимо отметить, что интеграционные идеи в 1960-х гг. распространялись и на другие континенты. Для увеличения емкости рынка нуждались в интеграционном сотрудничестве страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Экономическая интеграция в Латинской Америке с 1960-х гг., как и в Западной Европе, проходила свои этапы развития и изменений. В Африке интеграцию экономического и политического развития представляют Западноафриканское экономическое сообщество (WAEC), включающее Бенин, Буркина-Фасо, Кот-де'Ивуар, Мали, Мавританию, Нигер и Сенегал; Совет согласия (Entent Council или ЕС), включающий Буркина-Фасо, Бенин, Кот-де'Ивуар, Нигер и Того; Экономическое сообщество Западной Африки (ЭКОВАС), Организация африканского единства (OAU или ОАЕ), в которую входят почти все страны Африки; Южноафриканская конференция по координации развития (ADCC или ЮКПКР), включающая Анголу, Ботсвану, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве. Почти все промышленные ассоциации пытаются сотрудничать, создавая те или иные формы интеграции, несмотря на низкий уровень экономического развития. Сотрудничество осуществляется в основных источниках доходов от экспорта: сельском хозяйстве и использовании природных ресурсов.
Таким образом, история развития менеджмента и развитие интеграции имеют общие закономерности. Менеджмент прошел долгий путь от разделения труда и функций управления к разнообразию типов и видов интеграции функций, интересов, целей, ресурсов и подразделений организации. Торговые, коммерческие, политические и другие связи организаций и регионов привели к экономической интеграции стран всех континентов мира. Практика экономической интеграции потребовала разработки теории и методологии процессов управления. Во второй половине XX в. промышленная революция оказала огромное воздействие на развитие общества. Менеджмент организации получил доступ к большому количеству источников информации. Рынок продуктов и услуг быстро совершенствовался, условия конкуренции становились зависимыми от уровня экономической зрелости общества. Экономическая интеграция государств открыла новые возможности для развития производства и менеджмента. Интеграция стала многоликой: межрегиональная интеграция, интеграция промышленных предприятий и банков, интеграция подразделений организации. Интеграционные межрегиональные объединения стали использовать общие культурно-исторические традиции, типы общественного развития, общие интеграционные цели и задачи. В управлении интеграционным процессом стали учитывать интересы участников. Вопросы для повторения: 1. В чем состоит основное содержание управленческих революции в России и мире в ХХ веке? 2. Каковы перспективы развития научного менеджмента? 3. Что такое квантификация в характеристике процессов менеджмента и кто из ученых её предложил? Резюме по теме: Россия дважды совершила переход от одной системы управления к другой в ХХ веке. В1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. — от социализма к капитализму. Изменение социальных и экономических устоев общества оба раза происходило «сверху» и было планируемым и управляемым политической элитой переворотом. В обеих управленческих революциях выгоды от переворота получила небольшая группа людей, стоящая у власти. В 1917 г. - большевистская элита, в 1991 г, — демократическая элита. В перспективе, ученые предполагают, будет господствовать процессный подход, который позволяет представить менеджмент организации как последовательность осуществления этапов процесса управления, которая образует управленческий цикл, как комплекс изменений, происходящих в системе управления в определенные промежутки времени.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.012 с.) |