Перспективы развития научного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития научного менеджмента



Достижения научных школ менеджмента во второй половине XX в. позволили развить и углубить международное разделение труда. Экономическая эффективность массового производства привела к устойчивой международной торговле товарами и услугами. Рост раз­меров корпораций привел к интернациональному пере­мещению капиталов, созданию новых и совместных производств, науч­но-технической кооперации и совместному управлению. В менеджменте таких корпораций все чаще используют слово интеграция под которой в настоящее время понимают состояние связанности отдельных, дифференцированных частей или функций в целое или процесс менеджмента, который за счет связно­сти придает новый импульс развития отдельным частям и системе в целом. Интеграция нередко используется как синоним объединения.

На сущность и продолжительность интеграционных процессов ока­зывает влияние множество факторов. Действия одних приводят к совершенствованию интеграции, других - к ее разрушению. В связи с необходимостью улучшения интеграции государств и организаций все более важным становились исследова­ния закономерностей и тенденций, характеризующих переход интег­рации из одного состояния в другое.

В 1950-80-е гг. в теории менеджмента стал развиваться процесс­ный подход - процесс управле­ния понимается как комплекс изменений, происходящих в системе управления в определенные промежутки времени.

Исследования показали, что в практике менеджмента процесс уп­равления проявляется в определенной последовательности этапов и операций. Сама же последовательность характеризуется одновремен­но непрерывными и дискретными свойствами, обусловливая кванто­вую природу процесса управления.

Понятие «квантификация» появилось бла­годаря исследованиям немецкого физика М. Планка систем с изменя­ющимся числом микрочастиц.

В 1985 г. Э. М. Коротков предложил использо­вать понятие квантификации в характеристике процессов менеджмен­та. Разрабатывая методологию процессного подхода в управлении, он определил, что эти процессы носят дискретный характер, и сама импульсность процесса управления определяется его квантовым (квантификативным) характером. Он говорил, что изучение действия управля­емой системы происходит не в виде непрерывного потока человеческой энергии, согласующей работу других людей, а предполагает передачу определенной дозы, величины, кванта, потенциала воздействия. Квантификация процессов управления — это дозирование воздействий по времени, ресурсам, это диапазон и момент вмешательства в разнообраз­ные управляемые процессы, это ритмизация воздействий и рациональ­ное распределение их во времени.

Процессный подход позволяет менеджмент организации предста­вить как последовательность осуществления этапов процесса управ­ления, которая образует управленческий цикл.

1. Целеполагание (выработки цели). Здесь осуществляется разработка стратегических и тактических целей организации как желаемых состояний развития. Она может осуществляться разными способами: с привлечением (или без) специалистов, консультантов, реализовываться как стационарная процедура (например, в японских компаниях) организации управления. Необходимо отметить, что, несмотря на разработки теории, на практике процессам управления не уделяется должного внимания, особенно этапу целеполагания, считается, что цели сами собой могут достигаться, была бы прибыль или желаемые доходы. Но полное исключение этого этапаиз управленческого цикла невозможно.

2.Ситуация. Связан с ситуационным анализом и оценкой существующего состояния. Сущность этого этапа заключается в оценке положения организации (или подразделения) относительно возможности достижения поставленных целей (цели).

3.Проблема как главное противоречие цели и ситуации, разрешение которой приведет организацию к новой ситуации, адекватной поставленной или уточненной цели. Для решения проблемы можно использовать различные способы, сред­ства и подходы. Они образуют множество вариантов, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный.

4. Разработка управленческо­го решениякак варианта практических действий.

Следует отметить, что многовариантность и альтернативность при­суща не только четвертому этапу процесса управления, потому как в организации одновременно могут разрабатываться несколько целей, описание ситуации может содержать разные оценки, проблема может быть представлена соответствующим множеством проблем. Осуществление процесса управления происходит с помощью функций управления и соответствующей организационной структуры. При этом для решения разнообразных задач часто используются одни и те же операции, используюя процедуры согласования. Так, при выработке цели требуется согласование интересов участников. В рамках других этапов также необходимо учи­тывать социально-психологические, экономические и др. особен­ности, использовать организационно-стабилизирующие методы и при­емы согласования и координации управления.

Этапы, процедуры и решения всегда рассредоточены во времени, и нередко их реализация зависит от того, как менеджеры умеют плани­ровать, корректировать или изменять сроки выполнения работ. Квантификация позволяет оптимизировать время и ресурсы на всех этапах процесса менеджмента. Квантовый (еще его иногда называют конфликтно-компромиссный) характер имеют все интеграционные процессы. Это подтверждает и практика реализации всех концепций межгосударственной, региональной и промышленной интеграции.

Во время экономической депрессии 1930-х гг. все государства мира переживали сложный период в международной торговле, а Вторая миро­вая война создала два политических лагеря (капиталистический и социа­листический): два рынка и две формы интеграционных взаимодействий.

В 1949 г. была утверждена межправительственная организация социалистических стран — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Цель — координация усилий для содей­ствия, углубления и совершенствования сотрудничества и развитие социалистической экономической интеграции. Были сформулирова­ны основные задачи достижения поставленной цели.

1. ускорение экономического и технического прогресса

2. непрерывный рост производительности труда,

3. повышение уровня индустриализации стран с менее развитой промышленно­стью;

4. постепенное сближение и выравнивание уровня экономического развития,

5. неуклонный подъем благосостояния народов стран СЭВ.

Деятельность СЭВ регламентировалась Уставом и Конвенцией о пра­воспособности, привилегиях и иммунитетах в рамках принимаемых коллективных программ сотрудничества в важнейших сферах науч­но-технического и материального производства. За 30 лет деятельно­сти (с 1950 по 1982 г.) промышленное производство стран-участниц в целом выросло в 13 раз, в структуре мировой промышленной продук­ции увеличилось с 18 до 32 %.

В свою очередь, для ускорения восстановления разрушенной войной экономики стран Западной Европы по плану Мар­шалла 1948 г. создали Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). При поддержке США в эту организацию вошли 16 европейских стран. Цель стабилизация валют, объединение экономического потенциала и улучшение торговых от­ношений. ОЕЭС просуществовала недолго, потому что не смогла обес­печить необходимого экономического роста.

В 1951 г. страны, образо­вавшие ОЕЭС, организовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с целью объединения добычи первого и производства второй. Это была первая организация отраслевой интеграции. Новые формы сотрудничества стали разрабатываться в рамках создания общего рын­ка и зоны свободной торговли. Эта концепция была реализована в марте 1957 г. при создании Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) в соответствии с Римским договором. Членами ЕЭС стали: ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция и Италия. Согласно концепции зоны свободной торговли дол­жны были быть сняты ограничения на пути перемещения промышлен­ных товаров между членами зоны, но при этом сохранена структура вне­шних тарифов каждой страны. Такой подход должен был предоставить каждой стране выгоды от свободной торговли, но оставил бы любой из них возможность следовать собственным экономическим целям в отноше­ниях с другими государствами. Он был привлекателен для тех стран, у которых требование общего рынка о единых внешних тарифах вело к ограничению национального суверенитета. Главной целью интеграции в ЕЭС было создание общего рынка. В результате этого в 1967 г. три объединения (ЕОУС, ЕЭС, Еврат) обра­зовали Европейское сообщество (ЕС). В соответствии с концепцией зоны свободной торговли в 1960 г. было подписано Стокгольмское соглаше­ние и создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли семь стран: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Англия (в настоящее время членами являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария).

Необходимо отметить, что интеграционные идеи в 1960-х гг. рас­пространялись и на другие континенты. Для увеличения емкости рын­ка нуждались в интеграционном сотрудничестве страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Экономическая интегра­ция в Латинской Америке с 1960-х гг., как и в Западной Европе, про­ходила свои этапы развития и изменений. В Африке интеграцию экономического и политического разви­тия представляют Западноафриканское экономическое сообщество (WAEC), включающее Бенин, Буркина-Фасо, Кот-де'Ивуар, Мали, Мавританию, Нигер и Сенегал; Совет согласия (Entent Council или ЕС), включающий Буркина-Фасо, Бенин, Кот-де'Ивуар, Нигер и Того; Экономическое сообщество Западной Африки (ЭКОВАС), Организация африканского единства (OAU или ОАЕ), в которую входят почти все страны Африки; Южноафриканская конференция по координации развития (ADCC или ЮКПКР), включающая Анголу, Ботсвану, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве. Почти все промышленные ассоциации пытаются сотрудничать, создавая те или иные формы интеграции, несмотря на низкий уровень экономического развития. Сотрудничество осуществляется в основных источниках доходов от экспорта: сельском хозяйстве и использовании природных ресурсов.

Таким образом, история развития менеджмента и развитие интегра­ции имеют общие закономерности. Менеджмент прошел долгий путь от разделения труда и функций управления к разнообразию типов и видов интеграции функций, интересов, целей, ресурсов и подразделе­ний организации. Торговые, коммерческие, политические и другие свя­зи организаций и регионов привели к экономической интеграции стран всех континентов мира. Практика экономической интеграции потребо­вала разработки теории и методологии процессов управления.

Во второй половине XX в. промышленная революция оказала огромное воздействие на развитие общества. Менеджмент организации получил доступ к большому количеству источников информации. Рынок продуктов и услуг быстро совершенствовался, условия конку­ренции становились зависимыми от уровня экономической зрелости общества. Экономическая интеграция государств открыла новые воз­можности для развития производства и менеджмента. Интеграция стала многоликой: межрегиональная интеграция, интеграция промышленных предприятий и банков, интеграция подразделений организации. Интеграционные межрегиональные объедине­ния стали использовать общие культурно-исторические традиции, типы общественного развития, общие интеграционные цели и задачи. В управлении интеграционным процессом стали учитывать интересы участников.

Вопросы для повторения:

1. В чем состоит основное содержание управленческих революции в России и мире в ХХ веке?

2. Каковы перспективы развития научного менеджмента?

3. Что такое квантификация в характеристике процессов менеджмен­та и кто из ученых её предложил?

Резюме по теме: Россия дважды совершила переход от одной системы управления к другой в ХХ веке. В1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. — от социализма к капитализму. Изменение социальных и экономичес­ких устоев общества оба раза происходило «сверху» и было планируемым и управляемым политической элитой переворотом. В обеих управленческих революциях выгоды от переворота получила неболь­шая группа людей, стоящая у власти. В 1917 г. - большевистская элита, в 1991 г, — демократическая элита.

В перспективе, ученые предполагают, будет господствовать процессный подход, который позволяет предста­вить менеджмент организации как последовательность осуществления этапов процесса управ­ления, которая образует управленческий цикл, как комплекс изменений, происходящих в системе управления в определенные промежутки времени.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.012 с.)