Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. До Н. Э. По XX В.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Тема 2. Развитие управленческой мысли в 4-м тыс. до н.э. - V в. н.э. Цели и задачи изучения темы: изучить процесс становления управленческой мысли в Древнем Египте, Шумере, Аккаде, разработку проблем управления в Древнем Риме и Древней Греции.
Тема 3. Управленческая мысль в эпоху феодолизма и генезиса капитализма (V-ХVI вв.) Цели и задачи изучения темы: ознакомиться с формированием управленческой мысли в Византии, Западной Европе V-ХVI вв. Тема 4. Управленческая мысль в эпоху становления капитализма (ХVIII-ХIХ вв.) Цели и задачи изучения темы: изучить воззрения на управление экономистов XVIII-XIX вв., эксперименты Р.Оуэна, разработки Ч. Бэббидж а о специализации и разделении физического и умственного труда. Эксперименты Роберта Оуэна Роберт Оуэн (1771- 1858) больше известен как представитель утопического социализма, но и в истории менеджмента он оставил свой след практическими экспериментами. Этот факт отмечают все крупнейшие историки менеджмента. Жизнь Оуэна совпала с хронологическими рамками великой промышленной революции. Он родился в семье лавочника. В школе учился всего четыре года. В двадцатилетнем возрасте начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Работал менеджером в «Чарлтон Твист Компани» в Манчестере и благодаря своим современным и эффективным принципам управления, вывел эту компанию в число национальных лидеров. В 1800 г., в то самое время, когда Болтон и Уатт проводят свои знаменитые эксперименты, тридцатилетний Оуэн становится владельцем крупной текстильной фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия). Здесь он и проводит свой знаменитый благодаря новому стилю социального управления первый эксперимент. Он решил на практике проверить, можно ли, улучшив условия жизни рабочих, сделать из них «интеллигентное, рациональное и доброе существо». До его прихода текстильная фабрика ничем особенным не выделялась. Более того, здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что не могло не сказаться на производительности. Население города составляло 2,5 тыс. человек. Здесь было много бродяг, нищих, пьяниц, преступников. Они олицетворяли собой пороки общества, созданные нечеловеческими условиями жизни. Создав команду единомышленников, Оуэн назначил их мастерами и начальниками цехов на своей фабрике. Они не только знали технологию производства, но и обязаны были справедливо обращаться с рабочими, что являлось основой реформы:
1.построил жилой дом на 500 человек, переселив туда детей из работных домов и приютов Эдинбурга. 2. построил коттеджи для рабочих с двух- и трёхкомнатными квартирами с минимальной оплатой за проживание. 3. нанял специальных людей для поддержания чистоты, 4. открыл магазин с недорогими продуктами, 5. организовал дешёвую столовую для холостяков, 6. открыл вечернюю и воскресную школы, библиотеку и читальню, 7. ввёл систему равного отношения ко всем религиям. 8. рабочий день постепенно сократился с 14 до 10 часов, что было очень серьёзным и смелым, рискованным шагом для того времени. Эксперимент имел оглушительный успех. В учебниках по менеджменту его описывают как начало научного менеджмента. После введения в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. восьмичасового рабочего дня и регулярных отпусков, эта социальная акция прокатилась по всему миру. Только в 1919 г. Франция первой на Западе устанавливает 8-час. рабочий день и только в мае 1936 г. регулярные отпуска. Сам Оуэн считал, что он просто опередил время. Многие историки менеджмента уверены, что зарубежный научный менеджмент ведёт свой отсчёт именно с экспериментов Роберта Оуэна, потому что он стал первым, кто практически решал и научно анализировал проблемы мотивации и производительности труда в их взаимосвязи, исходя из социальных отношений как базы, на которой менеджер должен строить свою работу. Когда на собственные деньги Оуэн стал обставлять квартиры рабочим, они поначалу отнеслись к этому отрицательно. Но постепенно лёд непонимания таялю Благодаря этим и другим нововведениям, его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предприятий страны. Успеха Оуэн достиг не только из-за исключительного внимания к человеческому фактору. Немало времени он уделял экономическим и техническим проблемам производсьва, заботясь об увеличении прибыли и налаживании работы оборудования. От рабочих он добивался такой скоординированности действий, которая напоминала бы по своей точности работу часового механизма.
Оуэн остался в истории социальной мысли и менеджмента выдающейся фигурой. Рано начав предпринимательскую и менеджерскую деятельность и добившись на этом поприще впечатляющих успехов, Оуэн на склоне лет становится социальным мыслителем и просветителем. Казалось бы, деловой успех должен вселить в него веру в непогрешимость частной собственности, в идеалы товарной экономики и коммерческого расчета. Но случилось обратное: он разуверился в исходных принципах капитализма, считая более гуманным строем социализм. И когда Оуэн решился претворить в жизнь теоретические замыслы, потерпел крах. В 1817 г. (т. е. ровно за 100 лет до русской революции) он выдвигает программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», где нет частной собственности, классового антагонизма, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом. Однако основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и в Великобритании потерпели неудачу. Оуэну-капиталисту сопутствовал успех, а Оуэн-социалист потерпел жестокий провал. Почему? Анализ его социальных экспериментов поучителен для менеджмента. Уже в своих первых экспериментах он исходил из социалистических идей. Человека делает среда, говорил он, и если ее улучшить, то улучшится и сам человек. Произнесено это было еще в 1817 г., позже его идеи повторит К.Маркс, а в 1917 г. попытается реализовать в масштабах России В.И.Ленин. Переделать среду целиком, т. е. весь капитализм, Оуэну и никому другому было не по силам. Он ограничился малым участком земли, назвал его «Новой Гармонией» и пригласил сюда множество людей. Как всегда бывает в революциях и социальных экспериментах, к эксперименту пристроилось изрядное число шарлатанов. Община, организованная в 1825 г., постепенно начинает расслаиваться, а затем и разваливаться. Люди чаще ходят на митинги, нежели работают, много говорят о том, как улучшить положение дел, но ничего не хотят делать. Оуэн перенес на коммунистическую общину порядок, отработанный им на капиталистической фабрике: жесткая регламентация и контроль, четкость операций, движений, поведения. «Калибровался» даже размер жилых квартир, одежда, утварь. И люди не выдержали. Первая причина поражения психологическая: ломались прежние стереотипы и мотивация. В коммуну шли добровольно в надежде на свободную жизнь, а получили жесточайшую регламентацию. Вторая причина роста неудовлетворенности — сам труд. Эпоха классического капитализма не стеснялась эксплуатировать человека. Нарождающийся капиталист во всех странах — России, Англии, Америке — одинаков: он безжалостный хищник. Люди бежали к Оуэну именно от предпринимателей и от чрезмерного труда, полагая, что работать в коллективе будет легко и необременительно. Они так и работали. В результате упала производительность труда, а за ней и рентабельность производства. Начались межличностные конфликты и поиски виновных. Сравнивая экономические и социальные эксперименты Р.Оуэна, можно заключить, что в первом случае его реформы шли «снизу», а во втором — «сверху». Это две различные стратегии. В Нью-Ленаркском эксперименте «маленький социализм» органично вырастал из «большого капитализма», а эксперимент «Новой Гармонии» представлял собой искусственное взращивание коммунизма на почве, лишенной не только язв, но и достижений капитализма.
Сомнительна и тактика поведения Оуэна. Будучи капиталистом, он поддерживал и разжигал рабочее движение, митинговый демократизм. Превратившись в социалиста, он тут же его запретил. Иными словами, давление «снизу» ему было выгодно до определенной поры — пока он не принялся за установление социализма «сверху». Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов как материальной предпосылки производства, он в то же время исходил из социальных отношений как той базы, на которой менеджер должен строить свою работу. Поэтому Оуэн так много времени посвящал изучению отношения рабочих к труду, менеджменту, взаимоотношениям между работодателем и работниками. Все эти проблемы и сегодня являются ключевыми вопросами теории и практики менеджмента. В подходах основоположников «научного менеджмента» лежало убеждение, что путь к увеличению производительности труда кроется не только в усовершенствовании техники производства и методов труда, но и в мотивации рабочих, в их заинтересованности в применении нововведений. Подобная методология сохранилась и позже, она стала центральной в деятельности следующего поколения реформаторов — «научных менеджеров» начала XX века. Деятельность основоположников «научного менеджмента» тогда в Англии не оказала заметного влияния ни на теорию, ни на практику организации труда. Усилия горстки людей не изменили общего уровня управления промышленностью и научной мысли. Прогрессивные нововведения совершались индивидуально и разрозненно, их результаты были эффективны только в рамках отдельных предприятий. И хотя «великие англичане» не представляли реальной общественной силы, их усилия явились необходимым подготовительным этапом для рывка в развитии науки управления. Лишь дальнейшее усиление концентрации капитала и промышленности позволило создать достаточную материальную и финансовую базу для проведения крупных научных исследований. К моменту возникновения системы Тейлора классический капитализм претерпел серьезные исторические изменения, реально обозначились контуры его новой фазы — высшей и последней - империализма. Деятельность английских менеджеров подготовила почву для возникновения и развития научного менеджмента.
Цели и задачи изучения темы: изучить основные факты и процесс становления управленческой мысли в России IX-XVI вв., «Русскую Правду» как памятник общественной мысли Киевской Руси, методы управления частным хозяйством, изложенным в «Домострое». Таблица 13.1- Управление организацией как система (УС)
В целом указанные положения были скорее планом разработки науки управления, чем реальными научными открытиями в этой области. Как отмечал Г.Х. Попов, теория управления не может быть создана без участия реальных руководителей. Однако в те годы отсутствовал «механизм, который бы связал вместе руководителей и ученых. Этот механизм должен быть постоянно действующим. Этот механизм должен соединить знания, умения и опыт руководителя со способностью ученого анализировать, обобщать, оценивать, формулировать». В качестве основных предлагались две формы контактов ученых и хозяйственников: рационализация, или эксперименты управления (включая управленческое консультирование); учеба руководителей. Обе формы стали активно внедряться в практику управления. Были открыты специальности по управлению в различных вузах страны, были созданы факультеты «организаторов производства». Одновременно учебные и отраслевые институты приступили к выполнению крупномасштабных хоздоговоров (консалтинговых проектов) с предприятиями страны по проблемам совершенствования управления. В исследованиях они использовали отечественные и зарубежные достижения в области науки управления и управленческого консультирования, одновременно способствуя дальнейшему развитию науки управления. В 1980-90-е гг. было создано большое количество творческих научных коллективов, избравших предметом своих научных интересов разработку науки управления общественным производством. Это лаборатории проблем управления в МГУ, в Московском инженерно-экономическом институте, Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н.А. Вознесенского, в академических и отраслевых научно-исследовательских институтах и др. Эти лаборатории начали масштабную, многоплановую работу по сбору и систематизации накопленных результатов в мировой науке управления, формированию информационного обеспечения специалистов управления, разработке и реализации планов научных исследований по управлению, внедрению управленческого консультирования в практику выполнения хоздоговоров.
Было налажено переиздание и издание отечественной и зарубежной литературы по проблемам теории и практики управления, появилась управленческая рубрика во многих экономических, юридических, социологических и других периодических изданиях. Начали выходить ежемесячный реферативный сборник ВИНИТИ «Организация управления», специальные сборники «Организация управления» в серии АН СССР «Итоги науки», ставший популярным журнал «ЭКО» и др. Именно в эти годы были переизданы труды П.М. Керженцева и А.К. Гастева; вышла коллективная монография «Научная организация труда и управления» (1966); переведены с английскогог языка работы В.И. Терещенко «Организация и управление» (1965) и «Курс для высшего управленческого персонала» (1970); опубликованы работы Д.М. Гвишиани «Организация и управление», С.М. Каменицера «Основы управления промышленным производством», Л.Н. Качалиной «Научная организация управленческого труда — оргпроектирование», труды Р.А. Белоусова, Д.М. Берковича, А.Г. Аганбегяна; коллективные монографии «Управление социалистическим производством: Вопросы теории и практики», «Научные основы управления социалистическим производством» (под редакцией Д.М. Крука), «Теория управления социалистическим производством» (под редакцией О.В. Козловой), «Организация управления общественным производством» (под редакцией Г.Х. Попова, Ю.И. Краснопояса) и многие другие. Наряду с издательской активностью заметно увеличилось число мероприятий научно-организационного характера. В эти годы в СССР регулярно проводились международные и всесоюзные, республиканские межотраслевые и отраслевые конференции, симпозиумы, семинары и другие форумы, собиравшие на свои заседания известных ученых и специалистов по управлению, практиков-бизнесменов, педагогов и молодых специалистов со всего мира. Наиболее крупными мероприятиями были всесоюзные конференции по теме «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», после завершения которых публиковались рекомендации для центральных органов управления по важнейшим направлениям совершенствования управления народным хозяйством в целом и отдельными его отраслями на основе комплексного и системного подхода. Наряду с разработкой общих проблем управления некоторые ученые продолжали исследования функциональных, элементных и аспектных проблем управления. Наибольший интерес для истории управленческой мысли представляют разработки тех лет в области методов управления, функций и структур управления, кадров и процессов управления, совершенствования управления. Острейшей была полемика ученых-специалистов относительно обоснования экономических методов управления. Наиболее аргументированна была точка зрения ученых-управленцев МГУ, которые в своих разработках использовали результаты разработок ученых кафедр политической экономии и экономики промышленности МГУ. В монографии «Методы управления социалистическим производством» под ред. Г.Х. Попова структура производственных отношений рассматривалась как единство 3 групп отношений: 1) непосредственно общественных, планомерных отношений; 2) товарных эквивалентных возмездных отношений; 3) косвенных товарных отношений. Эта основа позволила перейти от раскрытия содержания трёх видов отношений к трактовке и конкретизации трёх групп экономических методов: - методов планомерного управления; - планомерно-стоимостных методов; - методов косвенного воздействия. Важнейшей общей экономической характеристикой 3 групп методов был экономический расчет. Его основой были сознательное использование всей системы экономических законов, предвидение экономических последствий управленческих решений, материальная заинтересованность и материальная ответственность управленцев за последствия принимаемых решений. Экономический расчет состоял из двух форм: прямого экономического расчета, основанного на 1-й группе отношений и хозяйственного расчета, основанного на 2-й и 3-й группах отношений. При этом отмечалась устойчивая тенденция в обществе к усилению и расширению действия хозрасчетных отношений. В свою очередь, в качестве средства практического использования экономических методов, предлагались различного рода показатели, характеризующие качественные результаты хозяйственной деятельности (эффективность управления производством на разных уровнях народного хозяйства). Среди показателей выделялись директивные, расчетные и внутренние (собственные); натуральные и стоимостные; эквивалентные и неэквивалентные и т. п. Указанные показатели раскрывались по содержанию, и различались в зависимости от уровней управления. В 1970—90-е годы советские ученые и практики продолжали развивать концепцию совершенствования и развития системы управления, которая базировалась на триедином подходе, разработанном в 1920-е гг.: научные исследования в области управления; подготовка новых кадров управления для работы в изменяющихся и измененных условиях; рационализация (эксперименты) всех элементов системы управления. Этот подход, впервые найденный и реализованный в 1920-х гг. в Советской России, усовершенствовали в 70-х годах XX в. в СССР, актуален и сегодня, особенно в той его части, которая относится к проведению кадровой работы. Результаты научных исследований находили отражение в партийных и правительственных документах, что служило толчком для дальнейшего развития научной мысли. Среди «Основных направлений развития народного хозяйства на 1976—1980 годы» были названы совершенствование планирования, методов хозяйствования и экономического стимулирования, организационной структуры управления. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось на необходимость приведения форм хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, намечены более конкретные направления совершенствования и перестройки системы управления. Эти направления ставили перед советской наукой управления очередные задачи ее организации в области междисциплинарных исследований актуальных проблем, мобильности научных кадров, гибкости структур научных учреждений и разработок. С начала 1980-х годов в теории управления постепенно нарастало понимание необходимости изменения сложившейся административно-командной системы. В работах экономистов этого периода закладывались теоретические основы для осуществления реформы. В них обосновывалась необходимость радикальных сдвигов в соотношении централизованного управления и хозяйственной свободы производственных звеньев, в установлении новой меры сочетания плановости и рыночных методов, предусматривающей существенное расширение самостоятельности основного звена экономики и резкое повышение уровня его ответственности за конечные итоги производственной деятельности - формулировалась концепция «коренной перестройки» системы управления экономикой. Новая система мыслилась в рамках существующего строя. Она должна была придать ему большую устойчивость и динамизм, упрочить его основы, укрепить порядок и организованность. Но усилия по «коренной перестройке» управления, сохраняющие централизованный план и только государственную форму собственности, большинство других основополагающих социалистических ценностей, не сработали. Тогда, в 1986—1989 гг., в дискуссиях был поставлен вопрос: а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей модели социализма. В этот период страна зачитывалась публикациями Л.И. Абалкина, П.Г. Бунича, Г.Х. Попова, Н. Шмелева и других экономистов, открыто и остро ставивших этот вопрос. В подавляющем большинстве публикаций ещё не подвергалась сомнению доброкачественность социалистической идеи, но уже говорилось о кризисе ее существующего варианта, о несовместимости рыночной системы и плана, о необходимости исторического перевоплощения прежде всего самой социалистической идеи. События 1991 г. завершили социалистический этап развития, а вместе с этим и окончание очередного этапа эволюции управленческой мысли. Подводя итог,можно утверждать: развитие взглядов на управление социалистическим производством, происходившее все предыдущие годы, послужили основой для проведения в середине 1990-х годов радикальной перестройки политической и экономической систем управления в нашей стране. Перестройка привела к разрушению системы централизованного управления. Так, на смену хозрасчету в форме арендного подряда пришла кооперативная форма управления. Бурно развивалась система совместных предприятий, служившая своего рода мостом между советской системой централизованного управления и новейшими зарубежными децентрализованными системами. Развиваемые различные формы собственности трансформировались в многообразие форм и методов управления. Сегодня, как и многие годы назад, актуальными остаются проблемы функций, структур и процессов управления, но уже в терминах реструктуризации управления организациями с учетом перехода на рыночную экономику; кадровые проблемы и среди них вопросы мотивации и стимулирования; вопросы подготовки, оперативной переподготовки кадров для работы в новых условиях. Все более актуальными в научных исследованиях по управлению становятся новые парадигмы управления: стратегическое управление и стратегический маркетинг; организационная культура и организационное развитие; реструктуризация и реинжиниринг, бенчмаркинг и управление изменениями; научающиеся организации и ситуационное лидерство. Вопросы для повторения: 1. Перечислите основные идеи «товарников». 2. В чем суть критических замечаний реформаторских взглядов «товарников» в работах А.В. Бачурина, А.М. Еремина, Н.А. Моисеенко, М.В. Попова? 3. Основные идеи «аспектной» концепции управления производством. 4. Основное содержание комплексной характеристики управления производством, сформулированное Центром проблем управления экономического факультета МГУ. Резюме по теме:В результате многочисленных исследований, проводимых различными научными коллективами, а также под влиянием реформы управления экономикой страны 1960-х гг. в СССР стала формироваться комплексная наука управления социалистическим общественным производством. Обосновывался приоритет экономических методов управления над административными, поскольку они создают возможность саморегулирования, совершенствования хозяйства, исправления ошибочных решений. В результате дискуссий возобладала аспектная концепция управления производством. Акцент делался на преимущество производственных отношений над управленческими. В 1980-90-е гг. было создано большое количество творческих научных коллективов, избравших предметом своих научных интересов разработку науки управления общественным производством. Было налажено переиздание и издание отечественной и зарубежной литературы по проблемам управления, появились управленческие рубрики в экономических, юридических, социологических и других периодических изданиях. В острой полемике ученых-специалистов относительно обоснования экономических методов управления самой аргументированной была точка зрения ученых-управленцев МГУ, использовавших результаты разработок ученых кафедр политической экономии и экономики промышленности МГУ.
Концепции лидерства Исследования на тему лидерства в XX в. касались относительно малого числа великих людей, которые живут в любом обществе, работают в любой организации и обладают определенными чертами характера, присущими не всем и не в одинаковой степени. Так появились теории лидерских качеств или искусство лидерства. Первые системные исследования по теме лидерства были направлены на идентификацию характерных черт выдающихся лидеров. Достижения великих людей вызывают всеобщее восхищение. Американец О. Тид в книге «Инстинкты на производстве» (1918) рассмотрел ряд наиболее важных инстинктов, в том числе и лидерство. Лишь немногие призваны быть лидерами, большинство же хотят, чтобы их вели, и чувствуют себя удовлетворенными в качестве ведомых. К основным чертам лидера он относил следующие: • физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство — это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня; • понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение; • энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми». Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние; • дружелюбие и привязанность. Тид считал, что для лидера хуже, когда его боятся, чем любят. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на них; • порядочность. P.M. Стогдиллв статье «Исторические тренды в теориях и исследованиях лидерства» (1974), обобщил пройденный исследовательский опыт, предложив рассматривать лидерство как активную деятельность.На первый план выдвинулся приоритет изучения поведения лидера, а не его личных качеств. Наибольшую известность проводившимся в университете исследованиям принесла идентификация двух факторов, или измерений, лидерства: внимание к подчиненным и введение в структуру. Внимание к подчиненным включает поддержку их, дружелюбие и признание индивидуального вклада каждого в достижение общей цели. Введение в структуру (или посвящение) в большей мере касается аспектов ориентации на решение поставленной задачи (например, управление, оценка результатов деятельности, календарное планирование и пр.). Д. Макгрегор в работе «Человеческая сторона предприятия» (1960 предложил теорию, ставшей извенстной как теория Х и теория Y. Суть каждой из них в следующем: Теория X: Каждый нормальный человек не имеет желания трудиться и стремится уклоняться от работы, насколько это возможно. В силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими и угрожать им наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы достичь поставленных организацией целей. Каждый нормальный человек предпочитает, чтобы им управляли, он стремится избежать ответственности и относительно нечестолюбив. Теория Y:Затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, что и при игре или отдыхе. Угроза наказания или внешний контроль не являются единственными средствами, стимулирующими достижение поставленных организацией целей. Люди наделены способностями к самоуправлению и самоконтролю при достижении целей, которым они привержены. Приверженность целям является функцией вознаграждения, ассоциирующегося с достижением этих целей. Нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, не только берет на себя ответственность, но и стремится к ней. Склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем часто встречаются у людей. В условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал нормального человека лишь в редких случаях используется полностью. Р. Лайкертв книге«Новые модели менеджмента» (1961) воспроизвел типы (классы) проблем, с которыми приходится иметь дело, если размышлять о подходящих и неподходящих стилях лидерства. Эта работа основана на более многочисленных и достоверных данных, чем большинство других исследований в этой области. В своей книге Лайкерт высказал много идей управления, но две из них имеют особую значимость для менеджеров. Во-первых, наиболее эффективными лидерами-менеджерами становятся те, кто выполняет связующую функцию между высшим и низшим уровнями организации. Во-вторых, Лайкерт предложил ставший знаменитым принцип поддержания отношений, который гласил: лидеры должны обеспечивать максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках определенной организации рассматривались как взаимодополняющие и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников. В работе «Человеческая организация» (1967) Лайкерт сопоставил разные типы организаций, взяв за основу типы принятого управленческого стиля. В результате он выделил 4 типа организаций. • Организации 1-го типа. По Лайкерту, это — эксплуататорские и авторитарные организации. В таких организациях менеджеры и лидеры не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях. Поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, неточна и искажена. Цели навязываются сверху, где принимаются все важные решения. • Организации 2-го типа. Это — благожелательный и авторитарный тип организации. Лидеры и их подчиненные демонстрируют взаимоотношения по принципу «мастер — работник». В большей мере, чем в организации 1-го типа, подчиненные посвящены в дела организации. Здесь более развита система поощрений, лучше организован поток информации наверх. Взаимоотношения лидеров и подчиненных можно назвать патерналистскими. • Организации 3-го типа. Эту систему Лайкерт назвал консультативной формой организации, так как здесь лидеры все еще осуществляют полный контроль, но обращаются за консультацией к своим работникам, прежде чем принять окончательное решение. Сообщения наверх осторожны и неоткровенны, отсутствует свободная передача информации. • Организации 4-го типа. Этот тип организации Лайкерт определил как основанный на участии. Лидеры доверяют подчиненным и убеждены в том, что их персонал ответственно трудится для достижения поставленных организацией целей. Сообщения налажены четко, информационный поток осуществляется вертикально и горизонтально. Цели формулируются по принципу соучастия людьми, которые непосредственно вовлечены в практическое решение задач. Ф. Фидлерасчитают основателем теорий ситуационного лидерства. Развивая взгляды на эффективное лидерство в зависимости от условий, Фидлер охарактеризовал ситуации, в которых оказываются различные группы людей. За основу были взяты 3 критерия: 1. Власть лидера, обусловленная его служебным положением. 2. Характер задания: структурированное или нет. 3. Отношения «лидер – подчиненный. Исходя из этого, Фидлер классифицировал ситуации, с которыми сталкивается лидер, в зависимости от степени их благоприятности или не благоприятности. Рассматривая 3 критерия измерения — служебное положение, структуру заданий и отношения «лидер - подчиненный» — во всевозможных комбинациях, он получил 8 самостоятельных комбинаций. Комбинация 1 означает наиболее благоприятную ситуацию, в которой оказывается лидер: служебное положение гарантирует прочную власть, задание хорошо структурировано, отношения «лидер — подчиненный» позитивны. В качестве примера можно привести популярного командира взвода в армии. Комбинация 8 наименее благоприятна: служебная власть лидера слаба, задание не структурировано, отношения «лидер — подчиненный» негативны. В качестве примера можно привести непопулярного руководителя проекта, решающего с группой инженеров сложные технические проблемы. Чтобы определить наиболее эффективный стиль лидерства для каждой из 8 комбинаций, Фидлер классифицировал лидеров — руководителей групп на основе их поведения по отношению к «наименее предпочтительным сотрудникам (НПС)». Без учета многочисленных деталей очки лидеру по показателю НПС зачислялись в зависимости от того, как он реагировал на сотрудника, с которым менее всего хотел бы работать. Так появилась классификация: лидер, ориентированный на человеческие отношения, лидер, ориентированный на задание. Основной результат исследований Фидлера: лидеры, движимые идеей выполнения задания, как правило, достигают лучших результатов и в крайне благоприятных ситуациях, и в неблагоприятных ситуациях. Напротив, лидеры, движимые стремлением формировать отношения, обычно получают наилучшие результаты в промежуточных или умеренно благоприятных (неблагоприятных) ситуациях. Эти оригинальные выводы он изложил в статье «Ситуационная модель — новые направления в лидерстве» (1974). В 1973 г. в монографии В. Врума и Ф. Йеттона «Лидерство и принятие решений» была сформулирована новая модель лидера. Эта модель иллюстрирует, насколько эффективны различные стили лидерства и решения проблем. Данный подход позволяет сделать вывод, что эффективный лидер может и должен демонстрировать самые разные стили лидерства и разрешения проблем в зависимости от типа проблем и конкретного времени их появления. Далее в статье «Принятие решений как социальный процесс: нормативная и дескриптивная модель поведения лидера» (1974) В. Врум и А. Яго попытались развить ранее полученные результаты, разработав программу обучения лидерству. Идеи Фидлера были развиты в теории «путь — цель» Р. Хаусом и Т. Митчеллом. Изложена она была в статье «Теория лидерства «путь — цель» (1974). Они исследовали проблему влияния поступков лидера на восприятие подчиненными цели своей работы, личных целей и путей достижения этих целей. Теория «путь — цель» во многом основывается на процессуальной теории мотивации — теории ожиданий. С точки зрения практики теория «путь — цель» предлагает несколько положений, которыми лидеры могут руководствоваться в своих действиях по стимулированию более высокой продуктивности подчиненных. • Лидеры могут усилить мотивацию, выявляя и стимулируя потребности подчиненных в высоких результатах, которые они могут контролировать. Они могут обсуждать со своими подчиненными возможности потенциального служебного роста и заработка для тех, кто выполняет специальные задания. •Лидеры могут эффективно повышать мотивацию, выплачивая поощрительные вознаграждения тем членам группы, которые достигают высокой продуктивности. • Лидеры могут облегчить достижение поставленных целей, инструктируя и советуя. Лидеры, принимающие на себя менторские функции, могут, например, усилить мотивацию подчиненных, оказывая им помощь, давая мудрый совет или делясь опытом, д
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.065 с.) |