Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирическая школа, или Наука управления
В настоящее время деятельность эмпирической школы развивается в двух направлениях: конкретные, организационно-технические, экономические исследования аспектов управления предприятием; социологические изыскания прикладного характера, с ярко выраженной идеологической функцией, реализуемой в форме общесоциологических выводов и различных концепций. Несмотря на то, что в теоретическом отношении эмпирическая школа представляет собой разрозненные воззрения представителей многих научных дисциплин, она ставит и разрабатывает реальные проблемы управления крупной деловой организацией. Многие ее рекомендации способствуют повышению эффективности деятельности организации. Большинство теоретиков эмпирической школы разграничивали понятия «научный менеджмент», или «научное управление». Научный менеджментрассматривался как практика управления, осуществляемая на научной основе, которую составляет наука менеджмента, т. е. теоретические исследования механизма и процесса управления. Г. Саймондс в статье «Институт управленческих наук» (1957) подчеркивал, что в отличие от научного менеджмента, наука менеджмента является частью признанного знания, которое систематизировано и сформулировано в соответствии с установленными общими истинами или общими закономерностями. Несмотря на большое разнообразие точек зрения относительно теории и практики управления, все едины в одном: менеджмент, или искусство управления людьми, — это специфическая, самостоятельная область деятельности и знания. Э. Петерсен и Э. Плоумен в книге «Бизнес — организация и менеджмент» (1953), пишут: «В широком смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, развиваемым в результате свойственной человеку тенденции к формированию групп. Примерами таких групп являются правительства, клубы различных видов и деловые предприятия. Какой бы ни была группа, она должна иметь свой собственный менеджмент. В этом смысле менеджмент можно определить как совокупность методов, с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи той или иной человеческой группы». Эта общая концепция управления варьирует в деталях применительно к различным видам человеческих групп, однако в основе своей остается неизменной. В связи с этим Петерсен и Плоумен различали шесть основных видов менеджмента, соответствующих определенным социальным группам.
1. Правительство. Хотя обычно понятие менеджмента не применяется к деятельности правительства, его деятельность во всех отношениях соответствует общему определению менеджмента. 2. Государственный менеджмент. Организация любого государственного учреждения и осуществление власти над его служащими. 3. Военный менеджмент. Особый вид государственного менеджмента. Организация вооруженных сил и командование ими. 4. Ассоциационный, или клубный, менеджмент. Как и в государственных учреждениях, здесь необходимы организация деятельности группы служащих и руководство ею. 5. Бизнес-менеджмент. Особый вид управления деловыми или коммерческими предприятиями, отличающийся от правительственного и государственного. 6. Менеджмент в государственной собственности. Специальный вид бизнес-менеджмента. Кроме функций частного делового предприятия, на характер данного менеджмента влияют также государственные и социальные проблемы и соображения. Отличного от Петерсена и Плоумена мнения придерживался известный теоретик и консультант управления Питер Друкер. Сегодня его мнение по любому вопросу менеджмента — это практически общепризнанная догма лидера среди всех гуру менеджмента. П. Друкер родился в Австрии в 1909 г., учился в университете г. Франкфурта. После прихода к власти нацистской партии в 1930-х годах уехал в Англию, затем США. Занимался научной деятельностью в разных направлениях: от журналиста и экономиста до консультанта и преподавателя колледжа. Он преподавал менеджмент в университете Нью-Йорка, в других колледжах и университетах США. Он автор учебников, романов и автобиографии. Но наибольшую известность ему принесла опубликованная в 1954 г. книга «Практика управления». Именно в этой работе он выступил против расширительного толкования понятия менеджмента, считая, что его следует относить только к деловому предприятию, осуществляющему производство товаров или предоставляющему различные экономические услуги. Хотя он и признавал наличие общих принципов управления, все-таки он считал, что менеджмент — это искусство или способ управления бизнесом. Соответственно этому менеджмент, по Друкеру, — это принципы и методы управления именно деловым предприятием, ибо искусство, компетенция, опыт менеджмента не могут быть перенесены и применены к организации других институтов и управлению ими. Эта эмпирическая конкретизация понятия менеджмента применительно к деловым организациям типична для большинства современных теоретиков менеджеризма.
Такую точку зрения в разной степени поддерживают большинство теоретиков бизнеса. Например, профессор Высшей школы бизнеса Колумбийского университета У. Ньюмен, известный как специалист по демократическому деловому предприятию, в своей работе «Административное действо» (1956) назвал управление главной социальной техникой. Искусные управляющие, писал он, жизненно необходимы для всякого динамического, преуспевающего предприятия. Другие факторы, такие, как капитал и технические знания, также являются необходимыми, однако без компетентных управляющих никакая компания не сможет долгое время сохранять ведущее положение. Эти люди должны планировать, направлять и контролировать бизнес. У. Ньюмен определил управление как направление, руководство и контроль усилий группы индивидуумов для осуществления какой-либо общей цели. «Очевидно, что хороший управляющий — тот, кто добивается, чтобы группа достигла своих целей при минимальных затратах ресурсов и усилий». Ньюмен отмечал, что нередко посты управляющих предприятиями занимают лица, проявившие выдающиеся способности в той конкретной отрасли, которой они руководят. Никто не отрицает, что личный опыт и специальные знания являются очень ценными качествами управляющего. Однако, заявляет Ньюмен, этого оказывается совершенно недостаточно для того, чтобы быть менеджером. Одним из главных доказательств специфичности деятельности менеджера служит, по Ньюмену, тот факт, что одно и то же лицо оказывается в состоянии успешно управлять разными предприятиями. В действительности, пишет он, это искусство управления является настолько важным, что способные управляющие могут перемещаться с одного поста на другой и добиваться выдающихся результатов в каждом случае. Каждому менеджеру приходится делать много вещей, которые, не являются собственно управленческими, рассуждал он далее, однако для всех менеджеров, независимо от занимаемых ими постов, существуют некоторые общие обязательные функции. Во-первых, менеджер определяет цели делового предприятия, решает, что необходимо сделать для их достижения, и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми. Во-вторых, менеджер организует. Он классифицирует работу, распределяет ее, создает необходимую организационную структуру, подбирает соответствующий состав руководящих работников. В-третьих, менеджер обеспечивает побудительные мотивы и связь. Он создает коллектив из лиц, отвечающих за различную работу, используя для этого все имеющиеся у него средства, включая премии, награды и выдвижение на более высокую должность. Менеджер достигает необходимой согласованности действий всего коллектива через постоянную связь как от себя к подчиненным, так и в обратном направлении.
В-четвертых, менеджер анализирует деятельность организации, определяет нормирование, оценивает деятельность всех лиц, работающих на предприятии. В-пятых, менеджер обеспечивает рост людей. В зависимости от того, как он осуществляет свои функции, он либо способствует росту людей, либо, напротив, затрудняет его; либо укрепляет единство, либо разрушает его. Друкер считал, что рассчитывать на серьезное знание всех конкретных проблем, с которыми сталкивается менеджер в процессе руководства предприятием нельзя. Менеджер не может быть универсальным гением. Он имеет свое специфическое орудие труда, а именно информацию. Менеджер побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы, но не больше. Его единственным инструментом является письменное или устное слово либо язык цифр. Независимо от того, связана работа менеджера с техникой, расчетными операциями или с продажей продукции, эффективность его работы зависит от его способности слушать, читать, говорить, писать. Ему нужно владеть искусством доведения своих мыслей до сознания других, как и искусством выявлять мнения других людей. Идеи и разработки П. Друкера и других представителей эмпирической школы о природе и особенностях менеджмента в настоящее время получили широкое признание среди теоретиков и практиков управления.
Вопросы для повторения: 1. Перечислите основные положения концепции научного менеджмента Ф. Тейлора. 2. Каковы принципы эффективности X. Эмерсона? 3. Обьясните суть административной теории А. Файоля 4. Изложите основные положения «школы человеческих отношений» Э.Мэйо 5. Каковы основные принципы эмпирическая школа?
Резюме по теме:Весь XX в. характеризуется существованием двух крупнейших центров развития мировой управленческой мысли. Один, обслуживая капиталистическое хозяйство, расположился в США, другой находился до конца 1980-х годов в СССР, и обслуживал управление социалистическим хозяйством. Основоположник американского научного менеджмента Тейлор рассматривал его как процесс слияния материальных ресурсов производства, технологии и человеческих ресурсов для достижения эффективности производства и целей предприятия. Основные принципы своей концепции Тейлор изложил в работе «Принципы научного менеджмента». Эмерсон в монографии «Двенадцать принципов эффективности» обобщил результаты своих исследований и жизненного опыта. Файоль выделил функций и принципов управления. С имененм Э. Мэйо связывают возникновение новой школы научного менеджмента, получившей название школы человеческих отношений. Эмпирическая школа, представляя собой разрозненные воззрения представителей многих научных дисциплин, ставит и разрабатывает реальные проблемы управления крупной деловой организацией. Многие ее рекомендации способствуют повышению эффективности деятельности организации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.012 с.) |