Организация и принципы эффективности X. Эмерсона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и принципы эффективности X. Эмерсона



Х. Эмерсон многого достиг в поиске причин низкой эффективности тру­довой и организационной деятельности и разработке мер ее повышения.

Эмерсон родился в 1853 г. в Трентоне (штат Нью-Йорк). Его отец был профессором английской литературы и пресвитери­анским миссионером. Эмерсон учился в Германии, Англии, Фран­ции, Италии и Греции, говорил на 19 языках, и неудивительно, что он возглавил факультет иностранных языков в университете Небраски в возрасте всего 23 лет. Однако не прошло и 5 лет, как он отказался от университетской карьеры и занялся бизнесом. В течение последующих 20 лет он занимался экономическими и инженерно-техническими исследованиями для компании Bur­lington Railroad и одновременно консультировал фирмы во всем мире. В качестве инженера-консультанта он реорганизовал ком­пании Archison и Topekau Santa Fe Railroad, на которых внедрил системы калькуляции затрат, ведения бухгалтерского учета и пре­миальной заработной платы. Именно в связи с этими успехами он получил известность как первый «инженер по эффективности».

В 1908 г. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», выводом которой был: только человеческая неэффек­тивность является причиной бедности человечества.

Проблему неэффективности труда можно решить двумя способами: во-первых, с помощью специально разработанных методов, которые позволили бы людям добиваться максимальных резуль­татов, на которые они способны в решении задач или достижении поставленных целей; во-вторых, с помощью методов постановки целей, требующих максимальной производительности, на которую исполнитель ра­боты способен.

Вывод его исследований таков: экономия от операций в больших масштабах, или увеличение отдачи от масштаба, имеет предел, после которого наступает неэффективность или уменьше­ние отдачи от масштаба,а причиной неэффективности производ­ства является неэффективная структура организации.

Для оценки результатов труда Эмерсон предлагал использовать стандарты.

В работе он исследовал вопросы человеческих возможностей (людских ресурсов), взаимосвязь временных нор­мативов выполнения работы (или задания), времени и соответ­ствующего премиального вознаграждения. Все проблемы он рас­сматривал в контексте эффективности, которая есть ни что иное, как основа хозяйственной деятельности и установления заработной платы.Не следует ожидать эффективности от переутомленных, низкооплачиваемых и ожес­точенных людей. Эффективность достигается тогда, когда нуж­ная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте и в нужное время.

Обобщение полученных результатов исследований и жизнен­ного опыта было приведено во второй монографии Эмерсона «Двенадцать принципов эффективности» (1912). Вот их перечень:

1) четко сформулированные идеалы и цели организации;

2) здравый смысл в принятии решений;

3) привлечение экспертов по принимаемым решениям;

4) дисциплина в работе;

5) честность в ведении дел;

6) прямой, адекватный и постоянный учет;

7) диспетчеризация (или календарное планирование);

8) использование стандартов и графиков;

9) стандартизация условий;

10) стандартизация операций;

11) стандартные инструкции;

12) вознаграждение за эффективный труд.

По мнению Эмерсона, неэффективность и потери в органи­зации любой работы можно устранить только тогда, когда действуют одновременно все 12 принципов. Максимальная неэф­фективность может иметь место по одной из двух причин: либо эти принципы неизвестны на данном предприятии, либо извест­ны, но не практикуются. В любом случае эффективность страдает. Поэтому, если принципы не действуют, то эффективность прак­тически недостижима.

Проблемами эффективности интересовались и другие инженеры, среди которых были М. Кук и У. Кларк.

М. Кукбыл инициатором приложения идей эффективности к повы­шению эффективности муниципального и университетского ме­неджмента. Он был одним из 4 ученых, включая Гантта, кого Тейлор признавал своими истинными последователями, достой­ными преподавать его идеи и систему. Кук ро­дился в 1872 г., получил диплом инженера в университете. Еще до встречи с Тейлором Кук начал заниматься проблемами неэффективности в промыш­ленности и пытался применить научные методы для устранения по­терь в организации работ. На Тейлора молодой инженер произвел большое впечатление, и он рекомендовал его как исследова­теля эффективности деятельности администрации американской высшей школы при финансовой поддержке Фонда Карнеги.

Доклад Кука, опубликованный в 1910 г. под назва­нием «Академическая и промышленная эффективность», принес ему широкую известность. Оценка Кука, уже ставшего экспертом по эффективности работы вузов­ских преподавателей и администраторов, не нашла одобрения с их стороны. В докладе содержалось то, чего никто из них не хотел слышать, а именно: принятие решений в университетских коми­тетах громоздко, система бессрочного занятия должностей скры­вает непродуктивную деятельность слишком многих, а факультеты функционируют вне всякой связи друг с другом. Доклад был од­ной из первых публикаций, ставшей впоследствии основой прин­ципа Питера о полной некомпетентности менеджеров (В иерархической структуре каждый индивидуум имеет тенденцию дос­тичь своего уровня полной некомпетентности [Питер Л. Принцип Пите­ра. - М.: ACT, 2003. С. 53].

Кук призывал к внедрению «зачетных часов для студентов» в качестве единицы измерения эффективности, к по­ощрению преподавателей на основе достигнутой продуктивности. После этого в 1911 г. по рекомендации Тейлора Кук занял пост руководителя общественных работ в Филадельфии, где и стал реализовывать свои идеи эффективности, но уже в государственном секторе. В 1918 г. вышла его вторая работа «Наши города пробуждаются», где содержалось много прак­тических рекомендаций по совершенствованию муниципального управления. Благодаря реализации его идей только на сборе му­сора в городе в течение 4 лет была достигнута экономия свыше 1 млн. долл. Кроме того, он лично возбудил процесс против ком­пании Philadelphia Electric, чтобы заставить ее снизить тарифы на электроэнергию. В результате внесудебного урегулирования компания выплатила городу более 1,2 млн. долл. Вклад Кука в раз­витие идей эффективности управления и в реальное движение за эффективность был очень значительным. До него единственной сферой применения менеджмента считались отрасли промышлен­ного производства. Кук применил эти же принципы к вузам и правительственным учреждениям на всех уровнях. При этом он был убежден, что практически все прин­ципы бизнес-менеджмента применимы и к другим областям человеческой деятельности, если эффективность стано­вится критерием этой деятельности.

У. Кларкродился в 1880 г., закончил университет в Цинциннати. Работал чиновником в различных организациях, был личным секретарем президента компании Remington Typewriter, сотрудничал с консалтинговой фирмой Г. Гантта. Прежде чем открыть собственную практику в 1920 г., Кларк предпринял несколько поездок в Польшу, Англию и Фран­цию, пытаясь применить там принципы научного менеджмента.

Будучи почитателем Г. Гантта, его техники графического планирования и составления календарных графиков, Кларк счи­тал, что диаграмма Гантта может быть полезна для контроля пяти­летних планов в социалистической России. Именно в связи с этой идеей он сотрудничал с Поляковым, который способствовал внедрению многих идей научного менеджмента в СССР. Кларк охотно сотрудничал с профсоюзами с целью повышения эффективности производства. Заслуга Кларка заключается прежде всего в пропаганде идей американского менеджмента в Европе. Благодаря ему менеджмент преодолел Атлантический океан, что привело к расширению круга лиц и групп, ознакомившихся с американскими системами управления. Одной из самых престижных наград, присуждаемых сегодня в области менеджмента за выдающийся вклад в раз­работку научных методов управления в международном масштабе, является премия Кларка.

Основатели научного менеджмента понимали важность ана­лиза и синтеза для создания науки управления. Однако они на­много лучше владели анализом, или разделением комплексных процессов (труда) на отдельные составные элементы, чем синтезом. Разработка единой теории, построенной на анализе и синтезе, стала задачей другой группы авторов, которые способ­ствовали развитию организационного, или функционального, взгляда на менеджмент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.008 с.)