Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источниковедение: теоретические проблемы; методика исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источниковедение занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки студентов, поскольку источники составляют основу исторического познания. Освоение материала о сохранившемся корпусе исторических источников, умение работать с ними, извлекать и оценивать научно-познавательную ценность их информации - все это определяет одну из сторон профессионального уровня историка-исследователя. Курс “Теоретические и методические проблемы исторического источниковедения” является составной частью блока учебных дисциплин, включающих изучение вспомогательных исторических дисциплин, теоретико-методических аспектов работы с историческими источниками и углубленное знакомство студентов с конкретными группами (типами и видами) исторических источников. Лекционный курс “Теоретические и методические проблемы исторического источниковедения” нацелен на усвоение будущими историками процесса трансформации источниковедения в науку, современного понимания статуса источниковедения и его места среди отраслей исторического знания. Кроме того, курс предполагает изучение студентами процесса формирования понятийно-терминологического аппарата источниковедения; постановки и решения наиболее актуальных проблем источниковедения: природа исторического источника, его свойства и диалектическая связь с прошлым; принципы, уровни и критерии классификации исторических источников, полифункциональность и эволюция их видов; полиструктура информации источников и методы извлечения потенциальной информации; структура источниковедческого исследования, его этапы, цели, задачи и результаты. Полученные на лекциях знания закрепляются и углубляются на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов, изучающих исследовательскую литературу по теоретическим и методическим проблемам источниковедения. II. Основное содержание
Вводное занятие. Источник как средство реализации какой-либо потребности. Исторический источник как средство получения информации о прошлом. Исторические источники - основа исторического познания. Исторические источники - объект источниковедения. Полисемантичность термина “источниковедение”. Источниковедение как отрасль исторического познания и как стадия исторического исследования. Создание источниково-информационной основы - центральная стадия исторического исследования. Особенности исторического познания, его основные принципы: историзм, ретроспективность, реконструктивность и репрезентативность. Теоретический и эмпирический уровни исторического познания. Основные условия, обеспечивающие адекватность и объективность исторического познания.
Отечественные и зарубежные исследователи об определении понятия “исторический источник”. Результаты дискуссий об определении понятия “исторический источник”. Определение понятия “исторический источник” в свете теории отражения и учения об информации. Виды информации о прошлом. Полиструктура информации. Актуальная (выраженная), скрытая (утаенная) и потенциальная (косвенная) информация в исторических источниках, методы ее извлечения. Пути (средства) преодоления опасности архаизации и модернизации информации исторических источников. Методы определения объема (полноты) и качества (адекватности, точности) информации исторических источников. Объективные причины неисчерпаемости информации исторических источников. Природа исторического источника. Историческая действительность и исторический источник. Связь содержания источника с социальным положением и политическими пристрастиями, психологическим и нравственным состоянием, литературным талантом и другими качествами его автора. Объективное и субъективное в историческом источнике. Исторический источник как часть прошедшей объективной реальности, ее воплощение, отражение и результат целенаправленной человеческой деятельности. Проблема познающего субъекта в источниковедении. Взаимодействие системы “историк-исследователь и исторический источник”. Объективный характер содержания исторических источников. Механизм диалектической связи прошедшей объективной реальности (исторического прошлого) и исторического источника; источника, историка и результата его исследования.
Значение классификации как научной проблемы. Соотношение классификации и систематизации исторических источников. Цели, характер классификации и систематизации исторических источников. Основные принципы и критерии систематизации и классификации исторических источников. Постановка и решение проблемы классификации исторических источников в отечественном и зарубежном источниковедении. Первые классификационные схемы, их критика. Деление источников на “остатки” (документальные памятники) и “предания” (традиции, описания) как попытка определить соотношение источника и действительности, степень отражения действительности в сознании творца источника. Основной гносеологический недостаток подобной классификации - ее слишком общий характер, разрыв объективного и субъективного в источнике. Классификация исторических источников на основе семантического аспекта заложенной в них информации (тематическое разнообразие и освещаемая проблематика). Классификация по сфере возникновения и функционирования исторических источников. Основные недостатки предложенных схем. Классификация исторических источников в соответствии с хронологическим принципом по социально-экономическим формациям - обеспечение возможности познания эволюции источников в связи с изменениям общественно-политической обстановки. Позитивное значение и гносеологические недостатки этой классификации. Типологическая классификация исторических источников на основе синтаксического аспекта информации - по способу воплощения, отражения и передачи информации в специфически закодированной форме. Научная критика классификации исторических источников на семь типов с позиций теории информации (за условность и отсутствие единого критерия). Выделение четырех типов исторических источников - вещественные, фонические, письменные и изобразительные - как первый (общий) уровень классификации. Видовая классификация исторических источников на основе прагматического аспекта информации - по общности устойчивых признаков формы и содержания, обусловленной социальными функциями источников. Характеристика видообразующих факторов. Полифункциональность исторических источников, обусловленная неисчерпаемостью их информации и способностью выполнять социальные и гносеологические функции. Схемы связи видов источников с их социальными функциями. Эволюция видов источников, ее причины, проявления и значение для решения источниковедческих задач.
Определение объекта, предмета и задач источниковедения на разных стадиях развития исторической науки. Отношение к источникам в древности и в период средневековья. Провиденциализм - методологическая основа использования источников в средние века. Распространение практики фальсификации источников, искажения их информации в связи с политическими, материальными и другими интересами. Влияние рационалистической философии на изменение методологического подхода к источникам, определение основных задач при работе с ними. Постепенное выделение источниковедения в отдельную историческую дисциплину в XIX - начале ХХ в. Влияние позитивизма на определение объекта и предмета источниковедения в отечественной и зарубежной историографии. Роль В.О. Ключевского в постановке источниковедения как учебной дисциплины. Вклад А.С. Лаппо-Данилевского в разработку теоретико-методологических и методических проблем источниковедения. Сведение источниковедения к решению методических задач использования исторических источников в 20 - 30-х годах ХХ в. Зарождение представления об источниковедении как одной из вспомогательных исторических дисциплин или как комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Условия для развития источниковедения, сложившиеся во второй половине 50 - начале 60-х годов ХХ в. Постановка ряда теоретических и методических проблем. Разработка программ и лекционных курсов, создание учебников по источниковедению. Завершение процесса формирования источниковедения в отдельную отрасль исторических знаний, имеющую свою теорию и методику во второй половине ХХ в. Современное понимание междисциплинарного статуса источниковедения. Различие и близость источниковедения и истории как науки. Соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Проблема дифференциации и интеграции отраслей исторического знания. Значение вспомогательных исторических дисциплин для решения задач конкретных источниковедческих исследований. Источниковедение - наука о теоретических и методических проблемах изучения и использования исторических источников. Теоретические и прикладные задачи исторического источниковедения.
Вопрос о структуре источниковедческого исследования - важная теоретико-методологическая и прикладная проблема источниковедения. Выделение этапов источниковедческого исследования - методический прием, отражающий процесс работы с источниками и облегчающий их изучение. 1) Эвристический этап источниковедческого исследования. Вопрос о соотношении эвристики и информатики в отечественной историографии. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе решения эвристических проблем. Цель эвристического этапа - создание источниково-информационной основы источниковедческого исследования. Задачи и закономерности выявления исторических источников. Отбор оптимального круга источников, необходимых для решения поставленных источниковедческих задач. Определение хронологических рамок для поиска источников. Выявление опубликованных источников в изданиях государственных, партийных, общественных и научных учреждений. Типы документальных публикаций исторических источников. Справочники и библиографии публикаций исторических источников. Особенности методики выявления источников в документальных публикациях. Определение круга учреждений, ведомств, организаций и лиц, в архивах которых могли сохраниться необходимые для исследования исторические источники. Методика поиска источников в архивах: использование путеводителей, реестров фондов, каталогов, описей, обзоров и т.п. справочных пособий. Использование автоматизированных информационно-справочных систем для поиска исторических источников. Приемы оформления копий и выписок из архивных и опубликованных документов. Систематизация собранного материала в соответствии с задачами исследования. Решение проблемы реконструкции несохранившихся источников. Возможность заполнения лакун (пропусков) логическим путем, по косвенным данным, упоминаниям в литературе и источниках. Определение репрезентативности выявленного комплекса исторических источников. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем, банков (архивов) машино-читаемых данных на основе выявленных источников - одно из актуальных направлений в источниковедении. Отечественный и зарубежный опыт создания и использования информационно-справочных систем для поиска исторических источников, для оптимизации эвристической работы. Значение образованной источниково-информационной основы для решения задач источниковедческого исследования. 2) Текстологический этап источниковедческого исследования. Место текстологии в системе исторических знаний. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе решения текстологических проблем изучения исторических источников. Диалектическая связь формы и содержания исторических источников. Влияние экономических, социально-политических и психологических условий на возникновение, функционирование и содержание источников. Цель текстологического этапа - создание содержательно-семантической основы источниковедческого исследования. Вопрос о задачах текстологического изучения исторического источника и последовательности их решения в отечественном источниковедении. Изучение внешнего облика исторического источника, особенностей его оформления, структуры, материально-технических средств реализации. Значение результатов палеографического изучения документа для решения различных задач источниковедческого исследования. Установление текста источника: его прочтение, понимание буквального смысла, раскрытие сокращений, “темных мест”, расшифровка тайнописи, анализ систем мер (длины, веса, площади, объема, денежного счета и т.п.). Установление места, обстоятельств и времени создания источника, его авторов, редакторов и издателей. Методы решения этих задач - использование результатов изучения внешнего облика, лексико-семантического анализа текста и собранных из дополнительных материалов сведений о “биографии” источника. Вопрос о дефиниции (определении) процедуры установления авторской принадлежности источника. “Патернизация” - термин, обозначающий установление автора источника. Критерий и норма (достаточная полнота, степень необходимости) установления авторской принадлежности для разных видов источников. Вопрос о критерии датировки источников. Понятие “двойная датировка” - уточнение времени создания и времени внедрения источника в общественную практику, т.е. времени осуществления им его социальных функций. Вопрос о норме (степени необходимой и достаточной полноты) датировки источника. Понятие “дублирующая датировка” - уточнение даты документа по разным системам летоисчисления. Установление истории текста источников. Понятия, используемые при изучении истории текста источника - протограф, авторский текст, редакция, извод, список. Методы установления и анализа разночтений между списками. Определение времени, старшинства, сознательности или случайности разночтений, вставок и пропусков в тексте. Значение изучения истории текста и генетических связей источников для понимания эволюции их атрибутивных признаков и содержащейся в тексте информации. Установление подлинности источника. Причины возникновения поддельных и фальсифицированных источников. Методы определения подделки или фальшивки. Значение текстологического изучения исторических источников для решения всех задач источниковедческого исследования. 3) Герменевтика, интерпретация, анализ и синтез информации источников - заключительный (аксиологический, оценочный) этап источниковедческого исследования. Понимание герменевтики в отечественной и зарубежной историографии. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе герменевтического изучения информации исторических источников. Неисчерпаемость информации источников. Объективность отражения источником исторической действительности. Исторический источник как воплощение прошлого или его части. Влияние политических позиций и классовых интересов автора источника на объем и качество содержащейся в нем информации. Цель герменевтического этапа - определение научно-познавательной ценности источника, степени реализации им его гносеологической функции; разработка практических рекомендаций о возможности использования источника в исторических исследованиях. Задачи интерпретации информации исторических источников. Решение проблемы аутентичности информации источника. Определение синхронности и ретроспективности информации источника. Методика извлечения и анализа выраженной (актуальной) и косвенной (потенциальной) информации исторических источников. Методика определения количества (объема) и качества (точности, полноты, достоверности) информации исторических источников. Установление факторов, влияющих на количество и качество информации. выявление намеренных (сознательных) и ненамеренных (случайных) искажений информации в источнике. Сравнение групп проанализированных источников для определения научно-познавательной ценности их информации. Роль социальной функции исторического источника при определении гносеологической ценности его информации. Методика установления генеалогических связей исторических источников. Влияние генеалогических связей источников на полноту, достоверность и адекватность отражения источником исторического прошлого. Решение проблемы репрезентативности информации исторических источников. Значение определения научно-познавательной ценности исторических источников, степени реализации ими их гносеологической функции для выводов о перспективах и эффективности их использования в исторических исследованиях.
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.009 с.) |