Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источниковедение: теоретические проблемы; методика исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источниковедение занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки студентов, поскольку источники составляют основу исторического познания. Освоение материала о сохранившемся корпусе исторических источников, умение работать с ними, извлекать и оценивать научно-познавательную ценность их информации - все это определяет одну из сторон профессионального уровня историка-исследователя. Курс “Теоретические и методические проблемы исторического источниковедения” является составной частью блока учебных дисциплин, включающих изучение вспомогательных исторических дисциплин, теоретико-методических аспектов работы с историческими источниками и углубленное знакомство студентов с конкретными группами (типами и видами) исторических источников. Лекционный курс “Теоретические и методические проблемы исторического источниковедения” нацелен на усвоение будущими историками процесса трансформации источниковедения в науку, современного понимания статуса источниковедения и его места среди отраслей исторического знания. Кроме того, курс предполагает изучение студентами процесса формирования понятийно-терминологического аппарата источниковедения; постановки и решения наиболее актуальных проблем источниковедения: природа исторического источника, его свойства и диалектическая связь с прошлым; принципы, уровни и критерии классификации исторических источников, полифункциональность и эволюция их видов; полиструктура информации источников и методы извлечения потенциальной информации; структура источниковедческого исследования, его этапы, цели, задачи и результаты. Полученные на лекциях знания закрепляются и углубляются на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов, изучающих исследовательскую литературу по теоретическим и методическим проблемам источниковедения. II. Основное содержание
Вводное занятие. Источник как средство реализации какой-либо потребности. Исторический источник как средство получения информации о прошлом. Исторические источники - основа исторического познания. Исторические источники - объект источниковедения. Полисемантичность термина “источниковедение”. Источниковедение как отрасль исторического познания и как стадия исторического исследования. Создание источниково-информационной основы - центральная стадия исторического исследования. Особенности исторического познания, его основные принципы: историзм, ретроспективность, реконструктивность и репрезентативность. Теоретический и эмпирический уровни исторического познания. Основные условия, обеспечивающие адекватность и объективность исторического познания.
Отечественные и зарубежные исследователи об определении понятия “исторический источник”. Результаты дискуссий об определении понятия “исторический источник”. Определение понятия “исторический источник” в свете теории отражения и учения об информации. Виды информации о прошлом. Полиструктура информации. Актуальная (выраженная), скрытая (утаенная) и потенциальная (косвенная) информация в исторических источниках, методы ее извлечения. Пути (средства) преодоления опасности архаизации и модернизации информации исторических источников. Методы определения объема (полноты) и качества (адекватности, точности) информации исторических источников. Объективные причины неисчерпаемости информации исторических источников. Природа исторического источника. Историческая действительность и исторический источник. Связь содержания источника с социальным положением и политическими пристрастиями, психологическим и нравственным состоянием, литературным талантом и другими качествами его автора. Объективное и субъективное в историческом источнике. Исторический источник как часть прошедшей объективной реальности, ее воплощение, отражение и результат целенаправленной человеческой деятельности. Проблема познающего субъекта в источниковедении. Взаимодействие системы “историк-исследователь и исторический источник”. Объективный характер содержания исторических источников. Механизм диалектической связи прошедшей объективной реальности (исторического прошлого) и исторического источника; источника, историка и результата его исследования.
Значение классификации как научной проблемы. Соотношение классификации и систематизации исторических источников. Цели, характер классификации и систематизации исторических источников. Основные принципы и критерии систематизации и классификации исторических источников. Постановка и решение проблемы классификации исторических источников в отечественном и зарубежном источниковедении. Первые классификационные схемы, их критика. Деление источников на “остатки” (документальные памятники) и “предания” (традиции, описания) как попытка определить соотношение источника и действительности, степень отражения действительности в сознании творца источника. Основной гносеологический недостаток подобной классификации - ее слишком общий характер, разрыв объективного и субъективного в источнике. Классификация исторических источников на основе семантического аспекта заложенной в них информации (тематическое разнообразие и освещаемая проблематика). Классификация по сфере возникновения и функционирования исторических источников. Основные недостатки предложенных схем. Классификация исторических источников в соответствии с хронологическим принципом по социально-экономическим формациям - обеспечение возможности познания эволюции источников в связи с изменениям общественно-политической обстановки. Позитивное значение и гносеологические недостатки этой классификации. Типологическая классификация исторических источников на основе синтаксического аспекта информации - по способу воплощения, отражения и передачи информации в специфически закодированной форме. Научная критика классификации исторических источников на семь типов с позиций теории информации (за условность и отсутствие единого критерия). Выделение четырех типов исторических источников - вещественные, фонические, письменные и изобразительные - как первый (общий) уровень классификации. Видовая классификация исторических источников на основе прагматического аспекта информации - по общности устойчивых признаков формы и содержания, обусловленной социальными функциями источников. Характеристика видообразующих факторов. Полифункциональность исторических источников, обусловленная неисчерпаемостью их информации и способностью выполнять социальные и гносеологические функции. Схемы связи видов источников с их социальными функциями. Эволюция видов источников, ее причины, проявления и значение для решения источниковедческих задач.
Определение объекта, предмета и задач источниковедения на разных стадиях развития исторической науки. Отношение к источникам в древности и в период средневековья. Провиденциализм - методологическая основа использования источников в средние века. Распространение практики фальсификации источников, искажения их информации в связи с политическими, материальными и другими интересами. Влияние рационалистической философии на изменение методологического подхода к источникам, определение основных задач при работе с ними. Постепенное выделение источниковедения в отдельную историческую дисциплину в XIX - начале ХХ в. Влияние позитивизма на определение объекта и предмета источниковедения в отечественной и зарубежной историографии. Роль В.О. Ключевского в постановке источниковедения как учебной дисциплины. Вклад А.С. Лаппо-Данилевского в разработку теоретико-методологических и методических проблем источниковедения. Сведение источниковедения к решению методических задач использования исторических источников в 20 - 30-х годах ХХ в. Зарождение представления об источниковедении как одной из вспомогательных исторических дисциплин или как комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Условия для развития источниковедения, сложившиеся во второй половине 50 - начале 60-х годов ХХ в. Постановка ряда теоретических и методических проблем. Разработка программ и лекционных курсов, создание учебников по источниковедению. Завершение процесса формирования источниковедения в отдельную отрасль исторических знаний, имеющую свою теорию и методику во второй половине ХХ в. Современное понимание междисциплинарного статуса источниковедения. Различие и близость источниковедения и истории как науки. Соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Проблема дифференциации и интеграции отраслей исторического знания. Значение вспомогательных исторических дисциплин для решения задач конкретных источниковедческих исследований. Источниковедение - наука о теоретических и методических проблемах изучения и использования исторических источников. Теоретические и прикладные задачи исторического источниковедения.
Вопрос о структуре источниковедческого исследования - важная теоретико-методологическая и прикладная проблема источниковедения. Выделение этапов источниковедческого исследования - методический прием, отражающий процесс работы с источниками и облегчающий их изучение. 1) Эвристический этап источниковедческого исследования. Вопрос о соотношении эвристики и информатики в отечественной историографии. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе решения эвристических проблем. Цель эвристического этапа - создание источниково-информационной основы источниковедческого исследования. Задачи и закономерности выявления исторических источников. Отбор оптимального круга источников, необходимых для решения поставленных источниковедческих задач. Определение хронологических рамок для поиска источников. Выявление опубликованных источников в изданиях государственных, партийных, общественных и научных учреждений. Типы документальных публикаций исторических источников. Справочники и библиографии публикаций исторических источников. Особенности методики выявления источников в документальных публикациях. Определение круга учреждений, ведомств, организаций и лиц, в архивах которых могли сохраниться необходимые для исследования исторические источники. Методика поиска источников в архивах: использование путеводителей, реестров фондов, каталогов, описей, обзоров и т.п. справочных пособий. Использование автоматизированных информационно-справочных систем для поиска исторических источников. Приемы оформления копий и выписок из архивных и опубликованных документов. Систематизация собранного материала в соответствии с задачами исследования. Решение проблемы реконструкции несохранившихся источников. Возможность заполнения лакун (пропусков) логическим путем, по косвенным данным, упоминаниям в литературе и источниках. Определение репрезентативности выявленного комплекса исторических источников. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем, банков (архивов) машино-читаемых данных на основе выявленных источников - одно из актуальных направлений в источниковедении. Отечественный и зарубежный опыт создания и использования информационно-справочных систем для поиска исторических источников, для оптимизации эвристической работы. Значение образованной источниково-информационной основы для решения задач источниковедческого исследования. 2) Текстологический этап источниковедческого исследования. Место текстологии в системе исторических знаний. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе решения текстологических проблем изучения исторических источников. Диалектическая связь формы и содержания исторических источников. Влияние экономических, социально-политических и психологических условий на возникновение, функционирование и содержание источников. Цель текстологического этапа - создание содержательно-семантической основы источниковедческого исследования. Вопрос о задачах текстологического изучения исторического источника и последовательности их решения в отечественном источниковедении. Изучение внешнего облика исторического источника, особенностей его оформления, структуры, материально-технических средств реализации. Значение результатов палеографического изучения документа для решения различных задач источниковедческого исследования. Установление текста источника: его прочтение, понимание буквального смысла, раскрытие сокращений, “темных мест”, расшифровка тайнописи, анализ систем мер (длины, веса, площади, объема, денежного счета и т.п.). Установление места, обстоятельств и времени создания источника, его авторов, редакторов и издателей. Методы решения этих задач - использование результатов изучения внешнего облика, лексико-семантического анализа текста и собранных из дополнительных материалов сведений о “биографии” источника. Вопрос о дефиниции (определении) процедуры установления авторской принадлежности источника. “Патернизация” - термин, обозначающий установление автора источника. Критерий и норма (достаточная полнота, степень необходимости) установления авторской принадлежности для разных видов источников. Вопрос о критерии датировки источников. Понятие “двойная датировка” - уточнение времени создания и времени внедрения источника в общественную практику, т.е. времени осуществления им его социальных функций. Вопрос о норме (степени необходимой и достаточной полноты) датировки источника. Понятие “дублирующая датировка” - уточнение даты документа по разным системам летоисчисления. Установление истории текста источников. Понятия, используемые при изучении истории текста источника - протограф, авторский текст, редакция, извод, список. Методы установления и анализа разночтений между списками. Определение времени, старшинства, сознательности или случайности разночтений, вставок и пропусков в тексте. Значение изучения истории текста и генетических связей источников для понимания эволюции их атрибутивных признаков и содержащейся в тексте информации. Установление подлинности источника. Причины возникновения поддельных и фальсифицированных источников. Методы определения подделки или фальшивки. Значение текстологического изучения исторических источников для решения всех задач источниковедческого исследования. 3) Герменевтика, интерпретация, анализ и синтез информации источников - заключительный (аксиологический, оценочный) этап источниковедческого исследования. Понимание герменевтики в отечественной и зарубежной историографии. Теоретико-методологические принципы, лежащие в основе герменевтического изучения информации исторических источников. Неисчерпаемость информации источников. Объективность отражения источником исторической действительности. Исторический источник как воплощение прошлого или его части. Влияние политических позиций и классовых интересов автора источника на объем и качество содержащейся в нем информации. Цель герменевтического этапа - определение научно-познавательной ценности источника, степени реализации им его гносеологической функции; разработка практических рекомендаций о возможности использования источника в исторических исследованиях. Задачи интерпретации информации исторических источников. Решение проблемы аутентичности информации источника. Определение синхронности и ретроспективности информации источника. Методика извлечения и анализа выраженной (актуальной) и косвенной (потенциальной) информации исторических источников. Методика определения количества (объема) и качества (точности, полноты, достоверности) информации исторических источников. Установление факторов, влияющих на количество и качество информации. выявление намеренных (сознательных) и ненамеренных (случайных) искажений информации в источнике. Сравнение групп проанализированных источников для определения научно-познавательной ценности их информации. Роль социальной функции исторического источника при определении гносеологической ценности его информации. Методика установления генеалогических связей исторических источников. Влияние генеалогических связей источников на полноту, достоверность и адекватность отражения источником исторического прошлого. Решение проблемы репрезентативности информации исторических источников. Значение определения научно-познавательной ценности исторических источников, степени реализации ими их гносеологической функции для выводов о перспективах и эффективности их использования в исторических исследованиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.011 с.) |