Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение эффективности руководителяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Обсудите сильные стороны клиента и его проблемы. 2. Определите ключевые самовоспроизводящиеся паттерны. 3. Проанализируйте распределение ролей. 4. Спланируйте следующий шаг руководителя. Поощрение индивидуального подхода в стиле управления руководителя 1. Помогите руководителю определить индивидуальные потребности развития его сотрудников. 2. Помогите руководителю определить стиль его управления в соответствии с потребностями развития его сотрудников. Уровень управленческой компетенции руководителя 1. Выясните, какие управленческие навыки руководителя нуждаются в усовер 2. Составьте план развития руководителя в этих областях. К каждому 1. Определите потребности руководителя в развивающем коучинге. 2. Соотнесите стиль коучинга с уровнем компетенции руководителя и его уверенности в себе. Подведение итогов коучинга с «трудными» клиентами 1. Определите главный паттерн в «игре». 2. Изложите руководителю свое позитивное видение проблемы. 3. Обозначьте свою политику в отношениях с клиентом. Оценка эффективности коуча
1. Попросите клиента первым дать обратную связь и оцените собственную работу. 2. Определите свои сильные стороны и проблемы как коуча. 3. Назовите паттерны, в которых вы участвовали. 4. Перезаключите контракт на проведение дальнейшего коучинга. Часть III ОСОБЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ Глава девятая СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ
та глава для тех из вас, кто, будучи консультантами организаций и ведущими тренингов, хочет сменить эту роль на роль коуча руководителей. Это предполагает наличие у вас необходимых черт коуча руководителей, которые рассматривались в данной книге, например: • вы разделяете системный взгляд; • у вас сильное «Я», вам не страшны люди, стоящие у власти; • вы можете работать среди тревожных людей; • вы сконцентрированы на бизнесе и его результатах; • вы — великолепный слушатель; • вы можете перевести разговор с общих тем на конкретные; • вы в состоянии дать непосредственную обратную связь; • вы можете и поддержать клиента, и бросить ему вызов; • вы с юмором относитесь к человеческим слабостям; • вы можете позволить другим самим добиваться успеха и делать ошибки. Возможно, вам приходилось работать с десятками руководителей в организации, но ни один из них не попросил провести с ним коучинг, даже несмотря на то, что у вас есть необходимые навыки. Именно в такой ситуации оказалась я, когда стала начальником программы тренингов в одной корпорации. Деятельность этой организации направляла команда из семи руководителей высшего звена и двадцати пяти руководителей рангом пониже. Однако меня не нанимали в качестве коуча. Поначалу от меня ждали, что я буду вести тренинги для организации в целом. Предложение о проведении коучинга любому из них, не говоря уже о руководителях корпорации, показалось бы им абсурдом. Уже позднее я обнаружила, что оказалась в выгодном положении, так как руководители высшего звена сами стали просить меня провести с ними коучинг по вопросам стратегии и тактики развития организации. Вы можете перекинуть мост через пропасть, разделяющую вашу нынешнюю ситуацию и более развитые взаимоотношения коучинга, в которых хотите попрактиковаться. Совершая подобный переход, люди обычно сталкиваются со следующими типичными вопросами и трудными ситуациями. КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ТВЕРДОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ • Что мне делать, если я столкнусь с руководителем, который не знает, как использовать меня в качестве коуча? • С чего мне начать, учитывая позицию, которую я занимаю сейчас? Как создать подходящую возможность? • Что, если у руководителя сложилось совершенно иное представление об изменениях и моей роли в них, чем у меня? • Как я смогу перебороть нежелание руководителя тратить время на коучинг? • Как я смогу убедить руководителя взглянуть на меня по-другому? • Как я смогу показать, что руководитель получил первый положительный • Что мне делать, если хорошая идея придет мне в голову раньше, чем руководителю? • Как мне работать с «неадекватным» или слабым руководителем? • Как я могу помочь руководителю увидеть в проводимом мною коучинге средство для достижения им высокой эффективности? Беспокойство в этой роли вызывают три момента: • то, что один на один со своим спонсором вы можете не суметь правильно определить свою роль, • вам необходимо правильно составить контракт коучинга, чтобы эффективно работать с руководителем и помочь ему достичь успеха в бизнесе, • для того чтобы правильно вести разговор, вам потребуются навыки и личное присутствие, позволяющие донести до руководителя суть первых двух пунктов. Отношение к вашей роли О том, что ваш спонсор видит вашу роль не совсем так, как вы, свидетельствует несколько признаков. Например, когда вы предлагаете ему провести коучинг по поводу какой-либо дилеммы в его руководстве, он отвечает вам насмешливым, иногда даже раздраженным взглядом, заставляющим вас поежиться. Или руководитель подходит к любой работе с вами с позиции Модели спасения. Он хочет, чтобы вы взяли все в свои руки, а не помогали ему справляться с проблемами самостоятельно. Вы можете столкнуться с такими комментариями: • «Итак, что Вам надо для осуществления этого»? СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ • «Просто пойдите и скажите им. что этот срок сдачи задания неприемлем». • «Почему Вы пришли ко мне, когда Вам следует все время заниматься командой?» Эти и другие подобные реакции свидетельствуют о различном понимании вашей роли. Они свойственны руководителям, которые не считают себя обязанными продолжать оказывать существенную поддержку инициативе по внесению изменений. Часто руководитель полагает, что вы должны делать то, за что в действительности ответственен он — спонсор (исходя из Модели ответственности клиента), а не вы — посредник изменения. Такой руководитель в последнюю очередь думает о вас как о коуче, как о своем ресурсе, помогающем ему обдумывать и поддерживать его деятельность спонсора — гарантировать распределение ролей в организации на всех уровнях, сообщать об ответственности за достижение целей, уточнять, кто из ключевых фигур организации принимает решения, и обеспечивать ресурсами. Контракт Эта ситуация настоятельно требует от вас убедиться в том. что вы заключили правильный контракт в качестве посредника изменения в данном проекте, уточнив при этом, что именно вы можете делать как коуч руководителя. Если вы с руководителем работаете «в одном формате», то есть исхода из Модели ответственности клиента, значит, вы заключили правильный контракт. Руководитель понимает свою ответственность спонсора и видит в вас возможность ее честного соблюдения. Чем больше вы оба придерживаетесь этой модели, тем лучше вам будет удаваться коучинг руководителя. Вас также могут попросить выполнять другие обязанности посредника изменения для продвижения проекта. Работа посредника изменения, обусловленная этими требованиями, будет лучшим и эффективным средством достижения цели, находясь в тандеме с ответственностью руководителя. Приведу пару наиболее распространенных вопросов и жалоб на руководителей: • «Что, если мой спонсор не знает о существовании Модели ответственности клиента? Должен ли я учить его?» • «У меня неадекватный спонсор, который думает не о своей ответственности, а только о том, чтобы свалить на меня множество дел». Очень немногие люди рождаются великими спонсорами — они могут освоить эту роль в процессе развития. Некоторым спонсорам удается встретить великого КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ТВЁРДОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ коуча, который может направить их развитие. Коуч, будучи эффективным посредником изменения, вызывает более сильную поддержку руководителя. Чем отмечать неадекватность своего спонсора, может лучше спросить себя: «А хороший ли из меня посредник изменений?» Разговор Нет, вы не должны учить спонсора Модели ответственности клиента. Это хуже, чем вы думаете, — вам следует воплотить ее в жизнь, не пользуясь профессиональным жаргоном, а это требует правильного разговора с руководителем. Это значит — стремиться вместе со спонсором к перспективе Модели ответственности клиента, а не забегать вперед, обвиняя его в том, что он по незнанию застрял в Модели спасения. Прежде всего, необходимо уметь во взаимоотношениях со спонсором сосредоточиться. Нужно первым отнестись к нему по-другому, не дожидаясь, пока он начнет относиться к вам иначе. Правила для разговора Есть несколько основных правил, о которых следует помнить при изучении данного раздела. Вы познакомились с ними в предыдущих главах. Они помогут вам успешно вступить в разговор и поддерживать его, способствуя развитию навыков в коучинге. • Действуйте так, как будто вы оба со спонсором всегда пребываете в Модели ответственности клиента. • Сосредоточивайтесь на целях руководителя. • Покажите, что вы можете продемонстрируйте это прямо во время разговора. • Найдите способ сказать «да» целям руководителя. • Наметьте себе цели для управления собой в разговоре. • Защищайтесь, оказывая лояльное сопротивление (если это необходимо). Действуя так, как будто вы уже пребываете в Модели ответственности клиента, всегда думайте о том, как вы можете помочь ему, руководителю, увидеть свою ответственность за поддержание прочных связей со своими сотрудниками и четкость своих требований к ним. Определите, что вы можете сделать, чтобы помочь руководителю достичь большей ясности и выстроить более прочные взаимоотношения. Действуйте так, как будто ваш спонсор способен присоединиться к вам в этой перспективе, даже если он никогда прежде этим не отличался. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ О чем вам действительно стоит говорить? Заслужите доверие как партнер по бизнесу, говоря о целях и результатах бизнеса, затем свяжите проблемы бизнеса с его проблемами как руководителя. Это обеспечит естественный переход к коучингу руководителя. Следовательно, вам необходимо обсуждать цели руководителя, а не ваше желание заниматься коучингом. Поговорите с руководителем о том, что его волнует. Определите свою роль в том. чего он намеревается достичь. Он думает ночами вовсе не о том, чего вы хотите достичь как профессионал. Концентрация на чем-то, что отвлекает его от самого для него существенного, непродуктивна и противоречит вашим интересам. Сосредоточенность на том, что интересует другого человека в нем самом, позволит вам достичь большего, чем попытка «продать» ему то, что нужно вам. Это реалистичный подход к руководителям — они чаще поддерживают то, что их волнует. Расширьте его горизонт, объединив новые вопросы, новое понимание и свои возможности с его увлечениями, заботами и интересами. Если вы уже заговорили с руководителем о его целях, то можно задать ему несколько типичных вопросов, которые помогут еще глубже погрузиться в разговор (Schachter, 1997, р. 1). • Чего Вы намерены достичь этими усилиями? • Каково Ваше позитивное видение этой проблемы? • Сталкивались ли Вы с этой проблемой прежде и насколько успешно ее преодолевали? Какие пробелы при столкновении с этой проблемой выявились на этот раз? • Насколько необходимо Вам решить эту проблему? • Как Вы объясните то, что не можете справиться с этой проблемой? • Представляете ли Вы, что Вам мешает справиться с этой проблемой? • С Вашей точки зрения руководителя, какой вызов бросает эта ситуация лично Вам? • К каким результатам Вы стремитесь? • Какие результаты реально могут быть достигнуты, в какие конкретно сроки? • Насколько подчиненные разделяют Ваши взгляды или понимают необходимость этих изменений? • Знает ли Ваша команда об этом столько же, сколько теперь знаю я? КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ТВЁРДОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ Возможно, вы узнали эти вопросы, с которых следует начинать разговор на стадии заключения контракта на проведение коучинга. Именно на этой стадии вы находитесь, если правильно ведете разговор, намереваясь продолжать коучинг. Задавая эти вопросы, вы можете продвинуться дальше, развивая мышление руководителя относительно его взаимоотношений со своей командой и требований к ее работе. Поздравляю: даже просто спрашивая о целях и проблемах взаимоотношений с командой, вы уже начинаете проявлять себя как коуч руководителя. Однако не следует заранее представлять это обсуждение как начавшийся коучинг, поскольку это может отпугнуть многих руководителей. Сначала вы даете ему опыт подобного общения, показывая своему потенциальному «потребителю» пример того, что можете делать. Этот опыт и последующий критический анализ разговора (что было полезным, насколько прояснилась проблема и т.д.) дает начало вашим записям о проведении коучинга с этим конкретным руководителем. Позднее вы можете сослаться на этот опыт и предложить подобным образом обсудить проекты, которые руководитель считает серьезным вызовом лично ему. Насколько хорошо вы будете управлять вашими с руководителем взаимоотношениями, настолько охотнее он будет поддерживать то, что вы предлагаете. Найдите способ сказать « да» целям руководителя. Большинство консультантов, занимающихся коучингом руководителей, также выполняет и другие обязанности посредника изменения: они способствуют проведению совещаний, проводят тренинги, подбирают информацию, выполняют посреднические функции и занимаются менеджментом проектов. Иногда желание спонсора видеть коуча исполнителем этих других ролей отбрасывает вас обоих назад, к Модели спасения. Этот момент в отношениях спонсор-посредник является критическим. Найдите способ сказать «да » целям руководителя, пересмотрев для него свои задачи как посредника изменения, чтобы помочь ему достичь поставленных целей. Ясно выразите то, в чем заключаются ваша роль и ваша ответственность в свете его целей и его ответственности. Какой диалог может отражать обе роли — вашу роль посредника и его роль руководителя, — способствуя их разграничению? Приведу пример подобного разговора (он также дает вашему спонсору шанс на успех, возможность превзойти себя): СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ Посредник: Вы хотите, чтобы менеджеры установили новые стандарты исполнения. Руководитель: Вы правы. Посредник: И Вы хотите, чтобы я обучил их новому подходу? Руководитель: Я не представляю себе лучшей кандидатуры для этой работы. Посредник: И Вы сказали, что у Вас не будет времени, чтобы перед тренингом обсудить с менеджерами их замечания относительно новой системы. Руководитель: Вы же видели мое расписание! Мне с трудом удалось выкроить время даже на этот разговор. Посредник: Не поймите меня неправильно — я с удовольствием проведу тренинг. Но позвольте мне показать вам. каковы будут шансы у этого тренинга «примириться» с менеджерами. Они будут знать, что и как делать, но если Вы не будете считаться с их мнениями, шансы на то, что эти стандарты охватят всю организацию, составят менее 40%. Если Вы заранее рассмотрите их позицию, даже ценой нескольких нелегких дискуссий, то существенно повысите вероятность внедрения этих стандартов во всей организации. Руководитель: Насколько она повысится? Посредник: Вам делать ставки. Вам решать, какое повышение эффективности Вас устроит. Вы можете работать с ними до тех пор, пока приверженность этим стандартам не станет такой, какой Вам нужно. Руководитель: Почему бы Вам просто не объяснить в начале тренинга необходимость внедрения этих стандартов? Посредник: Даже если я расскажу об этом весьма красноречиво. Ваши сотрудники все равно продолжат по-тихому сопротивляться таким нововведениям. То. что они услышат об этом от меня, не заменит распоряжения, которое напрямую будет исходить от Вас. И знаете что? Они заслуживают того, чтобы услышать это от Вас. Руководитель: Вы. похоже, знаете, как не оставить меня без работы. Посредник: Это как предварительная оплата или оплата по факту. Либо Вы добиваетесь от них ответственности с самого начала, либо пытаетесь получить ее позднее, когда проект застрянет. Второй вариант потребует намного больше Вашего времени, в чем мы с Вами не раз убеждались на своем горьком опыте. Подобный разговор требует вашего личного присутствия и самообладания в напряженной ситуации, когда руководитель торопится, тревожится или раздражается. Вы выиграете, если сможете провести разговор, не осуждая его за недос- КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ТВЁРДОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ татки и не отказываясь от него из-за того, что он упрямо не желает поддерживать те изменения, которые ему же самому и нужны. Каждый раз, когда вам захочется осудить его или отказаться от него, вы должны оставаться на своей позиции, предлагая ее как можно нейтральнее, наподобие информации, которая, по-вашему, может оказаться полезной. Вы рисуете картины и результаты, которые волнуют спонсора больше всего, например, изменение стандартов исполнения в рамках всей организации. Вы описываете свою роль, связывая ее с той ролью, в которой видите его: это позволит ему достичь желаемых результатов. Также очень важно попросить руководителя реагировать на вашу позицию. Что хорошего он думает о сказанном вами только что? Что сказано по существу дела, а что его беспокоит? Посредник: Итак, что Вы думаете о том, что я Вам сейчас сказал? Руководитель: Хорошо-хорошо, я понял Вашу позицию. Я не могу от нее отмахнуться, но еще не понимаю, когда буду это делать — у меня просто нет на это времени! Посредник (это критическая точка в разговоре — станете ли вы освобождать руководителя от ответственности или позволите ему с ней бороться?): Вы в трудном положении. И знаете, в чем ирония ситуации? Недостаток времени на исполнение — это типичная отговорка менеджеров, выступающих против новой системы. Вы боретесь с той же самой проблемой, что и Ваши подчиненные. Чем лучше Вы сами справитесь с тем, чтобы сделать это направление приоритетным, тем скорее послужите образцом для своих менеджеров, демонстрируя им, как это можно сделать в их работе. И чем больше Вы подчеркиваете, что эта дилемма является общей для всех вас, тем больше сплачиваетесь с командой вокруг этого вопроса. Руководитель: Это непросто. Посредник: Вот о том, как Вы собираетесь с этим справляться, мы и можем с Вами поговорить (благоприятная возможность для коучинга). Положение может оказаться критическим, если в разговоре посредник изменения отвлечется на фрустрацию руководителя. Вместо этого посредник продолжает свою линию: удерживая проблему на переднем плане и в центре внимания руководителя, он проявляет непосредственность в разговоре (отсутствие у руководителя свободного времени было тем самым препятствием, с которым столкнулись и менеджеры). СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ Чем больше вы находите подобных моментов непосредственности, когда руководитель осознает, что тот самый паттерн, который он стремится изменить, возникает в вашем с ним разговоре, «здесь и сейчас», тем эффективнее будет коучинг, тем больше руководитель будет видеть в вас ресурс коучинга. Проявляя непосредственность, вы переходите к реальной проблеме — насколько руководителя пугают временные ограничения и его взаимоотношения с командой менеджеров. Как показывает этот пример, работая в рамках Модели ответственности клиента, вполне можно в разговоре обойтись без профессиональной лексики. Одно из требований этой модели — оставаться верным задаче формирования ответственности клиента, даже если вы обеспокоены и в душе хотите уберечь его от этой ответственности. Не нужно быть красноречивым или великодушным, главное — действовать эффективно. Разговоры, которые рассматриваются в этой главе, я называю моментами коучинга. Не предусмотренные официальным контрактом, они, тем не менее, происходят в рамках контекста трудовой деятельности руководителя и его самых главных дел. Возможностей для подобных разговоров множество. Обычно они возникают тогда, когда руководитель сосредоточен на чем-то еще. Эти разговоры вызывают у руководителя доверие к вам как партнеру по коучингу таким способом, какого он мог и не представлять себе раньше. Моменты коучинга могут охватывать те же области, что и стадии коучинга, хотя и в меньшем объеме. Вы можете еще: • внимательно слушать руководителя, • помочь ему прояснить суть проблемы, определить, чего он хочет достичь и каким должен быть его следующий шаг, • давать обратную связь, вытекающую из вашего общения с руководителем при решении им дилеммы, которая поможет пролить свет на то, как он руководит этим конкретным действием. Эти моменты постепенно выстраивают ваше портфолио, накапливающее навыки коучинга, которые в дальнейшем могут трансформироваться в более официальные отношения коучинга. Для выполнения этой задачи особенно важно сформулировать свои собственные цели в разговоре наподобие процессуальных целей из главы второй. Цели помогут вам не свернуть в сторону из-за собственной тревожности. КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ТВЁРДОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ обусловленной нетерпением или раздражением руководителя. Приведу в качестве примера некоторые цели, которые я ставила себе на подобных встречах. • Когда руководитель становится нетерпимым, нужно сосредоточиться на результатах. • Не стоит допускать неловкого молчания. Лучше позволить руководителю взять инициативу разговора на себя. • Следует сосредоточиться только на одном основном требовании. Не усложняйте картину, предъявляя руководителю множество требований. • Нужно найти момент для проявления непосредственности — отражения того, что паттерн «из прошлого» воспроизводится прямо сейчас между нами. • Руководителю вовсе незачем слушать, как этот проект осложняет мою жизнь, моя задача — высказать свое мнение о том, будет он работать или нет. • Не следует говорить за других людей. Нужно говорить только за себя и предлагать руководителю самому выяснять мнение остальных. Я не ставлю все эти цели на каждой встрече. Их выбор зависит от руководителя, ситуации и моих личных забот в тот момент. Лучше всего выбирать одну или две из них для каждого конкретного разговора. «Лояльное сопротивление» Вы могли заметить и в этих образцах целей для коучей, и в приведенных выше примерах разговоров с руководителем одну и ту же интонацию. Это то, что я называю «лояльным сопротивлением». Когда руководитель выбирает методы и подходы, которые, по моему мнению, будут непродуктивны для выбранного им направления, я начинаю «лояльно сопротивляться». Лояльное сопротивление — одна из форм поведения генератора идей. На самом деле многие виды деятельности, предложенные мною в этой главе, — сосредоточение на целях руководителя, соотнесение роли коуча и его стремлений с тем, чего хочет достичь руководитель, нахождение способа сказать «да» -являются формами эффективной генерации идей и форм изменения. По известному вам определению Коннера (см. главу четвертую), генерация идей означает продвижение идеи, решения или роли, которая интересует вас ________ __________ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕР ЕХОД К РОЛИ КОУЧА РУКОВОДИТЕЛЯ настолько, что руководитель поддерживает ее как что-то собственное. «Лояльное сопротивление» проявляется тогда, когда руководитель хочет от меня чего-то, что я не могу поддержать, поскольку это не соотносится с моими ценностями или потому, что я ничего не могу поделать со своим скептицизмом, полагая, что из этого ничего не выйдет. «Лояльное сопротивление» четко ставит вас на другую позицию, иногда диаметрально противоположную позиции руководителя. Однако вы не заинтересованы в поляризация ваших с руководителем позиций, поэтому демонстрируете свое желание быть вместе с ним в наиболее важные для него моменты. Лояльным сопротивлением вы делаете сразу три вещи: 1) оказываетесь «в поезде» руководителя,
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.018 с.) |