Издержки в управленческом учете, их классификация. Управленческий учет затрат по видам, местам формирования и центрам ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки в управленческом учете, их классификация. Управленческий учет затрат по видам, местам формирования и центрам ответственности.



Под расходом понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников имущества.

В отличие от расходов, затраты это – «издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких- либо материальных ценностей или услуг.»

Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, используемых на конкретные цели. Исходя из данного определения, можно сделать три вывода:

1. затраты – это потребленные ресурсы (материальные, трудовые, денежные);

2. величина потребленных ресурсов д. б. представлена в денежном выражении;

3. потребленные ресурсы д. соотн-ся с конкр-ми целями и задачами. Н-р, про-во продукции, вып. работ, функцион-ие отдела, службы и пр.

Понятие «затраты» следует отличать от понятия «расходы», приведенное в ПБУ 10/99 «Расходы организации». Расходамиорганизации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. Таким образом, расходы означают факт использования сырья, материалов и пр. ресурсов. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. Понятие издержки исп-ется применительно к пр-ву и продаже ГП (работ, услуг). Данное понятие явл. идентичным понятию «затраты», а потому словосочетания «издержки производства и обращения» и «затраты на производство и продажу» совпадают.

В УУ затраты классифицируются по трем целевым направлениям:

1. Для исчисления себест-ти продукции (основные и накладные, прямые и косвенные, произв-ые и непроизв-ые, элементы затрат и статьи калькуляции, одноэлементные и комплексные и пр.);

2. Для целей контроля и регулирования (регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые, затраты по смете и отклонения от смет и пр.);

3. Для принятия управленческих решений. Третье направление является особенностью УУ.

Затраты, исходя из их зависимости от V пр-ва, делятся на:

1. Постоянные – независящие или почти независящие от изменений V пр-ва. (ар.плата, з/пл бух-ров и раб-ков экон. отделов, амортизация и др.);

2. Переменные (пропорциональные) – изменяются в той же степени, что и объем произ-ва. (при увел-ии V пр-ва на 10%, также вырастут затраты на сырье и мат-лы, з/пл рабочих-сдельщиков, страх.взносы и пр.;

3. Переменные (прогрессирующие) – возрастают быстрее, чем V пр-ва. (доплаты за сверхурочную работу, за работу в ноч.часы и пр. Прогрессирующие затраты чаще всего вызываются нарушением ритмичности пр-ва и нетипичны для нормально работающего предприятия;

4. Переменные (дегрессирующие) – возрастают медленнее, чем V пр-ва. (затраты смазочных и обтирочных мат-ов, эл.энергии, премиальные выплаты, тек. ремонт производ-ого оборудования и пр.

Общая сумма постоянных и переменных затрат представляет собой валовые затраты предприятия. Особую группу затрат, включаемых в валовые издержки предприятия, сост.ют калькуляционные затраты.

К калькуляционным затратам относят амортизацию активов, проценты на собств.капитал, зарплату предпринимателя-собственника, стоимость аренды собственного имущества, калькуляционный риск. Т.о., в состав калькуляционных расходов могут входить затраты, которые по правилам фин-ого и нал-ого учета нельзя включать в себест-сть продукции. Учет калькул-ых затрат необходим для обеспечения полного учета издержек и для целей ценообразования.

В целях более быстрого принятия управленческих решений затраты могут делиться на релевантные и нерелевантные. Релевантные – принимаются в расчет при принятии управленческих решений. Нерелевантные – не принимаются в расчет при принятии управленческих решений.

Помимо этого для принятия управленческих решений необходимо делить затраты на реальные и вмененные. Реальные – это фактические затраты, обусловленные приобретением и/или расходованием различных экон-х ресурсов в процессе пр-ва и общения готовой продукции, товаров, работ, услуг. Вмененные (воображаемые) – характеризуют упущенную выгоду предприятия, которую оно бы получило при выборе другого (альтернативного) варианта. Вмененные затраты возникают в условиях ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю.

В системе УУ затраты делятся также на внешние и внутренние. Внешние – денежные расходы на приобретение сырья, топлива и др. средств труда, оплату услуг сторонним поставщикам и подрядчикам. Внутренние – это расход ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Внешние расходы влияют на оборот д/средств, внутренние затраты – на результаты произв-хоз.деят-сти.

Основой для расчета затрат в УУ явл. их группировка по видам. Группировка по видам затрат - деление на элементы затрат и статьи калькуляции.

Учет издержек производства в целом по предприятию ведется в разрезе элементовзатрат.

Состав элементов затрат -явл. единым для всех хоз-щих субъектов и вкл. в себя:

- матер. затраты,

- расходы на ОТ,

- отчисл.на соц. нужды,

- амортизацию ОС,

-прочие затраты.

Данная группировка позволяет рассчитать процентное соотношение отдельных элементов в общем V затрат на пр-во.

В рез-е а.-за структуры затрат у предпр. появляется возм-сть опр-ть имеющиеся резервы по снижению с/ст-ти. Так, резервом снижения материалоемкой продукции является рациональное использование материалов, фондоемкой продукции – более эффективное использование ОС и т. д. Также данное деление необходимо для расчета ВВП. Для этой цели орг-ции всех отраслей нар. хоз-ва отражают инф-ию о производ-ой с/ст-ти в разрезе элементов затрат в годовой бухг. отч-сти (ф. № 5 «Приложение к бухг. балансу»).

Для исчисления с/сти отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат по статьям калькуляции, дающая представление о структуре с/ст-ти продукции. Н-р, на крупных предпр. для каждого вида продукции м.б. разработаны след. калькуляционные статьи:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные полуфабрикаты;

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6. отчисления на социальное страхование;

7. расходы на подготовку и освоение производства;

8. расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

9. общепроизводственные расходы;

= Цеховая себестоимость продукции (работ, услуг);

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

= Производственная себестоимость продукции (работ, услуг);

12. Расходы на продажу

= Полная себестоимость продукции (работ, услуг).

Группировка затрат по статьям калькуляции по своему составу шире группировки по элементам, что позволяет формировать цеховую, произв-ную и полную себест-сть производимой продукции, исчислять продажную цену продукции, а также проводить эконом. а.-з процесса произв-ва и реал-ции.

УУ затрат на производственном предприятии должен вестись обособленно по каждому месту их возникновения.

Под местом затрат понимают функциональную сферу или область ответ-сти, кот. связаны с опред-ного вида издержками (цеха, участки, отделы). В свою очередь, места затрат состоят из центров первичного появления затрат (групп оборудования, машин, отдельных рабочих мест).

Близким, но не идентичным месту затрат является понятие центра ответственности.

Центр ответственности – это часть произв-организ.-ной структуры предпр-ия, кот. выделяется с целью контроля за ее деят-стью.

В отличие от места затрат центр ответств-сти имеет своего рук-ля, в распоряжении кот.-го находятся матер., трудовые и ден. ресурсы. За эффект. Исп-ние этих ресурсов руко-ль несет ответств-сть перед высшим рук-вом компании. Помимо этого, центр ответств-сти м. состоять из неск. мест затрат.

Цель учета затрат по центрам ответственности двояка: 1. Децентрализация управления, т.е. по мере укрупнения деят-ти предприятия менеджеры высшего звена перекладывают часть своих полномочий на рук-лей среднего уровня управления. Это позволяет высшему руководству сосредоточится на вопросах стратегического развития фирмы; 2. Обобщение данных о затратах и доходах каждого центра ответственности для выявления отклонений от плановых показателей и воздействия на эти отклонения. По критерию возможности и целесообразности исчисления прибыли центры ответственности делятся на четыре вида: центр затрат, 2) центр прибыли, 3) центр выручки 4) центр инвестиций. Существует 3 метода распределения затрат обслуживающих и управляющих центров ответственности и мест затрат: 1. Метод прямого распределения применяется в случаях, когда обслуживающие и управляющие центры ответственности не оказывают услуг друг другу. Затраты в этом случае могут быть сразу распределены между основными центрами ответственности – пропорционально, например, доле выручки центров ответственности в общей выручке.

2. Метод пошагового распределения затрат применяется в случаях, когда обслуживающие и управляющие центры ответственности оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Процесс распределения затрат в этом случае будет осуществ-ся поэтапно: сначала распределяются затраты обслуживающих и управляющих м/у собой, а затем происходит прямое распределение затрат обслуживающих и управляющих центров ответственности м/у основными центрами.

3. Метод взаимного распределения применяется в тех случаях, когда м/у непроизводственными подразделениями происходит взаимный обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его почти невозможно применить. На практике разрабатываются специальные математические модели, описывающие взаимное оказание услуг центров ответственности друг другу.

Виды центров ответственности: 1. Центр затрат – структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты: бригада, цех. Планирование, нормирование, учет расходов и анализ отклонений. 2. Центр прибыли – руководитель отвечает за расходы и доходы, прогнозирует прибыль: филиал. Центр прибыли может состоять из нескольких затрат и нескольких центров выручки. Применяется внутренний отчет о прибылях и убытках. 3. Центр выручки – определяет затраты и доходы, но не может оказывать влияния на расходы: торговый павильон. 4. Центр инвестирования – подразделение, руководитель которого отвечает за выручку, затраты и капитальные вложения: дочерние общества, филиалы. Цель – увеличение прибыли, рентабельности. Прогнозный баланс, отчет о денежных потоках.

Затраты по местам и центрам определяются и учитываются с помощью двойной записи или в специальных регистрах. Отдельно учитываются отклонения от нормативов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.01 с.)