Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания
Если смотреть историческую развёртку: Наука возникает в 17-18 вв. как естествознание. К середине 19 в. претерпевает дифференциацию по предметной области. Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук- раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд («структурный срез»). Одна из первых попыток Аристотель. Все знание- а оно в античности совпадало с философией -- в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) «первая философия» (впоследствии «метафизика» -- наука о высших началах и первых причинах всего существующего, не доступных для органов чувств и постигаемых умозрительно); б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания. В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI--XVII вв.) Ф. Бэкон. В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на «естественную теологию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую философию» (т. е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).
Гегель. Положив в основу принцип развития, иерархии форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»): 1. Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии. 2. Философия природы. 3. Философия духа. Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. Ф. Энгельс качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. В соответствии с этим критерием Энгельс расположил науки в следующий субординационный ряд: механика - физика - химия - биология. При этом он показал, что последовательность форм движения соответствует последовательности ступеней развития самой природы в целом. Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день. В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (законы) которых охватывают всю реальность -- как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы.; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В ноосфере (сфере разума), таким образом, проявляется влияния двух областей человеческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные)». Логика занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки -- и гуманитарные, и естественно-математические. Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе -- естествознание, об обществе -- обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшем элементом их мышления.
По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные -- непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т. п. Как бы ни подразделялись науки, «но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, -- они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой». Проблема специфики социально-гуманитарного познания является предметом активного философского осмысления с конца XIX – начала XX вв. Это обусловлено как бурным развитием различных сфер социально-гуманитарного познания, конституированием в этот период новых научных дисциплин (например, социологии в середине XIX в.), так и тем фактом, что стандарты классической рациональности, идеалы научности, отражавшие динамику естественных и точных наук в эпоху Нового времени, не были релевантны предметной области и методологическим стратегиям наук о духе. По сути, гносеологическая рефлексия социально-гуманитарных наук развивалась в русле двух проектов: естественно-научного и собственно гуманитарного. В рамках первого проекта методологические стандарты естественных наук становятся эталоном для социально-гуманитарных. Речь идет и об уподоблении предметных областей социальной и индивидуальной реальности природной (бихевиоризм в психологии; позитивизм, органицизм, эволюционизм в социологии, эволюционной эпистемологии; географический детерминизм в истории, демографический детерминизм в экономической теории и т.д.). Как следствие – возникновение новых «измов», но уже в области социального познания – позитивизм О.Конта, социологизм Э.Дюркгейма, экономизм Е.Дюринга и др. Данные течения отмечали специфику предметной области соответствующих научных дисциплин, ее несводимость к природной реальности, настаивая однако при этом, что в социальной сфере существуют свои собственные законы, отличные от природных, которые могут быть познаны объективно и способны дать объяснение социальным явлениям и процессам. Наряду с предметными областями, проводятся также аналогии исследовательских методов естественных и социогуманитарных дисциплин: подчинение воображения наблюдению как основной принцип социального познания (О.Конт), математизация социологии, психологии, лингвистики и др., структурный и функциональный анализ социальных систем, текстов и т.д. Эти тенденции прослеживаются и в настоящее время. Важнейшие модели и принципы теории органической эволюции стали основой возникшей в середине XX в. эволюционной эпистемологии (К.Лоренц, Д.Кэмпбелл, К.Поппер и др.), которая «исследует познание как момент эволюции живой природы и ее продукт» [5, с.18]. Основные принципы кибернетики, а также идеи чилийских биологов У. Матураны и Ф. Варелы легли в основу социологической концепции Н.Лумана, рассматривающего общество в контексте парадигмы «автопоэзиса» (самовоспроизводства).
Собственно гуманитарный гносеологический проект исходит из идеи кардинального различия принципов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Основы данного подхода были заложены философией жизни (В.Дильтей, Ф.Ницше, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер), понимающей социологией (М.Вебер), неокантианством баденской школы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), феноменологической (Э.Гуссерль) и герменевтической традициями (Ф.Шлейермахер, Г.-Г.Гадамер, П.Рикер). В настоящее время специфика социогуманитарного дискурса и его значимость в современном мире актуализируется в постмодернизме (Ж.Батай, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др.), в коммуникативной традиции современной философии (К.-О.Апель, Ю.Хабермас, В.Кульманн, Р.Мюнх). В целом специфику сферы социогуманитарного познания определяют следующие аспекты: 1. Специфика субъект-объектных отношений. Предметом исследования являются культура, история, общество, личность, т.е. совокупность субъектов. Таким образом, классическая естественно-научная субъект-объектная схема познавательного процесса трансформируется в субъект-субъектную. Характерная черта -невозможность исследователя занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к предмету исследования, т.к. он неизбежно включен в него. Г.Риккерт определяет предмет наук о духе как культуру, то, что в отличие от природных объектов произведено человеком, имеет для него ценностную значимость. Характеризуя науки о духе, Э.Гуссерль отмечает: Предмет их теоретического интереса – люди как личности, их личностная жизнь и деятельность и, соответственно, ее продукты. Согласно М.М. Бахтину, предметом гуманитарных наук служит человек в многообразных формах своей деятельности предстает опосредованно, через культурные феномены, реализует себя в определенных текстах.
2. Историчность предмета исследования. В. Дильтей противопоставляет миру природы мир истории как способ бытия человека. Согласно Г.Риккерту, исследование изолированных индивидов невозможно, они часть целого (общества) в его историческом развитии. 3. Методологические приоритеты. Специфика предмета исследования социально-гуманитарных наук обусловливает с необходимостью возникновение отличных от естественно-научных методологических стандартов. Методу объяснения наук о природе, направленному на постижение законов развития изучаемого объекта на пути восхождения от частного к общему, противопоставляется метод понимания как непосредственного постижения духовной целостности жизни в ее индивидуальных проявлениях и ценностной обусловленности. В.Дильтей противопоставляет объяснению природы понимание живой человеческой души. При этом формой понимания собственного внутреннего мира будет выступать интроспекция (самонаблюдение), а формой понимания чужого – эмпатия (вчувствование). Данная ориентация находит выражение в конкретных дисциплинах социально-гуманитарного цикла, так, в социологии она проявляется в разработке качественных методов исследования (кейс-стади (описание, анализ конкретных ситуаций), биографический метод, соучаствующее наблюдение, глубинное интервью и др.). Рассматривая в качестве объекта исследования социогуманитарных наук индивидуализированные явления культуры, Г.Риккерт в качестве метода наук о культуре называл идеографический (индивидуализирующий). Его сущность состоит в «описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализации (построение общих понятий)», как в естествознании. Универсальность, всеобщность социально-гуманитарного познания признается в данном контексте невозможной в силу неповторимости его объектов. 4. Ценностная обусловленность. Данная особенность представляется значимой в отношении как объекта, так и метода социального познания. Включенность субъекта в объект социогуманитарного познания определяет его аксиологическую детерминацию. В целом, по мнению В.П.Кохановского, оно может быть охарактеризовано как ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. В качестве ключевого методологического принципа наук о культуре неокантианцы рассматривают принцип «отнесения к ценностям». Г.Риккерт противопоставляет миру действительности мир ценностей, имеющих определенную значимость, при этом ценности понимаются как некие надысторические духовно-культурные образования. М.Вебер, разделяя принцип «отнесения к ценностям», рассматривает ценности как исторические образования, некие «интересы эпохи». Однако данный методологический принцип дополняется Вебером еще одним – так называемым принципом «свободы от оценок». В отличие от ценностей, имеющих объективный характер (в рамках определенного исторического периода), оценки выражают субъективную исследовательскую позицию (одобрение – неодобрение, симпатия – антипатия) и не могут иметь подлинной научной значимости.
Данные особенности порождают проблему принципов и механизмов формирования парадигм социально-гуманитарного познания. Процесс формирования научных парадигм (мы используем термин, введенный в обиход современной эпистемологии и философии науки Т. Куном) в научном познании труден и неоднороден, и особую роль здесь играет то, о какой форме научного знания (познания) идет речь (социального или естественно-научного). Постпозитивизм и критический рационализм в лице К. Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда основной упор делают на механизмах формирования естественно-научного знания. Исходным положением доктрины постпозитивизма считается стремление исследовать научное знание в его динамике, выявить формы развития знания, что дало возможность философии науки получить неожиданные результаты, в отличие от неопозитивизма, который акцентировал внимание на анализе структуры науки. Историки науки предлагали в качестве функционирующей структурной единицы науки рассматривать теорию (К. Поппер), научно-исследовательскую программу (И. Лакатос), парадигму (Т. Кун). Анализируя теорию как структурную единицу науки, К.Поппер предлагает в качестве критерия демаркации научных теорий фальсификационизм. Согласно принципу фальсифицируемости, научная теория должна допускать эмпирическое опровержение. Механизм развития научного знания у Поппера - это последовательная смена теорий путем их фальсификации, причем фальсифицированная теория элиминируется окончательно, ее реабилитация невозможна. Фальсификационизм К.Поппера послужил отправной точкой концепции И.Лакатоса- идеи утонченного фальсификационизма. Лакатос единицей анализа научного знания считает не отдельную теорию, а последовательность теорий; именно ряд или последовательность теорий, а не одна изолированная теория, оценивается с точки зрения научности или ненаучности. Новая теория должна иметь добавочное эмпирическое содержание и некоторая часть этого добавочного содержания должна быть верифицирована. В отличие от концепции Поппера, у Лакатоса фальсификация не предшествует лучшей теории: Фальсификация является не просто отношением между теорией и эмпирическим базисом, но многоплановым отношением между соперничающими теориями, исходным «эмпирическим базисом» и эмпирическим ростом, являющимся результатом этого соперничества. Тогда можно сказать, что фальсификация имеет «исторический характер». В отличие от нормативности Лакатоса, познавательная деятельность, по Т. Куну, хаотична и регулируется социальными факторами. Наибольший резонанс в ученом мире имела работа Т. Куна «Структура научных революций», которая весьма ощутимо поколебала веру в однозначную абсолютную научную истину. Исследуя проблему научных революций, Т. Кун ввел термин «парадигма»: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Таким образом, парадигма Т. Куна в содержательном плане имеет два аспекта. Во-первых, правила и стандарты научной практики (общность установок и видимая согласованность ученых) и, во-вторых, собственно эмпирико-теоретическое поле исследования. Модель развития научного знания Т.Куна ориентирована на логику развития естественных наук, что же касается социально-гуманитарного познания, то сам Кун отмечает, что «остается полностью открытым вопрос, имеются ли такие парадигмы в каких-либо разделах социологии». Американский философ и методолог науки П.Фейерабенд не использует понятие парадигмы как надличностного явления, указывая на скованность ученого определенными рамками, которые могут быть выражены в понятии научной традиции как системы определенной логики, определенных правил, принципов, методов научного познания, в рамках которой действует ученый. Он выдвинул концепцию, называемую им эпистемологическим анархизмом: Анархистская концепция науки раскрывается в двух аспектах: во-первых, как анархизм или плюрализм внутри самой науки; во-вторых, плюрализм идеологий, мировоззрений в обществе, где наука есть всего лишь одна из форм идеологии, мировоззрения. Ключевым методологическим принципом научного познания является принцип «допустимо все». Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом утверждение о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения нужна еще одна теория, которая будет придавать этому факту значение опровергающего свидетельства, Фейерабенед выдвинул принцип пролиферации теорий (размножения разнообразия взаимоисключающих гипотез и теорий): ученые должны стремиться сохранять, развивать или создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Опираясь на положения Фейерабенда о сосуществовании альтернативных теорий и силе их воздействия как критической способности, можно выдвинуть тезис о том, что Фейерабенд выступает как разрушитель «научных традиций», которые делают мышление ученого стереотипным, а достижение истинного знания маловероятным. Таким образом, традиция рассматривается как консерватор науки, и плюрализм Фейерабенда – средство избежать этого. Деятельность ученого не может быть подчинена никаким строгим рациональным или эмпирическим нормам. Наука с жесткими принципами рационализма и эмпиризма тяготеет к своей ограниченности, закрытости: она как саморазвивающаяся система способна к «жизни» при условии ее открытости, при соблюдении которого действие второго начала термодинамики не будет приводить к уничтожению всей системы. Фейерабенд как представитель антисциентизма утверждает, что положение науки в современном обществе возведено в ранг идеологии. В свою очередь, «принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду. Подобная методологическая установка в наибольшей степени согласуется со спецификой социально-гуманитарного познания, которое по природе своей мультипарадигмально, не поддается генерализации, предполагает наличие множества сосуществующих теорий и уровней научного познания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.028 с.) |