Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И философия, и наука нацелены на изучение мира природы, и совместно делается попытка дать картину этой реальности. Современная научная картина мира представляет некую модель универсума. Универсум с такими понятиями, как природа, объективная реальность. Что входит в научную картину мира, какова ее структура? В системе современных представлений о действительности особая роль принадлежит научной картине мира. Картину мира нам также рисуют и другие формы познания: религия, искусство, мифология. Эти картины мира в современной культуре стремительно уступают место научной картине мира. Это связано со спецификой развития современной цивилизации, где наука выполняет главенствующую роль. Научная картина мира создается совместными усилиями науки и философии. Ту картину, которую дает только наука, надо вписать в культуру. Философская составляющая вписывает эти знания в культуру. Научная картина мира претендует на моделирование Универсума. Универсум — это мир природы, пропущенный сквозь сферу философского и научного познания. Научная картина мира занимает пограничное место между массивами философского знания и научного знания. В структуру научной картины мира всегда входят представления о природе материальных объектов, о характере взаимодействия, о пространственно-временном континууме, о характере причинно-следственных связей. Научная картина мира являет собой сложное структурированное образование. Важнейший блок ее связан с пониманием структурной организации материального мира. Нужно ввести понятия: система, элемент, структура. Системообразующим основанием многих онтологических концепций являлась категория «материя», содержание которой претерпело ряд существенных изменений на разных этапах развития философского знания. Эволюция представлений о материи коррелировала с общим направлением познавательной активности развивающегося общества, постепенно переходившего в освоении мира от изучения вещей как таковых к акцентированной заинтересованности в исследовании их свойств и отношений. На первом этапе эволюции (в античной философии) представления о материи связывались с поиском некоего субстрата — конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась той или иной природной стихии. Затем философская мысль древности переориентировалась на выявление субстанции, представленной в виде неизменных и неделимых атомов (Левкипп, Демокрит). В философии Платона материя выступала в роли одного из начал наряду с абсолютным беспредпосылочным источником идей (эйдосов), творящим вещи по своему образу и подобию. Еще одна версия понимания материи в античности представлена Аристотелем, рассматривавшим материю как «первичный субстрат каждой вещи». На втором этапе эволюции ((Новое время)) получил свою реализацию субстанциальный подход к пониманию материи. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств — массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью, представления о которых во многом были навеяны развитием классического естествознания. Разрыв с конкретно-научной трактовкой материи, отождествлением ее исключительно с миром природы в виде вещественных образований продемонстрировала философия марксизма (вторая половина XIX–XX вв.). Революция в естествознании на рубеже XIX–XX веков обострила интерес к проблеме материи в философии и науке. В ходе революционного обновления естествознания закладывались основы структурно-функционального и информационно-энергетического подходов к освоению природы в теоретическом мышлении, что неизбежно влекло за собой радикальную перестройку метатеоретических оснований науки, в том числе и их категориального аппарата. Материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В. И. Ленин). Иными словами, данное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности. Были разведены конкретно-научный и философский подходы к пониманию материи. В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Вхождение этой идеи в научный контекст, сопровождавшееся в истории естествознания многочисленными трудностями, в XX веке во многом определило направление научного поиска в областях физики микромира, космологии, химии, биологии, экологии и других сферах научного исследования. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке системным подходом, общей теорией систем и системным анализом. Системно-структурная организация Универсума: Категория система фиксирует ограниченную и организованную целостность, в рамках которой связи между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. Категория «система» связана с понятием элемент. Еще Аристотель определял элемент в качестве неделимой первоосновы вещи. В динамике системы элементы могут ассоциироваться в относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами. Категория структура характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение. В рамках современной естественнонаучной картины мира традиционно выделяют такие подсистемы Универсума, как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем, связь между которыми может быть представлена с помощью различных моделей — как линейных, так и более сложных по своей конфигурации. Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность универсума: В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы — атомы — молекулы — макротела (в различных агрегатных состояниях — твердые, жидкие, газообразные) — планеты — звезды — галактики — Метагалактика («Мир естествоиспытателя»). В живой природе: протоплазма (живые молекулы) — клетка -организм (особь) — вид (популяция) — биоценоз — биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы). В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы — человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья — классы — нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации. Динамический аспект организации материального мира проявляется в важнейшем атрибутивном свойстве материи — ее изменяемости. Ее категории: ? взаимодействие следует понимать как изменение объектов, воздействующих друг на друга; ? движение предполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их взаимовлияния; ? под развитием имеются в виду закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Развитие науки во второй половине XX веке существенно обновило представления о динамическом аспекте материального мира. Это, в частности, получило свое выражение в становлении системно-эволюционистской парадигмы в современном естествознании, утверждение которой во многом обязано формированию и развитию современной теории самоорганизации — синергетики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.014 с.) |