ТОП 10:

Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики



Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям (как материальное, так и духовное сущее). Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений.

Движение внутренне присуще бытию, это его неотъемлемое свойство. Признание неразрывности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противоречивости. =? Противоречия составляют внутренний источник развития. Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем.

Понятие покоя — обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, т. е. покой относителен, а движение абсолютно.

Два основных типа движения:

? движение при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий набор признаков;

? тип движения, связанный с преобразованием качества предметов и процессов либо в сторону их усложнения, либо в сторону распада системы на составные ее элементы.

Такие процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие.

Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Прогресс — это движение по восходящей линии, от низшего к высшему.

Регресс — это движение по нисходящей линии, от высшего к низшему.

Понятие диалектики и его эволюция:

? диалектика есть прежде всего попытка философского освоения тех многообразных процессов развития и связей, которые с необходимостью присущи всей реальности;

? диалектика может выступать как онтологический срез действительности (т. е. она выстраивает теорию развивающегося бытия), или как ее гносеологический срез (т. е. она разрабатывает некие нормы и правила мышления, его общий метод).

Слово «диалектика» (от греч. «искусство вести беседу») — первое употребление слова «диалектика» приписывается Сократу (он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий).

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основные исторические формы диалектики

Критерии классификации форм диалектики:

? уровень теоретической разработки диалектических идей и их логической организации;

? соотнесенность диалектической мысли со спецификой той или иной исторической эпохи.

Применяя 1-й критерий, выделяют:

1. «стихийную диалектику» — диалектические взгляды являются результатом обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадок и положений, не связанных в единую систему знания и не имеющих серьезного обоснования;

2. «сознательную диалектику» — теоретическая, логически организованная система знания, выступает результатом профессиональной философской рефлексии над феноменами бытия.

Применяя 2-й критерий, выделяют диалектику Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени (17–19вв.), современной эпохи (20в.).

1. Античная диалектика носит во многом стихийный характер — существовала в двух основных ипостасях:

? положительная диалектика (стремится открыть истинное знание о законах становления и развития всякого бытия): диалектика бытия, природы, Космоса (милетская школа, Гераклит); диалектика познания, опирающаяся на диалектику природы (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);

? отрицательная диалектика (негативная) утверждает, что обнаружение противоречий в реальности и мышлении свидетельствует о невозможности познания истины (элейская и мегарская школы, Зенон Элейский).

Диалектика античной Греции рассматривается как первоначальная форма того миропонимания, в котором все бытие представлено в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном движении и развитии.

2. Диалектика Средневековья существует в лоне теологии и в первую очередь как логика достоверного размышления, развивается в основном в форме диалектики понятий, становясь все более теоретичной. Знаменитый спор о природе универсалий (общих понятий) между номинализмом и реализмом выявил сущность взаимосвязи между единичным и общим. Этот тип диалектики включал вопросы диалектики бытия и небытия, сущности и существования, символа и смысла.

3. Становление диалектики эпохи Возрождения и Нового времени характеризуется развитием экспериментального и теоретического естествознания — появление в естествознании, а затем и в философии метафизического способа мышления.

? принцип методического сомнения для поисков истинного знания, направлен против всякого догматизма (был предложен Р. Декартом);

? идея о единстве мира, об универсальном взаимодействии всех вещей, об их возникновении и развитии из первичной субстанции; диалектика свободы и необходимости (Б. Спиноза);

? принцип всеобщих различий, тождественности неразличимых вещей, непрерывности, перехода возможного в действительное (Г. Лейбниц).

В 18 в. складываются предпосылки для преобразования диалектики из искусства логического рассуждения и спора в философскую теорию бытия и метод ее познания.

4. Диалектика немецкой классической философии — в ней диалектические идеи приобрели статус стройной теоретической системы, целостной концепции развития бытия и универсального метода философского мышления. Истоки этой формы диалектики — в воззрениях И. Канта. Он сформулировал важные принципы диалектической картины мира:

? самодвижения материи как результата действия противоположных сил притяжения и отталкивания;

? порождения и развития разнообразных творений природы;

? универсальной взаимосвязи, соединяющей «в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконечности».

И. Кант также провел критический анализ познавательных способностей человека и границ его познания. Он исследовал проблему противоречия (антиномии) как результата деятельности разума.

Четыре знаменитые «антиномии разума» И. Канта:

1. мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве — мир бесконечен и во времени, и в пространстве;

2. в мире существует только простое или то, что сложено из простого — в мире нет ничего простого;

3. для объяснения явлений необходимо допустить свободную причинность — нет никакой свободы, в мире все совершается только по законам природы;

4. к миру принадлежит безусловно необходимая сущность — нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности.

Эти противоречия свидетельствуют о видимости тех заключений, к которым приходит разум; разум не может мыслить без противоречий мир как целое.

И. Фихте разработал диалектический метод познания (в его основе — движение мысли от тезиса к антитезису и затем к их синтезу).

Ф. Шеллинг работал над анализом диалектики природы (ее развитие происходит в результате борьбы противоположностей и представляет собой внутренне противоречивый процесс).

Диалектика Г. Гегеля (высшая ступень диалектики немецкой классики):

1. принцип развития как исходный для объяснения всей реальности (абсолютная идея рассматривается не как неподвижная и неизменная первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс);

2. учение о противоречии как жизненной силе всего сущего и условии познания; диалектика как метод мышления и есть «постижение противоположностей в их единстве»;

3. система категорий и законов как диалектическая теория бытия (рассматривая движение абсолютной идеи, Гегель анализирует такие категории диалектики, как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, явление, тождество, различие, противоречие, необходимость, случайность, возможность и т. д.).

Диалектика у Гегеля приобрела статус философской теории развития и взаимосвязи, стала диалектикой мышления, природы и человеческого общества. Понятие «противоречие» — основное в диалектике.

Кроме того, существует понятие «негативная диалектика» (Франкфуртская школа) — по отношению к социальной сфере, социальным категориям.

4. 5. Материалистическая диалектика в философии марксизма есть результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о:

? объективной диалектике (т. е. процессах развития и связях, царствующих во всем мире);

? субъективной диалектике — диалектическом мышлении, отражающем в той или иной мере, стихийно или сознательно, объективную диалектику бытия.

Принципы диалектики:

Принципы развития и взаимосвязи (всеобщей связи) — составляют фундамент философской теории диалектики (т. е. любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений, влияя на них); принцип материалистического единства мира (Энгельс).

Основные законы материалистической диалектики (были сформулированы Энгельсом):

1. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (т. е. изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное состояние);

2. закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей (основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия); понятие «скачок»;

3. закон отрицания отрицания (любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой — повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств).

Неосновные законы диалектики (категории диалектики):

? закон единичного и общего;

? закон содержания и формы;

? закон возможности и действительности;

? закон части и целого;

? закон необходимости и случайности;

? закон причины и следствия;

? закон сущности и явления.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.005 с.)