![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зачем нужна идеология? Идеология — совокупность идей, выражающих сущность какого-либо явления, раскрывающая пути и средства реализации интересов определенной части общества, связанных с изменением существующей ситуации и характеризующих форм мобилизации поставленных целей. Любая идеология выражает сущность взглядов на мир, побуждает к определенным действиям. Идеология — один из феноменов общественного сознания (экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, атеистическое, художественное). Термин «идеология» появился почти двести лет назад (Дестют де Траси). Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» показали, что в классовом обществе идеология всегда имеет классовый характер, поскольку общественные проблемы и конфликты в нем преломляются сквозь призму конкретных классовых потребностей и интересов. Идеология господствующего в экономическом и политическом отношении класса (социальной группы) претендует на теоретически правильное освоение социального мира и навязывается как идеология всего общества. В постиндустриальную эпоху классы утратили свое доминирующее положение в социальной структуре общества и социальной жизни, идеология и ее социальные функции переосмысливались в ХХ в. в нескольких направлениях: 1. В рамках социально-психологического анализа (В. Парето (учитель Муссолини), М. Шелер, К. Манхейм, Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни) идеология представлялась как рационализированное коллективное бессознательное, которое становится средством тотального социального контроля и манипулирования массами. 2. Семиотический анализ (М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), где идеология как знаковая конструкция, определенный социокод, усваивая который индивид социализируется и приобретает социально-классовую идентификацию. 3. В социально-философском направлении технократизма (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт и др.) оформилась теория «деидеологизации», которая отстаивала позицию освобождения от идеологии. Однако радужные надежды 50 х гг. сменились более трезвой оценкой реальности в идее «реидеологизации», возврата идеологии, развивавшейся в технократических воззрениях Д. Белла, Э. Тоффлера и др. Они отмечали, что потребительские ценности общества капитализма препятствует полноценному процессу социализации личности, дезориентируя его, превращая в «неуправляемое» существо не только для социальной системы, но и для самого себя.
4. Современное идеологическое пространство принципиально плюралистично. Для масс населения, не втянутых в активную политическую, роль идеологии выполняет массовая культура. Различные политические силы своей важнейшей задачей до пор сих считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения. Современное белорусское государство по своему статусу — это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. В этом контексте проблема формирования идеологии белорусского государства, заявленная как проблема государственной значимости, выступает как своевременный и оправданный шаг нашего государства. Сегодня этот процесс во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности процесса формирования новой идеологии? 1. Открытая постановка проблемы поиска идентичной для современного белорусского общества идеологии: если европейские государства сформировали нации и национальные государства в эпоху перехода к индустриальному обществе, то белорусское общество не пережило этапа модернизации, и общественная психология не успела сформироваться. Значит в 90 е годы ХХ века, в период обретения Беларусью государственного суверенитета, формирование государственной идеологии происходит «сверху». 2. Проблема приоритетов и консолидирующих общество идей сводится к технологии селекции, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического аппарата. Была сформулирована позитивная установка на фундирование государственной идеологии, с одной стороны, ценностями и интересами открытого общества, с другой, — национальными и государственными приоритетами. –Однако западное открытое общество само ищет пути общечеловеческого существования в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации, плюрализма мнений, преодоления конфликтов рациональным способом.
–В качестве национальных приоритетов современного белорусского общества предлагают: национальная безопасность; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, рыночной социально-ориентированной экономики; принципы социальной справедливости; сохранение интеллектуального и духовного потенциала страны. Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как: патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, которые в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Т.о., синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими ценностями как западного, так и восточного общества — это путь развития белорусской идеологии. 3. Обретение устойчивости национально-культурной самоидентификации. Национальная и культурная самоидентификация опирается на особенности национального характера, который является выражением особенностей исторического, социально-экономического, политического развития народа, а также естественно-природных, географических условий. В национальном характере любого народа главное место занимает система ценностей. Ценности — это социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям материального и духовного свойства. Система ценностей белорусов формировалась под воздействием западно-, и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества и в то же время для нее характерны свои особые, специфические черты: Общее: ? стремление к справедливости ? ориентация на коллективизм, а не на индивидуалистические ценности существования, на общество с идеалами братской любви и солидарности. Различное: ? общество никогда не приобретало у белорусов такого глобального характера как у русских, когда служению общественному делу посвящаются все силы личности. Для белорусов более характерно ощущение собственной независимости, автономности. ? существование на территории Беларуси далеких от согласия между собой православной, католической и униатской церквей отрицательно влияло на самоидентификацию населения, его национальный характер? отсутствие устойчивых ценностей, консерватизм и инертность, стремление белорусов достичь и сохранить общественное согласие («згоду»). ? уважение права, законопослушание ? неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности и равновесию. ? толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и других видов терпимости). Истоками толерантности, неконфликтного характера белорусов явились 1) умеренные природно-климатические условия жизни, 2) жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. ? исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность. Государственная идеология задает теоретическое видение этой модели: 1) построение сильного и эффективного государства:
РБ — унитарное демократическое социальное правовое государство, что акцентирует социальный характер государства. Социальное государство обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от правового государства (государства как конституционно-правового института). Характеристики социального государства: ? юридическое и фактическое право каждого человека на достойный уровень жизни ? постоянное повышение благосостояния людей как низших, так и высших слоев умножающего общественное богатство общества, что возможно на основе успешного экономического развития общества, на основе развития социально ориентированной рыночной экономики. Из существующих уже в мировой практике моделей социального государства РБ в большей степени склоняется к модели социал-демократического социального государства (типа Дании, Норвегии, Швеции). 2) переход к рыночной экономике: постепенное вхождение в рынок при государственном контроле над ценами, причем в процессе реформирования экономики роль государственного регулирования и управления экономикой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Реализация белорусской модели развития ориентирована на то, чтобы в республике осуществлялась не массовая приватизация, а просчитанная. Социально-экономическому развитию способствует: ? географическое расположение РБ между странами СНГ и Европой, Балтийским морем и Черноморским регионом ? радиальная экономико-географическая конфигурация со столицей в центре, равномерное расположение важнейших промышленных центров, хорошее качество коммуникаций ? квалифицированный трудовой потенциал, традиции трудолюбия, исполнительности, законопослушности, толерантности ? полезные ископаемые, хорошие лесные, водные, земельные ресурсы, умеренно-континентальный климат.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.53.18 (0.015 с.) |