Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития
Зачем нужна идеология? Идеология — совокупность идей, выражающих сущность какого-либо явления, раскрывающая пути и средства реализации интересов определенной части общества, связанных с изменением существующей ситуации и характеризующих форм мобилизации поставленных целей. Любая идеология выражает сущность взглядов на мир, побуждает к определенным действиям. Идеология — один из феноменов общественного сознания (экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, атеистическое, художественное). Термин «идеология» появился почти двести лет назад (Дестют де Траси). Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» показали, что в классовом обществе идеология всегда имеет классовый характер, поскольку общественные проблемы и конфликты в нем преломляются сквозь призму конкретных классовых потребностей и интересов. Идеология господствующего в экономическом и политическом отношении класса (социальной группы) претендует на теоретически правильное освоение социального мира и навязывается как идеология всего общества. В постиндустриальную эпоху классы утратили свое доминирующее положение в социальной структуре общества и социальной жизни, идеология и ее социальные функции переосмысливались в ХХ в. в нескольких направлениях: 1. В рамках социально-психологического анализа (В. Парето (учитель Муссолини), М. Шелер, К. Манхейм, Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни) идеология представлялась как рационализированное коллективное бессознательное, которое становится средством тотального социального контроля и манипулирования массами. 2. Семиотический анализ (М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), где идеология как знаковая конструкция, определенный социокод, усваивая который индивид социализируется и приобретает социально-классовую идентификацию. 3. В социально-философском направлении технократизма (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт и др.) оформилась теория «деидеологизации», которая отстаивала позицию освобождения от идеологии. Однако радужные надежды 50 х гг. сменились более трезвой оценкой реальности в идее «реидеологизации», возврата идеологии, развивавшейся в технократических воззрениях Д. Белла, Э. Тоффлера и др. Они отмечали, что потребительские ценности общества капитализма препятствует полноценному процессу социализации личности, дезориентируя его, превращая в «неуправляемое» существо не только для социальной системы, но и для самого себя.
4. Современное идеологическое пространство принципиально плюралистично. Для масс населения, не втянутых в активную политическую, роль идеологии выполняет массовая культура. Различные политические силы своей важнейшей задачей до пор сих считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения. Современное белорусское государство по своему статусу — это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. В этом контексте проблема формирования идеологии белорусского государства, заявленная как проблема государственной значимости, выступает как своевременный и оправданный шаг нашего государства. Сегодня этот процесс во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности процесса формирования новой идеологии? 1. Открытая постановка проблемы поиска идентичной для современного белорусского общества идеологии: если европейские государства сформировали нации и национальные государства в эпоху перехода к индустриальному обществе, то белорусское общество не пережило этапа модернизации, и общественная психология не успела сформироваться. Значит в 90 е годы ХХ века, в период обретения Беларусью государственного суверенитета, формирование государственной идеологии происходит «сверху». 2. Проблема приоритетов и консолидирующих общество идей сводится к технологии селекции, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического аппарата. Была сформулирована позитивная установка на фундирование государственной идеологии, с одной стороны, ценностями и интересами открытого общества, с другой, — национальными и государственными приоритетами. –Однако западное открытое общество само ищет пути общечеловеческого существования в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации, плюрализма мнений, преодоления конфликтов рациональным способом.
–В качестве национальных приоритетов современного белорусского общества предлагают: национальная безопасность; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, рыночной социально-ориентированной экономики; принципы социальной справедливости; сохранение интеллектуального и духовного потенциала страны. Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как: патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, которые в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Т.о., синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими ценностями как западного, так и восточного общества — это путь развития белорусской идеологии. 3. Обретение устойчивости национально-культурной самоидентификации. Национальная и культурная самоидентификация опирается на особенности национального характера, который является выражением особенностей исторического, социально-экономического, политического развития народа, а также естественно-природных, географических условий. В национальном характере любого народа главное место занимает система ценностей. Ценности — это социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям материального и духовного свойства. Система ценностей белорусов формировалась под воздействием западно-, и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества и в то же время для нее характерны свои особые, специфические черты: Общее: ? стремление к справедливости ? ориентация на коллективизм, а не на индивидуалистические ценности существования, на общество с идеалами братской любви и солидарности. Различное: ? общество никогда не приобретало у белорусов такого глобального характера как у русских, когда служению общественному делу посвящаются все силы личности. Для белорусов более характерно ощущение собственной независимости, автономности. ? существование на территории Беларуси далеких от согласия между собой православной, католической и униатской церквей отрицательно влияло на самоидентификацию населения, его национальный характер? отсутствие устойчивых ценностей, консерватизм и инертность, стремление белорусов достичь и сохранить общественное согласие («згоду»). ? уважение права, законопослушание ? неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности и равновесию. ? толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и других видов терпимости). Истоками толерантности, неконфликтного характера белорусов явились 1) умеренные природно-климатические условия жизни, 2) жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. ? исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность.
Государственная идеология задает теоретическое видение этой модели: 1) построение сильного и эффективного государства: РБ — унитарное демократическое социальное правовое государство, что акцентирует социальный характер государства. Социальное государство обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от правового государства (государства как конституционно-правового института). Характеристики социального государства: ? юридическое и фактическое право каждого человека на достойный уровень жизни ? постоянное повышение благосостояния людей как низших, так и высших слоев умножающего общественное богатство общества, что возможно на основе успешного экономического развития общества, на основе развития социально ориентированной рыночной экономики. Из существующих уже в мировой практике моделей социального государства РБ в большей степени склоняется к модели социал-демократического социального государства (типа Дании, Норвегии, Швеции). 2) переход к рыночной экономике: постепенное вхождение в рынок при государственном контроле над ценами, причем в процессе реформирования экономики роль государственного регулирования и управления экономикой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Реализация белорусской модели развития ориентирована на то, чтобы в республике осуществлялась не массовая приватизация, а просчитанная. Социально-экономическому развитию способствует: ? географическое расположение РБ между странами СНГ и Европой, Балтийским морем и Черноморским регионом ? радиальная экономико-географическая конфигурация со столицей в центре, равномерное расположение важнейших промышленных центров, хорошее качество коммуникаций ? квалифицированный трудовой потенциал, традиции трудолюбия, исполнительности, законопослушности, толерантности ? полезные ископаемые, хорошие лесные, водные, земельные ресурсы, умеренно-континентальный климат.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.013 с.) |