Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры. Основные направления философского анализа культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура — многоплановое сложное явление, представляющее интерес для современной философии и общества. Исследователи отмечают наличие около 600 различных дефиниций культуры. Многие современные философы выделяют несколько его важнейших смысловых проекций. Под культурой обычно понимают: ? специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики; ? определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом, — качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования; ? совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений. Актуальность проблемы. Процесс глобализации, феномен массовой культуры, столкновение цивилизаций. К — это геном цивилизации, ее матрица, определенный организм цивилизации, если понимать ее сущность. Кто изучал культуру, что такое философия культуры, когда она появилась; чем ее подход отличается от других. Научные подходы: культурология, языкознание, философия К. (ФК), история искусства, религиоведение и т. д. Философия к. пытается дать целостное представление о К., основанное на информации из других отраслей знания, дает информацию о влиянии культуры на социум. ФК сформировалась в конце 19 века. Еще в 18 веке французское Просвещение обращается к феномену К.(проблема «расчистки» перспектив для нового общества, обоснование французской революции). Возникла необходимость привести ценностные ориентиры в соответствие с революционными (вопросы экономической базы, проблема религии, политики, искусства). Определение культуры. Культура как характеристика общества: 18 век, культура как продолжение человека, его сущностная характеристика, так как сир природы противопоставляется миру человека; классическая философия, культура как совокупность духовных ценностей, которые связаны с надиндивидуальным сознанием и проявляется в форме религии, права, искусстве, философии; марксизм, акцент на материальные ценности, духовные ценности как результат развивающегося экономического базиса. Постклассическая философия, культура как индивидуальный феномен (антропологический переворот в философии). К. — репрессивное явление в психоанализе на уровне отдельного человека. Постмодерн, мозаичность и фрагментарность культуры. К. как символическая практика, связь с миром текста, К. как текст. Основные подходы к анализу культуры. Аксиологический (60–70 гг XX в). К. — совокупность материальных и духовных ценностей человека (Францев). Ценность — любой фрагмент реальности, представляющий интерес для деятельности человека и влияющий на его присутствие в мире. Социологический. К. — социальный институт, форма организации общественной жизни, структура, транслирующая некие нормы, которые обеспечивают поддержание социального организма. Структурно-семиотический. в русле структуралистской методологии исследования феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности (Ф. де Соссюр, Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, В. Я. Пропп, Р. Барт). К. — универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. как семиосфера (Лотман), символическая реальность, выраженная в знаковой форме (социокод), так как всякие ценности объективируются в форме символов (язык, текст). Системно-деятельностный (70-е, М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян) к. — специфический способ деятельности. Д-ть — преобразование окружающей среды. К. — всё, что создается человеком, совокупность надбиологических программ деятельности человека, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (Степин). Философские постклассические подходы. В психоанализе (Фрейд) К. — символизация либидо, проявление сексуального влечения в трансформированной форме; система запретов; направлении сексуального влечения в нужное для общества русло. К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Райх, Г. Рохейм, К. Хорни, Г. Салливан: к. — внутренне противоречивый феномен, объективация конфликтов инстинктов жизни и смерти. К. репрессивна, так как это отчужденная от человека система принудительной индивидуации, целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления не только нормативных запретов (табу), но и символических проекций (идеалов), ритуально снимающих страх и чувство вины, возникающие в его сознании под влиянием этих запретов. Вместе с тем, культура продуктивна, т. к. является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его инстинктивные влечения и агрессивность в разнообразные формы социокультурного бытия. В экзистенциализме (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр; еще и герменевтический подход П. Рикер и Г. Г. Гадамер) К. — это выражение экзистенции, х-ка подлинного существования человека, уникальный способ его существования. Подлинное существование выражается в духовном измерении человеческого бытия. Признаки к. — историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством. В игровой (Й. Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт) концепции К. — это совокупность игровых действий, ориентированных на выполнение социокодов и норм, направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов. Игровая концепция акцентирует внимание на то, как нормы и коды внедряются в жизнь общества, как человек действует в рамках правил, какова свобода выбора. К. как творчество человека. Игра — основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука) обнаруживают в ней свои корни. В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры. Структура и функции культуры. Материальная (все созданные человеком материальные объекты, преобразование биофизической среды) и духовная (систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества, созданы путем развития человеческого сознания) Национальная и интернациональная (общечеловеческая) Культура отдельных цивилизаций (локальная) и глобальная Культура в историческую определенную эпоху Религиозная и светская Элитарная (иерархия ценностей и норм, наличие кодифицированных текстов, культурных практик, церемоний, этикета, присутствует социальная стратификация и культурная идентификация элит),народная (популярная, более демократична, основана на этнической культуре) и массовая (ф-ция социального управления; распространяется СМИ в виде усредненной и стандартизированной культурной продукции для многомиллионных аудиторий разнообразных потребителей; быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных систем этнической и культурной идентификации; мозаична, фрагментарна, поверхностна, стереотипна). Субкультура (культура специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм) и контркультура (такая субкультура, которая противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения Функции: Информационная функция означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации. Коммуникативная функция культуры — это ее способность выступать средством воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. Аксиологическая функция культуры проявляется в выработке и трансляции набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии. В основе формирования набора ценностей, присущих конкретному типу культуры, лежат определенные идеалы. Идеал представляет собой возникающий в процессе социальной коммуникации совершенный образ предмета, наделенный абсолютной значимостью Социализаторская функция культуры связана с включением индивида в наличный набор социальных отношений, или социализацию. Как на уровне повседневно-бытовых отношений в кругу близких, так и на уровне профессиональной ориентации и образования, социализация обеспечивает подключение индивида к многообразному набору культурных образцов. Образовательная, негэйропийно-адаптивную (упорядоченно-адаптивную), нормативно-регулятивная.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.011 с.) |