Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в обществознании
Общество — объективно-субъективная реальность. Черты: системно организовано; базовый элемент — человек (разум и целеполагание), направление развития общества определяется человеком, рефлексивная, самодостаточная система; нелинейный характер развития, непредсказуемость развития. На развитие общества влияют (замедляют, ускоряют развитие) геоэкономические, демографические, материально-производственные, технико-технологические факторы + закон социального противоречия. Это объективные факторы. Субъективный фактор — это осознанные социальные требования человека, которые реализуют волю людей. В познании общества философия взаимодействует с другими гуманитарными науками, что порождает различные исследовательские программы; они отображают концепции обществознания (натуралистическая, социологическая, психологическая, социо-психологическая, культурно-историческая или культурцентристская). программа концепция Методологич. принцип Доминирующ. фактор Специфика социальности натуралистическая Синергетизм, механицизм, химизм; этноцентризм, геодетерминизм, органицизм Редукционизм (к той науке, на которую опирается концепция) объективизм Социальная реальность растворяется в природной социологическая Марксизм, структурно-функциональный анализ; понимающая социология-психология, коммуникативная рациональность Социологизм Объективизм Объективизм + субъективизм Общество — особая надиндивидуальная реальность, которая функционирует по своим законам культурцентристская Морфология культуры, генеалогия власти, политическая семиология, концепция локальных цивилизаций, культурно-исторических типов, социальная практика историцизм Объективизм + субъективизм Специфика общества определяется динамикой культуры, системой духовных ценностей психологическая, социо-психологическая Социальная психология, фрейдизм, аналитическая психология, экзистенциальный психоанализ, символический интеракиционизм психологизм субъективизм Общество связано с деятельностью и поведением индивидов, наделенных сознанием, волей, чувствами Натуралистическая (ориентирована на эталоны и методологию естественных наук). А) синергетизм (вид редукционизма) (Курдюмов, Пригожин, Хакель). На общество влияет множество факторов, отчего ситуации развития разветвляются (бифуркация), имеют множество выходов, их предсказать невозможно. Какой-то путь будет выбран, но какой, не известно. Б) органицизм (Г. Спенсер, выделял экономич., управленч., духовн. подсистемы в обществе. Как подсистемы в живом организме). В) этноцентризм — общество есть сумма этносов, они важнее общества в целом; концепция «мы-они» (Гумблович, Саммер), то есть развитие общества связано с процессом интешрации-конфронтации между этносами. Вариант 1: этногенез Льва Гумилева — этносы возникают из-за пассионарности, планетного заряда от космоса, или комплементарности, взаимного чувства симпатии в обществе, так они получают чувство исторического пространства и времени этноса. Г) химизм (Шевроль)общество как химический процесс; д) геодетерминизм (Монтескье) е) механицизм (Гоббс, Гольбах) — человек это винтик в обществе, общество — агрегат
социологическая (середина ХIX века. Социологический экспансионизм — социология вместо классической философии, общество как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным соц. законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов. Используют инструментарий, что и естественные науки). Сущность законов, регулирующих существование общества, определятся А)спецификой экономической д-ти — марксизм; Б) особенностями функционирования социальных систем, связанных ценностями, властью и др. — структурно-функциональная (Парсонс), общество имеет особую структуру исходя из своих функций: экономика приспосабливает окружающую природу, политика вып. Ф. целедостижения, право — интеграции, культура и образование — снимают социальные напряжения; в) природой социального действия — понимающая социология (Вебер) г) природой коммуникативного действия — коммуникативная рациональность (хабермас). Культурцентристская (2 половина-конец 19 века, начало 20 века). Общество — социально-культуная реальность, отличная от природы. А) поиск методологии познания, «Природу мы объясняем, а общество и человека понимаем». (Дильтей, неокантианство в Баденской школе — Риккерт и Виндельбанд). Риккерт выбирает индивидуализированные методы, Виндельбанд — идеографические, то есть изучение конкретных, специфических, уникальных и индивидуальных событий. 10–20 годы 20 века: соединение метода познания и концепций общества (1. К-ция морфологии культуры Шпенглера, 2. К-ция локальных цивилизаций Арнольда и Тойнби, 3. К-ция осевого времени Ясперса).
Дильтей: Науки о природе и науки о духе. Культура — особый тип реальности, он определяет поведение людей, продуцирование культурных смыслов и системы ценностей. Общество — сверхъиндивидуальная реальность, на основе культурного ландшафта,который задает ход всемирной истории и деятельности самих индивидов. 5. Психологическая / социально — психологическая (П — Фрейд, СП -Уорд, Тард, Лебон, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни) (у них разная психологическая ориентация, разное предметы исследования: личность vs общество). П. — избираются психические факторы, фактор социодинамики — психика индивида, всё определяют бессознательные механизмы, механизмы психики: проекция — направленность симпатий/антипатий на другого человека, регрессия — подавление некоторых стремлений, рационализация — попытка объяснить свои импульсивные действия постфактум; СП. — на основании биопсихосоциальной природы человека, фактор социодинамики — групповая и социальная психология. Адлер: основное чувство, которое влияет на поведение человека в обществе — это человеческие неполноценности, он всё делает, чтоб её преодолеть посредством компенсации через другие виды деятельности, посредством сверхкомпенсации через специфическое дело, хобби, посредством ухода в болезнь как способ разорвать отношения с миром (как в явлении антипсихиатрии, где сумасшествие считается нормой, формой протеста против действительности).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.005 с.) |