Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса
Похожие статьи вашей тематики
В чем проявляется динамика культуры? Каковы ее основные типы?
Динамика культуры проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Можно вьщелить такие основные типы культурной динамики, как культурогенез (порождение новых культурных форм, интеграция их в социальную практику, а также формирование новых культурных систем), трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта и стабильности конкретных типов социальных систем), диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), системная трансформация (глобальные преобразования самих культурных систем)1.
Культурная динамика основана на постоянном воспроизводстве социальной нестабильности и изменчивости в результате взаимодействия общества и природы, развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика), взаимодействия различных социальных слоев и институтов, поиска оптимальных форм управления обществом, взаимодействия различных культур и языков культуры.
Культура — динамичное образование. В исторической динамике культуры традиции и новации обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм.
Традиции и новации рассматривать в рамках деятельностного направления ф. анализа К., где историческая динамика культуры рассматривается как постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых, процесс, который выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными ветвями единого ствола культурной жизни.
1. Актуальность. Глобализация
2. Культура в ракурсе деятельной философской программы
3. Тенденции в культуре. Традиции новации, общность и уникальность, многообразие и единство, национальность и общечеловечность, массовость и элитарность.
4. Традиция и новация. Традиция — сохранение социокодов; как предпонимание культуры (герменевтический подход). Новация — вновь созданные коды (как в науке). Два подхода, взаимодополняющие изучение единого явления К. — единство и многообразие традиций (18 век) + многообразие и индивидуальность культур (цивилизационный подход, К. — локальное образование).
Традиция — универсальная форма сохранения, закрепления и передачи социально значимого опыта, обуславливающая преемственное развитие общества. Это иерархически упорядоченную совокупность семантических констант, социокультурных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагментацию и интеграцию смысла. Традиция является особым типом отношений между последовательными стадиями развивающейся социальной системы, при котором на новом уровне бытия этой системы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики предшествующего уровня. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая его прошлое, настоящее и будущее в нерасторжимое целое.
Деятельностный подход: культура состоит из социокода, механизма его развития и трансляции, механизма его селекции. Код — это традиции, ритуалы, стереотипы, привычки. Механизмы трансляции:
К-ция социального инстинктивизма (амер. социология нач. 20 века). Человек принадлежит природе (генезис) и социальному (телезис, teleo- цель) миру, он обладает эготическим чувством, через которое впитывает культурный опыт, оно определяет его самость.
Социобиология (Александер, Уилсон, Лансден). Человек имеет один механизм наследования. Только гены (культурогены) содержат социальную информацию (как и биологическую).
Концепция Дубинина (биолог). Два механизма наследования — через гены + через культуру. По его мнению, социокультурный опыт не наследуется, а постигается.
Структурализм. Леви-Стросс и его структуры ментальности, Юнг и его бессознательные структуры — архетипы.
Концепция Габриэля Тарта. Общество как мозг, человек — его нейрон. Люди связаны как нейроны в мозгу.
Концепция генетической эпистемологии (Жан Пиаже, Леонтьев). Челвоек осваивает мир из уже созданного наследия. Интериоризация — помещение культурных ценностей во внутренний план человека, усвоение культурных ценностей. Когда человеку не хватает имеющихся ценностей, он прибегает к модификации (перернормирование ценностей, проявление новаций). Экстериоризация — унификация новой традиции.
Для адаптации общества к новым требованиям времени нужны новации в культуре.
Новация — новообразования в культуре, которые поначалу сложно принимаются в обществе, возникают в группе. Позже группа начинает пропаганду для общества. Модификация старой традиции — появлении новой традиции — ее универсализация (так закрепляются новации). Происходит селекция культурных ценностей.
Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры.
|