Мировая культура. Факторы культурных изменений. Формы культурной динамики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая культура. Факторы культурных изменений. Формы культурной динамики.



 

Основные факторы культурной динамики:

 природно-ресурсный (нарушение равновесия между ресурсами окружающей среды, их добычей и использованием);

 пространственное размещение культурных форм (коммуникационная сеть; плотность, хранение, направленность и разнообразие видов; территориальные перемещения; распространение городов);

 взаимодействие разных культурных систем – неравномерность в развитии разных культур;

 жизнеобеспечение, хозяйственно-экономические технологии;

 социальные институты, социальные организации и отношения (семья, родительские отношения, отношения собственности, степень развития социальной организации);

 ценностно-смысловое понимание или символическое обозначение (ценностное оправдание изменений, наделение их позитивным смыслом в представлениях людей, существование противоположных ценностных смысловых идей, порождающих ситуацию культурного конфликта);

 рационально-познавательная, информационная, управленческая активность (культурная политика);

 индивидуальная активность (возможность влияния на культурные изменения отдельной человеческой воли, целей и мотивов жизнедеятельности конкретного человека, обусловленные типами механизмов социального действия):

1. Проблематизация индивидуальной жизнедеятельности человека (противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения).

2. Творческая активность, ее важнейшая форма – профессиональная творческая деятельность.

3. Индивидуальное влияние на культуру (индивидуальные способности человека, его природное дарование).

1. Динамика культуры может быть фазовая или стадиальная, в ее основе лежит историческая периодизация в соответствие с доминирующим типом социальных отношений.

2. На основе смены духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод, территориальных перемен центров активной культурной деятельности; социальных сдвигов в результате изменений количественных параметров и т. п.

3. По направленности культурных изменений:

 обогащение или дифференциация культуры, когда эти процессы не охватывают всей системы социокультурной регуляции, а изменения происходят только в отдельных сферах;

 культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, значений, приверженность общества неизменным традициям (Египет фараонов и т. п.);

 упрощение культуры, которое ведет к ослаблению дифференциации или устранению каких-либо элементов культуры, это является свидетельством упадка и деградации культуры (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера). Упадок может происходить в различных сферах культуры: маньеризм после Возрождения, русская иконопись 18–19 вв. Примитивизация и архаизация может сопровождаться установлением авторитарных форм правления, «дедовщина» в армии и др.;

 кризис культуры – ситуация разрыва или ослабления и разрушения прежних духовных структур и институтов и формирование новых. В качестве примера можно рассматривать появление Нового Завета; в Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества;

 циклические изменения, которые характеризуются повторяемостью. Они фиксируются в мифологии, в ритуалах, в календаре. Вариантом цикличности является инверсия или откат. (Инверсия – изменения по принципу маятника. Это происходит в случае отсутствия устойчивого внутреннего ядра. В мифологии – это оппозиции день/ночь, жизнь/смерть, в Китае – Инь/Ян, концепция единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные. Переход от язычества к монотеизму. Возрождение – обращение к раннему периоду);

 преобразование или трансформация культуры, которая возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивного процесса обновления. В качестве примера: реформирование религии и возникновение национальной культуры.

Традиционно к источникам культурной динамики относят инновации, обращение к культурному наследию, заимствования, синтез, культурную диффузию.

Инновация – изобретение новых образцов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей; формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причины возникновения новаций – неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск собственных путей культурного и социального самоутверждения. носителями новаций выступают слои общества, которые не находят себе достойного места в культурной действительности или существующих типах культурной деятельности

Обращение к культурному наследию означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности достижений данного общества и его исторического опыта.

Диалектика культурной динамики состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту противостоит повседневная практика настоящего, требующая постоянной расшифровки прежнего культурного опыта, его приспособления, отбора и интерпретации.

Обращение к культурному опыту прошлого призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Культурные заимствования – это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. В социальной антропологии этот процесс называется аккультурацией.

Заимствованию предшествует селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Можно выделить 4 причины селективности:

1. Культура еще не созрела для заимствования данных изобретений.

2. Новые элементы носят разрушительный характер для существующей культуры.

3. Идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных».

4. Члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют следующие факторы:

 интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

 условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

 степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);

 восприимчивость к другой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).

К источникам культурной динамики относится синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество. Синтез имеет место в тех случаях, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой, но при этом сохраняется присущая ей исходная основа и самобытность.

Культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.

Культурное взаимодействие – это культурный контакт, который может пройти бесследно, а может закончиться сильным влияние взаимодействующих культур друг на друга, либо односторонним влиянием.

Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Эти формы культурной диффузии могут распространяться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельных индивидов. Ее еще называют межгрупповой диффузией. Вертикальная диффузия культуры развивается между культурами с неравным статусом, следовательно, ее называют стратификационной культурной диффузией.

Положительные эффект культурной диффузии заключается в расширении контактов между народами и возможности узнавания друг друга, к отрицательным моментам можно отнести активное общение и заимствование, что может грозить потерей самобытности.

С его точки зрения, становление и развертывание культурных форм проходит следующие этапы:

 формирование социального интереса;

 осознание этого интереса;

 доктринальное осознание интереса (стихийно или целеустремленно);

 внешние вещные и поведенческие проявления социального интереса в разных сферах жизни, его предметная презентация.

Процесс идентификации индивидов в новой культурной форме проходит как культурная инсценировка:

1) сначала происходит обретение внешних признаков идентификации, усвоение поведенческого кода, символики, одежды, выработка лингвистической компетенции, освоение пространств, в которых происходит презентация культурных форм (йога, яппи, хиппи и т. д.). Этот процесс носит игровой характер;

2) собственно культурная инсценировка – усвоение некоего теоретического ядра и выработка соответствующего морально-эмоционального настроя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.217 (0.009 с.)