По форсированному индустриально-инновационному развитию республики казахстан на 2010 – 2014 годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По форсированному индустриально-инновационному развитию республики казахстан на 2010 – 2014 годы



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

По форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы

 

Астана, 2010 год

 

Содержание

 

 

Паспорт Программы 4

Введение 5

Анализ текущей ситуации 7

Цель, приоритеты, задачи и принципы программы 10

Основные направления реализации Программы 12

1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности 12

1.1 Диверсификация производства в «традиционных индустриях» 13

Нефтегазовый сектор 13

Нефтехимия 16

Горнометаллургическая отрасль 18

Химическая промышленность 23

Атомная промышленность 27

1.2 Развитие отраслей на базе внутреннего спроса 30

Машиностроение 30

Фармацевтическая промышленность 35

Строительная индустрия и производство строительных материалов 38

1.3 Поддержка отраслей, имеющих экспортный потенциал 42

Агропромышленный комплекс 42

Легкая промышленность 46

Туристская отрасль 49

1.4 Развитие секторов «экономики будущего» 51

Информационные и коммуникационные технологии 51

Биотехнологии 54

Космическая деятельность 56

Альтернативная энергетика 59

Атомная энергетика 61

2. Ключевые меры поддержки развития приоритетных секторов 62

2.1 Обеспечение энергетической инфраструктурой 64

2.2 Обеспечение транспортной инфраструктурой 67

2.3 Обеспечение инфокоммуникациями 71

2.4 Развитие минерально-сырьевого комплекса 73

2.5 Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами 76

2.6 Снижение административных барьеров 82

2.7 Развитие конкуренции 85

2.8 Техническое регулирование и создание инфраструктуры качества 88

2.9 Энергосбережение 92

2.10 Развитие инноваций и содействие технологической модернизации 96

2.11 Тарифная политика 102

2.12 Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон 104

2.13 Торговая политика 112

2.14 Инструменты финансовой поддержки Программы 118

3. Формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала 121

3.1 Территориальная организация производственного потенциала
в разрезе приоритетных секторов экономики 123

3.2 Формирование центров экономического роста 127

4. Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в развитии приоритетных секторов экономики 129

4.1 Схема и инструменты реализации Программы на республиканском
уровне 130

4.1.1 Роль системообразующих крупных частных компаний и субъектов квазигосударственного сектора в реализации Программы 130

4.1.2 Механизмы реализации Программы на республиканском уровне 132

4.2 Схема и инструменты реализации Программы на региональном уровне 138

4.2.1 Роль институтов развития, национальных компаний в реализации Программы на региональном уровне 138

4.2.2 Механизмы реализации Программы на региональном уровне
(Дорожная карта бизнеса 2020) 140

4.3 Повышение роли объединений бизнеса 142

5. Финансовое обеспечение Программы 143

6. Результаты Программы 143



Паспорт программы

Наименование программы Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы
Основание для разработки 1) пункт 1 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года, утверждённого распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326; 2) пункты 3 и 4 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на III сессии Парламента Республики Казахстан четвёртого созыва 1 сентября 2009 года, утверждённого приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2009 года № 01-30.27.
Разработчик Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
Цель программы Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности
Задачи Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности; усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов; создание благоприятной среды для индустриализации; формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала; обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.
Срок реализации 2010-2014 годы
Необходимые ресурсы и источники финансирования Государственный бюджет и средства предприятий, организаций, включая средства национальных компаний и организаций с участием государства. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период
Целевые индикаторы Увеличение: ВВП на не менее чем 7 трлн. тенге, примерно на 50% от ВВП 2008 года, в реальном выражении прирост ВВП составит 15%; доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до уровня не менее 12,5%; доли несырьевого экспорта до уровня не менее 40% в общем объеме экспорта; объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности; производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,5 раза; производительности труда в агропромышленном комплексе с 3 000 долларов США на одного занятого в сельском хозяйстве не менее чем в 2 раза; доли казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний - товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%; доли инновационно активных предприятий до 10% от числа действующих предприятий. Снижение: доли транспортных расходов в структуре себестоимости несырьевого сектора до уровня не менее чем на 8%; энергоемкости ВВП не менее чем на 10% от уровня 2008 года  
   

Введение

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», Послания Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.

На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Инициаторами продвижения крупных проектов станут
АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» (далее – АО «ФНБ «Самрук-Казына»), системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы.

Параллельно будут осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).

Государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой развития их экспортной ориентированности.

В целях формирования основ постиндустриальной экономики продолжится развитие национальной инновационной инфраструктуры и поддержка научно-технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации.

В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов.

Системные меры экономической политики будут концентрироваться на формировании благоприятной макросреды и инвестиционного климата, мерах по повышению производительности и конкурентоспособности национальной экономики.

Селективные меры будут осуществляться на основе комбинированного пакета мер финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных секторов и проектов.

Государство системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества как на республиканском, так и региональном уровнях.

Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 года будет иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер встроенных в Программу механизмов, стимулирующих диверсификацию и технологическую модернизацию экономики, обеспечит:

создание благоприятных макроэкономических условий;

улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;

массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;

повышение качества человеческого капитала.

Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использованием современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

Анализ текущей ситуации

Курс индустриально-инновационного развития, заложенный в начале 2000 года, стратегически верно идентифицировал основные риски экономики Казахстана: был выбран безальтернативный курс на диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости.

За этот период созданы базовые институциональные основы индустриализации:

Национальный фонд, обеспечивающий устойчивость экономики;

АО «ФНБ «Самрук-Казына», консолидирующий потенциал государства на реализации прорывных направлений;

институты развития, сопровождающие процесс диверсификации;

диалоговые площадки для взаимодействия и координации действий государства и бизнеса.

В рамках инвестиционной политики совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Эти меры позволили в период активного роста экономики, связанного с ростом нефтегазодобывающего сектора, обеспечить адекватный рост и ненефтяного сектора экономики, обеспечить условия для дальнейшего становления малого и среднего бизнеса.

Несмотря на определенные результаты, политика диверсификации и инновационного развития не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками:

проявляются симптомы «голландской болезни» экономики, способствуя воспроизводству эффекта перераспределения ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор;

рыночный механизм в этот период оказался не в состоянии подавать сигналы, предотвращающие «перегрев» отдельных секторов экономики, и не смог помочь государству выстроить «правильную» структуру экономики;

политика диверсификации столкнулась с отсутствием необходимой критической массы для ее продвижения.

Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам.

В результате структура экономики сохранила сырьевую направленность, а структура занятости характеризует низкую эффективность использования трудового потенциала. В 2008 году, при занятости в сельском хозяйстве 31,5% населения, удельный вес продукции этого сектора в структуре ВВП составил всего 5,8%. За период с 2000 по 2008 годы доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5% до 11,8%, а доля горнодобывающей возросла с 13% до 18,7%.

По ключевому фактору конкурентоспособности экономики –производительности, несмотря на положительную динамику последних лет, Казахстан отстает от средних по развитию стран: по данным на 2008 год производительность труда по паритету покупательной способности в Казахстане составила 22,6 тыс. долл. на человека, в то время как в России - 33,4, Японии 68,2, США - 98,1.

Экстенсивный характер роста крупного казахстанского бизнеса, ориентированного на получение быстрой прибыли от экспорта сырья, не позволил ему переключиться на более высокие переделы и на внутренний рынок при изменении мировой конъюнктуры.

Инициативы государства не получили должной поддержки
бизнес-сообщества, так как молодой национальный бизнес не окреп настолько, чтобы выступить активным игроком диверсификации и строить новый, инновационный для Казахстана бизнес, пробиться и конкурировать на мировом рынке, привлекать в качестве стратегических партнеров ведущие компании мира.

В докризисный период рыночная экономика Казахстана формировалась эволюционно. Проциклическое развитие задавалось динамикой роста экспортно-сырьевого сектора и доступностью дешевых инвестиционных ресурсов на внешних финансовых рынках.

Специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (внутренние неторгуемые сектора экономики: недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг).

Соответственно, приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Эти тенденции отразились и в соответствующем портфеле инвестиционных проектов, как институтов развития, так и банков второго уровня. Это отражает объективный эволюционный процесс становления национального бизнеса. Кризис, сдувший «пузыри», заставляет искать новые рынки и инновационные продукты. Оптимальным путем посткризисного развития Казахстана является ускоренная индустриализация.

Мировой опыт свидетельствует о наличии различных подходов к индустриализации: стратегии «догоняющего развития», «традиционной специализации», «постиндустриального развития». Исходя из структуры национальной экономики, на данном этапе развития наиболее подходящей стратегией индустриализации экономики Казахстана является стратегия «традиционной специализации» с опорой на сырьевой сектор с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы.

Устойчивые связи между секторами традиционной специализации и остальной экономикой позволят сформировать целый ряд сопутствующих отраслей, которые получат возможность развиваться через их сервисное обслуживание. Это также сформирует благоприятные условия для формирования кластеров малого и среднего бизнеса вокруг предприятий сырьевого сектора.

Сегодня, когда усиливается конкуренция на развивающихся рынках и важно быстро занять рынки как внутренние, так и потенциальные внешние, необходимо максимально реализовать потенциал Таможенного союза с доступным рынком - 170 млн. человек. Кроме того, уникальное географическое положение Казахстана делает возможным осуществить и завоевать позиции эффективного глобального посредника в Азии и СНГ (Россия, Центральная Азия, Китай, Иран, Индия). В целях расширения доступных рынков активного присутствия предприятий Республики Казахстан необходимо обеспечить интенсивную поддержку несырьевого экспорта агропромышленного комплекса, текстильной промышленности и туризма.

Параллельно необходимо осуществить селективную поддержку секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15-20 лет.

Основным условием успешной реализации политики индустриализации должен стать рост производительности факторов производства и обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.

Предстоящая индустриализация потребует перехода от политики равномерного развития регионов к точечному подходу развития городов и территорий, обладающих большим потенциалом роста и высокой экономической активностью.

Эффективность политики индустриализации зависит от консолидации усилий бизнеса и государства на развитии приоритетных секторов экономики, а также от формирования эффективных институтов и механизмов их взаимодействия.

 

Нефтегазовый сектор

Основные задачи

1. Выполнение установленных показателей по добыче нефти и газовому конденсату и их переработке.

2. Обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе.

3. Диверсификация экспортных маршрутов транспортировки нефти.

 

Целевые индикаторы

1. Достижение в 2014 году роста объема добычи нефти до 85,0 млн. тонн в 2014 году (120,4 % к 2008 году), сырого газа до 54 млрд. куб.м (61,4 % к
2008 году).

2. Экспорт нефти к 2014 году составит 75 млн. тонн (119,4 % к 2008 году).

3. Обеспечение роста объемов переработки нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (далее – НПЗ) в 2014 году до 15,0 млн. тонн (122,1 % к 2008 году) с увеличением глубины переработки нефти до 87-90 % и доведением качества отечественных нефтепродуктов до стандартов качества Евро.

4. Обеспечение транспортировки газа по газопроводу «Бейнеу-Бозой-Акбулак»:

в 2012 году – до 3,6 млрд. куб. м в год;

в 2013-2014 годах – до 5,0 млрд. куб. м в год;

в 2015 и последующих годах – до 10 млрд. куб. м в год.

Нефтепровод Казахстан-Китай

Нефтепровод Казахстан – Китай включает реализацию проекта нефтепровода Атасу–Алашанькоу и Кенкияк-Кумколь. Предусматривается расширение пропускной способности существующих мощностей нефтепровода Казахстан-Китай до 20 млн.тн/год.

Атырау – Самара

Нефтепровод Атырау – Самара является одним из приоритетных направлений транспортировки нефти через территорию Российской Федерации в направлении Черного моря или Балтийского моря.

Нефтехимия

Основная задача

Увеличение глубины и объемов переработки отечественного углеводородного сырья (нефть/газ) и рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Целевые индикаторы

1. Введение к 2012 году мощностей по производству битума в объеме 500 тыс. тн/год.

2. Обеспечение с 2014 года производства ароматических углеводородов в объеме - бензола 133 тыс. тн/год, параксилола - 496 тыс. тн/год.

3. Обеспечение с 2015 года производства базовой нефтехимической продукции в объеме – 800 тыс.тн/год полиэтилена и 500 тыс.тн/год полипропилена.

 

Ресурсное обеспечение

При поддержке государства подписано соглашение о поставках газа на долгосрочный период.

 

Основная задача

Создание металлургических производств последующих переделов, обеспечивающих развитие машиностроения, стройиндустрии и других отраслей промышленности и экспорта.

 

Целевые индикаторы

1. Увеличение валовой добавленной стоимости металлургической отрасли не менее чем на 107 % на основе глубокой переработки минерального сырья и создания новых переделов.

2. Увеличение объема производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и экспорта в 2 раза к уровню 2008 года.

 

Ресурсное обеспечение

Будет расширена сырьевая база действующих горнодобывающих предприятий. Особое внимание будет уделено поискам и разведке месторождений руд для цветной металлургии. Будет проведена разведка стратегических видов полезных ископаемых в Восточном, Центральном и Северном Казахстане. Будет оказано содействие отечественным компаниям с ограниченной ресурсной базой в приобретении горнорудных активов за рубежом.

Будет проводиться разработка и внедрение эффективных технологий по переработке забалансовых, труднообогатимых руд и концентратов и отвалов, а также использования вторичного сырья - лома и отходов черных и цветных металлов.

АО «НГК «Тау-Кен Самрук» будет обеспечивать интересы государства в горнометаллургическом комплексе, в части приобретения отчуждаемых прав на недропользование и участвовать в освоении и разработке месторождений полезных ископаемых.

 

Химическая промышленность

 

Основная задача

Развитие приоритетных конкурентоспособных производств химической промышленности, направленных на выпуск высокотехнологичной, экспортоориентированной и инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Целевые индикаторы

1. Увеличение объемов производства химической продукции в 2 раза.

2. Увеличение экспорта химической продукции высоких переделов в 2 раза.

Обеспечение инфраструктурой

Будет проработан вопрос обеспечения энергетической инфраструктурой проекта строительства завода по производству азотно-фосфорных удобрений в Южно-Казахстанской области.

Будет проработан вопрос обеспечения транспортной инфраструктурой проектов строительства завода по производству комплексных минеральных удобрений в Жамбылской области, завода по производству азотно-фосфорных удобрений в Южно-Казахстанской области.

Торговая политика

В целях создания узнаваемого имиджа казахстанской химической продукции в форме государственного заказа будет предусмотрено лимитированное возмещение затрат химическим предприятиям (экспортерам продукции высоких переделов) на мероприятия по участию в специализированных выставках, брендингу отечественной продукции, созданию интернет-ресурса и изготовлению печатной продукции для распространения за рубежом.

Будет упрощена процедура получения лицензии на экспорт химической продукции, уменьшены сроки выдачи согласований в каждом министерстве.

Будет решен вопрос о получении специального разрешения на хождение цистерн для перевозки желтого фосфора на территории стран ЕС на период 2011-2018 гг. (в связи с их запретом в странах ЕС с 2011г.).

Ресурсное обеспечение

Будут проведены поисковые работы по месторождениям сырья для химической промышленности.

 

Атомная промышленность

 

Основная задача

Создание вертикально-интегрированного комплекса с полным ядерно-топливным циклом для получения экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на мировых рынках.

Целевые индикаторы

1. Увеличение объема добычи урана, в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан.

2. Создание новых производств ядерно-топливного цикла - строительство конверсионного завода производственной мощностью 12 000 тонн гексафторида урана (UF6), строительство завода на Ульбинском металлургическом заводе по выпуску тепловыделяющих сборок, мощностью 400 тонн ядерного топлива.

Машиностроение

 

Основная задача

Максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Целевые индикаторы

1. Прирост валовой добавленной стоимости на 74 %.

2. Увеличение производительности труда в отрасли до 52 тыс. долларов на человека в год.

 

Торговая политика

Продвижение казахстанской машиностроительной продукции на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана.

Предоставление финансовых стимулов для продвижения экспорта казахстанской машиностроительной продукции.

 

Основная задача

Обеспечение здоровья нации и лекарственной безопасности страны за счет увеличения отечественного производства высококачественных лекарственных средств.

 

Целевые индикаторы

Увеличение к концу 2014 года доли отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке с 30 % до 50 % в натуральном выражении.

 

Торговая политика

В рамках Таможенного союза будут:

проведена гармонизация законодательной базы по аналогии с Европейским Союзом для лекарственных средств, медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, производимых в Республике Казахстан, и по ввозу комплектующих деталей для производителей медицинского оборудования, субстанций, а также других вспомогательных веществ для производства лекарственных средств;

обеспечено взаимное признание регистрационных удостоверений лекарственных средств, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения отечественных производителей, соответствующих стандартам надлежащей производственной практики (GMP) и европейским медицинским стандартам 93/42/ЕЕС.

 

Основная задача

Удовлетворение спроса внутреннего рынка за счет увеличения производства отечественных строительных материалов, изделий и конструкций и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Целевые индикаторы

Увеличение валовой добавленной стоимости в строительной индустрии не менее чем на 76 % и удовлетворение потребности внутреннего рынка строительными материалами более чем на 80 %.

 

Ресурсное обеспечение

Будет расширена минерально-сырьевая база строительной индустрии за счет поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, используемых для производства строительных материалов.

 

Агропромышленный комплекс

 

Основная задача

Обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках.

Развитие водного сектора экономики и водохозяйственной политики.

 

Целевые индикаторы

1. Обеспечение продовольственной независимости внутреннего рынка.

2. Увеличение валовой добавленной стоимости АПК не менее чем на 16%.

3. Повышение производительности труда в агропромышленном комплексе с 3 000 долларов США на одного занятого в сельском хозяйстве, не менее чем в 2 раза.

4. Наращивание экспортного потенциала отрасли в общем объеме экспорта страны до 8 %.

 

Стимулирование инвестиций

Для экономического стимулирования развития отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности будет продолжено субсидирование агропромышленного комплекса по следующим направлениям:

удешевление процентных ставок при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса и обеспечении сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

развитие семеноводства;

повышение продуктивности и качества продукции животноводства;

повышение урожайности и качества продукции растениеводства, удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур;

удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости удобрений (за исключением органических);

удешевление сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости затрат на обработку сельскохозяйственных культур гербицидами, произведенными (формулированными) отечественными производителями;

развитие систем управления производством и рынка сельскохозяйственной продукции;

развитие племенного животноводства.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей также будет осуществляться путем льготного кредитования и микрокредитования, развития лизинга сельскохозяйственной техники, специальной техники и технологического оборудования, развития системы страхования в агропромышленном комплексе, информационно-маркетингового обеспечения, увеличения доли казахстанского содержания в государственных закупках.

Подготовка конкурентоспособных профессиональных кадров

Предполагается внедрение обязательной отработки специалистов сельского хозяйства, получивших образование в рамках государственного заказа по квотам для граждан из сельской местности, в организациях сельского хозяйства не менее 3 лет после окончания учебного заведения;

рассмотрение вопроса о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по мерам социальной поддержки специалистов сельского хозяйства, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты;

рассмотрение вопроса увеличения государственного образовательного заказа на подготовку докторов PhD, магистров и бакалавров в соответствии с потребностями аграрной отрасли, а также специалистов с техническим и профессиональным образованием сельскохозяйственных и ветеринарных специальностей.

Легкая промышленность

Основная задача

Удовлетворение потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности за счет переработки сырья, производства продукции с высокой добавленной стоимостью и с перспективой её выхода на внешние рынки.

Целевые индикаторы

1. Увеличение валовой добавленной стоимости отрасли к 2014 году на
50 % по сравнению с 2008 годом.

2. Удовлетворение потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности к 2014 году до уровня 30 %.

3. Увеличение производительности труда в полтора раза до 4,9 млн. тенге/чел (33 тыс. USD).

Туристская отрасль

Основная задача

Повышение конкурентоспособности индустрии туризма и привлекательности Казахстана как туристского направления.

 

Целевые индикаторы

Увеличение совокупного дохода организаций, предоставляющих услуги в сфере туристской деятельности, к 2015 году не менее чем на 12 % от уровня 2008 года.

 

Развитие конкуренции

В целях развития конкуренции на рынке предоставления услуг для туристов будет:

обеспечено создание законодательных условий для укрупнения туристских операторов;

рассмотрена возможность создания бюро экскурсоводов и туристских информационных центров в регионах, обладающих туристским потенциалом.

Основная задача

Формирование конкурентоспособного экспортоориентированного национального сектора инфокоммуникационных технологий.

 

Целевые индикаторы

Доля сектора ИКТ, включая инфокоммуникационную инфраструктуру, в ВВП в 2014 году – 3,8 %.

Биотехнологии

 

Основная задача

Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной биотехнологической продукции для здравоохранения и сельского хозяйства, охраны окружающей среды, пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

Целевые индикаторы

1. Увеличение доли отрасли в общем объеме экспорта до 1 % к 2015 году.

 

Космическая деятельность

 

Основная задача

Реализация первого этапа создания полноценной космической отрасли как наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики, способствующего ускорению индустриально-инновационного развития республики, укреплению национальной безопасности и обороны, развитию науки и высоких технологий.

Целевые индикаторы

1. Рост ВДС не менее, чем на 85,0 млрд. тенге к 2015 году.

2. Рост экспорта не менее, чем на 15,0 млрд.тенге к 2015 году.

3. Степень удовлетворения потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи - 80 %, в услугах высокоточной спутниковой навигации (% покрытия территории Казахстана) - 30 %.

4. Доля данных с казахстанских КА ДЗЗ в общем количестве космических данных, предоставляемых потребителям - 50 %.

Альтернативная энергетика

 

Основная задача

Увеличение доли возобновляемых источников энергии (малые гидроэлектростанции, солнечные установки) в энергобалансе страны.

 

Целевые индикаторы

1. Достижение объема вырабатываемой электроэнергии в 2014 году возобновляемыми источниками энергии – 1 млрд. кВт.ч в год.

2. Доля возобновляемых источников энергии в общем объеме электропотребления более 1 % к 2015 году.

Атомная энергетика

 

Основные задачи

Развитие инфраструктуры атомной энергетики.

Разработка и реализация новых высокотехнологичных проектов для атомной отрасли.

Основная задача

Обеспечение электроэнергией потребностей экономики и достижение энергетической независимости страны.

 

Целевые индикаторы

1. Доведение выработки электроэнергии в 2014 году до 97,9 млрд. кВтч при прогнозном потреблении 96,8 млрд. кВтч.

2. Обеспечение объема добычи угля к 2014 году до 123 млн. тонн.

 

Стратегия действий

Надежное электроснабжение экономики и населения Казахстана будет связано со строительством новых электроэнергетических объектов, расширением и реконструкцией существующих, модернизацией национальной электрической сети, эффективным использованием имеющихся энергетических ресурсов на базе разработки прогнозных балансов.

На основе прогнозных балансов основных ресурсов с учетом потребностей бизнеса будет обеспечена координация долгосрочных планов развития отраслей и комплексное развитие инфраструктурного и ресурсного потенциала страны.

В планируемый период, за счет ввода новых мощностей и модернизации действующих, общий объем производимой в стране электроэнергии превысит прогнозируемые объемы потребления.

Избыточный объем производства электроэнергии в Северной энергетической зоне за счет модернизируемых Экибастузских и Аксуйской ГРЭС будет перераспределяться в энергодефицитные Южную и Западную энергетические зоны по межрегиональным линиям электропередачи Северный Казахстан-Актюбинская область и Север – Юг.

Для снятия вопроса энергодефицита в Западном Казахстане предполагается ввод Уральской ГТЭС и расширение Атырауской ТЭЦ, в южных регионах страны - возведение к 2012 году Мойнакской ГЭС, Акшабулакской ГТЭС, к 2015 году двух энергоблоков Балхашской ТЭС, строительства ряда электросетевых объектов, в том числе подстанции «Алма» и линий электропередачи по выдаче мощности Мойнакской ГЭС, будет осуществляться реконструкция существующих электросетей и понижающих подстанций.

Предусматривается реализация следующих проектов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.242 с.)