Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории
Теоретическое исследование — это такой уровень научного познания, на котором опосредованно на основе эмпирических данных раскрываются существенные стороны и закономерные связи явлений в изучаемой предметной области (посредством мысленного эксперимента). Теоретическому уровню исследования соответствует научная теория. Теоретическое исследование не имеет никаких материальных средств для исследования, т. к. при теоретическом исследовании нет связи с предметом исследования (проводится лишь мысленный эксперимент), который изучается лишь на основе имеющихся эмпирических данных. Исследователь-теоретик опосредованно через эмпирический уровень выходит в реальность. На теоретическом уровне отражаются сущностные связи в общем виде (связи, которые позволяют отразить сущность), т. е. взаимодействие ряда законов изучаемого явления. Теоретическая закономерность состоит в связи между идеализацией. Методы формирования теоретического языка науки: ? идеализация (операция абстрагирования некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели); ? мысленный эксперимент (эксперимент с идеальными объектами; логические операции) — установление сущностных характеристик объектов и связи; ? формализация (знаковое моделирование) — это способ построения абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем (формулы, графики); ? метод восхождения от абстрактного к конкретному (процедура синтеза); ? исторический/логический метод — способ изучения эволюции объекта на выявление логики его развития. Способы построения теории: ? аксиоматический метод построения теории — математический формализм (на основе аксиом, т. е. бездоказательно, априорно) ? гипотетико-дедуктивный метод — выдвигается гипотеза =? доказательства ? конструктивно-генетический метод ? опытно-индуктивная теория (Ф. Бэкон) Основные признаки теории: ? эвристичность — характеризует объяснительные и предсказательные возможности научной теории; ? конструктивность — состоит в доступности способов проверки основных выводов и результатов теории; ? простота — подразумевает объяснение теорией максимально широкого круга явлений на основе минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез.
Гипотеза — предположение (вероятностное/предположительное/гипотетическое знание). Теория — это достоверное знание, аргументированное, имеющее доказательную базу; выполняет объяснительную и предсказательную функцию. Теория динамична, она развивается — на смену одной теории может прийти другая. Теория — это целостная и непротиворечивая система знания, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. В состав теории входит фундаментальная теоретическая схема, которую дополняют частные теоретические схемы. Особенности теории предметного знания: ? теория — это системная целостная совокупность развивающегося знания ? теория есть объясняющая совокупность знания ? теория есть обоснованная эмпирическим базисом и доказанная совокупность знания ? теория есть свернутый генезис знания Виды связей, существующие между отдельными компонентами теоретических знаний: 1. операциональная интерпретация теории, характеризующая связи между терминами ее языка и теми экспериментально-измерительными процедурами, которые осуществлялись на эмпирическом уровне познания; 2. семантическая интерпретация теории, в рамках которой фиксируются связи между различными уровнями и формами собственно теоретических терминов и понятий, отражающих содержание теории; 3. онтологическая интерпретация теории, в которой воспроизводится совокупность связей между терминами теоретического языка и конструктами научной картины мира. Функции современной науки: 1. объяснительная функция — в изучаемой предметной области вся совокупность связей выделяет важный тип связи — каузуальный (причинно-следственная связь); 2. прогностическая (предсказательная) функция — теория оценивается не по имеющимся фактам, а по тем, которые еще не открыты; 3. систематизирующая функция — синтез всего предшествующего знания (новая теория не отрицает предыдущее знание, она лишь ограничивает предметные области их исследования).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.004 с.) |