ТОП 10:

Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике



В литературе существуют разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как

? выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

? система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

? система взаимодействий между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

? система социальных коммуникаций между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

? система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

? система отношений между большими (макросоциальными) группами — классами, этносоциальными общностями — и выражающими их коренные интересы учреждениями;

? система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

? система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

Каждое из определений репрезентативно и характеризует общество с определенных концептуальных позиций, задавая конкретную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены (индивиды, социальные группы, институты и учреждения) с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия, специфическими отношениями и т. д. В различных интерпретациях акценты расставляются по-разному в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена — социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности) или структурно-функциональные институты и общности — универсальные начала социума, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности.

При наличии многообразия определений общества как системы можно выделить две основные методологические стратегии его исследования — теоретико-методологический индивидуализм («социальный атомизм», «сингуляризм»( концепции, рассматривающие взаимоотношения личности и общества с позиции примата человека над обществом) «социологический номинализм»,) и теоретико-методологический универсализм («коммунализм», «социологический реализм», «тотализм»). В зависимости от принятой стратегии и от того, что принимается в качестве системообразующего элемента общества, можно указать на несколько фундаментальных концепций социума.

В социальной философии имеет место ряд программ к исследованию общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др.

Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой методологии натурализма является редукционизм. Кризис натуралистической исследовательской программы на рубеже XIX–XX вв. связан с развитием гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования.

Культуроценристский подход, опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. В рамках этого подхода представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Они выработали понятие о номотетической науке (естествознании), использующей методы обобщения при познании законов природы и об идеографической науке, которая использует методы описания при изучении единичных исторических событий. В. Дильтей обратил внимание на то, что социальное, историческое событие требует не только объяснения, но и понимания. В XX в. культуроцентристский подход получил дальнейшее развитие, например, в творчестве М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривает общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

Марксистская исследовательская программа, отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвигает материалистическую идею о том, что общество — это результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективные (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

Синтетическая исследовательская программа была выдвинута М. Вебером в концепции социального действия. Он считал, что социальная философия должна быть обращена прежде всего к поведению и деятельности людей. Традицию плодотворного синтеза ряда социально-философских подходов продолжил Ю. Хабермас, исследовательская позиция которого опиралась на идеи Франкфуртской школы социальной философии, герменевтики, психоанализа, аналитической философии, структурализма.

Эти и другие исследовательские программы в социальной философии составляют основу методологического плюрализма как достаточно эффективной стратегии познания социокультурных явлений и процессов современного мира.

Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.

Общество — это открытая система, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Общество — саморазвивающаяся система, которая исторически меняется за счет внутренних источников. Постоянно усложняющаяся организация общества воспроизводит себя как целостность, демонстрируя самодостаточность социального организма. Обществу присущи также такие системные характеристики, как рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как социальная, экономическая, политическая.

Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза — возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации проблемы социогенеза. Креационистский подход (творение) формировался в русле религиозного подхода к обществу.

Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как привило, не рассматривали.

Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важными вехами социогенеза явились: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.

Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование игровой, культурно-символической, психоаналитической концепций социогенеза.

Познание многообразия и целостности общественной жизни ставит проблему выделения системообразующих факторов социальной динамики, законов функционирования и развития общества.

Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что основой жизни общества является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения.

Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсоном и др.

К. Маркс исследовал общество как систему социальных отношений в контексте деятельностного подхода. Он считал, что общество — это продукт совместной материально-преобразующей деятельности людей практики. Материальное производство, удовлетворяя прежде всего первичные, а затем и духовные потребности человека, становится основным содержанием общественного бытия. Способ производства материальных благ является объективной основой формирования системы общественных отношений. В базисе, фундаменте этой системы находятся экономические (производственные) отношения. К. Маркс, таким образом, выделил объективный экономический фактор формирования системы общественных отношений. Многообразные виды деятельности человека и социальные связи оказались экономически детерминированными.

М. Вебер считал основой жизни общества социальные действия людей. Сущность социального действия составляют требования осмысленности действия со стороны субъектов и их направленность на других людей. М. Вебер выделил четыре основных типа социального действия, которые характерны для различных исторических эпох: целерациональные действия, присущие индустриальной эпохе; ценностно-рациональные действия, характерные для перехода от доиндустриальной к индустриальной эпохе; традиционные и аффективные действия; присущие доиндустриальному, традиционному обществу. М. Вебер акцентировал внимание на нормативно-ценностной основе деятельности.

И. К. Маркс, и М. Вебер, расходясь в объяснении природы общественных закономерностей, тем не менее признавали существование законосообразности функционирования и развития общества. Специфика социальных закономерностей состоит в том, что они действуют, с одной стороны, независимо от человека, а с другой — через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов классической философской традиции выражено с помощью понятий «объективные» и «субъективные» факторы общественного развития.

Объективные факторы — независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения данного исторического явления. Субъективные факторы — это сознательная деятельность различных социальных субъектов, направленная на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. Сложности в объяснении действия социальных законов выражаются в абсолютизации роли различных сторон этого противоречия. В традиции философского течения волюнтаризма воля человека конституируется как надындивидуальное иррациональное начало и становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (судьба) исключает свободу, свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории. В неклассической философии преобладает взгляд на историю как живой несобытийный поток, уникальный временной ряд, недоступный научному объяснению.

Анализ общества с точки зрения его динамики включает такие основные проблемы, как источники и факторы развития, направленность общественных изменений, формы динамики. Этот анализ предполагает использование таких понятий, как «факторы и источники развития», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс» и др.

Субъектами социальных изменений выступают индивиды. Социальные группы, общественно-политические институты и объединения, элиты, массы, толпа, человечество в целом.

Среди множества факторов социальной динамики наиболее важными являются социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.). Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии.

Анализ общества с точки зрения его развития включает вопрос о направленности общественных изменений, форм социальной динамики. Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведет к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является понятие социального регресса — процесса упрощения, деградации общества.

Идея социального прогресса имеет длительную историю развития: она восходит к христианству. Концептуальное обоснование получает в XVIII в., согласно этой идее, единство истории обеспечено безостановочным совершенствованием общества на основе успехов науки, развития разума, просвещения.

Концепция исторического оптимизма была поддержана Г. Гегелем, А. Сен-Симоном, О. Контом. Развивая ее, К. Маркс выдвинул концепцию закономерного движения от одной общественно-экономической формации к другой, которое приводит общество к коммунизму — обществу социальной справедливости, «царству свободы». Однако в XIX в. анализ проблем социального прогресса выявил его противоречия и антигуманный характер. В XX в. идея социального прогресса развивалась на основе идеологии технократизма. Разочарование в прогрессе общества выразилось в развитии идей исторического пессимизма. Представители культурологических концепций ограничили прогресс; рамками локальных культур и цивилизаций. В XX в. были выдвинуты идеи регрессивного хода истории (экологический пессимизм), «конца истории» (Фр. Фукуяма).

Современная интерпретация понятия «социальный прогресс» неоднозначна и во многом зависит от решения проблемы критериев социальной динамики. Традиционно социальный прогресс оценивался мерой развития разума, духовностью человека, науки и техники, производительных сил общества. Современные мыслители выдвигают в качестве приоритетов социального развития положение человека в обществе, степень его свободы, благополучия, духовной культуры, социального самочувствия, степень социальной и экологической безопасности общества.

Основными формами социальной динамики являются эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.

Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя с помощью силы. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом XX в. в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений.

Как характеризуется общество с точки зрения синергетического подхода?

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики — междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами.

1. Разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.

2. Интегративными качествами, присущими ему в целом и не свойственными отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает, как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории.

3. Самодостаточностью, т. е. способностью общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм.

4. Исключительной динамичностью, незавершенностью и альтернативностью развития. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

6. Непредсказуемостью, нелинейностью развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

7. Обоснованием возможных вариантов развития социальной системы в самых ее различных областях. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым.

Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.008 с.)