Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 51 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Со второй половины 19 — нач. 20 в. развиваются 3 основные стратегии исследования науки: 1) Дисциплинарное исследование науки (т. е. исследование науки в рамках ряда дисциплин, каждая из которых рассматривает определённые аспекты в науке); 2) Междисциплинарное исследование науки (науковедение); 3) Философско-методологическая стратегия. Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин: 1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу 19 в. История науки прошла ряд этапов: 1) Просто хронология событий, биографии учёных — преобладало до 30 х г. 20 в. 2) История идей, проблем, их развития и решения. 3) Социокультурный подход (оформился к концу 20 в.) — рассматривает, как наука развивается в обществе, пытается проследить образ науки в культуре. Этот подход разделяется на две ветви: ? Внутренняя история науки — настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в которых, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос) ? Внешняя история науки — пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах) 2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как социальный институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т. д. 3. Логика науки. Изучает понятийный аппарат науки, как развивается и функционирует язык науки и т. д. 4. Психология научного творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности научных коллективов, специфика коммуникации, лидерство в науке. 3. Междисциплинарная стратегия рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале 20 в. в работах Вернадского, Тимирязева. В середине 20 в. в ней намечаются 3 основные направления: ? Аналитическое направление — пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты. ? Наукометрия — статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассматривается как машина, которая может быть описана путем введения цифровых параметров. ? Нормативное направление — обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки. 4. Философско-методологическая стратегия. Это приложение теории познания в различных её версиях к решению вопроса — что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания. Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки. Философия по отношению к науке выступает как метазнание. Её интересует связка S O наука S’ — (S — O) Фил и методолог Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. — позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60–70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм — рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопрос, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопрос о структуре научного знания и анализа языка науки. Вторая половина 20 в. — появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эволюции науки. В настоящее время — интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки информации не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т. д. В качестве опорных точек выступают научные открытия. Это называется “кейс-стадис”.Философия науки — философское направление, исследующее науку как социокультурный и эпистемологический феномен, структуру и развитие научного знания, взаимосвязь науки и морали, науки и искусства, идеалы и нормы науки, ценностные ориентации ученых, этос науки, ее философские основания, природу научных революций и т. д. Каковы основные этапы становления философии науки? Термин «философия науки» ввел немецкий философ Евгений Дюринг в книге «Логика и философия науки» (1878). Этот труд ознаменовал начало первого этапа становления философии науки. Однако истоки проблематики философии науки, структуры и развития научного знания восходят к Платону и Аристотелю. В эпоху Нового времени и позже философия науки вместе с теорией познания становится одной из центральных проблем философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель и др.). Как особое направление философия науки формируется в XIX в. в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера. Актуализации интереса к этой науке обусловлена ростом социальной значимости научного труда, становлением дисциплинарно организованной науки, дифференциацией наук о природе и наук о духе, исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Второй этап развития философии науки связан с осмыслением революционных открытий на рубеже XIX–XX вв., формированием теории относительности и квантовой механики, радикальным пересмотром оснований науки со стороны как философов, так и ученых (Мах, Планк, Пуанкаре, Эйнштейн, Гейзенберг и др.). Третий этап становления (1920–1940) — аналитический, инициирован идеями раннего Людвига Витгенштейна (1889–1951), австрийского философа и логика, и программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа — М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбахи др.). Ставится задача создания унифицированной науки по образу математического естествознания, с помощью логических методов проясняется отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания и т. п. Четвертый этап развития (1940–1950) — этап позднего неопозитивизма связан с критикой догм эмпиризации, тщательным изучением логики научного объяснения, исследованием вопроса редукции теорий и построения моделей структуры научных теорий (Куайн, Нагель, Гемпель, Бриджмен и др.). Расширяется проблемное поле философии науки, предметом исследования становится история, исторический закон и т. д. Пятый этап (1950-е) — постпозитивистский этап развития философии науки примечателен дискуссией между представителями исторической школы и критического реализма. Философия науки превращается на этом этапе в междисциплинарное исследование. Обсуждаются проблемы реконструкции исторической динамики научного знания, эвристической роли метафизики в развитии науки, неустранимости социокультурных детерминант научного познания (Полани, Тулмин, Кун, Лакатос, Агасси, Фейерабенд и др.). Возникает взаимовлияние философии, ряда естественнонаучных дисциплин, социальной психологии и когнитивной социологии науки. Шестой этап (1906-е) характеризуется существенным обновлением проблематики философии науки, возрождением интереса к философским измерениям науки, смещением акцента от проблем структуры научного знания к проблемам его роста, истории научных открытий, соотношению научной и других типов рациональности, выявлению мировоззренческих и социальных проблем науки (Степин, Швырев, Порус и т. д.). Седьмой этап (1970–1980) отмечен тенденцией к распространению наработанных в рамках естествознания моделей анализа социальных и гуманитарных наук. Наряду с активно развивающимися философско-методологическими исследованиями исторической науки целенаправленно развиваются методологии экономической науки, психологии, оциологии, социальной антропологии, юридической и политической наук. С известной долей условности весь массив знаний о науке и основных направлениях ее изучения и исследования можно разделить на три блока: 1) дисциплинарные исследования науки (история науки, социология науки, психология науки, логика науки и др.); 2) междисциплинарное исследование науки, наиболее полно обнаружившее свои ориентации в рамках т.н. науковедения; 3) философско-методологический анализ научного познания, на базе которого развивается философия науки как форма системного осмысления феномена науки в его исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде. Современная ситуация в западной философии науки специфицируется интенсивным развитием двух доминирующих тенденций анализа и интерпретации науки и характерных для нее форм исследовательской практики. Прежде всего это разнообразные школы и направления аналитической и лингвистической философии (П. Стросон, Н. Хомский, Дж. Серл, а также активная полемика между представителями научного реализма, с одной стороны (X. Патнэм, Р. Селларс, Б. ван Фрассен), и инструментализма и радикального конструктивизма — с другой (Г. Фолмер, X. Матурано, Ф. Ва-рела, Н. Гудмен). Разнообразные формы философско-методологического анализа социально-гуманитарного познания и знания были развиты и конституированы в рамках структуралистской программы (К Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт и др.), а затем и в ряде постструктуралистских интерпретаций языка и «логики» гуманитарных наук (Ж. Делез, Ф. Бодрийар, Ж. Деррида и др.). Не менее известны и популярны в западной философии науки и различные версии герменевтических интерпретаций языка науки и форм его опосредования в культуре (Г. Гадамер, П. Рикер, К. О. Апель и др.). Немаловажный вклад в развитие современной философии науки внесли и отечественные философы и методологи. В разработанных ими моделях и концепциях структуры, динамики и функций науки в различных типах социума была обоснована системно-диалектическая традиция современного науковедения, которая по многим параметрам оказалась более перспективной и адекватной реальной практике научных исследований, нежели западные аналоги. К наиболее известным и авторитетным представителям отечественной философии науки относятся Б. М. Кедров, П. В. Копнин, М. Э. Омельяновский, В. А. Штофф, В. С. Швырев, А. И. Ракитов, В. С. Степин и др. Благодаря плодотворной деятельности этих и многих других ученых в отечественной философии науки начиная со второй половины XX века формируется и основательно заявляет о себе ряд школ и исследовательских центров. Среди них — московская, минская, ленинградская, киевская, новосибирская, ростовская школы. Укажем на некоторые, наиболее типичные и часто встречающиеся подходы к определению предметной сферы философии науки. По мнению известного специалиста в этой области Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является обоснование необходимости и реальных путей трансформации человеческого познания от максим здравого смысла и обыденного мышления к естественнонаучным принципам и методам освоения исследуемой реальности. По мнению К. Поппера, центральное ядро философии науки — это проблема роста знаний и связанный с ней анализ конкуренции в науке, неизбежно сопровождающей любые познавательные действия. Существует широко распространенное мнение, согласно которому предмет философии науки объединяет в себе несколько типов или уровней анализа науки как некой системной целостности и специфического компонента современной культуры: 1) анализ структуры науки, представленной в разных формах ее бытия (наука как деятельность, знание и социальный институт); 2) исследование основополагающих функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе; 3) изучение проблемы роста знаний и социодинамики науки в эпоху научных революций и в периоды ее «нормального» существования; 4) аксиологические проблемы науки, в рамках которых рассматриваются многочисленные вопросы ее взаимосвязи и диалога с обществом и различными компонентами культуры. Некоторые авторы утверждают, что важнейшей задачей философии науки является исследование некоего граничного между философией и реальным частнонаучным знанием познавательного компонента, который они называют основаниями науки. Как правило, к ним относят онтологические, гносеологические, логические, методологические и ценностные ее основания. Известное распространение получил и т.н. дескриптивный подход к определению статуса философии науки и ее предметной сферы. С позиций этого подхода философия науки есть описание разнообразных познавательных ситуаций, которые встречаются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне научного исследования. В современной литературе встречаются и попытки обосновать такие интерпретации предметной области исследований в рамках философии науки, которые основываются на принципах их историко-генетической классификации. Согласно этим подходам, основными проблемами философии науки в первой трети XX столетия были следующие: анализ проблемы причинности в физическом познании и обоснование сложной системы отношений между детерминизмом и индетерминизмом в современном естествознании; изучение динамических и статистических закономерностей, форм и способов их фиксации в структуре научного знания; исследование отношений и опосредовании между классической и квантово-релятивистской научными картинами мира. И др. Вторая треть XX века обычно связывается с активизацией философско-методологических исследований науки по таким направлениям, как ? анализ возможностей и границ эмпирического обоснования научного знания; ? проблема теоретической нагруженности опыта; ? исследование контекстов психологии открытия и логики обоснования научных знаний; ? разработка проблематики роста знаний и метатеоретических структур науки. И др. Наконец, в последней трети XX столетия и в исследованиях самого последнего времени все более актуальными становятся вопросы, связанные с анализом ? различных видов и форм научной рациональности, а также их изменений в эпоху кардинальных трансформаций науки и научных революций; ? познавательных и методологических возможностей истории науки, психологии научного творчества, социологии науки и других дисциплинарно- и междисциплинарно-ориентированных направлений ее изучения и исследования; ? широкого круга мировоззренческих, этических, социокультурных и аксиологических проблем науки и форм ее объективации в различных сферах жизнедеятельности современного общества (экономика, политика, культура и т. д.); ? методологических идей глобального эволюционизма, синергетики и принципов нелинейного мышления в современных научных исследованиях; ? перспектив и тенденций сближения предметных областей и методологических стандартов естественных и гуманитарных наук, рациональных и внераци-ональных факторов как стимулов и детерминант новейших исследовательских стратегий и ориентации в научном поиске.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.011 с.) |