Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выделенные А. Тойнби 21 типа цивилизаций могут быть разделены на 2 больших класса: традиционные и техногенные цивилизации, которые часто соотносятся с такими понятиями, как восточная и западная цивилизация. Но используется предпочтительно понятие «техногенная цивилизация», так как такой тип общества реализуется как на Западе, так и на Востоке с ее важнейшим признаком — ускоренный научно-технический прогресс. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное общество и постиндустриальное общество. Возникновение техногенной цивилизации было подготовлено рядом мутаций традиционных культур: 1. Aнтичная эпоха: в полисах возникает теоретическая наука и опыт демократической регуляции социальных отношений. 2. Возникновение христианской традиции, в которой человек понимается как созданный по образу и подобию Бога, а человеческий разум — малая копия божественного разума. 3. Синтез достижений античной культуры и христианской культурной традиции? В эпоху Просвещения закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Она проходит три стадии: прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Техногенная цивилизация рассматривается в 2 ракурсах: 1. Соотношение техногенной цивилизации с традиционным европейским обществом. 2. Соотношение техногенной цивилизации с цивилизацией Востока (Юнг использовал понятия интроверсии и экстраверсии, где интровертивный тип мышления ориентирован на развитие духовного мира человека, а экстравертивный — на утверждение себя в окружающей среде). Признаки техногенной цивилизации (по В. С. Степину) в сравнении с традиционной: 1. Активная позиция человека, направленная на преобразование окружающечо мира 1. Принцип «у-вэй», требующий невмешательства в протекание природного процесса, адаптации к социальной среде, самоконтроль и самодисциплину индивида. 2. Природа как упорядоченное поле, над которым может быть установлен контроль со стороны разумного существа. 2. Мир — живой организм, который не разделяется дуально на природный и человеческий. 3.? деятельнось и активность являются результатом свободного творчества человека. 3. Ценность реализации личности либо не выдвигается, либо рассматривается в контексте некоторой корпорации. 4. Господство силы и власти (в современном обществе предполагает владение капиталом и присвоение товаров) 5. Особая ценность научной рациональности (науки, техники,технологий), научно-технического взгляда на мир как базисного для преобразования мира 5. Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки 6. Индустриальное общество с демократическими формами правления государством 6. Неидустриальное общество, которому характерна авторитарная власть 7. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое 7. Инновационная деятельность допустима лишь в рамках веками апробированных традиций 8. Необратимость исторического времени (прогрессивность истории) 8. Цикличность времени, периодические возвращения к исходному состоянию. 9. Увеличение темпов социальных изменений *Техника — совокупность создаваемых человеком материальных средств, способствующих эффективной практической деятельности: ? орудия ручного труда (техника осмысливалась в аспектах целей, ее природы); ? механизм, машины (XVII — НТР, развитие ремесла, мануфактур); ? автоматические устройства (XVIII- XIX — крупное машинное производство). *Технология — способ производственно-экономической и организационно-управленческой деятельности, характеризующий отношение человека к другим работникам и средствам труда. В XIX–XX веке появляется комплекс идей под названием «технологический детерминизм» (А. Сен-Симон, О. Конт), согласно которому техника — основа социального прогресса. Концепции «индустриального общества», или «единого индустриального мира» оформились в 60-х: 1. Концепция Раймона Арона: в индустриальном обществе главную роль играет НТП, который способен автоматически разрешать социальные противоречия. 2. Концепция Уолта Ростоу: переход общества к разным стадиям связан с достигнутым уровнем НТП. В ходе развития каждая страна проходит 5 основных «стадий роста»: ? традиционное общество (господство аграрной экономики) ? переходная стадия (формирование капитализма, начало НТП) ? сдвиг (научно-промышленная революция) ? зрелость, или экономический рост (активное использование достижений НТП, расширение возможностей экономики) ? высокое массовое потребление (удовлетворение материальных потребностей). *Маркс и Энгельс никогда не считали уровень развития производства единственным решающим фактором для характеристики исторической эпохи. Коренное положение теории марксизма состоит в том, что одна эпоха отличается от другой не просто уровнем развития производительных сил, а способом производства, т. е. производительными силами и производственными отношениями в их единстве. Но именно эту решающую сторону проблемы и игнорируют сторонники концепции «индустриального общества». Парадоксы: 1. Чем больше производится товаров и услуг, тем менее спокойно себя чувствует человек. Э. Фромм в работе «Иметь или быть» показал, что 1) бесконечная смена потребительских товаров не обеспечивает счастья или равновесия, 2) индустриализм превратил человека в винтик бюрократической машины, 3) общество массового потребления обернулось манипуляцией мыслями, 4) потребительское изобилие коснулось только некоторых стран («золотой миллиард»)? отчуждение людей. 2. Чем больше изобретается возможных машин и аппаратов, призванных сэкономить время, тем интенсивнее и напряженнее становится существование людей, тем меньше у них свободного времени. Проблемы техногенной цивилизации: 1. Проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создает все более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения: ? преступность ? терроризм. 2. Нарастание в конце XX в. глобального экологического кризиса. Старая парадигма, где природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы, которая представляет собой не окружающую среду для преобразующей деятельности человека, а выступает целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы? обеспечение коэволюции человека и природы. 3. Нарастание антропологического и аксиологического кризиса, который выражается в проблеме сохранения человеческой личности 1) в условиях манипулирования сознанием (человек теряет способность рационально осмысливать бытие, при этом и манипулируемые, и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры; происходит так называемое «промывание мозгов» с целью формирования нужного сознания); 2) формирование личности и проблема социализации (происходит навязывание стереотипов поведения человека: США разрекламировало по всему миру свой образ жизни, в результате которого все оторвались от родной почвы и возненавидели ее? неудовлетворенность, фрустрация, неврозы, наркомания. В условиях развития средств массовой информации? происходит с одной стороны, объединение с человечеством (глобализация), а с другой, человек изолируется (происходит его атомизация). 3) сохранение человеческой телесности (необходимость включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур сопряжена с нагрузками на психику, разрушающими здоровье. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она сузила сферу действия естественного отбора? рост мутагенных факторов биологического воспроизводства человека? опасность ухудшения генофонда человечества). Сегодня в мире идет поиск новых ориентиров, новых ценностей. Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня внутри самой техногенной цивилизации, на переходе ее от индустриального к постиндустриальному развитию. Постиндустриальное развитие не является простым продолжением техногенной цивилизации. Его следует интерпретировать как начало нового, исторически третьего (по отношению к традиционному и техногенному) этапа цивилизационного развития. Такой подход заложен уже в описании самых общих характеристик постиндустриального общества: ? – оно призвано создать условия для решения экологической и иных глобальных проблем, которые породило предшествующее техногенное развитие; ? – в нем наиболее активно должен использоваться человеческий фактор, информационные, творческие возможности человека (в этом смысле иногда говорят об антропоцентрической цивилизации в противовес техноцентрической); ? – оно характеризуется как общество перехода к доминированию нематериальных ценностей, где происходит сдвиг от безудержного роста вещественно-энергетического потребления к увеличению информационного потребления. Техногенная цивилизация возникает в 18 в., во время буржуазных революций. Предпосылки ее становления в античности (нацеленность на преобразование природы, деятельный тип личности, политическая организация), в эпохе Возрождения (ценность личности, индивидуальности, творческая активность человека). В противоположность ценности традиции здесь — ценность инновации. Достижения этой цивилизации: экономическое процветание, достаточно высокий уровень жизни, просвещенность человека, здравоохранение, обращенность к человеку, возможность для него проявлять все новые его способности. Недостаток — это все как правило для “золотого миллиарда”. А страны третьего мира тянут лямку. Т.е. благами этого общества могут пользоваться далеко не все участники этого процесса. А ресурсы для обеспечения этого “золотого миллиарда” берутся со всей планеты. Экологическая проблема приобрела зловещие очертания. Она, эта цивилизация, очень агрессивна, лезет всюду и всюду экспансия ее ценностей. Эта экспансия подстегивает гонку вооружений, угроза ядерного конфликта. Массовое общество — одномерный человек — потребляющий человек — природа человека атрофируется. Утрата сакральных, священных ценностей, человек стал свободным, но не стал цивилизованным. Кризис человеческой телесности, присвоить не только мысли, но и тело другого человека (черный рынок органов). Транспортные потоки в мегаполисе — напрягает психику. Зависимость от общения в Интернете. Усиливается обезличенность, чувство одиночества. Очевидно, что ее систему ценностей надо перестраивать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.01 с.) |