Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.1. Задачи и источники проверки организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Поиск

 

Задачи проверки:

1.Проверка организации работы бухгалтерии: наличия положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии,

2. Проверка наличия утвержденного руководителем положения по учетной политике, ее соблюдения в течение года.

3. Проверка наличия необходимых приложений к учетной политике: графика документооборота, графика проведения инвентаризаций, рабочих альбомов первичных документов и бухгалтерских регистров, рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

4. Проверка организации первичного учета: правильности оформления первичных документов, применение типовых форм первичного учета, соблюдения графика документооборота.

5. Проверка ведения аналитического и синтетического учета в соответствии с выбранной организационной формой и методами бухгалтерского учета, уровнем автоматизации учетных работ. Проверка полноты отражения всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и правильности отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Проверка правильности отражения операций на забалансовых счетах.

6. Оценка системы внутрихозяйственного контроля: наличия положения о внутрихозяйственном контроле, графика проведения инвентаризаций и его соблюдения. Проверка качества отражения результатов внутренних проверок. Проверка организации инвентаризационной работы, оформления её результатов и их отражения на счетах бухгалтерского учета.

7. Проверка соответствия данных вступительного баланса данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий период.

8. Проверка состава и правильности заполнения форм бухгалтерской и статистической отчетности, взаимоувязки их показателей и своевременности ее представления. Проверка обеспечения сопоставимости показателей за отчетный период с показателями за соответствующий период предыдущего года при изменении учетной политики, законодательных и иных актов.

9. Проверка своевременности и правильности исправления ошибок в отчетности и наличия пояснений в объяснительной записке о корректировке отчетности.

Источники информации для проверки:

1.Проверке подлежат все формы, составляющие отчетность организации:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчет об изменении капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительная записка.

2. организационно-распорядительная документация: положение о бухгалтерии, положение о внутрихозяйственном контроле, должностные инструкции бухгалтеров, учетная политика организации, график документооборота, рабочий альбом документов, рабочий план счетов, график инвентаризаций, договоры о полной индивидуальной материальной ответственности работников организации; приказы и распоряжения администрации; протоколы заседания правлений хозяйственного общества; учредительные документы (устав, учредительный договор).

3. Для подтверждения сальдо по счетам проверяющий принимает во внимание материалы инвентаризации (инвентаризационные описи, акты инвентаризаций).

4.В необходимых случаях истребуются документы первичного учета, а также аналитические и синтетические регистры.

Процедуры, используемые при проведении проверки, будут включать:

а) получение исполнителем представления о деятельности предприятия и особенностях АПК;

б) запросы в отношении учетной политики хозяйства;

в) запросы в отношении порядка отражения в учете, классификации и обобщения операций, группировки информации для отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйства и ее раскрытия;

г) запросы в отношении всех существенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйства;

д) аналитические процедуры, разработанные с целью выявления соотношений и отдельных статей, которые представляются необычными. Данные процедуры включают сравнение финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего и предыдущих периодов, сравнение финансовой (бухгалтерской) отчетности с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучение соотношений различных показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые должны соответствовать прогнозируемым показателям, характерным для хозяйства и (или) для отрасли в целом;

е) запросы в отношении решений, принятых на заседаниях правления хозяйства, и прочих решений, которые могли оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

ж) изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности с учетом ставшей известной исполнителю информации о соответствии финансовой (бухгалтерской) отчетности правилам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

з) запросы сотрудникам хозяйства, которые отвечают за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении, например, того, все ли операции были отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели ли место изменения в деятельности хозяйства или в его учетной политике, в чем они заключались, а также запросы по вопросам, возникшим в ходе обзорной проверки, и получение в случае необходимости от руководства хозяйства заявлений и разъяснений в письменной форме.

В.2. Методика проверки.

При проверке следует изучить:

1. Организацию бухгалтерского учёта на предприятии, в том числе следующие вопросы:

1. правильность организации бухгалтерского учёта и отчётности в соответствии с Типовым планом счетов и Инструкцией по его применению,

2. укомплектованность штата бухгалтеров и уровень квалификации бухгалтеров, наличие должностных инструкций,

3. исполнение предложений и указаний по результатам предыдущих поверок состояния бух.учёта и отчётности,

4. обеспечение главным бухгалтером и работниками бухгалтерии предварительного и текущего контроля за законностью совершаемых хозяйственных операций, правильным м рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности,

5. своевременность составления и качество оформления первичных документов, наличие необходимых реквизитов, подписей,

6. правильность применения журналов-ордеров, типовых программ автоматизации бухгалтерского учёта (документальная обоснованность записей, наличие исправленных записей и итоговых данных в журналах-ордерах, накопительно-группировочных ведомостях, Главной книге и др. учётных регистрах)

7. наличие подписей гл.бухгалтера и исполнителями в учётных регистрах,

8. достоверность бухгалтерских записей в регистрах аналитического и синтетического учёта (сверка записей с оправдательными документами и расчётами, контрольный подсчёт учётных данных, сопоставление записей в ж-о с Гл.книгой)

9. соблюдение типовых бухгалтерских записей

10. согласованность оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учёта с Гл.книгой, баланса

11. подтверждение учётных и отчётных данных результатами проведенных инвентаризаций

12. состояние хранения бухгалтерских документов, наличие архива, наличие описи сданных на хранение документов.

2. Формирование и соблюдение учётной политики предприятия, в том числе следующие вопросы:

1. наличие приказа об учётной политике на предприятии, утверждён ли он в установленном порядке

2. применение выбранной учётной политики всеми структурными подразделениями предприятия,

3. соблюдение учётной политики в течение всего отчётного года,

4. соответствие учётной политики действующему законодательству

5. охватывает ли учётная политика все аспекты учётного процесса:

1.организационно-технические: систему построения бухгалтерской службы, организации внутрихозяйственного учёта, отчётности и контроля, технологию обработки учётной информации (документооборот, инвентаризация, система учётных регистров и проч.)

2.методические: конкретные способы и приёмы ведения бухучёта

6. содержит ли учётная политика предприятия следующие вопросы:

1. установление стоимостных границ,

2. способ отражения стоимости активов предприятия

3. способы оценки производственных запасов, затрат, готовой продукции, товаров в текущем учёте и отчётности

4. методика учёта реализации продукции, товаров, работ, услуг.

5. порядок учёта и начисления амортизации

6. варианты учёта затрат на производство продукции, калькулирования себестоимости и формирования финансового результата.

Кроме того, в сельскохозяйственных организации необходимо проверить:

1. состояние и достоверность бухгалтерского учета и отчетности по объемам готовой продукции, работам, их реализации, расчетам с поставщиками, покупателями (потребителями), дебиторами, рабочими и служащими, кассовых и банковских операций, основных фондов, труда и заработной платы, фондов, резервов, затрат на производство, издержек обращения, валовых доходов и финансовых результатов, а также правильность ввода информации в компьютер по всем счетам бухгалтерского учета;

2. выполнены ли мероприятия по механизации и централизации бухгалтерского учета, внедрению передовых форм учета и научной механизации, организации труда в бухгалтериях, а также указания и предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности;

3. выполнение главным бухгалтером организации обязанностей и использования прав, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в части организации бухгалтерского учета и контроля за сохранностью государственных средств;

4. обеспечивается ли главным бухгалтером и учетным аппаратом предварительный и текущий контроль за законностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности;

5. выполнение органом управления, организацией исполнения приказов и решений коллегии Минсельхозпрода;

6. правильность организации документооборота и первичного учета. Внедрение и соблюдение утвержденных типовых, специализированных и унифицированных форм первичной учетной документации в проверяемой организации;

7. своевременность составления и качество оформления первичных документов, наличие в них необходимых реквизитов, шифров и подписей лиц, ответственных за совершение операции. При обнаружении в документах подчисток, помарок, неоговоренных исправлений, арифметических ошибок в расчетах и подсчетах проверяющий должен выяснить причины и последствия допущенных нарушений, а также провести встречную проверку по этим документам;

8. правильность применения журнально-ордерной или таблично-перфокарточной формы учета, типовых проектов механизации бухгалтерского учета товаров и материалов;

9. подписаны ли главным бухгалтером и исполнителем журналы-ордера, ведомости, табуляграммы и другие учетные регистры, а также внесенные в них исправления. Достоверность бухгалтерских записей в регистрах аналитического и синтетического учета необходимо проверить путем их сверки с оправдательными документами и расчетами, а правильность итоговых сумм – путем контрольного подсчета учетных данных по вертикали и горизонтали и сопоставления этих сумм с записями в журналах-ордерах, главной книге;

10. нет ли в учетных регистрах необоснованных исправлений и записей, не подтвержденных документами, бухгалтерскими расчетами и составленных с целью сокрытия недостач, хищений, других нарушений и злоупотреблений, а также кредитовых (красных) сальдо по активным счетам и дебетовых по пассивным, необоснованного свертывания сальдо по активно-пассивным счетам (дебиторам и кредиторам);

11. соблюдаются ли типовые корреспонденции бухгалтерских счетов, предусмотренные счетным планом и инструкцией по их применению. При выявлении в журналах-ордерах, ведомостях, табуляграммах и других учетных регистрах отступлений от установленных корреспонденций счетов или нарушений порядка исправительных (сторнировочных) записей надо внимательно изучить эти неправильные записи и корреспонденции счетов, а также выяснить их последствия и установить виновных лиц;

12. взаимную согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными главной книги, баланса и других отчетных форм. Подтверждается ли реальность учетных и отчетных данных по счетам инвентаризационными описями, сличительными ведомостями и протоколами центральных инвентаризационных комиссий, утвержденными в установленном порядке;

13. обеспечивается ли своевременное и качественное составление оборотных ведомостей-табуляграмм по движению товаров и материалов, готовой продукции, начислению заработной платы. Имеются ли соответствующие подтверждения (акты, справки) о производственной сверке за подписями бухгалтеров и материально ответственных лиц. При наличии расхождений между данными складского и бухгалтерского учета следует выяснить их причины и виновных работников, а также проверить, не повлияли ли эти расхождения на правильность выведенных результатов инвентаризаций, не способствовали ли сокрытию недостач, хищений и излишков материальных ценностей;

14. правильность применения типовых проектов комплексной механизации бухгалтерского учета с применением вычислительной техники. Обеспечивает ли применяемая технология механизированной обработки учетных документов соблюдение методологии бухгалтерского учета, особенно типовых корреспонденций счетов, а также эффективный контроль выявления и исправления ошибок на всех стадиях технологического процесса обработки информации, достоверности учетных и отчетных данных в табуляграммах, учетных регистрах и отчетности. При этом следует провести проверку достоверности учетных записей, шифров, итоговых данных в табуляграммах по учету товаров, расчетов с поставщиками, рабочими и служащими, кассовых, банковских и других финансово-хозяйственных операций;

15. достоверность бухгалтерской отчетности; не допускались ли приписки и искажения отчетных данных, особенно по выполнению плана выпуска продукции, финансовым результатам и рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, по строительству, вводу в действие основных фондов, перевозкам грузов и другое. В случае выявления приписок и искажений в отчетности следует выяснить причины и виновных лиц, определить размер необоснованно выплаченных премий. Правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов, своевременность их представления. Докладывает ли главный бухгалтер о результатах анализа квартальной и годовой отчетности руководителю организации для принятия мер к улучшению работы;

16. состояние хранения бухгалтерских документов. Имеется ли специальное помещение для хранения архива, составлены ли описи документов и определены ли работники, ответственные за их сохранность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.014 с.)